Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Классификации методов психологии (Московский Государственный Областной Университет)

Работа №150474

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы43
Год сдачи2020
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИИ … 5
1.1. Понятие «методология» и «метод исследования» как междисциплинарная категория науки и практики … 5
1.2. Принципы использования методов исследования в психологии 7
1.3. Собственные методы исследования в психологии как этап зарождения психологии как науки … 14
Выводы по главе 1 ……….......... 17
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1. Классификация методов исследования в психологии по Б.Г. Ананьеву …18
2.1.1. Организационные методы исследования 2.1.2. Эмпирические методы исследования …
2.1.3. Методы обработки данных …
2.1.4. Интерпретационные методы исследования
2.2. Основные методы психологии, используемые в исследовании психической сферы и личности школьников… 35
Выводы по главе 2 ....39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ... 42


Актуальность. Актуальность исследуемой темы состоит в использовании различных методов и методик в психологических исследованиях. Ведь наука и подразумевает собой исследование. Именно поэтому характеристика науки не исчерпывается лишь определением ее предмета, она включает и определение ее метода.
Психология, как и каждая наука, пользуется целым рядом различных методов и методик, которые можно и нужно классифицировать. Таких классификаций известно достаточно много, ведь, чтобы понять поведение, поступки и т.д. другого человека – одним лишь методом или методикой это сделать не получится. Кроме того, со временем появляются дополнения и изменения в классификации методов. А также стоит учитывать, что в отечественной и зарубежной психологии методы и методики трактуются по-разному. Одной из основных общепризнанных в отечественной психологии является классификация Б.Г. Ананьева. Его классификация дает наиболее полное и глубокое представление об используемых методах в психологии.
Научная разработанность исследуемой темы. Существует великое множество методов психологии, а значит, и множество классификаций. Узнать о них мы могли благодаря трудам: Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Л.Д. Столяренко, Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, Н.С. Глуханюк, Е.В. Казаковой, З.А. Киреевой и многим другим.
Объект исследования: методы исследования.
Предмет исследования: классификация методов психологических исследований.
Цель исследования: теоретический анализ, обобщение и систематизация научной психологической литературы по проблеме классификации методов в психологии.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Понятия «методология» и «метод исследования» как междисциплинарная категория науки и практики.
2. Собственные методы исследования в психологии как этап зарождения психологии как науки.
3. Изучить и дать краткую характеристику основных классификаций психологических методов исследований.
4. Описать классификацию методов исследования в психологии по Б.Г. Ананьеву.
Гипотеза исследования: Осознание актуальности идей и значимости вклада ученых и психологов в выделении классификаций методов психологии.
Методологическая основа исследования: классификация методов психологического исследования, которую дал Б.Г. Ананьев; теоретический анализ трудов ученых и психологов, статей, диссертаций, словарей: методы психологического исследования, в т.ч. наблюдение и самонаблюдение по С.Л. Рубинштейну, основные методы психологии Л.Д. Столяренко, исторически сложившиеся системы методов, описанные З.А. Киреевой и т.д.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были даны определения основных терминов, необходимых для раскрытия и понимания темы, рассмотрена одна из основных классификаций методов психологического исследования – классификация Б.Г. Ананьева, а также изложены методы, необходимые в исследовании психической сферы и личности школьников.
Подводя итог, хочется сказать, что в психологии существует большое количество методов исследования, которые могут быть разделены по самым разным критериям. Многообразие методов обусловливается многообразием видов человеческой деятельности. Кроме того, большое количество методов неизбежно порождает проблему выбора наиболее адекватных и перспективных из них для решения специальных исследовательских задач.
Основной классификацией методов психологического исследования принято считать классификацию Б.Г. Ананьева – советского психолога и доктора психологических наук. Методы психологии по Ананьеву – это выделение способов получения информации в отдельные группы. Такая классификация появилась под влиянием развития психологии, появлением новых способов проведения исследований.
Помимо этого, необходимо добавить, что каждый из методов имеет свои особенности и недостатки. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования, а также поставленными целями. Например, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, то, чтобы получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте, незаменимым методом будет наблюдение. Для быстрого получения массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений, наиболее подходит другая разновидность не экспериментального метода – анкетирование. Учитывая данные, полученные при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование, эффективным методом психологического исследования является беседа. Для получения количественной или качественной квалификации изучаемого явления, его измерения применяются диагностические исследовательские методы, к которым относятся различные тесты и т.д.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с.
2. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Методология и методы научного исследования: учебное пособие / Л.В. Байбородова., А.П. Чернявская. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – 276 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – М.: АСТ; СПб: Прайм–Еврознак, 2009. – 811 с.
4. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: учебное пособие / Н.С. Глуханюк. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – С. 5–16.
5. Казакова Е.В. Психология: учебное пособие / Е.В. Казакова. - Архангельск: РАО, 2018. – С. 25–33.
6. Киреева З.А. Методы психологического исследования: учебное пособие / З.А. Киреева. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. – 185 с.
7. Кирюшина О.Н. Повышение эффективности эмпирических методов в современном педагогическом исследовании: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2004. – 24 с.
8. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы историко-психологического исследования: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.01. – М., 2004. – 60 с.
9. Крутова И.А. Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений эмпирическим методам познания физических явлений: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. – Астрахань, 2007. – 42 с.
10. Марчук Н.Ю. Основы психологии в социальной работе и социальной безопасности: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Марчук. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2015. - С. 8-11.
11. Олешкевич В.А. Некоторые подходы к методологии психологии // Методология и история психологии. – 2007. – №1. – С. 20-36.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 685 с.
13. Словарь психолого-педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. – Минск: БГТУ, 2007. – 68 с.
14. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И Ожегов. – М.: Мир и Образование, 2007. – 1328 с.
15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000. – 398 с.
16. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003. – 544 с.
17. Чуприкова Н.И. Методы и методология психологической науки // Методология и история психологии. – 2007. – №1. – С. 51-60.

Дополнительная литература:
18. Большой психологический словарь онлайн. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bookap.info/genpsy/bigdic/gl1.shtm свободный – (01.03.2020)
19. Классификация методов психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://txtb.ru/146/6.html свободный – (01.03.2020)
20. Классификация методов современной психологии. Основные тезисы. [Электронныйресурс]. – Режим доступа: https://forpsy.ru/works/metodicheskie/klassifikatsiya-metodov-sovremennoy-psihologii-osnovnyie-tezisyi/ свободный – (02.03.2020)
21. Методы психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.sites.google.com/site/majyasopova/razdel-obsaa-psihologia/tema-1-2 свободный – (02.03.2020)
22. Методы психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://4brain.ru/psy/metody-psihologii.php свободный – (02.03.2020)
23. Методы психологического исследования. Типы психологических экспериментов. Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sites.google.com/site/gos2014trud/home/obsaa-psihologia/metody свободный – (02.03.2020)
24. Словарь психологических терминов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belogurova.ru/glossary свободный – (02.03.2020)
25. Учебно-методическое пособие по психологии и педагогике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-psihologii-i-pedagogike-1473157.html свободный – (01.03.2020)
26. Эмпирические методы психологического исследования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psyera.ru/empiricheskie-metody-psihologicheskogo-issledovaniya-661.htm свободный – (02.03.2020)
27. Экспериментальная психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schoolint24.ru/psy/literature/druzhinin_v.n-ehksperimentalnaja_psikhologija-m-19.pdf свободный – (01.03.2020)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ