Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Работа №150508

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
1.1. Особенности психо-физического развития детей с синдромом
Дауна 6
1.2. Речевое развитие детей с синдромом Дауна 11
1.3. Принципы стимулирования речи у детей с синдромом
Дауна 14
ГЛАВА П. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
2.1. Методы исследования 19
2.2. Анализ полученных результатов 26
ГЛАВА Ш. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
3.1. Организация коррекционной работы 31
3.2. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с
синдромом Дауна 33
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59


Актуальность исследования. Речевое развитие является важным компонентом в онтогенезе речевой деятельности. Это направление исследований имеет неоспоримую актуальность, поскольку речевое развитие является ключевым элементом в процессе формирования речевой деятельности ребенка с синдромом Дауна. В ходе данного процесса происходит не только развитие, но и углубление знаний и умений, что способствует всестороннему развитию ребенка.
Речевое развитие включает в себя формирование всех основных компонентов речи, начиная с лексического состава, продолжая грамматическими правилами и заканчивая фонетико-фонематическими аспектами и произносительными навыками. Этот комплексный процесс направлен на то, чтобы ребенок мог успешно взаимодействовать с окружающим миром, общаться с другими людьми и, как следствие, встраиваться в социальную среду, что является неотъемлемой частью процесса социализации.
Л.П. Жиянова [19] утверждает, что у детей с синдромом Дауна сложно развивать формирование этих компонентов из-за наличия дефектов в анатомическом и физиологическом строении, а также из-за особенностей в интеллектуальном развитии. Эти аспекты значительно осложняют процесс интеграции детей с синдромом Дауна в социальную среду. Проблематика социальной адаптации является типичной для всех групп людей с ограниченными возможностями, однако особую остроту она приобретает в случае с детьми, имеющими синдром Дауна.
В ходе множества научных работ были выявлены специфические особенности, которые характерны для психофизического и личностного развития детей с синдромом Дауна. К ним относятся:
• недостаточно развитая эмоционально-волевая сфера;
• значительное снижение когнитивных функций;
• задержка в формировании и уникальные особенности ключевых этапов развития;
• нарушения в развитии основных видов деятельности на разных этапах взросления и другие.
Программы коррекции и развития у детей с синдромом Дауна сосредоточены на помощи им в социальной интеграции, адаптации к жизни внедомашнего круга и, в конечном итоге, на возможности их полноценного участия в жизни общества. В области развития речи у малышей с данным синдромом отмечается значительное отставание в освоении активного общения при достаточно хорошем понимании чужой речи. В процессе речевого обучения таких детей прослеживаются ограниченные словарные ресурсы, небольшой объем речи и недостаточно развитая грамматическая структура. Овладение речным навыком у них происходит очень медленно и с большими трудностями...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной целью нашего исследования было изучение особенностей и проведение коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с синдромом Дауна. Это направление исследований имеет неоспоримую актуальность, поскольку речевое развитие является ключевым элементом в процессе формирования речевой деятельности ребенка. В ходе данного процесса происходит не только развитие, но и углубление знаний и умений, что способствует всестороннему развитию ребенка.
В начале нашего исследования мы провели анализ проблем и особенностей, связанных с коррекцией речевых отклонений у детей с синдромом Дауна. В их развитии наблюдаются различные нарушения: проблемы со слуховыми и зрительными функциями, сердечно-сосудистой системой, сенсорными восприятиями, а также с речевыми навыками. Дети с синдромом Дауна обычно достигают определённых речевых уровней, но это происходит намного позже, чем у их сверстников без отклонений. Современные авторы в своих работах уделяют внимание специфическим языковым проблемам у детей с синдромом Дауна.
Одной из ключевых трудностей у таких детей является освоение вербальной речи. Они испытывают задержку в развитии активной речи и имеют ограниченный активный словарный запас по сравнению с более обширным пассивным словарём.
Во второй части работы мы провели исследование особенностей развития фразовой речи у детей дошкольного возраста с детьми с синдромом Дауна. Для исследования детей с синдромом Дауна были использованы методики Е.В. Кирилловой «Логопедическое обследование безречевых детей» и Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста».
В ходе исследования мы обнаружили, что дети с синдромом Дауна проходят аналогичные этапы развития, как и дети без таких нарушений, однако уровень освоения навыков у них задерживается по сравнению с детьми с нормальным развитием. Однако стоит отметить, что средние сроки, в течение которых у детей с синдромом Дауна происходит освоение определенных навыков, несколько уступают по сравнению с детьми, не имеющими таких нарушений. Кроме того, у детей с синдром Дауна, наблюдается замедленный процесс роста и обогащения словарного запаса, а также заметное отставание в овладении способностью использовать фразы в речи. В то же время, несмотря на эти трудности, у детей с синдромом Дауна сохраняется достаточно хорошее понимание речи, что является положительным аспектом их развития.
В третьей главе мы описали коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна, провели контрольный эксперимент и сравнили результаты констатирующего и контрольного эксперимента.
Целью коррекционно-развивающей работы являлось создание условий, способствующих коррекции и дальнейшему развитию речи ребенка с синдромом Дауна с целью адаптации его в социуме. Примеры занятий, рекомендуемых для включения в программу речевого развития детей с синдромом Дауна приведены в тексте работы.
Коррекционно-развивающая работа разрабатывалась на основе программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Е.А. Стребелевой Программа рассчитана на детей от 3-х до 8 лет. Включает 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
Из программы мы выделили специфику коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом Дауна и предложили комплекс игр, упражнений и сказок по коррекции речевого развития детей с синдромом Дауна.
По каждому дидактическому упражнению была установлена цель выполнения, подобрано соответствующее оборудование и разработана инструкция по выполнению конкретного задания...



1. Августова, Р.Т. В начале было слово: Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития / Р.Т. Августова. - М.: Этерна, 2015. - 384 с.
2. Августова, Р.Т. Шаг в будущее: Как развивать мышление ребенка и научить его хорошо понимать текст, особенно в «безнадежных" случаях / Р.Т. Августова. - М.: Этерна, 2020. - 272 с.
3. Бабаян, В. В. Состояние здоровья детей с синдромом Дауна / В. В. Бабаян. // Рос. Вестн. Перинатологии и педиатрии. 2016. - N° 1. - С. 24- 28.
4. Барцаева, Е.В. Особенности сформированности компонентов структуры социальной адаптации дошкольников в организациях дополнительного образования / Е.В. Барцаева, Н.В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 3 (31). - С. 7-14.
5. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина,
А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. - Спб.: Союз, 2003. - 320 с.
6. Бгажникова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажноковой. - М.: Академия, 2010. - 253 с.
7. Борисенко, М.Г. Начинаем говорить (Развитие речи) / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб.: Паритет, 2005. - 160 с.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: переизд., 2018. - 447с.
9. Брызгалова, А. Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников / А. Н. Брызгалова, М. А. Калиновская. - Минск.: Юнипресс, 2006. - 345 с.
10. Бут, Т. Современные подходы к болезни Дауна: монография / Т. Бут, Я. Заремба, К.А. Халлиди Смит. - М.: Педагогика, 1991. - 331 с.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, - СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. -144 с.
12. Грибина, Г. А. Методы развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна / Г. А. Грибина, Е. Л. Ермолаева, Е.С. Илюшина,
Л. А. Федосеева // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - N° 6. - С. 128-145.
13. Гришвина, А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития / А.В. Гришвина,
Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. - М.: Просвещение, 1988. - 93 с.
14. Дивенни, Д. А. Люди с синдромом Дауна [Электронный ресурс] / Д. А. Дивенни. - URL : https://downsideup.org/ru/pravilnaya-terminologiya (дата обращения: 20.10.2018).
15. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание 79 дошкольников с нарушением интеллекта: метод.
рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ