Процесс совершенствования умений младших школьников понимать фразеологические обороты и употреблять их в речи
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения фразеологических оборотов в начальной школе 5
1.1. Понятие о фразеологии и фразеологических оборотах 5
1.2. Работа с фразеологическими оборотами как компонент развития речи
младших школьников 11
1.3. Изучение и использование фразеологических оборотов в начальной
школе 17
Выводы к первой главе 23
Глава 2. Методические основы исследования 26
2.1. Традиционные упражнения, направленные на изучение младшими
школьниками фразеологических оборотов 26
2.2. Особенности владения младшими школьниками фразеологическими
оборотами 37
2.3. Проект «Удивительные фразеологизмы» в начальной школе 42
Выводы ко второй главе 56
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение 65
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения фразеологических оборотов в начальной школе 5
1.1. Понятие о фразеологии и фразеологических оборотах 5
1.2. Работа с фразеологическими оборотами как компонент развития речи
младших школьников 11
1.3. Изучение и использование фразеологических оборотов в начальной
школе 17
Выводы к первой главе 23
Глава 2. Методические основы исследования 26
2.1. Традиционные упражнения, направленные на изучение младшими
школьниками фразеологических оборотов 26
2.2. Особенности владения младшими школьниками фразеологическими
оборотами 37
2.3. Проект «Удивительные фразеологизмы» в начальной школе 42
Выводы ко второй главе 56
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение 65
Актуальность обучения фразеологии в начальной школе обусловлена современной концепцией языкового образования, в которой одной из ведущих является идея о необходимости познания языка как неотъемлемой части культуры народа и как средство её отражения. Фразеологизмы являются языковыми единицами, несущими культуру, в своей семантике отражают исторические факты, особенности развития культуры и быта народа, его менталитет.
В отечественной литературе фразеологией занимались такие учёные, как А.М. Бабкин, В.П. Жуков, А.В. Жуков, А.В. Кунин, А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко, А.И. Молотков, А.М. Чепасова, С.Г. Шулежкова, В.А.Козырев, Л.А. Новиков, А.Н. Тихонов.
Изучение фразеологии должно начинаться на самых начальных ступенях образования. Однако в настоящее время выявлена тенденция того, что изучение фразеологических единиц либо начинает изучаться в 3-4 классах, либо изучается вскользь, в других разделах, где не даётся теоретической базы, определения и смысла этих понятий.
Все авторы, изучающие данную проблему, педагоги, методисты сходятся во мнении, что фразеологизмы представляют собой наиболее подходящий материал для обогащения и активизации словарного запаса младших школьников. Фразеологические обороты раскрывают возможности родного языка, прививают интерес к нему, формируют и развивают чувство слова.
Цель исследования: разработать проект, предполагающий многоаспектную работу с фразеологическими оборотами и способствующий включению фразеологизмов в речь младших школьников.
Объектом исследования является процесс совершенствования умений младших школьников понимать фразеологические обороты и употреблять их в речи.
Предметом исследования является практико-ориентированный проект как средство совершенствования умений младших школьников понимать фразеологические обороты и употреблять их в речи.
Гипотеза: считаем, что практико-ориентированный проект, включающий поиск, определение лексического значения, нахождение историко-этимологической справки и тематическую группировку фразеологизмов, предполагающий участие каждого ученика в оформлении словаря «Удивительные фразеологизмы» положительно повлияет на знание, понимание и употребление младшими школьниками фразеологических оборотов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень владения младшими школьниками фразеологическими оборотами.
3. Разработать проект, предполагающий многоаспектную работу с фразеологическими оборотами.
Методы исследования: анализ литературы, констатирующий эксперимент, анализ результатов, полученных в ходе исследования.
В отечественной литературе фразеологией занимались такие учёные, как А.М. Бабкин, В.П. Жуков, А.В. Жуков, А.В. Кунин, А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко, А.И. Молотков, А.М. Чепасова, С.Г. Шулежкова, В.А.Козырев, Л.А. Новиков, А.Н. Тихонов.
Изучение фразеологии должно начинаться на самых начальных ступенях образования. Однако в настоящее время выявлена тенденция того, что изучение фразеологических единиц либо начинает изучаться в 3-4 классах, либо изучается вскользь, в других разделах, где не даётся теоретической базы, определения и смысла этих понятий.
Все авторы, изучающие данную проблему, педагоги, методисты сходятся во мнении, что фразеологизмы представляют собой наиболее подходящий материал для обогащения и активизации словарного запаса младших школьников. Фразеологические обороты раскрывают возможности родного языка, прививают интерес к нему, формируют и развивают чувство слова.
Цель исследования: разработать проект, предполагающий многоаспектную работу с фразеологическими оборотами и способствующий включению фразеологизмов в речь младших школьников.
Объектом исследования является процесс совершенствования умений младших школьников понимать фразеологические обороты и употреблять их в речи.
Предметом исследования является практико-ориентированный проект как средство совершенствования умений младших школьников понимать фразеологические обороты и употреблять их в речи.
Гипотеза: считаем, что практико-ориентированный проект, включающий поиск, определение лексического значения, нахождение историко-этимологической справки и тематическую группировку фразеологизмов, предполагающий участие каждого ученика в оформлении словаря «Удивительные фразеологизмы» положительно повлияет на знание, понимание и употребление младшими школьниками фразеологических оборотов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень владения младшими школьниками фразеологическими оборотами.
3. Разработать проект, предполагающий многоаспектную работу с фразеологическими оборотами.
Методы исследования: анализ литературы, констатирующий эксперимент, анализ результатов, полученных в ходе исследования.
1) Фразеология - это раздел языкознания, изучающий фразеологическую систему языка в её современном состоянии и историческом развитии [9, с. 4].
2) Объектом фразеологии являются устойчивые словосочетания слов, воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных единиц.
3) Фразеологизмы представляют собой семантически неделимые словосочетания, которым свойственно постоянство значения, компонентного состава, грамматических категорий и определённой оценочности. Также это воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний, обладающий целостным значением и сочетающийся со словом.
Таким образом, фразеологизм - устойчивое сочетание слов, воспроизводимое в речи неделимо и употребляемое как более сложное словосочетание, обладающее целостным значением и часто не имеющее общего смысла с входящими в него словами.
4) Изучение фразеологических оборотов начинается в начальной школе, что способствует обогащению словарного запаса детей, повышению их речевой культуры.
Однако программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.
5) Также, мы можем сделать вывод о том, что фразеологизмы являются прекрасным материалом для обогащения речи младших школьников. Фразеология помогает делать речь более яркой и образной, раскрывает возможности родного языка, прививает интерес к нему, формирует и развивает чувство слова у учащихся.
6) Проблема использования фразеологических оборотов на уроках русского языка в начальной школе является достаточно актуальной.
Актуальность изучения фразеологии в начальной школе обусловлена современной концепцией языкового образования, где одной из ведущих является идея о необходимости познания языка как неотъемлемой части культуры народа и как средство её отражения.
7) Обучение детей фразеологии должно состоять из таких взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, как обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации, усвоения учащимися понятия «фразеологизм» и формирования умения пользоваться фразеологическим словарём. Все перечисленные элементы способствуют речевому развитию младших школьников. Обучение фразеологии в начальной школе предполагает постепенный переход от первичного ознакомления с фразеологической единицей к углубленному пониманию её семантики, а затем к сознательному, мотивированному использованию фразеологизмов в устной и письменной речи детей.
8) С целью исследования особенностей знания и понимания младшими школьниками фразеологических оборотов проведен констатирующий эксперимент на базе общеобразовательного учреждения "Гимназия № 5" г. Красноярска среди 44 учеников третьих классов. В соответствии с целью констатирующего эксперимента была подобрана диагностическая программа, которая включает в себя такие задания, как: «Подчеркните только фразеологические обороты», «Соедините противоположные по смыслу фразеологизмы» и «Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы». Основным методом исследования выступал анализ письменных работ.
Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень владения фразеологизмами учащимися третьих классов.
10) Выяснилось, что большинство учеников третьих классов справились с работой на низком уровне. Наиболее успешно выполнено задание №2 на соотнесение противоположных по смыслу фразеологизмов, менее успешно выполнено задание №1, в котором нужно было подчеркнуть из данных словосочетаний только фразеологические обороты и самые большие затруднения вызвало задание №3 на исправление фразеологизмов, написанных с ошибками.
11) Таким образом, результаты констатирующего среза подтвердили актуальность исследования. С целью овладения фразеологическими оборотами младшими школьниками необходимо специальное обучение.
12) С целью формирования умений младших школьников работать с фразеологическими оборотами разработан групповой практико-ориентированный проект «Удивительные фразеологизмы», с помощью которого у учащихся возрастет интерес к фразеологическим оборотам. Младшие школьники научатся лучше понимать значение фразеологизмов, а также их глубину и богатство.
13) Считаем, что практико-ориентированный проект, включающий поиск, определение лексического значения, нахождение историко-этимологической справки и тематическую группировку фразеологизмов, предполагающий участие каждого ученика в оформлении словаря «Удивительные фразеологизмы» положительно повлияет на знание, понимание и употребление младшими школьниками фразеологических оборотов.
2) Объектом фразеологии являются устойчивые словосочетания слов, воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных единиц.
3) Фразеологизмы представляют собой семантически неделимые словосочетания, которым свойственно постоянство значения, компонентного состава, грамматических категорий и определённой оценочности. Также это воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний, обладающий целостным значением и сочетающийся со словом.
Таким образом, фразеологизм - устойчивое сочетание слов, воспроизводимое в речи неделимо и употребляемое как более сложное словосочетание, обладающее целостным значением и часто не имеющее общего смысла с входящими в него словами.
4) Изучение фразеологических оборотов начинается в начальной школе, что способствует обогащению словарного запаса детей, повышению их речевой культуры.
Однако программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.
5) Также, мы можем сделать вывод о том, что фразеологизмы являются прекрасным материалом для обогащения речи младших школьников. Фразеология помогает делать речь более яркой и образной, раскрывает возможности родного языка, прививает интерес к нему, формирует и развивает чувство слова у учащихся.
6) Проблема использования фразеологических оборотов на уроках русского языка в начальной школе является достаточно актуальной.
Актуальность изучения фразеологии в начальной школе обусловлена современной концепцией языкового образования, где одной из ведущих является идея о необходимости познания языка как неотъемлемой части культуры народа и как средство её отражения.
7) Обучение детей фразеологии должно состоять из таких взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, как обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации, усвоения учащимися понятия «фразеологизм» и формирования умения пользоваться фразеологическим словарём. Все перечисленные элементы способствуют речевому развитию младших школьников. Обучение фразеологии в начальной школе предполагает постепенный переход от первичного ознакомления с фразеологической единицей к углубленному пониманию её семантики, а затем к сознательному, мотивированному использованию фразеологизмов в устной и письменной речи детей.
8) С целью исследования особенностей знания и понимания младшими школьниками фразеологических оборотов проведен констатирующий эксперимент на базе общеобразовательного учреждения "Гимназия № 5" г. Красноярска среди 44 учеников третьих классов. В соответствии с целью констатирующего эксперимента была подобрана диагностическая программа, которая включает в себя такие задания, как: «Подчеркните только фразеологические обороты», «Соедините противоположные по смыслу фразеологизмы» и «Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы». Основным методом исследования выступал анализ письменных работ.
Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень владения фразеологизмами учащимися третьих классов.
10) Выяснилось, что большинство учеников третьих классов справились с работой на низком уровне. Наиболее успешно выполнено задание №2 на соотнесение противоположных по смыслу фразеологизмов, менее успешно выполнено задание №1, в котором нужно было подчеркнуть из данных словосочетаний только фразеологические обороты и самые большие затруднения вызвало задание №3 на исправление фразеологизмов, написанных с ошибками.
11) Таким образом, результаты констатирующего среза подтвердили актуальность исследования. С целью овладения фразеологическими оборотами младшими школьниками необходимо специальное обучение.
12) С целью формирования умений младших школьников работать с фразеологическими оборотами разработан групповой практико-ориентированный проект «Удивительные фразеологизмы», с помощью которого у учащихся возрастет интерес к фразеологическим оборотам. Младшие школьники научатся лучше понимать значение фразеологизмов, а также их глубину и богатство.
13) Считаем, что практико-ориентированный проект, включающий поиск, определение лексического значения, нахождение историко-этимологической справки и тематическую группировку фразеологизмов, предполагающий участие каждого ученика в оформлении словаря «Удивительные фразеологизмы» положительно повлияет на знание, понимание и употребление младшими школьниками фразеологических оборотов.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2017 - Обогащение речи младших школьников фразеологизмами
на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ ПОСРЕДСТВОМ
КОМБИНИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018



