Введение 3
1 глава. Особенности развития Западной Европы накануне Реформации и
причины возникновения реформационных идей 16
2 глава. Лютеранство и тезис о предопределении 29
2.1. Идейные истоки и особенности лютеранства 29
2.2. Доктрина предопределения в лютеранстве 40
3 глава. Тезис о предопределении в Кальвинизме 47
3.1. Идейные истоки и особенности кальвинизма 47
3.2. Тезис о предопределении в кальвинизме 56
3.3. Сравнение идей предопределения в кальвинизме и лютеранстве 63
Заключение 68
Список используемой литературы
Данная работа посвящена изучению эпохи Реформации. Несмотря на многочисленные ответвления в христианстве, появившиеся в XVI веке, мы остановимся на изучении кальвинизма и лютеранства, поскольку эти религиозные учения имели наибольшее влияние и распространение в Европе. Центральной идеей эпохи Реформации был тезис о предопределении, изучению которого мы уделяем особое внимание.
В первую очередь следует обратить на тот факт, что кальвинизм и лютеранство - это не просто религиозные системы, но также и этические. В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена необходимостью рассматривать проблему предопределения в кальвинизме и лютеранстве комплексно, обращая особое внимание на сравнительный анализ доктрины в кальвинизме и лютеранстве.
Объект исследования - идейное развитие Западной Европы в эпоху Реформации.
Предмет исследования - особенности идеологии лютеранства и кальвинизма на примере доктрины о предопределении.
Цель работы - рассмотреть особенности учения о предопределении в кальвинизме и лютеранстве.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать характеристику эпохи Реформации в политическом, социальном, идейном, культурном аспекте.
2. Дать общую характеристику лютеранства и кальвинизма, причины и особенности их возникновения.
3. Рассмотреть биографию деятелей лютеранства и кальвинизма.
4. Проанализировать учение о безусловном предопределении в
кальвинизме и лютеранстве, выявить отличия в учении о предопределении в лютеранстве и кальвинизме.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью рассматривать проблему предопределения как одну их центральных и основополагающих в протестантизме, в кальвинизме и лютеранстве комплексно, обращая особое внимание на сравнительный анализ доктрины в кальвинизме и лютеранстве.
Обратимся к историографии вопроса. Как в отечественной, так и в зарубежной историографии представлено достаточно много трудов, посвященных зарождению и развитию реформаторской деятельности Ж. Кальвина и М. Лютера. Вне всякого сомнения, взгляд на деятельность Лютера и Кальвина менялся в зависимости от личных предпочтений автора и специфики эпохи.
Реформация это религиозное движение, охватившее в XVIB.Центральную и Западную Европу. Реформация означает - преобразование, изменение, исправление, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
В 1905 году в свет вышла знаменитая работа немецкого ученого Макса Вебера «Протестанская этика и дух капитализма». Известный социолог Макс Вебер увязывал развитие капитализма с реформацией. Большинство классических исследований увязывают причины реформации с зарождением и развитием национальных централизованных государств, стремившихся в том числе и к независимости от религиозной власти папы и его посягательств на национальные богатства (борьба с десятиной, недовольство роскошью католической церкви, захватом больших площадей земли и т.д.) К такого рода исследованиям можно отнести например Брендлера, Кернса.
В своей работе М.Вебер анализируя положения протестанских вероучений, в первую очередь кальвинизма, видит в них причину развития и экономического роста таких государств, как Нидерланды, Англия и Соединенные штаты Америки.
Изучение кальвинизма началось во второй половине Х1Х века. В эпоху господства позитивизма, исследователи стремились к максимально подробному описанию всех событий и его анализу. Вместе с тем, в этот период не были разработаны целостные теории и концепции деятельности Ж. Кальвина и М. Лютера.
Самыми фундаментальными трудами, посвященными кальвинизму являются работы A. Роже и В. Кампшульте - позитивистов, впервые систематизировавших материал, относящийся к отношениям Кальвина с горожанами. Научная мысль XIX в. не отделяла жизненный путь реформатора от его доктрины и общественно-политической деятельности. Следует отметить так же Кингдона. Р. Кингдон опубликовал ряд работ, основанных на широком круге источников, в которых он изложил сведения о жизни Женевы при Кальвине и о роли реформатора в происходящих событиях на основе данных записей женевской Сеньории. Он подробно рисует картину жизни города и установленной в нем дисциплины и заключает, что консистория составляла суть и особенность женевской модели кальвинизма.
С точки зрения Эрла Е.Кернса: «...с точки зрения политики или церковного управления, реформацию нужно считать восстанием против авторитета Церкви в Риме и ее главы - папы римского». (Кернс Э. «Дорогами Христианства» 1992г).Так мы можем обозначить политическую предпосылку реформации.
Обратимся к отечественной историографии. В отечественной историографии в работах Ю.Е. Ивонина Реформация рассматривается в качестве достаточно сложного явления, затрагивающего различные сферы общественной жизни, важнейшего фактора идеологической, политической и социальной жизни общества. Особое внимание ученый уделил пфальскому кальвинизму, в основе которого лежал принцип социальной дисциплины. Кальвинизм здесь предстает не только как религиозная система, но и важный фактор в межгосударственных отношениях.
М. А. Барг, исследуя английскую буржуазную революцию XVII в., рассматривал социально-экономические факторы становления кальвинизма. Как он считал, важнейшая особенность Английской революции середины XVII в. заключалась в идеологической драпировке ее социально-классовых и политических идей. Кальвинизм как идеология Реформации сыграла большую роль в этой революции.
Биография Жана Кальвина впервые наиболее полно была изложена известным дореволюционным и советским медиевистом Р.Ю. Виппером. Особое внимание исследователь уделил деятельности Кальвина в Женеве. Виппер полагал, что особенность женевской модели кальвинизма заключается в организации консистории органа управления с широкими полномочиями, в состав которого входили представители церковной и светской властей. В сфере внимания Виппера также находилась структура управления городом, которая была сформирована при Кальвине. Личностные качества Кальвина исследователь рассматривал как основу популяризации нового учения и кальвинистской философии. Описывая те события, которые происходили в Женеве в то время, Виппер выявляет динамику изменений в жизни города в 1542- 1564 гг
После 20-х годов ХХ столетия в отечественной историографии наступает период торжества марксистской материалистической концепции исторического процесса. Соответственно, историки обратились к анализу социальных аспектов кальвинизма. В частности, Ф. Д. Капеллюш высказал мысль в том, что взгляды Кальвина связаны с «республиканским и революционным движением нарождающейся буржуазии» .
В отличие от М.Вебера представители марксистского учения ставили в противоположную зависимость протестантизм и развитие капиталистических отношений. Протестантизм был способом борьбы с феодальными отношениями.
Согласно позиции Н. В. Ревуненковой, религиозный менталитет не играл большой роли в жизни Европы XVI - XVII вв. Кальвинизм является плодом развития взглядов на государство и общество в качестве эволюции от гуманизма к тираноборчеству. «Субъективное отношение Кальвина к гуманизму после того, как он отрекся от собственного гуманистического прошлого, однозначно, - пишет исследовательница. - Это искренняя, сознательная и равная борьба с равным противником» . Она полагала, что Кальвин испытывал сильное недоверие к власти. Особое внимание автором уделено анализу идеи Кальвина об установлении Царства Божьего на Земле в идеологии Оливера Кромвеля.
Российской исследовательницей С.Л. Плешковой история отношений между властью и церковью рассматривалась в аспекте выявления закономерностей распространения кальвинизма на почве французской культуры и политики. Согласно позиции Плешковой, существует достаточно тесная связь между кальвинизмом Женевы и гугенотами .
В ходе изучения данной темы мы обращались и к трудам по богословию, основываясь на предмете изучения.
Следует отметить немецкого исследователя Реформации Германа Зассе, который убедительно раскрывает недостаточность «эпическо- героической», «культурно-исторической» и «национальной» концепций Реформации, утверждая, что для правильного понимания значения и специфики евангелической Реформации ее необходимо интерпретировать как эпизод церковной истории. Согласно Г. Зассе, «это великое событие истории церкви - Реформация - началась очень спокойно и рассудительно, с теологического открытия в области истолкования Библии. Это было то открытие, которое подразумевал Апостол Павел, используя фразу «правда Божия» в послании к Римлянам ».
Таким образом, Реформация обретает свое истинное положение в ряду различных церковно-исторических событий как явление историко-конфессионального характера.
Религиозные взгляды М.Лютера на протяжении последних четырехсот лет были предметом внимательного изучения историков и теологов. По вполне понятным причинам, первенство в изучении Реформации принадлежит немецкой и американской школам.
Существующая литература по этому вопросу настолько разнообразна. Все труды и публикации, посвященных М.Лютеруможно условно разделить на три группы:
1. Полемические и апологетические издания, являющиеся отражением конфессиональной трактовки событий Реформации со стороны евангелической и римско-католической или иных христианских традиций. В частности, здесь особо следует выделить работу И. Гобри, в которой, например, есть такой пассаж «Лютер добился того, к чему стремился, внушив ненависть к папе пятнадцати или двадцати поколениям людей, навсегда отвратив их взор от монашества, уничтожив в их глазах таинство рукоположения и мессу. И все это он сделал потому, что папа отлучил его от Церкви, потому, что он чувствовал себя несчастным, приняв постриг, потому, что он испугался, принимая причастие. Ценой своей ужасной мести он действительно достиг величия в глазах тех, кто эту месть с ним разделил, и величие его выглядело тем внушительнее, что таковых оказалось немало4». Приведенная цитата вполне отражает концепцию и аргументацию посвященных Реформации трудов подобного направления.
2. Исторические и церковно-исторические исследования Реформации, в которых акцентируется вопросы места Реформации среди других событий религиозной и шире - социальной истории. Это работы А. Гарнака, Л. Беркхова, Б. Брендлера, Л. О. Хольца и других авторов. Эти исследователи занимались комплексным изучением вероучения лютеранства, специфики его становления. Ими были введены научный оборот многие фактографические данные, наблюденя и обобщения, что привело к существенному научному прогрессу в деле исследования Реформации. Однако представителей данного направления больше интересовали внешние причины Реформации, чем внутренние религиозные причины ее влияние на последующие события истории христианства, нежели внутренние религиозно-философские причины. Кроме того, перечисленные работы посвящены главным образом изучению церковной истории (истории христианской догматики), и соответственно Реформация в них трактуется в них достаточно обобщенно, наряду с прочими событиями и тенденциями развития христианства.
А.Гарнак подчеркивал первенствующее положение догматики в теологии, но не обособлял теологию от философии и культуры. Б. Брендлер анализирует становление теологии Лютера, его новое понимание веры,отношение к таинствам, церкви и священству, новые взгляды на связь Бога и человека, этику и свободу совести - все это дало жизнь новой конфессии внутри христианства - протестантизму и лютеранству. Трудные вопросы теологического учения связываются с политическими.
3. Результаты специальных исследований, посвященных М.Лютеру. Особое место здесь занимают работы зарубежных авторов: O. Хов, К. Фройлих, Ф. Фаррар, Г. Брей, H. Борнкамм . Эти авторы уделяют преимущественное внимание специфике вероучения лютеранства, в том числе и доктрине предопределения.
Что касается проблемы влияния различных философских и теологических концепций на формирование религиозных взглядов М. Лютера и идейных основ лютеранской церкви, то Е. Новиков в своем критическом исследовании биографии и религиозных взглядов Лютера определяет, что формирование протестантизма в Германии обусловлено национальными особенностями восприятия и распространения христианства на этой территории, где значительное влияние имело арианство8. Автор, сделав глубокий анализ богословия Я. Гуса и М. Лютера, делает общие выводы о влиянии славянства на формирование религиозности немцев вообще, а особенно теологических воззрений основателя лютеранского вероисповедания .
Ч. Берд, считая ошибочным взгляд, согласно которому Реформация XVI в. «Выдвинула новую группу богословских догматов на место предыдущих» , он доказывает, что его идеи начинают формироваться с конца XII в. в глубинах средневековой системы мировоззрения, а лишь в XVI в. выходят на поверхность в связи с возрождением наук в Италии и Германии. Основным же основой лютеровской идеи, как считает исследователь, был немецкий мистицизм .
В начале ХХ в. А. Бергер свой ведущий тезис о «неизбежности такого движения, как Реформация» подтверждает рядом факторов, что формировались в Европе в течение XIII-XV вв. К ним исследователь относит: развитие национального самосознания, победу светской науки, взрыв гуманистического индивидуализма и особенности религиозной жизни Средневековья. В то же время С. Бичинский в своем исследовании определяет, что предтечами идей Лютера были Марсилий из Падуи и особенно «наука Оккама имела большое влияние во времена перед Реформацией» .
В советский период данная проблема поднималась в начале 30-х гг. В трудах Л. Брандта. Так, Л. Брандт отмечает, что главным образом учение «небесного патрона своего монашеского ордена блаженного Августина ... осуществило на Лютера наибольшее влияние и легло в основу лютеранской критики католицизма». Книга Н. В. Ревуненковой выделяется тем, что ее автор пытается раскрыть взаимовлияние ренессансной свободы мышления и гуманизма на идеологию Реформации, но основное внимание автор уделяет, преимущественно радикальным ее течениям .
Ф.В. Кантценбах в биографическом исследовании М. Лютера обращает внимание на факт воздействия на лютеранство «позднего оккамизма» и утверждает, что Эразм Роттердамский «готовил путь для Реформации своей искренней библейской набожностью и в то же время острой критикой теологии и церкви».
Известный российский философ-эмигрант Лев Шестов более подробно рассматривает вышеупомянутый вопрос в своем исследовании проблемы формирования основного тезиса М Лютера - «solafide». Он находит ее зародыши в недрах греческой (Аристотель, Платон, Сократ), средневековой философии V в. (Августин), в «школе оккамистов» , к тому же считает, что «в Англии Уиклиф, в Богемии Гус во многом предупредили Лютера» 19.
Рассуждая о развитии историографической версии кальвинизма, очевидной становится невозможность ее ограничения только богословием. Следует отметить ряд светских научных работ такого же сравнительного характера, написанных исследователями на протяжении XIX-XX вв. Интерес к ним продиктован тем обстоятельством, что все они написаны профессиональными историками, специализирующимися в области истории теологии и религии.
Таким образом в разный период реформацию связывают с различными причинами, например М.Вебер - социально - экономическими, Р.Ю. Виппер - политическими, марксисты характеризуют Реформацию как первую ступень буржуазной революции. Но так же и не следуют забывать о религиозном аспекте Реформации - религиозным восстанием человека в форме протеста и религиозного возражения против тех кризисных процессов, которые проявлялись внутри самой Католической церкви.
В процессе написания дипломной работы были использованы следующие письменные и литературные источники, рассказывающие о периоде реформации.
Письменные:
1. Документальные - письмо М. Лютера « К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» 1520г. В котором Лютер обращается Николаусу фон Амсдорфу, с тем что может дворянство примет участие в исправлении хрисианства, если сама церковь не в состоянии: «может быть,Бог все-таки захочет помочь Своей Церкви посредством мирян, поскольку духовенство, которому это более подобает, ни на что не обращает внимания...».
2. Повествовательные - Ж.Кальвин «Наставления в христианской вере», М.Лютер «О свободе христианства», «95 тезисов», «О светской власти».
Письменные источники использовались для того чтобы рассмотреть особенности учения о предопределении в кальвинизме и лютеранстве, понять и проанализировать учения Лютера и Кальвина для дальнейшего сравнения их доктрин.
Литературные произведения: Эразм Роттердамский «Похвала глупости»
Научные труды: «Источники по истории Реформации.»1906. Вып. 1-2., Ерохин В. Н. «История религиозной Реформации в Европе в XVI — начале XVII веков»
Биографии: Гобри Иван. Лютер. « Молодая гвардия» (Жизнь замечательных людей), Прозоровская Б. «Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность».
Литературные произведения использовались мной для формирования общего представления об эпохи Реформации, чтобы в своей работе дать характеристику реформации в целом и на примере отдельных стран, рассмотреть причины возникновения реформации, учения кальвинизма и лютеранства, биографию и жизненный путь Мартина Лютера и Жана Кальвина.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
• сравнительно-исторический,
• аналитический,
• комплексный анализ.
Хронологические рамки исследования ХУ1 в. Хронология исследования определена хронологией появления лютеранства и кальвинизма.
Новизна и практическая значимость исследования определяются тем, что полученные в ходе исследования результаты, а также сам текст исследования могут быть использованы при дальнейшем, более глубоком изучении лютеранства, кальвинизма и их истоков, критики учения о предопределении.
Работа может быть использована для углубленного изучения Реформации в школьном курсе, для разработки факультативов по истории и истории мировых религий.
Явление Реформации не было спонтанным. На реформацию католической церкви в Европе повлияло распространение гуманизма, идей Возрождения, усиление национального самосознания европейцев, развитие книгопечатания, появления нового сословия - буржуазии. Реформация - реформирование христианства в соответствии с библией. Реформация выступала против церковной власти, ее поборов и наглости духовенства. Сторонников Реформации стали называть протестантами.
В XVI веке возникло много учений о церкви, но наибольшее распространение получили лютеранство и кальвинизм. Лютеранство распространилось в германии, в которой особенно чувствовался произвол священнослужителей. Идеолог лютеранства М. Лютер выступал против индульгенций. Опираясь на догматы Августина блаженного, Лютер трактует Божью благодать единственной силой, способной обратить человека на путь истинный. Лютер выступал против церковной иерархии власти и различных догматов, признавал лишь крещение и евхаристию. Лютер провозглашал учение об оправдании одной верой, ввел новую экзергетическую систему толкования библии. Во времена Реформации библия была переведена на многие языки мира. В лютеранстве тесна связь предопределения и провидения. Бог заботится о человеке и о том, чтобы привести его к спасению.
Кальвинизм был распространен, в основном, в Женеве. Кальвин провозглашает абсолютный суверенитет Бога во всех сферах. Богу принадлежит безусловное избрание и предопределение тех, кто будет спасен. Сам по себе посредством человеческой праведности человек не может добиться спасения.
Таким образом, основное отличие лютеранства и кальвинизма в том, что Лютер говорит о всеобщем спасении людей, а Кальвин говорит лишь об избранном спасении людей. Лютеране - Бог любит всех и хочет их спасти во Христе, - а кальвинисты начинают с нехристианской интуиции предопределения, - Бог решил сразу же спасти одних и осудить других, Он извечно не любит всех и не желает их спасать. Но затем лютеране переходят к тому, что Он безусловно спасает только некоторых.
В целом, и лютеранство, и кальвинизм оказали огромное влияние на развитие христианской мысли.
Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.
Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.
Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.
В странах где произошла реформация, церковь стала иметь меньше власти, чем в католических странах, потеряла экономическую мощь в следствии секуляризации земель и отмены платы за церковные обряды, оказалась в зависимости от государства.
1. Ж.Кальвин - «Наставления в христианской вере», 1,2,3 тома. Перевод на русский язык Бакулов А.Д., Вдовина Г.В., Кимелев Ю.А. -М., 1997.
2. Лютер М. «О свободе христианства», перевод с немецкого Фокин И., переиздана -М.,2013г.
3. Лютер М. « К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» 1520г.,
4. Лютер М. Избранные произведения -СПб., 1997
5. «Источники по истории Реформации.». Вып. 1-2. Товарищество "Печатня С. П. Яковлева", СПб. , 1906
Литература:
1. Барг М. А. Английская буржуазная революция. Некоторые проблемы Английской буржуазной революции 40-х годов XVII века. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958.
2. Беркхов Л. История христианских доктрин. - СПб., 2000.
3. Брендлер Г. Мартин Лютер. Теология и революция. - М. СПб., 2000.
4. Бэрд Ч. Реформация XVI в. в её отношении к новому мышлению и знанию / Ч. Бэрд; [пер. Е. А. Звягинцева]; под ред. и с предисловием проф. Н. И. Кареева. — СПб.: Издание О. Н. Поповой, Типография Гершуна. Офицерская, 10, 1897. — 362 с. - С.22
5. Виппер Р Ю Церковь и государство в Женеве XVI в Влияние кальвинизма на политические учения и движения в XVI в. - М., 1894.
6. Гарин И. Кальвин. - Харьков: Фолио, 1994.
7. Гарнак А. История догматов. II. Раннее Христианство. - Т.2. М., 2001.
8. Гобри И. Лютер. - М., 2000.
9. Гонсалес Х.Л. История христианства от основания Церкви до Реформации. - СПб.,2001.
10. Ерохин В. Н. «История религиозной Реформации в Европе в XVI — начале XVII веков» учеб.пособие / В.Н.Ерохин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2004
11. Прозоровская Б. «Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность» , -СПб., 1997.
12. Зассе Г. На том стоим. Кто такие лютеране. - СПб.,1994. Ивонин Ю. Е. Город, государство и Реформация в Германии XVI века // Средневековый город. -Вып. 16. - Саратов, 2004.
13. Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. - М., 1931.
14. Гобри И. Лютер. Молодая гвардия, Палимпсест, М., 2000 г. — 513 стр. (Жизнь замечательных людей)
15. Лозинський С. Г. История папства. — М., 1986. — 382 с - С.237
16. Ревуненкова Н. В. Ренесансное свободомыслие и идеология Реформации / Наталья Владимировна Ревуненкова. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 205 с. - С.17
17. Рассел Б. История западной философии / Бертран Рассел - М.: Основы, 1995. - 759 с. - С.439
18. Кернс Э. Дорогами Христианства.- М.,1992 год.
19. Эразм Роттердамский. Философские произведения / Эразм Роттердамский. — М.: Наука, 1986. — 490 с - С.75
20. Хрулева И. Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. -М., 2002.
21. Чистозвонов А. Н., Нидерландская буржуазная революция XVI в. - М., 1958
Интернет ресурсы:
1. Корнер Д. Исторические сведения о кальвинизме [Электронный ресурс] URLhttp://www.feofil.info/index.php?option=com_content&view =article&id=64:2009-06-07-19- 16-43&catid=36:2009-01-29-19- 50-39&Itemid=57 (дата обращения 01.05.2016)
2. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.jeancalvin.ru/institution(дата обращения: 01.05.2016).
3. Мак Грат А. Богословская мысль Реформации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http ://krotov.info/libr_min/13_m/ak/grat_00.html (дата обращения 01.05.2016)
4. Хегглунд Б. Модели веры. [Электронный ресурс ]Режим доступа: http://www.soluschristus.ru/biblioteka/bog_i_chelovek/bengt_hegg lund_modeli_very/bengt_hegglund_modeli_very_providenie_i_pre dopredelenie/ (дата обращения: 01.05.16)