Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования занятий театральным искусством как средства развития самосознания
1.1 Самосознание как психологическое образование личности
1.2 Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
1.3 Теоретические аспекты развития самосознания посредством занятий театральным искусством
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния занятий театральным искусством на самосознание подростков.
2.1. Описание процедуры и методов исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования самосознания подростков
2.3. Программа занятий театральным искусством «Детский театр. Секреты творчества» по формированию самосознания подростков
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования влияния занятий театральным искусством на самосознание подростков.
Выводы
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Подростковый возраст является критическим, не редко переломным этапом в жизни человека. Кризис данного периода связан как с перестройкой организма ребенка (половым созреванием), так и с кардинальным изменением его мировоззрения. У подростков формируются взгляды на свое будущее, отношения между людьми, жизненный смысл[8, с. 12].
В подростковый период происходит бурное и плодотворное развитие познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В данный период активно формируются теоретическое, абстрактное мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.
Подросток стремится понять себя самого. «Кто я?» - основной вопрос возраста. Развивающееся самосознание в подростковом возрасте определяет духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Подростка начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении.
Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь [21, с. 11]. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Самопознание является неотъемлемой частью самосознания как интеллектуальный аспект познания себя. Самопознание в структуре самосознания является процессом перехода от субъективной оценки себя к более объективной, результатом самопознания является прояснение Я- образа. Самосознание представляет собой взаимодействие самопознания и эмоционально ценностного отношения личности к самой себе.
При изучении данного вопроса следует учитывать некоторые особенности самосознания в подростковом возрасте. Исследования Е.С. Шильштейн доказывают, что для подросткового возраста характерно формирование интеллектуального аппарата, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и самосознания [5, с. 19].
На современном этапе развития общества особенно остро стоит проблема воспитания как духовно так и интеллектуально развитой личности. При этом интеллектуальному развитию отводится большее внимание, нежели духовному, что ведет к ослаблению эмоциональной сферы подростка. Эмоциональная сфера, как известно, теснейшим образом связана с областью нравственных и эстетических чувств. При существующих средствах массовой информации современный подросток многое может услышать, увидеть, узнать [6]. Однако в силу ограниченности его реального жизненного опыта, несформированности многих моральных принципов и оценок, далеко не все воспринятое им становится фактом его сознания, приобретает личностный смысл. Таким образом, информация, полученная из СМИ, наполненная подчас сомнительной и опасной для психологического здоровья подрастающего поколения информацией, не перерабатывается подростком, не проходит процесс личностной переоценки, и остается в его сознании в изначально воспринятом виде.
Театральная деятельность способствует развитию и формированию самосознания, затрагивая как интеллектуальную так и духовную стороны личности подростка. Проследить это можно на примере обучения актерскому мастерству. Актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене. Основной принцип игры актёра — правда переживаний. Актёр должен переживать то, что происходит с персонажем. Эмоции, испытываемые актёром, должны быть подлинными. Кроме того, актер обязан продумать причины этих эмоций, понять их источник. Таким образом, занятия театральным искусством приводят к необходимости рефлексивного отношения подростков к деятельности на сцене, что положительно отражается на развитии самосознания...
В данной работе мы рассмотрели влияние занятий театральным искусством на самосознание подростков.
Было проведено теоретическое исследование, в котором мы рассматривали теоретические аспекты использования занятий театральным искусством как средства развития самосознания. Подробно рассмотрено понятие самосознание, проанализированы взгляды отечественных и зарубежных психологов на данное понятие. Рассмотрены теории самосознания различных авторов, выделены общие черты данных теорий. Описаны особенности развития самосознания в подростковом возрасте. Выделена специфика половых различий самосознания подростков. Понятие самосознание используется, как родовое, для обозначения всей области в целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины самосознание, представление о себе применяются для описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов отношение к себе и самооценка. Образ Я рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода итоговый продукт неразрывной деятельности трех его сторон когнитивной, эмоциональной и регуляторной.
Далее была разработана процедура эмпирического исследования. Исследование проводилось в три этапа, при помощи методик изучающих различные компоненты самосознания. Испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В течении шести месяцев испытуемые контрольной группы посещали занятия театральным искусством. После было изучено влияние занятий театральным искусством на самосознание подростков.
Результаты эмпирического исследования подтвердили гипотезу о том, что наиболее проблемными сферами самосознания подростка являются сферы межличногостного общения со сверстниками и сфера оценки своей внешности. В целом самосознание подростка характеризуется низким уровнем сформированности регуляции поведения. Занятия театральным искусством оказывают позитивное влияние на самосознание подростков, способствуют оптимизации самооценки относительно проблемных сфер подростка, формируют саморегуляцию их поведения.
Материалы данной диссертационной работы могут быть использованы педагогами-психологами для создания тренинговых курсов по развитию самосознания подростков, а также могут послужить справочной информацией при подготовке к индивидуальному или групповому консультированию.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Агапов В.С. Критерии эмпирического изучения Я-концепции [Электронный ресурс] http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/kixyk1.htm (дата обращения: 16.01.2015)
3. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека. - Киев: Издательство «Наука жить», 1997. - 26 с.
4. Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! / Пер. с англ. М.В. Горшкова. - СПб: Академический проект, 1998. - 190 с.
5. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980. - Т.2. - С. 103-127.
6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2006. - С. 382.
7. Арто Антонен. Театр и его двойник.М., 1993. C. 101.
идентичности // Мир психологии. - №3. - 1999.- С. 40-46.
9. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В.,
Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. - М.: ИП РАН, 2007. - 332 с.
10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2006. - 422 с.
11. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 2008. - С. 333-393.
12. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы. Самосознание и защитные механизмы личности / Р. Бернс. - Самара: «Бахрах», 2003. - 656 с.
13. Библиографическое описание: Гаврилова Е. Э. Влияние
школьного театра на формирование личности подростка // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 77-80.
14. Божович Л. И. Психология личности. - Самара: ВАХРАХ-М,
2006. - Т. 1. - С. 134.
15. Г. Д. Гачев Содержательность жудожественных форм. Эпос.Лирика.Театр.М.,1968.С. 220-221...51