Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического изучения пенитенциарной
системы России 8
1.1. Общая характеристика пенитенциарной системы и её социальные функции 8
1.2. Изучение пенитенциарной системы как социологической проблемы 13
Глава 2. Социологическое исследование представления студентов СФУ о пенитенциарной системе 17
2.1. Программа социологического исследования представления студентов СФУ о
пенитенциарной системе 17
2.2. Результаты социологического исследования представления студентов СФУ о
пенитенциарной системе 23
Заключение 41
Список литературы 45
Приложение А. Анкета социологического исследования представления студентов СФУ о пенитенциарной системе 51
Приложение Б. Выборочная совокупность социологического исследования представления студентов СФУ о пенитенциарной системе 61
Приложение В. Описательная статистика социологического исследования представления студентов СФУ о пенитенциарной системе 63
Пенитенциарная система служит общепринятой цели - перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления.
Пенитенциарная система является социальным институтом, который выполняет ряд функций. Функционирование любого социального института регулируется определенными нормами: правовыми, моральными, а также уже сформированными традициями.
Уголовно-исправительная система как социальный институт - это совокупность органов и учреждений, деятельность которых направлена на достижение целей наказания в рамках правовых предписаний и определенной сферы функционирования, которая обладает для этого соответствующими материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.
Уголовно-исполнительная система на современном этапе реформирования строится на принципах законности, гуманизма, а также соблюдения прав и свобод.
Актуальность изучения представлений молодежи о пенитенциарной системе определяется следующим. В настоящее время большинство молодежи имеют низкий уровень осведомленности об уголовном наказании. В законодательство Российской Федерации с частой периодичностью вносятся поправки и изменения тех или иных законов. На сегодняшний день молодежь мало осведомлена об устройстве уголовно- исполнительной системы, а именно о пенитенциарной системе.
Актуальность
Данная тема актуальна для изучения по ряду причин.
1. В России в начале двадцатого века сохраняется высокий уровень преступности среди молодежи. В исправительных учреждениях (СИЗО, колонии, тюрьмах) содержаться сотни тысяч молодых людей. Учитывая тот факт, что молодежь - социальная общность, роль которой в развитии и модернизации нашего общества в ближайшем будущем будет определяющей, очень важно сохранить и использовать этот социальный ресурс. И те молодые люди, которые отбывают срок, безусловно, являются частью этого ресурса. Современная пенитенциарная система не только институт наказания, но и социальной реабилитации и социализации.
2. Сама пенитенциарная система модернизируется, становится более гуманной, обращенной к человеку. Она еще не совершенна, находится в стадии реформации.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской федерации обозначено, что «несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно- исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы».
Появляются и используются новые технологии, методы и формы социальной работы с осужденными. Исследователи отмечают позитивные сдвиги в пенитенциарной системе. Совершенствуется психологическая и социальная работа, которая позитивно влияет на воспитательный процесс в исправительных учреждениях.
Но, разумеется, то, как осуществляется работа с осужденными, их жизнь в исправительных учреждениях не афишируется. Россияне, включая молодежь, мало знают или получают искажённую информацию о ПУ (пенитенциарных учреждениях) в Российской федерации и о тех переменах, которые там происходят и зачастую судят об этом из непроверенных источников и на основе сложившихся в обществе стереотипов и слухов. Складываются мифы о том, что ПС (пенитенциарная система) представляется как место, где молодых осужденных людей калечат морально и физически, где царит абсолютный произвол, коррупция, власть грубой силы....
Примерное представление о том, что такое пенитенциарная система, имеют 15,6%.
2. Почти три четверти студентов СФУ (73,3%) осведомлены, что обеспечение исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, является направлением деятельности пенитенциарной системы. По 56,6% студентов СФУ - что направлениями деятельности пенитенциарной системы являются: обеспечение исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда, 53,3% - что направлением деятельности пенитенциарной системы является профилактика рецидива преступлений.
3. Более трети студентов СФУ (36,2%) затрудняются оценить работу пенитенциарной системы Российской Федерации. Это свидетельствует о низком уровне осведомленности студентов о работе пенитенциарной системы Российской Федерации (рисунок 3). Отрицательно работу пенитенциарной системы Российской Федерации оценивают 39,2% опрошенных, 24,6% - положительно.
4. Относительное большинство студентов (чуть более 50%) согласны со следующими суждениями в тюрьме не все воры; в тюрьму двери широки, а обратно узки; в тюрьму широка дорога, а из тюрьмы тесна; тюрьма не выбирает, в нее и честные люди попадают; вор должен сидеть в тюрьме.
5. Мнения студентов СФУ о том, какие социальные функции выполняет современная тюрьма, распределились приблизительно поровну между вариантами: тюрьма - жесткая система выживания: или ты на верху тюремной пирамиды, либо ты становишься изгоем (36,0%), тюрьма исправляет, воспитывает, социализирует человека (33,9%), тюрьма морально калечит человека (30,2%).
6. Во мнениях о том, изменилось ли за последний год и изменится ли в ближайший год качество работы пенитенциарной (уголовно- исполнительной) системы в России преобладают варианты «затрудняюсь ответить» и «осталось / останется» прежним.
7. Ключевыми источниками информирования студентов СФУ о жизни в тюрьме и о пенитенциарной системе в целом являются интернет (74,3%), художественные фильмы (66,7%), а также «блатные» песни, шансон (59,3%).
8. Большинство студентов СФУ (69%) считают, что система наказаний должна быть дифференцированной: за экономические преступления и мелкие нарушения необходимо смягчить наказания, за растление малолетних, терроризм, распространение наркотиков, умышленное убийство, наоборот, ужесточить.
9. Большинство студентов СФУ (60,3%) не считают, что система наказания в России слишком сурова и не гуманна.
10. Абсолютное большинство студентов СФУ точно знают или что-то
слушали о работе следующих учреждений и органов, исполняющих наказания в нашей стране: Федеральный орган уголовно-исполнительной системы (Федеральная служба
исполнения наказаний (ФСИН)) - 93,6%; следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы - 89,1%; учреждения, исполняющие наказания - 86,8%; территориальные органы уголовно-исполнительной системы - 81,2%. В меньшей степени студенты осведомлены о научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждениях, отнесенных к уголовно-исполнительной системе решением Правительства Российской Федерации (67,5%).
11. Факторный анализ суждений о пенитенциарной системе Российской Федерации показал, что в массовом сознании студентов Сибирского федерального университета существует два фактора - комплекса мнений (или два направления оценки) о пенитенциарной системе Российской Федерации. Так, первый фактор - пенитенциарная система Российской Федерации должна быть строгой и учитывать тяжесть преступления (30,2%), второй - пенитенциарная система Российской Федерации способствует исправлению осужденных (26,4%).
12. Около половины студентов СФУ (54,4%) думают, что современная молодежь должна больше знать о жизни осужденных сверстников в исправительных учреждениях.
13. Рейтинг механизмов, необходимых для того, чтобы студенческая
молодежь лучше знала о работе пенитенциарных учреждений, выглядит, по мнению студентов СФУ, следующим образом: профилактические беседы со студентами, лекции в вузах сотрудников ПУ - 43,9%; больше хороших фильмов, которые правдиво освещают работу ПУ и жизнь в исправительных учреждениях - 25,7%; специальные передачи на телевидении с привлечением сотрудников ПУ 14,6%. При этом до 12% студентов полагают, что ничего не нужно делать того, чтобы студенческая молодежь лучше знала о работе пенитенциарных учреждений, поскольку деятельность пенитенциарных
учреждений - это закрытая информация.
14.Чуть больше половины студентов СФУ считают, что работа в пенитенциарном учреждении - обычная работа, не хуже и не лучше других, около 30% считают эту работу престижной, высокооплачиваемой.
15.Большинство студентов СФУ (59%) указали, что не хотели бы работать в пенитенциарном учреждении, 21% - хотели бы, до 20% затруднились с ответом.
1. Воронин Р. М., Ковалев О. В., Мачкасов А. И. Интернет- конференция" Пенитенциарная система: наука и практика" //Прикладная юридическая психология. - 2014. - №. 4. - С. 164-165.
2. Селиванов Б. С. Выпуск журнала" Пенитенциарная система: наука и практика" //Прикладная юридическая психология. - 2014. - №. 1. - С. 119-121.
3. Ковалев О. Г., Шереметьева М. В. Пенитенциарная система США: особенности организации и современные тенденции //Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. - 2013. - №.
4. - С. 19-22.
4. Уйманов В. Н. Пенитенциарная система Западной Сибири (19201941 гг.). - федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2011.
5. Гулина О. Р. Пенитенциарная система Федеративной Республики Германия в современных условиях //Российский юридический журнал. - 2012. - №. 4. - С. 136-142.
6. Тонконогов А. В. Пенитенциарная секталогия //Учебно-практическое пособие. Москва, НИИ УИС Минюста России. - 2004. - Т. 121.
7. Овчинников С. Н. Пенитенциарная система России-институт социальной политики государства: дисс.... кандид. соц. наук //Нижний Новгород. - 2006.
8. Легостаев С. В. Пенитенциарная преступность: состояние, основные тенденции и проблемы предупреждения //Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - №. 2 (28).
9. Балуев Е. Н. «Пенитенциарная система»: плюрализм подходов к обозначению социально-юридического феномена и средства охраны и защиты законности и правопорядка //Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2010. - №. 3.
10. Уваров И. А. Общеуголовная пенитенциарная преступность в системе объектов пенитенциарной профилактики //Пенитенциарная наука. - 2011. - №. 14.
11. Малинин В. Б., Смирнов Л. Б. Пенитенциарная система России в
контексте предстоящих реформ уголовного и уголовноисполнительного законодательства //Вестник института:
преступление, наказание, исправление. - 2010. - №. 10.
12. Сивцов С. А. Пенитенциарная преступность как угроза
пенитенциарной безопасности: вопросы теории и практики //Российский судья. - 2011. - №. 11. - С. 25-28.
13. Габараев А. Ш. Пенитенциарная медиация как инструмент совершенствования уголовной политики Российской Федерации //Вестник федерального института медиации. - 2017. - №. 1. - С. 147-152.
14. Реуф В. М. Пенитенциарная система и свобода совести и вероисповедания в современной России //Мир политики и социологии. - 2015. - №. 9. - С. 111-121.
15. Макарова Н. Н. Пенитенциарная и правоохранительная системы Магнитогорска в период административно-командного управления (1929-1941) //Проблемы российской истории. - 2012. - №. 1. - С. 342-365....44