Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА РОМАНА А.И. СЛАПОВСКОГО «АНКЕТА» (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ)

Работа №150421

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы54
Год сдачи2022
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения категории внежанровости 6
1.1. Внежанровое состояние литературы 11
1.2. Поэтика нелинейных романов Милорада Павича 17
ГЛАВА II. Особенности поэтики романа А.И. Слаповского «Анкета» 21
2.1. Творчество А. И. Слаповского 21
2.2. Поэтика «Анкеты» Слаповского 23
2.2.1. Признаки анкеты как теста 23
2.2.2. Реализация признаков анкеты -теста в романе «Анкета» 26
2.2.3. Анкета как сюжет 32
2.2.4. Поэтика заглавия романа 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Глава III. Методические аспекты в изучении романа А.И. Слаповского (Анкета)
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51


Проблема категории жанра разрабатывалась в литературоведении на протяжении многих лет (начиная от Аристотеля и кончая современными нам исследователями - например, С.Н. Зенкиным). Учёные описывали жанры, классифицировали произведения, однако снова и снова приходили к заключению о невозможности строгого соответствия живой ткани текста устойчивому жанровому определению (которое, ко всему прочему, не было достаточно описано). Ещё в XIX веке писатели-романтики попытались удержать в рамках реальность, заменив подвижную аристотелевскую классификацию на свою, в которой они попробовали установить строгую корреляцию между формой и содержанием. Однако усложнённая реальность этому не поддалась, модернистский «упадок жанрового сознания» оказался неизбежным.
Жанр романа в современной литературе утратил те специфические особенности, которые он имел в эпоху Просвещения, например, или в XIX веке. Разнообразие тем, художественных методов и разность поэтики требуют новых жанровых определений. В XX веке широко развернулась новая проза - внежанровая, или нелинейная. Особенность её в том, что она обладает той кодовой культурой, которая незнакома читательской аудитории: читатель обладает привычным набором способов моделирования художественного целого, применимых к линейной прозе, только на основании которых он сумеет целостно воспринять внежанровый роман, соотнеся новые фигуры смыслов с устойчивыми жанровыми формами.
Нелинейную прозу писали разные литераторы, однако наиболее яркими являются постмодернисты, из которых Милорад Павич наиболее значимый (в отношении последовательности и постоянства написания внежанровых произведений). Из русских писателей во внежанровом русле творил А.И. Слаповский, многие произведения которого получили авторское жанровое определение. Его роман «Анкета» обладает оригинальной поэтикой, требующей описания и анализа. Исследования, касающегося анализа поэтики «Анкеты» нет, что даёт право данной работе на новизну. Актуальность исследования состоит в том, что в продолжающемся процессе деканонизации категории жанра, создаются нелинейные романы, которые требуют изучения и описания.
Объектом исследования является роман А.И. Слаповского «Анкета».
Предмет исследования - особенности его поэтики как образчика внежанрового романа.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать поэтику романа «Анкета», выявить особенности нового жанра, созданного А.И. Слаповским.
Данная цель достигнута последовательным решением следующих задач:
1. Описать проблему жанрового определения .
2. Описать специфику внежанрового состояния литературы.
3. Описать жанровые черты анкеты.
4. Выявить реализацию элементов анкеты в одноименном романе Слаповского.
5. Изучить функции анкеты как сюжетообразующего фактора в романе.
6. Предложить готовый школьный урок, разработанный на основе результата анализа поэтики романа и дать методические рекомендации, касающиеся изучения внежанровой литературы в школе на основе романа.
Материалом исследования послужил роман А.И. Слаповского «Анкета».
В качестве основных методов исследования выбраны методы теоретического познания: описание жанровых особенностей выбранных произведений мировой литературы; структурный анализ (анализ поэтики художественного текста).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для более полного и подробного анализа нелинейных романов конца XX века; на практических занятиях по по стм одернизму/постреализму.
Структура исследования включает в себя введение, теоретическую главу, практическую главу, заключение, список использованной литературы и приложение, включающее методическую разработку по итогам исследования.
Апробация. Основные положения работы были представлены на Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века» (Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жанровые эксперименты Алексея Слаповского обусловлены постмодернистским умонастроением его века (а точнее его конца и рубежа). Однако, несмотря на то, что автору присуще использование метода игрового конструирования, что характерно именно для постмодернизма, мироощущение автора скорее постреалистическое. Герой, став жертвой игры (которую он же сам и спровоцировал), по-прежнему есть человек со своей судьбой и болью, что говорит об авторском гуманистическом измерении реальности. Однако особенность эстетики постреализма, как и в эстетике постреализма состоит в том, что художественная оценка амбивалентна.
Результаты анализа внежанрового романа А. Слаповского «Анкета» показали, что роман содержит в себе следующие формальные признаки анкеты - психологического теста: стандартизированный набор вопросов, стандартизированная процедура проведения тестирования. Кроме этого тест- анкета действительно направлен на индивидуальную количественную оценку характеристик одного человека (в романе этот человек - главный герой - Антон Каялов). В романе эксплицитно изображается сознание Каялова, он сам фиксирует все оттенки своих чувств, рефлексии в насколько это возможно полноте (об этом сообщает и автор в подзаголовке романа - «Тайнопись открытым текстом»). Анкета - это не просто психологический тест, который проходит герой, она сама персонаж, который в категории поэтики обладает сюжетообразующими функциями. Анкета выявляет фактическую информацию о герое в своеобразно сконструированной «шапке», обнаруживает его социальную «изолированность» и налётную нравственность.
Призванная выявить и описать психофизиологические и личностные характеристики респондента, анкета поначалу выполняет свою функцию, а затем включает героя (с его согласия, разумеется) в эксперимент. Он состоит в том, что герой, следуя двойственно-провоцирующим указаниям (а точнее, вопросам) анкеты, создаёт для себя испытания, благодаря которым определяет, кем является в действительности. Таким образом, двойственно реализуются свойства психологического теста - достоверность и надёжность.
Психологический тест - анкета становится не только живым героем произведения, но и картиной мира героя, подчинившим себе его волю, разум и даже физиологию.


1. Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 3-38.
2. Арбитман Р Книгожизнь Алексея Слаповского // Литературная газета. 1994. № 12. С. 4.
3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической действительности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 503 с.
5. Бовсушвська Т.В. Жанров! модиф!кацн сучасного роману. Харк!в.: Д1са
плюс, 2015. 368 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https:// shronl. chtyvo. org.ua/Bovsunivska Tetiana/ Zhanrovi modyfikatsii suchasnoho romanu.pdf
6. Брюнетьер Ф. Эволюция жанров в истории литературы. М., 1890.
7. Буйе Р Всё из-за мистера Террапта. М.: Розовый жираф, 2019. 280 с.
8. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М.: Наука, 1971. 283 с.
9. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. Т 3. М.: Искусство, 1971. 459 с.
10. Генри О. Дороги судьбы. М.: Азбука, 2018. 416 с.
11. Гроссман Д. Как-то лошадь входит в бар. М.: Эксмо, 2019. 320 с.
12. Зенкин С.Н. Теория литературы. Проблемы и результаты. М.: Новое литературное обозрение, 2018. -368 с.
13. Зунделович Я.О. Поэтика гротеска (к вопросу о характере гоголевского творчества) // Проблемы поэтики: сборник статей / Под ред. В.Я. Брюсова. М.; Л.: ЗИФ, 1925. С. 63-79.
14. Козлов Н.И. Психологическое тестирование. URL:
https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskoe-testirovanie (дата
обращения 23.06.2021).
15. Курылева М.В. Проза А. Слаповского, вопросы поэтики: автореферат диссертации кандидата филологических наук УГПУ им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, 2002.
16. Латынина А. Игра в кубики // Литературная газета. 1997. № 17. С. 11.
17. Лейдерман Н., Липовецкий М. Жизнь после Смерти, или Новые сведения о реализме // Новый мир. 1993. № 7. С. 238.
18. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Л. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 1: Литература «оттепели» (1953- 1968): Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
19. Лейдерман Н.Л. Теория жанра: исследования и разборы. Екатеринбург, 2010. 904 с.
20. Ливантовская (Воробьева) Е. Жизнь как анкета и как сюжет // Новый мир. 1998. № 2. С. 198-201.
21. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973. С. 6-15.
22. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М.: АСТ, 2000. 880 с.
23. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 383 с.
24. Литературная энциклопедия терминов и понятий / редкол.: А.Н.
Николюкин (гл. ред.) [и др.]; РАН, Институт научной информации по общественным наукам. М.: Интелвак, 2001. 1596 с.
25. Медведев П. H. (M.M. Бахтин). Формальный метод в литературоведении. - М.: Лабиринт, 1993. 207 с.
26. Нагибин Ю.М. Размышления о рассказе. М.: Советская Россия, 1964.
27. Немзер А. Десять букв по вертикали. Вступительная статья. СПб.: Курс, 1997. С. 3-6.
28. Павич М. Хазарский словарь. М.: Иностранка, 2021. 768 с.
29. Перетц В.Н. Краткий очерк методологии истории русской литературы. Петроград: Academia, 1922. 164 с.
30. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий [гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко]. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.
31. Ремизова М. Я бы эту премию // Огонёк. 1993. № 28. С. 15.
32. Романова А. Архипелаг Павич. Беседа с Милорадом Павичем и Ясминой Михайлович. URL:https://magazines.gorky.media/inostran/2002/2/arhipelag-pavich.html (дата обращения: 15.05.2021).
33. Сиповский В.В. История литературы как наука. М.; СПб.: Типография творчества М.О. Вольфа, 1906. 62 с.
34. Сиповский В.В. История русской словесности. История новой русской литературы XIX столетия. М.: Директ-Медиа, 2015. 653 с.
35. Слаповский А. Анкета. Тайнопись открытым текстом. СПб.: Курс, 1997. 320 с.
36. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 512 с.
37. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов. М.: РГГУ, 1999. 286 с.
38. Финли М. Элси Динсмор. Каникулы Элси. СПб.: Библия для всех, 2005. 544 с.
39. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. 438 с.
40. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1975. 408 с.
41. Шатько Е.В. Художественная структура романов М. Павича (некоторые аспекты поэтики): автореферат диссертации кандидата наук Института славяноведения РАН, Москва, 2021.
42. Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретический и историко-литературный аспекты). М.: МГУ, 1991. 156 с.
43. Grisha. Литературный Портал «ЛитКульт». Милорад Павич (настоятельные
рекомендации). URL: http://litcult.ru/blog/20950(дата обращения:
16.05.2021).
44. Sierotwinsk y S. Sfownik terminow literackich. Wroclaw, 1966. 351 s.
45. Sonic-s. Последняя любовь в Константинополе. Милорад Павич - отзыв. URL:https://irecommend.ru/content/udivitelnaya-kniga-serbskogo-volshebnika-milorada-pavicha-pozvolyayushchaya-chitatelyu-priot(дата обращения: 16.06.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ