Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Процесс совершенствования умений младших школьников понимать фразеологические обороты и употреблять их в речи

Работа №150403

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения фразеологических оборотов в начальной школе 5
1.1. Понятие о фразеологии и фразеологических оборотах 5
1.2. Работа с фразеологическими оборотами как компонент развития речи
младших школьников 11
1.3. Изучение и использование фразеологических оборотов в начальной
школе 17
Выводы к первой главе 23
Глава 2. Методические основы исследования 26
2.1. Традиционные упражнения, направленные на изучение младшими
школьниками фразеологических оборотов 26
2.2. Особенности владения младшими школьниками фразеологическими
оборотами 37
2.3. Проект «Удивительные фразеологизмы» в начальной школе 42
Выводы ко второй главе 56
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложение 65

Актуальность обучения фразеологии в начальной школе обусловлена современной концепцией языкового образования, в которой одной из ведущих является идея о необходимости познания языка как неотъемлемой части культуры народа и как средство её отражения. Фразеологизмы являются языковыми единицами, несущими культуру, в своей семантике отражают исторические факты, особенности развития культуры и быта народа, его менталитет.
В отечественной литературе фразеологией занимались такие учёные, как А.М. Бабкин, В.П. Жуков, А.В. Жуков, А.В. Кунин, А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко, А.И. Молотков, А.М. Чепасова, С.Г. Шулежкова, В.А.Козырев, Л.А. Новиков, А.Н. Тихонов.
Изучение фразеологии должно начинаться на самых начальных ступенях образования. Однако в настоящее время выявлена тенденция того, что изучение фразеологических единиц либо начинает изучаться в 3-4 классах, либо изучается вскользь, в других разделах, где не даётся теоретической базы, определения и смысла этих понятий.
Все авторы, изучающие данную проблему, педагоги, методисты сходятся во мнении, что фразеологизмы представляют собой наиболее подходящий материал для обогащения и активизации словарного запаса младших школьников. Фразеологические обороты раскрывают возможности родного языка, прививают интерес к нему, формируют и развивают чувство слова.
Цель исследования: разработать проект, предполагающий многоаспектную работу с фразеологическими оборотами и способствующий включению фразеологизмов в речь младших школьников.
Объектом исследования является процесс совершенствования умений младших школьников понимать фразеологические обороты и употреблять их в речи.
Предметом исследования является практико-ориентированный проект как средство совершенствования умений младших школьников понимать фразеологические обороты и употреблять их в речи.
Гипотеза: считаем, что практико-ориентированный проект, включающий поиск, определение лексического значения, нахождение историко-этимологической справки и тематическую группировку фразеологизмов, предполагающий участие каждого ученика в оформлении словаря «Удивительные фразеологизмы» положительно повлияет на знание, понимание и употребление младшими школьниками фразеологических оборотов.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень владения младшими школьниками фразеологическими оборотами.
3. Разработать проект, предполагающий многоаспектную работу с фразеологическими оборотами.
Методы исследования: анализ литературы, констатирующий эксперимент, анализ результатов, полученных в ходе исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1) Фразеология - это раздел языкознания, изучающий фразеологическую систему языка в её современном состоянии и историческом развитии [9, с. 4].
2) Объектом фразеологии являются устойчивые словосочетания слов, воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных единиц.
3) Фразеологизмы представляют собой семантически неделимые словосочетания, которым свойственно постоянство значения, компонентного состава, грамматических категорий и определённой оценочности. Также это воспроизводимый в речи оборот, построенный по образцу сочинительных и подчинительных словосочетаний, обладающий целостным значением и сочетающийся со словом.
Таким образом, фразеологизм - устойчивое сочетание слов, воспроизводимое в речи неделимо и употребляемое как более сложное словосочетание, обладающее целостным значением и часто не имеющее общего смысла с входящими в него словами.
4) Изучение фразеологических оборотов начинается в начальной школе, что способствует обогащению словарного запаса детей, повышению их речевой культуры.
Однако программа начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.
5) Также, мы можем сделать вывод о том, что фразеологизмы являются прекрасным материалом для обогащения речи младших школьников. Фразеология помогает делать речь более яркой и образной, раскрывает возможности родного языка, прививает интерес к нему, формирует и развивает чувство слова у учащихся.
6) Проблема использования фразеологических оборотов на уроках русского языка в начальной школе является достаточно актуальной.
Актуальность изучения фразеологии в начальной школе обусловлена современной концепцией языкового образования, где одной из ведущих является идея о необходимости познания языка как неотъемлемой части культуры народа и как средство её отражения.
7) Обучение детей фразеологии должно состоять из таких взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, как обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации, усвоения учащимися понятия «фразеологизм» и формирования умения пользоваться фразеологическим словарём. Все перечисленные элементы способствуют речевому развитию младших школьников. Обучение фразеологии в начальной школе предполагает постепенный переход от первичного ознакомления с фразеологической единицей к углубленному пониманию её семантики, а затем к сознательному, мотивированному использованию фразеологизмов в устной и письменной речи детей.
8) С целью исследования особенностей знания и понимания младшими школьниками фразеологических оборотов проведен констатирующий эксперимент на базе общеобразовательного учреждения "Гимназия № 5" г. Красноярска среди 44 учеников третьих классов. В соответствии с целью констатирующего эксперимента была подобрана диагностическая программа, которая включает в себя такие задания, как: «Подчеркните только фразеологические обороты», «Соедините противоположные по смыслу фразеологизмы» и «Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы». Основным методом исследования выступал анализ письменных работ.
Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень владения фразеологизмами учащимися третьих классов.
10) Выяснилось, что большинство учеников третьих классов справились с работой на низком уровне. Наиболее успешно выполнено задание №2 на соотнесение противоположных по смыслу фразеологизмов, менее успешно выполнено задание №1, в котором нужно было подчеркнуть из данных словосочетаний только фразеологические обороты и самые большие затруднения вызвало задание №3 на исправление фразеологизмов, написанных с ошибками.
11) Таким образом, результаты констатирующего среза подтвердили актуальность исследования. С целью овладения фразеологическими оборотами младшими школьниками необходимо специальное обучение.
12) С целью формирования умений младших школьников работать с фразеологическими оборотами разработан групповой практико-ориентированный проект «Удивительные фразеологизмы», с помощью которого у учащихся возрастет интерес к фразеологическим оборотам. Младшие школьники научатся лучше понимать значение фразеологизмов, а также их глубину и богатство.
13) Считаем, что практико-ориентированный проект, включающий поиск, определение лексического значения, нахождение историко-этимологической справки и тематическую группировку фразеологизмов, предполагающий участие каждого ученика в оформлении словаря «Удивительные фразеологизмы» положительно повлияет на знание, понимание и употребление младшими школьниками фразеологических оборотов.



1. Архангельский В.А. Устойчивые фразы в современном русском
языке: основы теории устойчивых фраз и проблемы общей
фразеологии - Ростов-на-Дону: Издательство ростовского
университета, 1964.- 316с.
2. Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации. [Текст] / Е.В. Архипова. -¬М., 1998.
3. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя -М.: Просвещение, 2008. -151с.
4. Баранов А. Н., Добровольский Д. О. Аспекты теории фразеологии. — М. : Знак, 2008. — 656 с.
5. Баурина Е.В. Методические аспекты обучения фразеологии в русской школе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2011. - №4. - С.102-106.
6. Бирих, Александр Карлович. Словарь фразеологических синонимов русского языка: свыше 8 000 рус. фразеологизмов, 950 синоним. рядов, толкование значений, алф. указатель фразеологизмов / А. К. Бирих, В. Н. Мокиенко, Л. И. Степанова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2009. - 445 с.
7. Боброва, Т. А., Протченко, И. Ф. Словари русского языка / Т. А. Боброва, И. Ф. Протченко // Русский язык в школе. 2008. № 2.
8. Бушуева Л.С., Федосеева О.В. Изучение фразеологических единиц в начальной школе / Л.С. Бушуева, О.В. Федосеева // Начальная школа. - № 7. - 2012. - С. 39-41.
9. Бушуева Л.С., Федосеева О.В. Использование фразеологических единиц с целью обогащения и активизации словарного запаса третьеклассников на внеклассных занятиях по русскому языку / Л.С. Бушуева, О.В. Федосеева // Начальная школа. - № 8. - 2012. - С. 80¬84.
10. Вартанян Н.Я,Каракешишова Т.Ю. От истории слова к меткости слова/ Н.Я. Вартанян, Т.Ю. Каракешишова // Начальная школа. - № 12. - 2014. - С. 74-77.
11. Вартаньян Э. А. Из жизни слов; Детская литература. Москва - Москва, 2009. - 240 с.
12. Вендина Т. И. Введение в языкознание. Учебное пособие для педагогических вузов. - М.: «Высшая школа», 2001. - 288 с.
13. Волков С.В. Уникальный иллюстрированный фразеологический словарь для детей. М.: АСТ: Астрель, 2010. -222 с.
14. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: Пособие для учителя / А.Б. Воронцов. - М.: Просвещение, 2011.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Детство- Пресс, 2007. — 480 с.
16. Грабчикова, Е.С. Фразеологический словарь-справочник русского языка // Ростов н/Д., 2002.
17. Демидова Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. Пособие для студ. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.
18. Денисова, М. А. Словарь как связь слов с жизнью / М. А. Денисова // Русский язык в школе. 2009. № 5.
19. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей нач. классов. - М.: Баласс. 2010.
20. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1980.
21. Жуков, Анатолий Власович. Современный фразеологический словарь русского языка: около 1600 фразеол. единиц / А. В. Жуков, М. Е. Жукова. - М. : АСТ [и др.], 2009. - 444 с.
22. Р.Г. Измайлова. Некоторые аспекты работы над фразеологизмами в начальных классах. // Начальная школа, - 2010. - №5. -с.41
23. Каверин В. Анализируем слово // Начальная школа. 2010. № 12. - С. 48.
24. Казарева, Т.А. Развитие речи младших школьников / Т. А. Казарева // Начальная школа. - 2007. - №.-6. - с.76-79.
25. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч. 1., 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
26. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч. 1., 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
27. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч. 1., 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
28. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.
29. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. М., 2013.
30. Ладыженская. Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980.
31. Литвинов П. П. Англо-русский фразеологический словарь с тематической классификацией. : учебное пособие, 2004.
32. Литневская, Е. В. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений; под ред. Е. И. Литневской. М., 2006.
33. Лысенко, Е. И. Работа над фразеологизмами и повышением культуры речи / Е. И. Лысенко // Русский язык в школе. 2012. № 2.
34. Макарова М.А. Упражнения с фразеологизмами - один из путей развития аналитико-семантического мышления школьников. // Начальная школа, - 2011. -№11. -с.47.
35. А. Г. Нарушевич, И. С. Нарушевич, О. Л. Соболева, Т. А. Крепких. Универсальный словарь русского языка. Начальная школа. / О. Л. Соболева. - М.: Аст-Пресс, 2009. - 752 с., ил.
36. Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 223 с.
37. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.
38. Приданникова Е.В. Весёлая грамматика. Материалы для внеурочной работы. III класс / Е.В. Приданникова // Начальная школа. - №7. - 2015. - С. 75-78.
39. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 1979. - 431 с., ил.
40. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку. - М, - 2006г.
41. Рогалёва Е.И.О лексикографическом учебном комплексе «Фразеология для детей» / Е.И. Рогалёва // Начальная школа. - № 5. - 2011. - С. 62-67.
42. Рогалёва, Е.И. Новые фразеологические словари для младших
школьников: проекты экспериментальной лаборатории учебной лексикографии /Е.И. Рогалёва // Компетентностный подход в поликультурном образовательном пространстве: Материалы
международной научно-методической конференции 21-22 апреля 2011 г. Четвертые Лозинские чтения. - Псков: ПГПУ, 2011. - С. 228¬231.
43. Рогозинская Н.И., Колобякина Т.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов // Учитель, №3, 2004
44. Романовская М.: Метод проектов в начальной школе. Издательство: Педагогический поиск, 2014 г.
45. Т.Д. Салаватова. Работа над развитием речи. // Начальная школа, - 2011. -№2. -с.29
46. Г.М. Ставская. Учусь понимать образные выражения: Фразеологический словарик // Пособие для учащихся начальной школы - М., 2002.
47. Субботина Л.А. Фразеологический словарь русского языка для школьников. - Екатеринбург, 2008г.
48. Толстова В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 565-567.
49. Цейтлин С.Н. и др. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь. Издательство: КАРО, 2006. — 128 с.
50. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. - М.: Специальная литература, 1996. - 192 с.
51. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М, - 2007г.
52. Юртаев, С.В. Принципы и методы развития речи / С.В. Юртаев // Начальная школа. 2004. - №9. - С. 37-42.
53. В.И.Яшина, М.М.Алексеева, В.Н.Макарова, Е.А. Ставцева. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы //- М.: Академия, 2005.-192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ