RFM- анализ работы автозаправочных станций в системе Loginom (Математическое и информационное обеспечение систем управления деятельностью предприятий нефтегазовой отрасли, Сургутский Государственный Университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕГМЕНТАЦИИ БАЗЫ ДАННЫХ 6
1.1. Описание проблемы сегментации баз данных в аналитических системах и изучение особенностей сегментации БД 6
1.2.Описание системы лояльности 8
1.3.Изучение особенностей сегментации баз данных 9
Выводы по главе 1 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА RFM ДЛЯ СЕГМЕНТАЦИИ КЛИЕНТОВ В МАРКЕТИНГЕ И БИЗНЕСЕ. 13
2.1.Роль маркетинга в современном бизнесе 13
2.2.Применение RFM-анализа в маркетинге и бизнесе 14
2.3.Реализация RFM - анализа в разных секторах 16
2.4.Обзор существующих подходов к RFM-анализу 18
2.5.Описание процесса сбора и подготовки данных для анализа 19
Выводы по главе 2 22
ГЛАВА 3. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ RFM-АНАЛИЗА: ОБЗОР И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ LOGINOM 23
3.1.Система Loginom и ее функциональные возможности 23
3.2.Возможности системы Loginom для реализации RFM-анализа 27
3.3.Преимущества интеграции системы LOGINOM в маркетинговые и бизнес-процессы 31
3.4.Кейсы и примеры применения системы LOGINOM в практике бизнеса 33
Выводы по главе 3 47
ГЛАВА 4. ИНТЕГРАЦИЯ RFM-АНАЛИЗА С СИСТЕМОЙ LOGINOM ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ НА ПРИМЕРЕ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ. 48
4.1. Описание шагов и процесса применения RFM-анализа в системе LOGINOM на примере автозаправочных станций. 48
4.2. Анализ сегментов клиентов на основе результатов RFM-анализа для автозаправочных станций. 55
4.3. Маркетинговые стратегии и персонализированные акции с учетом данных RFM-анализа, полученных через систему Loginom. 58
Выводы по главе 4. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
В настоящее время использование анализа данных представляет собой фундаментальный механизм для оптимизации деятельности предприятий. В современном бизнесе эксплуатация разнообразных методов и технологий неотъемлема для достижения значительных результатов. Одним из перспективных подходов к увеличению эффективности бизнеса является внедрение анализа данных в контексте совершенствования маркетинговых стратегий. Высокоценный инструментарий, способствующий реализации данного подхода, представляет собой применение аналитических методов в процессе формирования и корректировки маркетинговых концепций. В этом контексте анализ данных играет важную роль, поскольку он позволяет получить более глубокое понимание поведения потребителей и эффективно корректировать маркетинговые стратегии на основе полученных результатов.
Целью настоящего магистерского исследования является анализ применения RFM-анализа на базе системы Loginom для изучения клиентской базы и оценки возможности его использования для улучшения маркетинговых стратегий на одной из автозаправочных станций ПАО «Сургутнефтегаз». Учитывая статус ПАО "Сургутнефтегаз" как ведущего участника на нефтегазовом рынке, имеющего значительный объем клиентов, данный исследовательский проект направлен на анализ поведенческих показателей клиентов с целью оптимизации стратегий взаимодействия с ними.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является клиентская база заправок ПАО "Сургутнефтегаз".
Предметом исследования являются возможности системы Loginom для реализации RFM-анализа клиентской базы и управления взаимоотношениями с целевой аудиторией
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие
задачи:
1. Изучение методологии RFM – анализа
2. Анализ инструментария Loginom для сбора, обработки и визуализации данных;
3. Исследование возможности применения RFM-анализа в системе Loginom
4. Разработка контрольного примера для анализа с использованием тестовой базы клиентов;
5. Применение полученных результатов для улучшения маркетинговых стратегий ПАО «Сургутнефтегаз».
Пояснительная записка к выпускной работе содержит введение, 4 главы и заключение.
Первая глава работы описывает важность системы лояльности, сегментации клиентской базы, связь с RFM-показателями и деление клиентов на сегменты и макросегменты для эффективного управления клиентской базой и увеличения продаж в бизнесе. Во второй главе описана критическая роль маркетинга в финансовом росте компаний, применение RFM-анализа для принятия обоснованных решений, сегментации клиентов, разработки персонализированных стратегий и использование методов машинного обучения для автоматизации процесса. В третьей главе описана аналитическая платформа Loginom, ее успешное применение в бизнес-практике для оптимизации отчетности, эффективности маркетинга и коммуникаций с клиентами, а также возможные направления развития системы для улучшения аналитики и прогнозирования в различных отраслях бизнеса, подчеркнут потенциал платформы для оптимизации принятия решений и конкурентоспособности компаний. В четвертой главе описан процесс подготовки данных, разработки метрик RFM, анализа сегментов клиентов, предложения маркетинговых стратегий и сценариев взаимодействия с клиентами с использованием системы Loginom, позволяющий улучшить взаимодействие с клиентами, повысить лояльность и эффективность маркетинговых усилий на примере автозаправочных станций.
Практическая значимость выпускной работы подтверждается тем, что на сегодняшний день проблема анализа и сегментации данных в аналитических системах широко представлена. В современной эпохе информационного общества, анализ огромных объемов данных играет критическую роль в исследованиях для выявления скрытых закономерностей и тенденций. Совершенствование методологии анализа информации становится неотъемлемым компонентом успешной работы с информацией в цифровой эре.
Целью данной работы являлся анализ применения RFM-анализа на базе системы Loginom для изучения клиентской базы и оценки возможности его использования для улучшения маркетинговых стратегий на одной из автозаправочных станций ПАО «Сургутнефтегаз».
Особое внимание в настоящем исследовании уделяется предприятию, оперирующему в нефтегазовой промышленности. Разработанные в данной работе стратегии анализа основываются на современных концепциях, активно развивающихся в области маркетингового управления.
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи:
7. Изучены особенности сегментации базы данных клиентов;
8. Был изучен и освоен механизм RFM - анализа, предоставляющий возможность сегментировать клиентов с учетом их значимости для организаций, предприятий и прочих субъектов. С позиции маркетинга данный метод анализа способствует оптимизации генерации выручки.;
9. Изучен набор инструментов аналитической платформы Loginom, который представляет собой мощное программное средство, предназначенное для осуществления бизнес-анализа без необходимости прямого вмешательства программистов. Гибкость данной платформы, возможность передачи знаний и способность к взаимодействию с внешними источниками данных делают ее универсальным решением для обширного спектра аналитических задач в разнообразных сферах предпринимательской деятельности.;
10. Разработана готовая методика для осуществления анализа различных автозаправочных станций и прочих сходных объектов. В разработанной процедуре присутствует возможность простой реконфигурации структуры. Вышеперечисленный механизм планируется быть легко интегрируемым с широким спектром предприятий.;
11. На основе анализа данных предлагается комплекс маркетинговых стратегий для автозаправочных станций ПАО «Сургутнефтегаз», направленных на повышение уровня удовлетворенности клиентов.