Введение 3
Глава 1. Специфика жанра сказа в творчестве П.П. Бажова 8
§ 1.1 Язык сказов 9
§ 1.2 Сюжетно-композиционные особенности сказов 16
§ 1.3 Система персонажей 24
Глава 2. Методика изучения сказов П.П. Бажова в процессе внеклассного чтения учащихся 5-6 классов 30
§ 2.1 Подходы к изучению сказов П.П. Бажова в программной и учебно-методической литературе 30
§ 2.2 Опыт учителей-практиков в изучении сказов П.П. Бажова в школе.. „37
§ 2.3 Специфика уроков внеклассного чтения 40
§ 2.4 Конспект урока внеклассного чтения по теме «Драгоценные сказы П.П. Бажова» для 5 класса 41
§ 2.5 Конспект урока внеклассного чтения по сказам П.П. Бажова в 6 классе: «И будут жить веками были, в чудесном малахите
строк» 49
Заключение 57
Список использованных источников
Выпускная квалификационная работа посвящена литературоведческим и методическим аспектам в изучении сказов Павла Петровича Бажова. П.П. Бажов - русский писатель, краевед, фольклорист, историк, творчество которого известно не только в России, но и далеко за рубежом. Его произведения переведены на более чем 70 языков мира.
Каждый народ старается выразить свою национальную самобытность и психологию в различных фольклорных и литературных жанрах - сказках, былинах, песнях, сказах, которые составляют значительную часть национальной культуры. Одним из способов знакомства с культурой и частью истории нашей страны является творчество П.П. Бажова и его сказы. В них писатель изображал бытовой уклад простых рабочих людей, их образ мысли, обычаи и ценности. П.П. Бажова можно назвать самым известным уральским сказителем, он внес неоценимый вклад в культуру и в развитие такого литературного жанра, как сказ. В своих произведениях Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Творчество П.П. Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала, что делает его сказы особенными и неповторимыми.
Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество литературного материала, затрагивающего некоторые стороны данной дипломной работы, многие аспекты остаются не до конца освещенными. Вопросы понятия сказа как литературного жанра, а не фольклорного, его особенностей, специфики в творчестве П.П. Бажова до сих пор остаются спорными и не до конца исследованными. Живой, просторечный, особенный колорит речи бажовских героев определяет постоянный интерес к языку как одному из аспектов национальной культуры, которая в свою очередь является важным компонентом исторического развития нашей страны. Язык хранит в себе не только особенности речи, но и обычаи, нравственные устои. Бажовские сказы можно назвать примером мастерского использования в эстетических целях живого русского языка с его народно-поэтической лексикой. Многие ученые комментируют только художественно изобразительные средства, что недостаточно при исследовании языковых особенностей сказов. В своей работе мы обращаем внимание на точность и красоту простого слова, использование историзмов, архаизмов, устойчивых выражений, специальной лексики, интонационного строя в сказах Бажова. Недостаточно исследованной нам представляется и образная система персонажей, мало изучены циклирующие факторы. Все вышесказанное является обоснованием выбора нашей исследовательской работы и ее актуальности.
На современном этапе наша страна находится на пороге цифровой эпохи, новой идеологии. Постепенно нарушаются культурные традиции, теряется преемственность поколений. Поэтому необходимо с раннего возраста знакомить детей не только с русским фольклором, но и с переходными жанрами, которые стоят на стыке устного народного творчества и художественной литературы. Сказ один из таких жанров, который хранит в себе не только национальную культуру, но и особенности речи, обычаев, нравственных устоев. В настоящее время фольклор как учебный материал укоренился в программах отечественной школы, чего нельзя сказать о сказах. На данном этапе формирования единой государственной программы сказ как литературный жанр начинает изучаться в средней школе только в 7 классе на примере творчества Н.С. Лескова. Со сказами П.П. Бажова дети обзорно знакомятся только в начальной школе. Долгое время сказы Бажова входили в программное изучение литературы, сейчас исключены. В нашей работе мы делаем попытку доказать важность изучения сказов и предлагаем включить знакомство со сказами на уроки внеклассного чтения, сразу после изучения фольклора. Роль народной словесности в читательской подготовке школьников средней ступени определяется требованиями ФГОС ОО. Работа над сказами всегда считалась самой сложной темой в средней школе в курсе изучения литературы, поэтому очень важно подобрать эффективные методы изучения их на внеклассной работе.
Несомненно, методика накопила достаточно богатый опыт в изучении сказов, но сам факт перехода школ на новый федеральный государственный образовательный стандарт, развитие методической науки, изыскания в области филологии позволяют вносить коррективы в систему изучения этого жанра в средней школе.
Бажовские сказы - пример мастерского использования живого неповторимого русского языка с его многообразной лексикой, фразеологией и местной диалектной спецификой. Именно яркая национально-культурная специфика языка сказов создает особые трудности для восприятия и осмысления текстов школьниками, что требует особенных подходов к изучению данного материала через призму современного образования. Это еще один из аспектов обусловленности актуальности данного исследования.
Исходя из актуальности исследования была определена проблема, которая заключается в поиске особенностей, индивидуализации, своеобразия сказов П.П. Бажова с точки зрения литературоведческого аспекта и поиска наиболее эффективной методики изучения сказов на уроках внеклассного чтения в пятых-шестых классах.
Объект исследования - сказы П.П. Бажова.
Предмет исследования - своеобразие сказов П.П. Бажова: язык, система персонажей, сюжетно-композиционные особенности и современный процесс изучения их на внеклассной работе по литературе.
Цель исследования - выявить особенности сказов П.П. Бажова, представить современные подходы к изучению их в школе.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1. Обозначить содержание понятия «сказ».
2. Определить этапы формирования сказа в отечественной литературе.
3. Рассмотреть язык, цикличность, систему персонажей, пространственную организацию как особенности своеобразия сказов П.П. Бажова.
4. Выявить подходы к изучению сказов в программной и учебно-методической литературе.
5. Представить варианты уроков изучения сказов Бажова в пятом и шестом классе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Структурный.
2. Культурно-исторический.
3. Экспериментальный.
Методологической основой исследования явились работы Бахтина М.М. - известного русского философа и культуролога, Виноградова В.В. - советского русиста-лингвиста, Томашевского Б.В. - советского лингвиста, Мушенко Е.Г. - доктора филологических наук, Жердева Д.В., Скобелева В.П., Кройчик Л.Е., которые занимались вопросами стилистических особенностей сказа, их поэтикой. При написании данной работы также были использованы материалы таких литературоведов, как Гельгардта Р.Р., изучающего русский фольклор, Эйдиновой В.В., занимающейся исследованием стиля Бажова П.П., Блажеса В.В. Хоринской Е.Е., Скорино Л.И.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках литературы при изучении сказов П.П. Бажова, в рамках педагогической практики студентов.
Структура выпускной квалификационной работы. Имеет традиционную структуру и состоит из введения; теоретической части, которая посвящена этапам формирования сказа в отечественной литературе, сказу как литературному жанру, выявлению специфики и особенности бажовских сказов; практической главы, связанной с анализом изучения сказов в современной школьной программе, представленной по этому вопросу учебно-методической литературы и представлением вариантов разработанных нами уроков внеклассного чтения в 5 и 6 классах; заключения, где делаются выводы по работе; списка использованных источников
Для реализации цели данного исследования - представления современных подходов к изучению сказов П.П. Бажова - был проведен теоретический анализ научных литературных трудов.
В ходе исследования была определена специфика сказа как литературного жанра. Основной особенностью сказа выступает монологичное повествование, осуществляемое от лица рассказчика в форме «живой» речи, обращенной к читателю. Сказ, с одной стороны, является авторским, с другой стороны, отражает культурные и фольклорные особенности жанра.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
Сказ как особый жанр оформился в русской литературе в конце XIX- начале XX века. В сказовой форме писали Павел Иванович Мельников, Николай Семенович Лесков, Михаил Михайлович Зощенко, Павел Петрович Бажов. В творчестве П.П. Бажова этот жанр нашел наивысшее выражение.
Бажовские сказы - это пример мастерского использования в эстетических целях живого уральского языка с его народно-поэтической лексикой, фразеологией и местной диалектной спецификой. В его сказах переплетаются устаревшие, разговорные формы. Он приближен к народной речи, но при этом в нем нет переизбытка просторечия и диалектизмов, каждое слово тщательно продумано и подобрано.
Интонация в сказах Бажова является особым средством связи предложений и слов. Автор точно и метко пользуется экспрессивными словами и эмоционально окрашенной лексикой, устойчивыми выражениями, пословицами и поговорками для придания особого колорита и неповторимости своим сказам.
В своих сказах автор совершенно не использует иностранной лексики, за исключением особой группы слов, обозначающей горные породы. Для большей исторической достоверности широко использует архаизмы и историзмы.
Цикличность на разных уровнях выступает как незримая нить, которая связывает сказы Бажова в единое целое, органичное. Они связаны между собой на жанрово-тематическом, персонажном, событийном, сюжетном уровнях.
Главная особенность сказов П.П. Бажова заключается в присутствии детального описания жизни и работы простых уральских мастеров, основан-ной на глубоком изучении бытовой и профессиональной деятельности представителей горных умельцев на Урале.
Главная тема бажовских сказов, которая так примечательна для школьного изучения, - это труд, талант и мастерство простого человека, который является представителем реального мира. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Любимые герои Бажова - умельцы, стремящиеся познать тайну своего мастерства.
При анализе программ с методическими рекомендациями по изучению сказов В.Я. Коровиной и Г.С. Меркина мы пришли к выводу, что программа В.Я. Коровиной и программа Г.С. Меркина по-разному подходят к изучению сказов, так как каждая из программ имеет свою направленность. Так, программа под авторством В.Я. Коровиной ставит своей основной целью воспитание духовно-нравственных ценностей, развитие гуманных качеств, тогда как программа Г.С. Меркина в большей степени направлена на развитие творческой личности.
Один из серьезных недостатков этих программ состоит в том, что они составлены без учета особенностей восприятия художественного текста со-временными детьми. Очень мало современных подходов непосредственно к изучению сказов. Нет вариативности заданий, исследовательских работ, что мешает стимулировать у учащихся интерес к различным проблемам, использовать уже имеющиеся знания и навыки и получать новые, проявлять творчество и самостоятельность.
Рассматривая уроки действующих учителей-практиков, можно сказать, что многие из них на своих уроках при изучении сказов используют игровые технологии с элементами театрализации, чаще всего уроки-викторины. В большинстве своем уроки однотипны и очень похожи между собой.
В практической части выпускной квалификационной работы нами предложены разработки уроков внеклассного чтения по литературе для 5-го и 6 - го класса на тему изучения сказов П.П. Бажова с точки зрения современных подходов. Часть урока в 5 классе представляет собой «музейный урок» с использованием изделий из натурального камня (бусы из яшмы, бусы из малахита, малахитовая шкатулка, браслет из камня и т.д.) и применением интерактивных технологий. На данном уроке проведена виртуальная экскурсия в дом-музей Бажова в Сысерти с использованием мультимедийной доски и 3Д технологий. При изучении текста использовалось чтение с остановками и прогнозированием, угадывание сюжета по названию произведения, взяты элементы проектной деятельности. Была подготовлена выставка книг Бажова П.П.
В 6 классе представлен результат проектной деятельности детей - урок-квиз, где были задействованы интерактивные технологии, театрализованное представление, умение ребят работать в команде, проявлять свои творческие и логические способности. В рамках игры предложены такие задания, как название героя по словесному портрету, разгадывание головоломок с зашифрованными словами, распределение отрывков сюжетов по сказам, угадывание сказа по мультипликационному фрагменту.
В сказах затронуты важнейшие вопросы эстетики. Через них мы приходим к выводу о том, что корни искусства заложены в труде. Искусство только тогда может называться искусством. когда оно становится всеобщим достоянием. Без таланта нет искусства, а таланта нет без труда. Понятие прекрасного и нравственного неотделимы друг от друга
1. Бажов П.П. Уральские сказы. — Москва, 2007.
2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
3. Блажес В.В. П.П. Бажов и рабочий фольклор: учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета/ Под ред. В. П. Кругляшова - 8-е изд., испр. - Свердловск, 2016. - 103 с.
4. Большой энциклопедический словарь. - [Электронный ресурс]. - URL: https://gufo.me/dict/bes(дата обращения: 29.10.2022).
5. Виноградов В.В. Проблема сказа в стилистике // В.В. Виноградов О языке художественной прозы: Избранные труды. - М.: Наука,1980. - 360 с.
6. Гаспаров М.Л. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь - М.: 1987.
7. Гельгардт Р.Р. Фантастические образы горняцких сказок и легенд / Р.Р. Гельгардт // Русский фольклор: материалы и исследования. - 12-е изд., испр. - М., 2019. - С. 58-72.
8. Ефимова Б.С. Былинки в сказах П.П. Бажова. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/bylinki-v-skazah-p-p-bazhova(дата обращения: 25.10.2022).
9. Жердев Д.В. Поэтика сказов П.П. Бажова: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Екатеринбург, 2007. - 87 с.
10. Иргит А.Д. Жанр сказа в русской литературе и творчестве П.П. Бажова. - [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-skaza- v-russkoy-literature-i-tvorchestve-pavla-bazhova(дата обращения: 26.10.2022).
11. Касаркин В.В. «Над словом работаю ...» // Русская речь. 1979. № 1
12. Миронов А.В. Образ Хозяйки Медной горы в сказах П. П. Бажова /А.В. Миронов // Творчество П.П. Бажова в меняющемся мире: сборник статей. - Екатеринбург: Объединенный музей писателей Урала, 2014. - С. 95-102.
13. Михнюкевич В.А. Литературный сказ Урала: Истоки. Традиции. Поиски / Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1990. - 192 с.
14. Мущенко Б.Г., Скобелев В.П., Кройчик Л.Е. Поэтика сказа. - Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 2003. - 288 с.
15. Осовский О.Е. Большая российская энциклопедия. - [Электронный ресурс]. - 2017. - URL: https://bigenc.ru/literature/text/3667267 (дата обращения: 26.10.2022).
16. Осьмоухина О.Ю. Сказ. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/skaz(дата обращения: 25.10.2022).
17. Перцов Б. О Бажове и фольклоре // Писатель и новая действительность. М.; 1958.
18. Попова Е.А. Нарративные универсалии : монография. - Липецк : Изд-во ЛГПУ, 2016. - 144 с.
19. Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под
редакцией В.Я. Коровиной [Электронный ресурс]. - 2014. -
URL:https://prosv.ru/_data/assistance/51/371454b5-e839-11e0-85ca-001018890642.pdf (дата обращения: 26.10.2022).
20. Рабочая программа по литературе. УМК. Г.С. Меркин, С.А. Зинин.
- [Электронный ресурс]. - URL: https://bychiha.ippk.ru/images/progr_ annotats/liter5kl_2020.PDF (дата обращения: 30.10.2022).
21. Романова А.Н. Методическое пособие к учебнику А.В. Гулина, А. Н. Романовой «Литература» для 5 класса общеобразовательных организаций / Под ред. А.В. Гулина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2022. - 72 с.
22. Рябинин Д. Книга воспоминаний. М., 1985. С. 307-430.
23. Скорино Л.И. Павел Петрович Бажов. - 9-е изд., доп. и перераб. - М., 2017. - 239 с.
24. Слобожанинова Л.М. «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова в литературе 30-40 годов. Екатеринбург, 1998.
25. Словарь литературоведческих терминов. - [Электронный ресурс]. - 2012. - URL: https://slovar.cc/lit/term/2145377.html (дата обращения: 26.10.2022).
26. Словарь русского языка : в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд. - Т. 4. - М. : Рус. яз. : Полиграфресурсы, 2006. - 800 с.
27. Тарасова А.С. Значение сказов П.П. Бажова на уроках русского языка средней общей школы / А. С. Тарасова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 47 (285). - С. 56-58. - [Электронный ресурс]. - URL:https://moluch.ru/archive/285/64139/(дата обращения: 28.10.2022).
28. Хализев В.Е. Теория литературы. - [Электронный ресурс]. - 2015. - URL:https://lit.wikireading.ru/43767(дата обращения: 24.10.2022).
29. Хоринская Е.Е. Наш Бажов, Средне-Уральское книжное издательство, Свердловск, 1968. - 162 с
30. Федосеева Т.В. Введение в литературоведение - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. 2011.
31. Эйдинова В.В. О стиле Бажова // Известия Уральского государственного университета. - 2013. - № 28. - С. 40-46.