Введение 3
Глава 1. Традиции жанра сказки в мировой литературе
1.1. Определение и специфика жанра сказки 6
1.2. Сказка в творчестве зарубежных авторов 12
1.3. Сказка в русской литературной традиции 14
Глава 2. Жанр сказки в творчестве Николая Петровича Вагнера
2.1. Творческая биография Николая Петровича Вагнера 17
2.2. Идейно-художественное своеобразие сказок Вагнера 21
Глава 3. Методические аспекты изучения сказок Н.П. Вагнера в школе
3.1. Подходы к изучению сказки в учебно-методической литературе 32
3.2. Методические рекомендации по изучению сказок Н.П. Вагнера в
школе 39
3.3. Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке
Н.П. Вагнера «Папа-пряник» 43
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 60
Приложение 5 62
Жанр сказки является одним из популярных литературных жанров. Он имеет давнюю историю, и многие писатели разных эпох обращались к этому жанру: Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Петр Павлович Ершов, Всеволод Михайлович Гаршин, Николай Семенович Лесков, Владимир Федорович Одоевский, Ганс Христиан Андерсен, Оскар Уайльд, Шарль Перро, Антуан де Сент-Экзюпери и многие другие. При этом сохраняли традиционные черты, но в то же время добавляли авторские. В творчестве писателя 19 века Николая Вагнера этот жанр занимает центральное место. Михаил Михайлович Бахтин писал в журнале «Педагогическая мысль»: «Пора воздать ему должное, пора признать его классиком русской детской литературы». По роду деятельности Вагнер был ученым, биологом и зоологом, профессором Казанского, а затем Петербургского университетов.
Но научная деятельность не мешала ученому заниматься еще одним любимым делом - написанием повестей, сказок и романов. Литературную известность Николаю Петровичу принес сборник философских сказок Кота Мурлыки, первое издание которого вышло в 1872 году. Сказки в книге объединены темой борьбы добра и зла, воплощенной фантастическими и аллегорическими сюжетами.
В настоящее время недостаточно исследован вопрос о специфике сказок Н.П. Вагнера. Отдельные аспекты проблематики и поэтики сказок писателя затронуты в работах Л.Е. Бушканец, С.Ю. Дудакова, С.А. Головенченко, Н.В. Нориной, Л.Е. Оболенского, И.И. Ясинского и других. Но концептуальных исследований нет. При этом воспитательный потенциал его сказок остается без особого внимания и в практике преподавания литературы в школе. Педагогами накоплен определенный опыт обращения к сказкам Н.П. Вагнера в процессе литературного чтения учеников 3-4 классов. Однако проигнорированы тексты писателя, которые имеют философское содержание и адресованы старшим подросткам. Данный факт определяет актуальность нашей работы.
Объектом исследования выступает жанр сказки в творчестве Н.П. Вагнера.
Предметом исследования является процесс изучения сказок Н.П. Вагнера в 5-8 классах.
Цель состоит в выявлении специфики жанра литературной сказки в творчестве Н.П. Вагнера и возможностей обращения к произведениям писателя в школе.
Цель реализуется через следующие задачи:
1. Обозначить традиции жанра сказки в мировой литературе.
2. Выявить традиционные и новаторские черты в сказках Н.П. Вагнера.
3. Определить подходы к изучению сказок в программной и учебно-методической литературе.
4. Обозначить рекомендации по изучению сказок Н.П. Вагнера в 5-8 классах и проиллюстрировать их разработкой урока внеклассного чтения.
Методы исследования: биографический, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, экспериментальный.
Методологической базой исследования выступили работы многих именитых исследователей, литературоведов, а также методистов: В.Я. Проппа, Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, Р.М. Волкова, А.Н. Веселовского, Ж. Бедье, Ю.И. Юдина, Ф.С. Капицы, Е.А. Костюхина, Е.М. Мелетинского, Н.М. Неелова, В.А. Широкова и других исследователей. А также разработки уроков Н.С. Жегалиной, М.В. Лаптевой, Т.С. Осиповой, Е. Шремзер.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения ее результатов в рамках дисциплины «Детская литература», во время педагогической практики студентов, в системе внеклассного чтения учащихся, в научно-исследовательской деятельности школьников, на занятиях элективного курса.
Выпускная квалификационная работа имеет традиционную структуру. Исследование состоит из введения; теоретической главы, в которой описываются традиции жанра сказки в мировой литературе; практической главы, посвященной анализу сказок Н. Вагнера; методической главы, в котором проведен анализ школьных программ, сформулированы методические рекомендации по изучению произведений Н.П. Вагнера в 5-8 классах, дана разработка урока внеклассного чтения для учащихся 5 -го класса; заключения; списка литературы, включающего 51 источник.
Жанр сказки, являющийся одним из древнейших фольклорных жанров, постоянно менялся на протяжении тысячелетий своей яркой истории. Специфика его заключается, по мнению многих исследователей, в дидактическом содержании, а также в определенной фантастичности, аллегорически изображающей реальные явления и события.
Литературная сказка, представляющаяся как обработка фольклорного материала, сохраняет очевидную преемственность в отношении фольклорной сказки, но также подвергается воздействию явлений общелитературного процесса, среди которых особенно значимы влияние исторической эпохи и замысла автора. Авторская же сказка рассматривается нами как произведение индивидуальное, наделенное определяющими чертами жанра (такими как сюжетность, поэтический вымысел и определенный дидактизм), но также обязательно обладающее самостоятельной эстетической концепцией и представляющееся переработкой фольклорного материала в значительно меньшей степени, нежели произведением самостоятельным и самоценным.
Совершенно естественно наличие определенных «точек соприкосновения» у сказки европейской и русской. При этом также, несомненно, наличие определенных специфических черт сказок каждого народа, отражающих их историческую судьбу. Точно так же определенной спецификой обладают литературные и авторские сказки любой страны. Так, в русской литературной традиции сказка, прошедшая долгий и нелегкий путь, наделена особенной волшебностью и до сих пор, развиваясь в произведениях современных писателей, сохраняет связь с фольклором.
Николай Петрович Вагнер представляется нам сегодня личностью неоднозначной, сочетавший в себе, на первый взгляд, совершенно несочетаемое. Такими же необычными представляются сегодняшнему читателю и его сказки, основанные не только материале родного фольклора, но также и на литературных и авторских сказках отечественных и зарубежных писателей, таких как А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Э.Т.А. Гофман и в особенности - Г.Х. Андерсен. Произведения Н.П. Вагнера дают пример удачного синтеза элементов различных литературных и философских течений и направлений. Эти сказки, нередко поднимающие сложные философские вопросы, представляют многоуровневые, сложно организованные художественные миры. Специфика сказок Николая Петровича Вагнера позволила ему войти в историю отечественной литературы.
Одна из наиболее показательных сказок Н.П. Вагнера «Пимперлэ» является образцом удачного синтеза элементов фольклорной, литературной и авторской сказки. В этом выстроенном на контрасте произведении органично сочетаются вещи, кажущиеся принципиально противоположными, как, например, элементы античных мифов и христианская мораль. Центральный сюжетообразующий образ волшебника Пимперлэ объединяет признаки Оле Лукойе и Петрушки.
Жанр литературной сказки изучается в рамках рассмотренных программ по литературе под редакцией В.Я. Коровиной и Г.С. Меркина, однако произведения Н.П. Вагнера отсутствуют даже в списках для внеклассного чтения. При этом многие учителя-практики уже открыли богатый воспитательный и художественный потенциал его произведений. Так, наблюдается активное обращение к сказкам «Береза», «Два Ивана», «Сказка» в рамках уроков литературного чтения в 3-4 классах (Лаптева М.В., Осипова Т.С., Бурлакова Н.Я.). Предлагается обращение к фольклорным корням произведений Вагнера, их специфике и поэтике, отмечается яркая образность и аллегоричность. Кроме того, произведения Н.П. Вагнера иногда применяются для знакомства с жанром сказки, для иллюстрирования жанровых признаков и элементов. Обращение к сказкам Н.В. Вагнера на уроках в 5-8 классах не такое активное, хотя, на наш взгляд, его произведения могли бы вызвать читательский интерес именно у этой возрастной группы.
Значимость и педагогическая польза сказок Н.П. Вагнера, на наш взгляд, очевидна, поскольку они предоставляют учителю широкие методические возможности. Яркая специфика идиостиля Н.П. Вагнера позволяет анализировать его сказки на многих уровнях поэтики и семантико - идейного построения, что дает возможность познакомить учащихся с философской сказкой. Образность и аллегоричность произведений сказочника делает их интересным материалом для разнообразной урочной и внеклассной работы с учащимися средней школы. Определенная ироничность и полемика с Г.Х. Андерсеном, в свою очередь, открывает возможности для установления связей между отечественной и зарубежной сказкой, фольклорной и авторской.
Сказки Н.П. Вагнера предлагаются нами для изучения в рамках уроков внеклассного чтения, поскольку не входят в программы по литературе. Возможна разнообразная работа с текстами, от классического анализа - от образов к идейному пласту - до интертекстуального анализа. Возможности для работы с материалом сказок Н.П. Вагнера в рамках как внеклассного чтения, так и научно-исследовательской деятельности представляются достаточно широкими. В методической главе данной работы представлены содержательные аспекты для уроков внеклассного чтения по различным произведениям Н.П. Вагнера, темы для исследовательских работ учащихся средней школы, а также разработка урока внеклассного чтения по сказке «Папа-пряник». Все это может послужить полезным материалом для методистов и учителей-практиков.
1. Андерсен Г.Х. Сказки. - М., 1977.
2. Аникин В.И. Русская народная сказка. - М.: «Просвещение», 1977.
3. Аникин В.П. Гипербола в волшебных сказках // Фольклор как искусство слова. Вып. III. МГУ, 1975.
4. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. - М., 1987.
5. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. Т. 1 - 3. - М., 1957.
6. Бахтина В.А. Время в волшебной сказке. Проблемы фольклора. - М., 1975.
7. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1979, Вып. 6.
8. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971.
9. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Изв. АН СССР,
1977. Т. 36. Сер. лит. и яз., № 3
10. Вагнер Н. П. Кто был Кот-Мурлыка? (предисловие к первому изданию). // Вагнер Н. П. Сказки Кота-Мурлыки. - М.: Паллада, 1992.
11. Вагнер Н.П. Сказки Кота-мурлыки. - М., 1991.
12. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М., 1975.
13. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: «Наука», 1975.
14. Венгеров С.А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. 4. - СПб, 1895.
15. Волков P.M. Сказка. Разыскания по сюжетосложению народной сказки (Т.1. Сказка великорусская, украинская, белорусская). - Киев, 1924.
16. Головенченко С. А. Андерсеновское в сказках Н. П. Вагнера // Мировая словесность для детей и о детях. - М., 2004.
17. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов и др. - М.: Высш. шк., 2004.
18. Добровольская В.Е. "Литературные предпочтения" русских сказочников: "авторская" сказка в фольклорном репертуаре // Культура и текст. - 2018. - №1 (32). - С. 201-203.
19. Дудаков С.Ю. Злой сказочник // Дудаков С. Ю. История одного мифа. Очерки русской литературы 19-20 веков. - М.,1993.
20. Жегалина Н.С. Какого цвета смех? Урок внеклассного чтения по сказке Н.П. Вагнера «Чудный мальчик». 8 класс. / Литература в школе. - 2007.
- №2.
21. Зуева Т.В. Волшебная сказка. - М.: «Прометей», 1993.
22. Карабегова Е.В. Немецкая романтическая волшебно-фантастическая повесть и её развитие от йенских романтиков к Э.Т.А. Гофману: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05. - М., 1984.
23. Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.
24. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1. - М., 1962.
25. Лаптева М.В. Н.П. Вагнер. Фея Фантаста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn—dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/4-klass/file/45547-n-p- vagner-feya-fantasta(дата обращения: 28.02.2021)
26. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т.
— М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина- Ветринского. 1925.
27. Меркин Г.С., Зинин С.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. - М.: Русское слово, 2011.
28. Нагишкин Д.Д. Сказки и жизнь. Письма о сказке. - М., 1957.
29. Намычкина Е.В. Сказка как литературный жанр // Вестник Вятского государственного университета. - 2010. - №3. - С. 103-109.
30. Норина Н.В. Жанровое своеобразие сказки Н.П. Вагнера "Пимперлэ" // Филологические науки. - 2018. - №10(76).
31. Осипова Т.С. Н.П. Вагнер Береза // Сайт для учителей «Копилка
уроков» // URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-
chteniyu-n-p-vagner-bereza-2217982.html (дата обращения: 21.02.21)
32. Померанцева Э. В. Сказка // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1971. — Т. 6. — Стб. 880—882.
33. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. - М.: «Просвещение», 1963.
34. Померанцева Э.В. Сказка // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. - М., 1971.
35. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки в XVIII-XIX вв. // Автореф. дисс. докт. филол. наук. - М., 1964.
36. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1946.
37. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. - М., 1969.
38. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т. - М.: «Просвещение», 1974-
1978. т.6.
39. Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. - М., 1974.
40. Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX века. - М.-Л., 1961.
41. Русские сказки в ранних записях и публикациях XVI-XVIII вв. - М., 1971.
42. Словарь литературоведческих терминов. / Под ред. Тимофеева Л.И., Тураева С.В. - М.: «Просвещение», 1974.
43. Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «фольклорная - литературная - авторская сказка» (на примере современных экологических авторских сказок)» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2014. - №19 (705). - С. 144 - 151.
44. Цикушева И.В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) // Вестник Адыгейского
государственного университета. Серия 2: Филология и
искусствоведение. - 2008. - №1. - С. 21-24.
45. Шаров А. Мальчик-Одуванчик и три ключика. - М., 1972.
46. Шаров А. Человек-Горошина и простак. - М., 1973.
47. Широков В. А. Русский Андерсен // Вагнер Н.П. Сказки Кота-Мурлыки. - М., 1992.
48. Шремзер Е. Жанр святочного рассказа в русской литературе //
Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» // https://xn--j1ahfl.xn--
p1ai/library/zhanr_svyatochnogo_rasskaza_v_russkoj_literature_182801.ht ml (дата обращения: 13.03.21)
49. Шустов М.П. Сказочная традиция в русской литературе XIX века: автореф. дис. д-р. филол. наук: 10.01.01. - Нижний Новгород, 2003.
50. Экгауз Э.Л. К вопросу о становлении жанра волшебной литературной сказки в европейской литературе / Э. Л. Экгауз // Дергачевские чтения - 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций: материалы IX Междунар. науч. конф. — Екатеринбург, 2009. — Т. 2. — С. 394-398.
51. Ясинский И.И. Роман моей жизни. Книга воспоминаний. Том I. - М., 2010. - С. 472-478.