Введение стр.3
Глава 1. Понятие и сущность экологической опасности стр.7
1.1 Понятие «экологическая опасность» стр.7
1.2 Основы изучения экологической опасности стр.12
Глава 2. Теоретические основы организации внеклассных мероприятий стр.18
2.1 Характеристика внеклассной работы по ОБЖ стр.18
2.2. Виды внеклассной работы стр.21
2.3 Методические особенности проведения внеклассных мероприятий
по ОБЖ в 8 классе по теме «Экологические опасности» стр.28
Глава 3. Опытно - экспериментальная внеурочная работа с обучающимися по основам безопасности жизнедеятельности стр.32
Выводы по исследованию стр.39
Заключение стр.40
Список использованных источников стр.42
Приложение 1 стр.45
Приложение 2
В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Основной причиной ухудшения экологии является антропогенная деятельность, которая ведет к нарушению природного баланса.
С резким скачком развития науки и промышленности на рубеже XX - XXI веков отношения человека с природой перешли на новую ступень, и отнюдь не в пользу природы. В последние годы в разы участились случаи возникновения природных катаклизмов, а также возросли их интенсивность и масштабность.
Общество большими шагами ведет Землю к гибели, причинами которой являются глобальные экологические проблемы:
• парниковый эффект;
• истощение озонового слоя;
• загрязнения почвы, воды, воздуха;
• природные катаклизмы;
• гибель флоры и фауны;
• крупные эпидемии и серьезные болезни.
Огромное количество выбросов промышленных предприятий в атмосферу привело к образованию парникового эффекта, последствия которого - повышение среднегодовой температуры планеты и Мирового океана. И как итог - глобальное изменение климата: морозы сменяются оттепелями, увеличивается количество ураганов, землетрясений, наводнений, аномально жарких дней. К этому добавляется таяние вечной мерзлоты и поднятие уровня океана.
Неразумное активное использование природных ресурсов различными отраслями промышленности разрушает баланс экосистемы, истощает запасы планеты. Тонны концентрированных газов отравляют атмосферу и это то, чем в результате дышит человек.
Промышленность использует миллионы кубометров воды, так как производственный процесс нуждается в этом. Неудовлетворительное состояние очистных сооружений, а иногда и полное отсутствие таковых, приводит к поступлению неочищенных сточных вод в почву. Такими темпами через лет 100 будет исчерпан запас пресной воды. Загрязнение Мирового океана достигло такого уровня, что скоро выловленные морские обитатели будут непригодны для пищи.
Одновременно с загрязнением воздуха и воды происходит загрязнение почвы выбросами промышленности и транспорта. От этого меняется структура почвы, а для формирования плодородного слоя нужно сотни лет. Результаты бездумной антропогенной деятельности приводят к опустыниванию земель, заставляя человека и животных мигрировать с таких районов.
Истощение озонового слоя грозит всему живому на Земле, без него невозможно развитие разнообразных видов фауны.
Последние годы практически каждый год появляются новые опасные болезни, вызванные неизвестными вирусами и бактериями, и образуются очаги эпидемий, зачастую перерастающие в пандемии.
Самым актуальным глобальным вопросом является также вопрос о бытовых отходах, которые ежедневно оставляет каждый человек. Отсутствие сортировки, малое число перерабатывающих предприятий, неконтролируемые свалки превращают Землю в огромную помойку.
Человек, являясь главным виновником сложившейся экологической ситуации, становится и главной ее жертвой. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, по причине загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха и почвенного покрова в мире гибнет порядка 40% людей.
В целях уменьшения экологических опасностей мировое сообщество разрабатывает стратегии и планы, которые призваны определить ключевые действия по снижению возникновения экологических катастроф. Один из ключевых документов - «Международная стратегия уменьшения опасности бедствий», который учредила Организация Объединенных Наций, также была принята Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы. Каждое цивилизованное государство разрабатывает и вводит в действия нормативно-правовые акты по сохранению экосистемы, регулированию действий промышленности, науки и человека, действий при возникновении экологических опасностей.
Но не всегда неотвратимость наказания за преступные деяние в природоохранной среде останавливает недобросовестных членов общества, что влечет за собой экологические бедствия и опасности, затрагивающие все объекты жизнедеятельности. Человеку нужно прививать навыки бережного отношения к природе и умению действовать при возникновении экологических опасностей с малых лет. Родители - своим примером, педагоги - в образовательном процессе.
Пример безответственному отношению к экологии - экологическая катастрофа на севере Красноярского края, когда в мае 2020 года из-за разгерметизации резервуара с топливом произошла крупнейшая в истории арктической зоны утечка нефтепродуктов. Из-за неграмотных действий, попустительства со стороны контролирующих органов создана угроза экосистеме Северного Ледовитого океана.
Осознание обучающимися экологических проблем - это важный аспект современности. Система целенаправленного воздействия на человека по формированию гражданского долга и ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе - важнейшая мера преодоления экологической опасности.
Важную роль в формировании экологической культуры, формирований знаний и действий при экологических опасностях играет образовательный процесс на уроках Основ безопасности жизнедеятельности.
Актуальность исследования. В связи с тем, что ФГОС по дисциплине ОБЖ отводит мало часов на изучение темы «Экологические опасности», невозможно сформировать в полной мере знания у обучающихся по этой теме. Но проживание в промышленном мегаполисе диктует необходимость давать обучающимся более расширенные знания по экологическим опасностям. Поэтому более детально изучить тему и сформировать знания у обучающихся попробуем через внеклассные мероприятия.
Цель исследования - разработать план и экспериментально проверить эффективность внеклассных мероприятий в усвоении знаний обучающимися по теме «Экологические опасности».
Предмет исследования - эффективность усвоения знаний по теме «Экологические опасности» на внеклассных мероприятиях.
Объект исследования - образовательный процесс по предмету ОБЖ.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что уровень знаний и готовность обучающихся к безопасному поведению при развитии экологических опасностей будут выше после проведения внеклассных мероприятий по теме «Экологические опасности».
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу на тему исследования, раскрыть сущность ключевых понятий.
2. Рассмотреть нетрадиционные формы и методы по повышению формирования знаний по теме «Экологические опасности» у обучающихся и предложить тематику занятий.
3. Апробировать и экспериментально проверить эффективность предложенных форм и методов.
Методы.
Теоретический:
Анализ педагогической, научно-методической, справочной литературы, нормативно-правовой документации по тематике исследования.
Эмпирический:
Анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Этап исследования: с 20 февраля по 01 марта 2021 года
Констатирующий этап - 20 февраля 2021года.
Проведена первичная диагностика обучающихся на знание понятий по теме «Экологические опасности».
Формирующий этап - с 22 по 26 февраля 2021года.
Формирование знаний по теме «Экологические опасности» через просмотр и обсуждение документальных фильмов об экологических опасностях, практические занятия, решение кейсов.
22 февраля - просмотр и обсуждение документального фильма «Как загрязнение воздуха влияет на здоровье». Youtube.com/watch?v=32O8Zilu7k
24 февраля - работа с разделами сайта КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края». http://www.krasecology.ru/About/Index
25 февраля - просмотр и обсуждение интервью: «Все, что течет по дорогам, растворяется в Енисее»: Александр Колотов об экологических ЧП в регионе. https://tvk6.ru/publications/news/53993/
26 февраля - решение кейса.
Контрольный этап - 27 февраля 2021 года.
Проведены контрольные испытания сформированности знаний по теме.
База исследования: МБОУ Гимназия № 7 г. Красноярск. В исследовании было задействовано 25 обучающихся 8 класса.
На сегодняшний день актуальность изучения основ безопасности жизнедеятельности возрастает из-за роста мощности технологий, с помощью которых человек преобразовывает окружающую среду.
Базовая потребность человека в безопасности стимулирует все более активную разработку и применение мощных технологий, но при этом, как показывает практика, у преобразовательной деятельности человека по борьбе с опасностями от взаимодействия с окружающей средой тоже есть собственная потенциальная опасность. То есть устранение исходных опасностей в обязательном порядке приводит к формированию новых, вторичных опасностей.
Поэтому необходимо рассматривать вопросы безопасности двух видов:
• безопасности от окружающей среды;
• безопасности от собственных действий.
Можно сделать вывод, что необходимо готовить обучающихся не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу (то есть и себе) от собственной жизнедеятельности. Важно сформировать у обучающихся мировоззренческие взгляды, позволяющие им сознательно освоить современную культуру безопасности.
Умение человека защищать себя появляется благодаря обучению и формированию конкретного типа сознания, которое создает потребность в овладении подходящими навыками и средствами защиты, а также мотивацию деятельности, которая направлена на получение новой информации, определение подходящего выбора в данной ситуации и участия в управлении риском на уровне общества. Создание данного типа восприятия основывается на системе знаний о риске, и при этом является неким плацдармом для обдуманных, активных и целенаправленных действий. То есть можно сказать, что основной задачей в сфере преподавания ОБЖ является направленность разума учащихся на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техносферы и таким образом появление возможности обуздать стихийные процессы.
Внеурочная работа обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности позволяет повысить мотивационную активность обучающихся к изучению предмета ОБЖ, а также повышает их общий уровень культуры безопасности жизнедеятельности.
Чтобы внеурочная работа вызывала интерес у обучающихся и приносила им пользу, а также удовлетворяла их потребности, учителям необходимо регулярно проводить работу по освоению современных приемов, форм и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности.
В современной школе на данный момент обнаруживается тенденция к снижению интереса обучающихся к занятиям. Чтобы вернуть интерес обучающихся к процессу обучения, массовая практика отреагировала активным введением внеклассных занятий, основная цель которых заключается в возбуждении и удержании интереса обучающихся к учебному труду.
Внеклассные занятия - это импровизированные учебные занятия, которые имеют нетрадиционную (неустановленную) структуру. Благодаря поиску новых, нетрадиционных форм обучения учебно-воспитательный процесс приобретает большую гибкость, оперативность, освобождается от штампов и излишней организованности. Появление внеклассной работы по основам безопасности жизнедеятельности на сегодняшний день связано с идеей децентрализации функций преподавателя, то есть частичной передачи обучающимся учительских функций: управление, планирование, анализ.
В то же время нельзя отрицать значение внеурочной деятельности для формирования личности обучающихся. Благодаря внеклассной работе по ОБЖ каждый обучающийся способен не только проявить свою активность, доказать и себе, и другим свои умения и значимость, но и прикоснуться к творческой работе, почувствовать интерес к познавательной деятельности.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (изменения
01.07.2020) /электронный источник
http ://www.consultant.ru/dokument/cons doc LAW 28399
2. Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг./электронный источник http://www.unisdr.org/files/43291 russiansendaiframeworkfordisasterri
3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273 - ФЗ/ электронный источник
http: //www.consultant.ru/dokument/cons doc LAW 140174/
4. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 - ФЗ
http: //www.consultant.ru/dokument/cons doc LAW 34823/
5. ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68 - ФЗ http: //www.consultant.ru/dokument/cons doc LAW 5295/
6. Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. - М., Наука, 2015. - 218 с.
7. Захлебный А.Н. Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века.2010, 5с/электронный ресурс http://www.cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya- obschego- ekologicneskogo-obrazovaniya-v-povestke-dnya-xxi-veka/viewer
8. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. - М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2014. -209 с.
9. Кириллов Г.Н. Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности //Право и безопасность - 2005 №4 - С.12-17.
10. Кирин Б. Ф., Каледина Н.О., Слепцов В. И., Защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для вузов. М: Изд-во Московского гос. горного ун-та, 2004. - 285 с.
11. Лихачев. Б.Т., Педагогика: курс лекций - М.: Прометей; Юрайт, 1998, 441с.
12. Леонтьева И.А., Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие - Е.: ЕГПУ, 2014,180 с.
13. Мошкин В. А., Воспитание культуры личной безопасности // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 8. - С. 13-16.
14. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М.: Прометей, 2017. - 201 с.
15. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. 2011. №3. С.4-22.
16. Салангина, Н. Я. Применение внеурочной деятельности в совершенствовании подготовки учителей / Н. Я. Салангина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2011. № 2. С. 50-53.
17. Смирнов, А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: учеб, пособие для общеобразоват. организаций /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - Москва: Просвещение, 2016
18. Ушинский К.Д., Собрание сочинений/К.Д. Ушинский. - М -Л.: Издательство АПН РСФСР, 1950. - 458 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). Приказ Министерства образования и науки Российской Фудерации от 17.12.2010.
20. Философия образования для 21 века/ Под редакцией Н.М. Пахомова, Ю.Б. Тупталова. - М.: «Дрофа», 2002. - 202 с.
21. Фридман Л.М., Формирование познавательных интересов у школьников/ Л.М. Фридман. - М.: «Астрель», 2009. - 204 с.
22. Хотунцев Ю.Л., «Экология и экологическая безопасность». - М.: «Академия», 2002.- 185 с.
23. Щукина Г.И., Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Г.И.Щукина. М.- Педагогика, 2009. - 301 с.
24. Шаповаленко И.В., Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 стр.
25. Шершнёв Л.И., Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для преподавателей образовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». - М., Просвещение, 1994.
- 181 с.
26. Ярочкин В.И. Теория безопасности. - М., Высшая Школа, 2015. - 311 с.
27. Ясенев В.Н. Общая теория национальной безопасности. - М., Воениздат, 2002. - 189 с.