Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы предупреждения и исправления
речевых ошибок младших школьников 4
1.1. Характеристика понятия «речевая ошибка» 4
1.2. Обзор классификаций речевых ошибок 6
Выводы по главе 1 30
Глава II. Методические основы работы над речевыми ошибками младших
школьников 31
2.1. Упражнения, направленные на предупреждение и исправление речевых
ошибок младших школьников 31
2.2. Типичные речевые ошибки младших школьников 40
2.3. Предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников с
помощью комплекса упражнений 62
Выводы по главе II 68
Заключение 70
Список используемых источников 71
Приложение 77
Русский язык представляет собой мощный инструмент развития духовного наследия народа, путь социализации личности, способ приобщения к культурным ценностям. «Великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык И. С. Тургенев называл своей «поддержкой и опорой». В течение столетий русский язык остается нашей поддержкой и опорой. Какова прочность этой опоры? Ведь именно от степени прочности речевой культуры зависит будущее России.
Неоспоримым фактом на сегодняшний день является общее понижение уровня речевой культуры. «В разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи...»[25,С.120]. За двадцать лет «реформ» по уровню образования, по данным ЮНЕСКО, Россия регрессировала с третьего места в мире на тридцать пятое [42].
Актуальность темы исследования определяется состоянием уровня речевой культуры учащихся начальных классов. В. В. Виноградов утверждал, что речевая культура - «самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека...» [8, С. 19].
Важная задача, стоящая перед учителем начальной школы - предупреждение речевых ошибок, формирование представления о совершенной образцовой речи. Стоит обратить внимание, что уровень речевой культуры учеников существенно отходит от требований школьной программы [7].
В многочисленных педагогических исследованиях отмечается, что работа по овладению культурой речи на современном этапе школьного образования в рамках предмета «Русский язык» проводится в незначительном объеме, фрагментарно. Систематические и целенаправленные действия со стороны учителя по выявлению и устранению речевых ошибок являются необходимым условием повышения уровня речевой культуры младших школьников [10].
Все вышесказанное позволило считать актуальной тему «Предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников с помощью комплекса упражнений».
Цель исследования: разработать комплекс упражнений, направленный на предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников.
Объект исследования: процесс предупреждения и исправления речевых ошибок младших школьников.
Предмет: комплекс упражнений как средство предупреждения и исправления речевых ошибок младших школьников.
Гипотеза: считаем, что предупреждение и исправление типичных речевых ошибок младших школьников возможно, если использовать комплекс упражнений из трех блоков. При этом упражнения первого блока направлены на предупреждение и исправление лексических ошибок; упражнения второго блока направлены на предупреждение и исправление морфологических ошибок; упражнения третьего блока предполагают редактирование текста.
В соответствии с объявленной гипотезой и целью были определены следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую, лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить типичные речевые ошибки, допускаемые четвероклассниками.
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников.
Анализ методической, психолого-педагогической, лингвистической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, выявления и предупреждения речевых ошибок актуальна в начальной школе.
Очевидно, что необходима систематическая и целенаправленная работа со стороны учителя, так как именно в младшем школьном возрасте начинается овладение нормами устного и письменного языка.
В данном исследовании подробно рассмотрено понятие «речевая ошибка»; выявлены причины появления ошибок в речи младших школьников, например: недостаток знаний, бедность словарного запаса, невыразительность речи, несоблюдение лексической сочетаемости слов, малый читательский опыт; представлен обзор классификаций методистов: Л. О. Бутаковой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Ю. В. Фоменко. Анализ классификаций речевых ошибок доказывает, что ученые по-разному подходят к данной проблеме.
Для определения типичных ошибок, встречающихся в письменной речи четвероклассников, были рассмотрены изложения и специальные задания (на основании выбранной классификации речевых ошибок М. Р. Львова).
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что наибольшая часть 4 «Г» класса выполнили задания на среднем и низком уровне, в то время как в 4 «А» классе задания выполнены на высоком и среднем уровне.
Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки четвероклассников в письменных работах. Таковыми являются:
1) лексические ошибки;
2) морфологические ошибки.
Эффективность работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок в письменной речи школьников возможна лишь в том случае , если использовать упражнения комплексно, систематически, на каждом уроке.
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.Арефьева, С.А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// Русский язык в школе. - 1998.
- №3. - С.8 - 12.
2. Арефьева, С.А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях // Русский язык в школе. - 2005. №3. - С.8 - 12.
3. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника. Бобровская, Г.В.// Нач.шк - 2003. - №4. - С. 47 - 51.
4. Бородкина, Е.Ю. Предупреждение речевых ошибок младших школьников в сочинениях и изложениях краеведческой направленности / Е.Ю. Бородкина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гум. и соц. Науки. - 2011. № 2. - С. 129 - 132.
5. Бутакова, Л.О. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи// Вестник ОмГу, 1998.- № 2. - С. 72 - 76.
6. Валгина, Н.С. Современный русский язык: Учебник для вузов/ Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - М.: Логос, 2002, - 528 с.
7. Введенская, Л.А Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. - 544 с.
8. Виноградов, В.В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры // Вопр. языкознания. 1991. № 4. С. 19.
9. Волосовец, Т.В. Преодоление речевых ошибок в письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно- метод. пособие / Т.В. Волосовец, Е.Н Кутепова. - М.: РУДН, 2008. - 74 с.
10. Граудина, Л.К. Культура русской речи: учебник для вузов / под. ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: НОРМА, 2001. - 560
С.
11. Данилова, И. Л. Диалог как средство развития знаний и закрепления умений и навыков в области развития грамотности у детей младшего школьного возраста. - М.: «Икарус», 2013. - С.84.
12. Данцев, Л.Д., Нефедова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник для вузов. - М.: Фенникс, 2002. - 320 с.
13. Десяева, Н.Д. Стилистика современного русского языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, С.А. Арефьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
14. Дьячкова, Г.Т. Олимпиадные задания по русскому языку 3-4 классы / Г.Т. Дьячкова. - 2-е издание, стереотипное. - Волгоград, Учитель 2008. - 91 с.
15. Елисеенко, О.И. Русский язык и культура речи / О.И. Елисеенко. - М.: НОИР, 2008. - 80 с.
16. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III - VII классов. - Известия АПН РСФСР - М.: 1998, выл. 78. - С. 34 - 42.
17. Жиренко, О.Е. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс/ O.E. Жиренко, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2011. - 400 с.
18. Зарецкая, Е.Н. Риторика: теория и практика речевой
коммуникации /ЕМ. Зарецкая. - 4-е изд. - М.: Дело, 2002. - 480 с.
19. Зайдман, И.Н. Развитие речи и психолого - педагогическая коррекция младших школьников // Начальная школа, № 6, 2003.
20. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2ч. 4.2. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 320 с.
21. Игры, ребусы, загадки для младших школьников / сост. Т.И. Линго. - М.: Ярославль: Академия развития, 2001. - 192 с.
22. Ивченков, П.Ф. Учимся редактировать: Обучение основам
редактирования на уроках рус.яз./ П.Ф. Ивченков // Рус. яз. в шк. - 2000. - № 6. - С. 40 - 42.
23. Канакина, В.П. Русский язык. 1-4 классы. Сборник диктантов и самостоятельных работ. Пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. П. Канакина, Г.С. Щёголева. - 4-е издание М.: Просвещение, 2014. — 159 с.
24. Капинос, В.И. Об оценке речевых навыков учащихся// Русский язык в школе. - 1986. - №6. - С. 17 - 19.
25. Козырев, В.А. Современная языковая ситуация и речевая культура: учебное пособие / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. - М.: Флинта: Наука, 2012.- 184 с.
26. Косериу, Э. Синхрония, диахрония и история: Проблема языкового изменения. - М.: УРСС, 2010. - 208 с.
27. Кремнева, С.Ю. Словарные диктанты :4 класс: к учеб нику Т.Г.Рамзаевой «Русский язык 4 класс»/ С.Ю. Кремнева. - М.: Экзамен, 2008. - 95 с.
28. Кузнецова, М.И. Тренировочные примеры по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 4 класс. ФГОС / М.И. Кузнецова. - М.: «Экзамен», 2016. - 32 с.
29. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
30. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
31. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.
32. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи / М.Р Львов. - М.: Академия,
2004. - 272 с.
33. Максимова, Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир». 3-4 классы. - М.6 ВАКО, 2014. - 144с.
34. Мамушин, В.Е. О характере и причинах речевых ошибок // Рус.яз. в школе. - 2000.- №1. - С. 45 - 49.
35. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 2001. - 240 с.
36. Мартынова, О.В. Основы редактирования. Учебное пособие для учащихся нач. проф. учеб. заведений. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издатцентр «Академия», 2009.
37. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности. - М.: «Эгвес»,
2005. - 176 с.
38. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «А Темп», 2008. - 944 с.
39. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу Н.Ф. Виноградова и др. - М.: Дрофа, 2000- 201с.
40. Поздеева, С.И. Методика обучения грамоте. Учебно - методическое пособие. - М.: Директ - Медиа, 2013. - 102с.
41. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учеб. для 4 кл. В 2 ч. 4.1/ Т.Г.Рамзаева - 14 -е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 158с.
42. Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная
энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных
технологий. -2009. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/education- index/education-index-info
43. Рождественский, Ю.В. Лекции по общему языкознанию. - М.:Добросвет, 2000. - С.33.
44. Русский язык. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс». 1 полугодие / авт.-сост. Е. Е. Гугучкина. - 2-е изд. - Волгоград : Учитель, 2011. - 175 с.
45. Русский язык и культура речи (базовые компетенции): учебное пособие / под ред. проф. А.П. Сковородникова. - Красноярск: Сиб. федерал. ун¬т, 2013. - 511 с.
46. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002. - 413 с.
47. Сергеев, Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Учитель, 2011. - 87 с.
48. Сковородников, А.П. Эффективное речевое общение (базовые компетенции):словарь-справочник / А.П. Сковородников, Г.А. Копнина, Л.В. Куликова, О.В. Фельде, Б.Я. Шарифуллин, М.А. Южанникова. - (2¬е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014 - 881 с.
49. Субботина, Л.А. Фразеологический словарь для школьников с приложениями / Л.А. Субботина. М.: ACT, 2014. - 640 с.
50. Суздальцева, В. Н Современный русский язык. Лексика, фразеология, морфология. Учебник для студентов ВУЗов / В. Н. Суздальцева, Рахманова Л. И. 3-е изд., испр. и доп. - М.: АспектПресс, 2010. - 464 с.
51. Титова Н.Ф. Культура речи в начальном обучении / Н.Ф. Титова. - М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1980. - 312 с.
52. Узорова, О.В. Русский язык. Упражнения и тесты для каждого урока: 4 класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. - Москва: ACT : Астрель, 2014. - 284 с.
53. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003.-152с.
54. Фоменко, Ю.В. Типы речевых ошибок: Учебное пособие. Новосибирск: НГПУ, 1994. - 60 с.
55. Фразеологический словарь русского языка./Под ред. А.И. Молоткова. - М.,2001.
56. Химик, В.В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный феномен.- М.: Фил.фак. СПГУ, 2000. - 272 с.
57. Ходова, Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008.
58. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. - М.: Либриком, 2009. - 192 с.
59. Черемисин, П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок // Русский язык в школе. - 2009. - №2. - С. 34 - 41.
60. Шанский, Н.М. Этимологический словарь русского языка./ Н.М. Шанский, Т. А. Боброва. М.: Прозерпин, 2001. 400 с.
61. Шапиро, Н.А. Принципы и приёмы редактирования текста. Учебно - методическое пособие / Н.А. Шапиро. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. - 72 с.
62. Шклярова, Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 4-го класса. - М.: Грамотей, 2015. - 80 с.
63. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М.: Едиториал УРСС, 2006. - 432 с.
64. Юртаев, С.В. Языковое образование и речевое развитие младших школьников [Электронные ресурс]: учеб.пособие / С.В. Юртаев. - 2-е изд., стер.- М.: ФЛИНТА. 2013. - 238 с.