ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ
|
Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы предупреждения и исправления
речевых ошибок младших школьников 4
1.1. Характеристика понятия «речевая ошибка» 4
1.2. Обзор классификаций речевых ошибок 6
Выводы по главе 1 30
Глава II. Методические основы работы над речевыми ошибками младших
школьников 31
2.1. Упражнения, направленные на предупреждение и исправление речевых
ошибок младших школьников 31
2.2. Типичные речевые ошибки младших школьников 40
2.3. Предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников с
помощью комплекса упражнений 62
Выводы по главе II 68
Заключение 70
Список используемых источников 71
Приложение 77
Глава I. Теоретический анализ проблемы предупреждения и исправления
речевых ошибок младших школьников 4
1.1. Характеристика понятия «речевая ошибка» 4
1.2. Обзор классификаций речевых ошибок 6
Выводы по главе 1 30
Глава II. Методические основы работы над речевыми ошибками младших
школьников 31
2.1. Упражнения, направленные на предупреждение и исправление речевых
ошибок младших школьников 31
2.2. Типичные речевые ошибки младших школьников 40
2.3. Предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников с
помощью комплекса упражнений 62
Выводы по главе II 68
Заключение 70
Список используемых источников 71
Приложение 77
Русский язык представляет собой мощный инструмент развития духовного наследия народа, путь социализации личности, способ приобщения к культурным ценностям. «Великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык И. С. Тургенев называл своей «поддержкой и опорой». В течение столетий русский язык остается нашей поддержкой и опорой. Какова прочность этой опоры? Ведь именно от степени прочности речевой культуры зависит будущее России.
Неоспоримым фактом на сегодняшний день является общее понижение уровня речевой культуры. «В разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи...»[25,С.120]. За двадцать лет «реформ» по уровню образования, по данным ЮНЕСКО, Россия регрессировала с третьего места в мире на тридцать пятое [42].
Актуальность темы исследования определяется состоянием уровня речевой культуры учащихся начальных классов. В. В. Виноградов утверждал, что речевая культура - «самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека...» [8, С. 19].
Важная задача, стоящая перед учителем начальной школы - предупреждение речевых ошибок, формирование представления о совершенной образцовой речи. Стоит обратить внимание, что уровень речевой культуры учеников существенно отходит от требований школьной программы [7].
В многочисленных педагогических исследованиях отмечается, что работа по овладению культурой речи на современном этапе школьного образования в рамках предмета «Русский язык» проводится в незначительном объеме, фрагментарно. Систематические и целенаправленные действия со стороны учителя по выявлению и устранению речевых ошибок являются необходимым условием повышения уровня речевой культуры младших школьников [10].
Все вышесказанное позволило считать актуальной тему «Предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников с помощью комплекса упражнений».
Цель исследования: разработать комплекс упражнений, направленный на предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников.
Объект исследования: процесс предупреждения и исправления речевых ошибок младших школьников.
Предмет: комплекс упражнений как средство предупреждения и исправления речевых ошибок младших школьников.
Гипотеза: считаем, что предупреждение и исправление типичных речевых ошибок младших школьников возможно, если использовать комплекс упражнений из трех блоков. При этом упражнения первого блока направлены на предупреждение и исправление лексических ошибок; упражнения второго блока направлены на предупреждение и исправление морфологических ошибок; упражнения третьего блока предполагают редактирование текста.
В соответствии с объявленной гипотезой и целью были определены следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую, лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить типичные речевые ошибки, допускаемые четвероклассниками.
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников.
Неоспоримым фактом на сегодняшний день является общее понижение уровня речевой культуры. «В разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи...»[25,С.120]. За двадцать лет «реформ» по уровню образования, по данным ЮНЕСКО, Россия регрессировала с третьего места в мире на тридцать пятое [42].
Актуальность темы исследования определяется состоянием уровня речевой культуры учащихся начальных классов. В. В. Виноградов утверждал, что речевая культура - «самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека...» [8, С. 19].
Важная задача, стоящая перед учителем начальной школы - предупреждение речевых ошибок, формирование представления о совершенной образцовой речи. Стоит обратить внимание, что уровень речевой культуры учеников существенно отходит от требований школьной программы [7].
В многочисленных педагогических исследованиях отмечается, что работа по овладению культурой речи на современном этапе школьного образования в рамках предмета «Русский язык» проводится в незначительном объеме, фрагментарно. Систематические и целенаправленные действия со стороны учителя по выявлению и устранению речевых ошибок являются необходимым условием повышения уровня речевой культуры младших школьников [10].
Все вышесказанное позволило считать актуальной тему «Предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников с помощью комплекса упражнений».
Цель исследования: разработать комплекс упражнений, направленный на предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников.
Объект исследования: процесс предупреждения и исправления речевых ошибок младших школьников.
Предмет: комплекс упражнений как средство предупреждения и исправления речевых ошибок младших школьников.
Гипотеза: считаем, что предупреждение и исправление типичных речевых ошибок младших школьников возможно, если использовать комплекс упражнений из трех блоков. При этом упражнения первого блока направлены на предупреждение и исправление лексических ошибок; упражнения второго блока направлены на предупреждение и исправление морфологических ошибок; упражнения третьего блока предполагают редактирование текста.
В соответствии с объявленной гипотезой и целью были определены следующие задачи:
1. Изучить учебно-методическую, лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить типичные речевые ошибки, допускаемые четвероклассниками.
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на предупреждение и исправление речевых ошибок младших школьников.
Анализ методической, психолого-педагогической, лингвистической литературы по теме исследования показал, что проблема определения, выявления и предупреждения речевых ошибок актуальна в начальной школе.
Очевидно, что необходима систематическая и целенаправленная работа со стороны учителя, так как именно в младшем школьном возрасте начинается овладение нормами устного и письменного языка.
В данном исследовании подробно рассмотрено понятие «речевая ошибка»; выявлены причины появления ошибок в речи младших школьников, например: недостаток знаний, бедность словарного запаса, невыразительность речи, несоблюдение лексической сочетаемости слов, малый читательский опыт; представлен обзор классификаций методистов: Л. О. Бутаковой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Ю. В. Фоменко. Анализ классификаций речевых ошибок доказывает, что ученые по-разному подходят к данной проблеме.
Для определения типичных ошибок, встречающихся в письменной речи четвероклассников, были рассмотрены изложения и специальные задания (на основании выбранной классификации речевых ошибок М. Р. Львова).
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что наибольшая часть 4 «Г» класса выполнили задания на среднем и низком уровне, в то время как в 4 «А» классе задания выполнены на высоком и среднем уровне.
Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки четвероклассников в письменных работах. Таковыми являются:
1) лексические ошибки;
2) морфологические ошибки.
Эффективность работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок в письменной речи школьников возможна лишь в том случае , если использовать упражнения комплексно, систематически, на каждом уроке.
Очевидно, что необходима систематическая и целенаправленная работа со стороны учителя, так как именно в младшем школьном возрасте начинается овладение нормами устного и письменного языка.
В данном исследовании подробно рассмотрено понятие «речевая ошибка»; выявлены причины появления ошибок в речи младших школьников, например: недостаток знаний, бедность словарного запаса, невыразительность речи, несоблюдение лексической сочетаемости слов, малый читательский опыт; представлен обзор классификаций методистов: Л. О. Бутаковой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Ю. В. Фоменко. Анализ классификаций речевых ошибок доказывает, что ученые по-разному подходят к данной проблеме.
Для определения типичных ошибок, встречающихся в письменной речи четвероклассников, были рассмотрены изложения и специальные задания (на основании выбранной классификации речевых ошибок М. Р. Львова).
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что наибольшая часть 4 «Г» класса выполнили задания на среднем и низком уровне, в то время как в 4 «А» классе задания выполнены на высоком и среднем уровне.
Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки четвероклассников в письменных работах. Таковыми являются:
1) лексические ошибки;
2) морфологические ошибки.
Эффективность работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок в письменной речи школьников возможна лишь в том случае , если использовать упражнения комплексно, систематически, на каждом уроке.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая технология коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И КОНТРОЛЯ ПИСЬМА
УЧАЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДИСЛЕКСИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у обучающихся младших классов в условиях школьного логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушения письма у обучающихся в общеобразовательной
организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Проявление оптической дисграфии у учащихся второго класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016



