Аннотация 5
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 10
1.1. Содержание образования и организация образовательного процесса в среднем профессиональном учреждении 10
1.2 Виды и назначения основной документации, регулирующей качество образования 16
1.3 Анализ ФГОС с учетом требований профессионального стандарта по родственной специальности 22
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО КУРСУ МДК 01.02 «МЕТАЛЛУРГИЯ ТЯЖЕЛЫХ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ» И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 30
2.1. Дидактическое обоснование типа урока, методов и средств обучения 30
2.2. Подготовка к проведению и описание структуры лабораторно-практических работ 44
2.3. Разработка методических указаний по выполнению курсового проекта дисциплины «Металлургия тяжелых цветных металлов» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список используемых источников 59
Приложение А 60
Приложение Б 140
Приложение В 234
Приложение Г 257
Среднее профессиональное образование (СПО)- это уровень профессионального образования, который направлен на подготовку работников и специалистов-практиков среднего звена для всех отраслей экономики: транспорта и связи, промышленности, строительства, сельского хозяйства, здравоохранения, различных отраслей культуры. Обучение осуществляется на базе основного общего (после 9 класса), среднего (полного) общего (после 11 класса) или начального профессионального образования.
В последнее время среднее профессиональное образование занимает значительное место в удовлетворении образовательных потребностей современного общества. В настоящее время это образование имеют 22% населения России, что в 1,5 раза больше, чем доля населения, имеющего высшее профессиональное образование.
Сегодняшний рынок труда не испытывает недостатка в выпускниках вузов, а вот квалифицированные работники среднего звена в остром дефиците. Парадоксальная ситуация с одной стороны объясняется нежеланием выпускников вузов занимать «непрестижные» должности, а с другой отсутствием у них практических профессиональных навыков. В такой ситуации речь идёт уже не о престиже, а о востребованности. И как показывает практика именно квалифицированным рабочим легче трудоустроиться.
За последние годы статус среднего профессионального образования заметно повысился. В некоторых колледжах конкурс при поступлении достигает 7 человек на место. Такой показатель сопоставим с вузовским вступительным конкурсом, и наглядно демонстрирует растущую привлекательность СПО для абитуриентов.
Работа является одной из главных причин роста людей, поступающих в средние специальные учебные заведения. По сравнению с теми временами, когда наиболее престижными являлись профессии экономических или юридических специальностей, на сегодняшний день ситуация на рынке труда значительно изменилась. Специалист со средним специальным образованием может получить более высокооплачиваемую работу, чем выпускник ВУЗа. Первая причина такой кардинальной перемены в том, что средние специальные учреждения заботятся о практических навыках своих студентов и направляют их на практику в различные фирмы и компании. После окончания обучения такие студенты уже имеют опыт работы и почти не имеют проблем с трудоустройством. Второй причиной является дефицит таких профессий, как слесарь, плотник, сварщик и т.д. Многие заводы и компании платят большие деньги за человека с подобной специализацией.
В настоящее время появилась тенденция опираться на требования профессионального стандарта, в связи с этим, в учебном процессе колледжа ведется интенсивная методическая работа по созданию новых и усовершенствованию имеющихся рабочих программ дисциплин и модулей. Такая работа ведется после внесения обновлений или уточнений требований к специалистам среднего звена.
Таким образом, в колледже имени И.И. Ползунова существует проблема обеспечения образовательной программы «Металлургия цветных металлов» методическими материалами по курсам и модулям.
Цель нашей дипломной работы связана с разработкой учебно-методического обеспечения для обучения техников по специальности 22.02.02 «Металлургия цветных металлов» по дисциплине МДК.01.02 «Металлургия тяжелых цветных металлов».
Объект исследования - процесс обучения студентов по дисциплине «Металлургия тяжелых цветных металлов».
Предмет исследования - учебно-методическое обеспечение дисциплины «Металлургия тяжелых цветных металлов».
В соответствии с поставленной целью работы были намечены следующие задачи:
1. Проведение анализа ФГОС СПО с учетом требований профессионального стандарта.
2. Описание технологии урока теоретического обучения в условиях Уральского государственного колледжа имени И.И. Ползунова.
3. Проектирование учебно-методического комплекса по дисциплине МДК 01.02 «Металлургия тяжелых цветных металлов» при подготовке по специальности 22.02.02 «Металлургия цветных металлов и сплавов» в Уральском государственном колледже имени И.И. Ползунова, включающего:
- лабораторные работы и методические указания к их выполнению по дисциплине «Металлургия тяжелых цветных металлов»;
- практические задания и методические указания к их выполнению по дисциплине «Металлургия тяжелых цветных металлов»;
- курсовая работа и методические указания к её выполнению по дисциплине «Металлургия тяжелых цветных металлов»;
- экзаменационные билеты по дисциплине «Металлургия тяжелых цветных металлов».
Происходящие в современном российском обществе изменения требуют качественного преобразования характере и содержания труда: повышения уровня конкурентоспособности работников в разных сферах производственной деятельности, социально-профессиональной мобильности.
Среднее профессиональное образование должно быть направлено прежде всего на удовлетворение потребности экономики. Данная ситуация требует переосмысления ключевых методологических подходов к проектированию и реализации образовательного процесса в средних специальных образовательных учреждениях. В подготовке обучающегося важнейшую роль приобретает ориентация на личность и компетентность.
Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той, или иной компетенции. Компетентностный подход - попытка привести среднее профессиональное образование в соответствие с требованиями рынка труда, с запросами общества и личности. В настоящий момент перед российскими ссузами на первый план выдвигается задача пересмотра образовательных программ с учетом требований профессионального стандарта.
Целью выпускной квалификационной работы является - разработка учебно-методического обеспечения для обучения техников при подготовке по специальности 22.02.02. «Металлургия цветных металлов» по дисциплине МДК 01.02. «Металлургия тяжелых цветных металлов».
В выпускной квалификационной работе, с учетом поставленной цели, было разработано учебно-методическое обеспечение для техников при подготовке по специальности 22.02.02 «Металлургия цветных металлов» по дисциплине МДК 01.02. «Металлургия тяжелых цветных металлов», включающего:
- лабораторные работы и методические указания к их выполнению по дисциплине «Металлургия тяжелых цветных металлов»;
- практические задания и методические указания к их выполнению по дисциплине «Металлургия тяжелых цветных металлов»;
- курсовая работа и методические указания к её выполнению по дисциплине «Металлургия тяжелых цветных металлов»;
- экзаменационные билеты по дисциплине «Металлургия тяжелых цветных металлов».
Для достижения поставленной цели был проведен анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта специального профессионального образования по специальности 22.02.02 «Металлургия цветных металлов» и требований профессионального стандарта по родственной специальности «Плавильщик цветных металлов»; проведен анализ научно-методической литературы по основным формам обучения; определен перечень компетенций техников среднего профессионального образования металлургической специализации с учетом требований профессионального стандарта.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы поставленные задачи были выполнены, цели реализованы.
1. Дирвук, Е. П. Методическое обеспечение учебного занятия в учреждениях профессионально- технического и среднего специального образования : методическое пособие по курсовому проектированию для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / Е. П. Дирвук, А. А. Плевко. - Минск : БНТУ, 2013. - 131 с.
2. Профессиональный стандарт «Плавильщик цветных металлов и сплавов»
3. Рабочая программа дисциплины МДК 01.02. «Металлургия тяжелых цветных металлов» - Екатеринбург: УГК им. И.И. Ползунова, 2012. - 66 с.
4. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учебное пособие для нач. проф. образования / В.А. Скакун. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 128 с.
5. Скакун, В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ/ В.А. Скакун. - М.: Высш. шк., 1987. - 272с.
6. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие / В.А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2007. - 336 с.
7. Учебный план программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности 22.02.02. «Металлургия цветных металлов» - Екатеринбург: УГК им. И.И. Ползунова, 2015. - 15 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования 22.02.02 «Металлургия цветных металлов» от 21.04.2014 г. №356
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.10.2013 г. №1199 [Текст]. - М.: - Омега-Л., 2014. - 134 с.
10. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.