ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 8
1.2 Теоретический анализ проблемы повышения эффективности
восстановительных и развивающих технологий у лиц с речевыми нарушениями 14
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 20
2.1. Организация и методика логопедического исследования 20
2.2. Описание метода гипоксически-гиперкапнических тренировок 21
2.3. Методика тренировок с гипоксической гиперкапнией 23
Глава 3. Констатирующий эксперимент и его анализ 26
3.1. Констатирующий анализ результатов диагностики речевого развития . .. 26
3.2. Контрольный анализ результатов диагностики речевого развития 31
3.3. Оценка эффективности использования гипоксически-гиперкапнических
нагрузок в комплексе логокоррекционых нагрузок 43
ВЫВОДЫ 45
Библиографический список 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Актуальность исследования. Число детей с проблемами в развитии, как во всем мире, так и в Российской Федерации, имеет тенденцию к увеличению. Так, на сегодня в России из 35.9 млн. детей, 1.6 млн. (4.5% от их общего числа) имеют нарушения в психофизическом развитии. В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход - это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка [19, 20, 21, 31].
Как известно, речь - это сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, от ситуации, от умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать программу общения. Разнообразные и изменяющиеся проявления недоразвития речи создают дополнительные трудности в развитии ребенка в целом: в развитии познавательных процессов, в поведении, эмоциональной сфере. Проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза неоднократно являлась предметом специального изучения. Вопрос речевого развития детей - один из наиболее важных и одновременно сложных в теории и практике логопедии, педагогике и психологии. Речь является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Особенно важным с этой точки зрения является старший дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные воздействия [48, 49].
В России самыми распространенными коррекционно-развивающими способами ОНР у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения являются:
- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
Основной программой коррекции речи является программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР». (Филичевой Т.В., Тумановой Т.В., Чиркиной Г.В. - М., 2009) [52, 53].
Проблематикой коррекции общего недоразвития речи занимались отечественные ученые (Р.Е. Левина, 1967; Н.А. Никашина, 1965; Г.А. Каше, 1971; Л.Ф. Спирова, 1980; Г.И. Жаренкова, 1981) давно, но средства устранения до сих пор не дифференцированы в зависимости от уровня развития речи и не удовлетворяют эффективность логокоррекционной работы, т.к. в них не предусматривается воздействия на оптимизацию нейродинимических процессов и функционирования мозговых центров. Кроме того, положительные результаты коррекционной, восстановительной работы достигаются по прошествии длительного времени (не менее 1 года). Очевидно, что существующие коррекционно-реабилитационные методы не имеют достаточной эффективности, удовлетворяющей специалистов и родителей. Поэтому поиск способов существенно повышающих эффективность коррекционных мероприятий является весьма актуальной задачей, имеющей социальное и экономическое значение, в т.ч. подготовка детей с ОНР к школьному обучению в школах общеразвивающего вида и устранение школьной дезадаптации.
Для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР необходимо понимать и учитывать особенности психофизиологического развития ребенка и механизмы формирования общего недоразвития речи. Этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа ОНР, связанная с ранним органическим поражением ЦНС.
В последние годы в России и за рубежом, в научных исследованиях регистрируются существенные физиологические и терапевтические эффекты при сочетанном воздействии на организм гиперкапнии и гипоксии. В выработке в организме белка ангиогенина, который стимулирует рост в мозге новых сосудов, что улучшает мозговое кровообращение. Недостаточная изученность данной проблемы послужили предпосылкой для настоящего исследования.
Цель исследования: исследовать эффективность применения гипоксически-гиперкапнических нагрузок в комплексе логокоррекционных мероприятий.
Объект исследования: лексико-грамматическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: эффект гипоксически-гиперкапнических
нагрузок в комплексе логокоррекционных мероприятий.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа научной литературы, была сформулирована следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование гипоксически- гиперкапнических нагрузок за счет нейропротекторного действия повысит эффективность логокоррекционных мероприятий.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-медико-педагогическую
литературу по проблеме исследования.
2. Изучить статус детей с общим недоразвитием речи III.
Исследовать влияние гипоксически-гиперкапнических
нагрузок на коррекцию лексико-грамматического недоразвития речи.
4. Сравнить полученные показатели с контрольной группой.
Научная новизна: показана высокая эффективность влияния
гипоксически-гиперкапничеких дыхательных нагрузок в комплексе логокоррекционных мероприятий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Установлен алгоритм курсового применения ГКГ дыхательных нагрузок. Получены новые знания об эффектах гипоксически-гиперкапнических нагрузок в отношении комплекса логокоррекционных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость.
Эффективность использования гипоксически-гиперкапнических
нагрузок позволит дополнять традиционные методы коррекции речевых нарушений у дошкольников и сократить период речевой реабилитации.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №12» Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 воспитанников речевых групп МБДОУ №12 с ОНР III уровня.
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось поэтапно в период с 2013 по 2015 учебный год.
Первый этап - научно-поисковый. Осуществлялся подбор, изучение и теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме; анализировались понятийно-терминологическая система и методология исследования; формулировались объект, предмет, цель, определялись основные задачи, рабочая гипотеза, база исследования; Разрабатывалась диагностическая программа исследования. Полученный материал позволил оценить эффективность использования ГКГ дыхательных нагрузок в логокоррекционной работе.
Второй этап - опытно-экспериментальный. Планировалась и осуществлялась опытно-экспериментальная работа: проводились ГКГ дыхательные нагрузки на дыхательном тренажере «Карбоник».
Третий этап - заключительно-обобщающий. Проводились сравнительный (качественный и количественный) анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и обработка данных, обобщение теоретических положений и экспериментальных выводов, корректировка текста диссертационной работы и ее оформление.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (71 источников: из них 2 на иностранном языке). Текст диссертации изложен на 61 страницах, иллюстрирован 12 таблицами.
Подводя итоги исследования, можем сделать следующие выводы:
1. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, 1967; В.К. Орфинская, 1963; О.В. Правдина, 1973; Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, 2000; М.Е. Хватцев, 1937; Г.В. Чиркина, 2003; С.Н. Шаховская, 2011; А.В. Ястребова, 1984 и др.). Однако, эти средства устранения до сих пор не дифференцированы в зависимости от уровня развития речи и не удовлетворяют эффективность логокоррекционной работы, т.к. в них не предусматривается воздействия на оптимизацию нейродинимических процессов и функционирования мозговых центров. Кроме того, положительные результаты коррекционной, восстановительной работы достигаются по прошествии длительного времени (не менее 1 года).
2. Наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Среди них весьма распространенным является общее недоразвитие речи различных уровней. Тяжелая структура речевого нарушения при ОНР требует системный комплексный подход - это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.
3. Для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР необходимо понимать и учитывать особенности психофизиологического развития ребенка и механизмы формирования общего недоразвития речи. Этиология и патогенез общего недоразвития речи многообразны, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа ОНР, связанная с ранним органическим поражением ЦНС.
4. Дети, страдающие тяжелыми нарушениями развития речи, представляют наиболее сложную группу при выборе тактики коррекции.
Неблагоприятный прогноз терапевтического лечения нередко приводит к невозможности социальной реабилитации детей, остановке общего и психического развития, риску возникновения психического расстройства, резкому снижению качества жизни.
5. Гипоксически-гиперкапнические тренировки с помощью дыхательного тренажера позволили обеспечить прирост и точность использованиям активного словаря детей за счет подобранного комплекса воздействий, оказывающих стимулирующее действие на функциональную активность и энергообмен мозга.
Таким образом, использование гипоксически-гиперкапнических нагрузок в комплексе логокоррекционных мероприятий повысило эффективность коррегирующих и речеразвивающих технологий за счет положительных изменений в функциональной активности и энергообмнене мозга, положительные результаты в логокоррекционной работе были достигнуты за курс 28 дней, так же был получен общий укрепляющий эффект.
Применение гипоксически-гиперкапнических нагрузок улучшило нейрофизиологическую основу для развития речи за счет улучшения кровообращения мозга, и его метаболизма за счет раскрытия резервных капилляров, усиления синаптогенеза и роста митохондриальной массы.
1. Борисова, Е. А., Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками : метод. пособие / Е. А. Борисова. - М. : Сфера, 2009. - 64 с. : рис. - (Библиотека журнала «Логопед» ; вып. 5)
2. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т. Г. Визель. - М. : Сфера : В. Секачев, 2006. - 15 с. - (Библиотека журнала «Логопед»)
3. Громова, Ольга Евгеньевна Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет : метод. пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, А. Ю. Кабушко. - М. : Сфера, 2008. - 180 с
4. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.,2005. - 296 с.
5. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство- пресс, 2001. - 230 с.
6. Беспалов А.Г. Влияние гипоксической гиперкапнии на мозговую гемодинамику и толерантность головного мозга к ишемии. - Новосибирск, 2003. - 167с.
7. Богданова О.С. К вопросу о внутренних и внешних причинах школьной дезадаптации. Фестиваль педагогических идей. О.С. Богданова Вопросы педагогического образования. Выпуск 13, 2002г, С. 209.
8. Брязгунов И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова М.: Медпрактика, - 2002. - 128с.
9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997. - 78 с.
10. Велитченко В.К. Физическая культура для ослабленных детей: Метод. пособ. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 168 с.
11. Волков Н.И. Прерывистая гипоксия - новый метод тренировки, реабилитации и терапии Н.И. Волков Москва, 2005
12. Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология конституциональных различий У. Шелдона / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов //Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 772 с.
14. Глухое В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. - 380 с.
15. Грибанов А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А.В. Грибанов, Т.В. Волокитина, Е.А. Гусева Москва, - 2004. - 143с.
16. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи /Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1958г. - 112с.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. - М., 1990. - 290 с.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург., 2000.- 316с.
19. Каше Г.А., Исправление недостатков речи у дошкольников. М.. 1971г. - 192с.
20. Каше ГЛ. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985. - 350 с.
21. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 320 с.
22. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000. - 75 с.
23. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002. - 78 с.
24. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000. - 150 с.
25. Колчинская А.З. Интервальная гипоксическая тренировка. А.З. Колчинская Эффективность, механизмы действия. Киев, 2007. 159 с.
26. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить -- М.: «Сов. Россия», 1973.
27. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой
психического развития М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
28. Корнев А.Н.. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь. — 380 с: ил., 2006
29. Крыжановский Г. Н. Общая патофизиология нервной системы. М.: Медицина, 1997. - 212 с.
30. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб., 1999. - 250 с.
31. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой // М:ВЛАДОС, - 2004. - 703 с.
32. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /
Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
33. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М..: Просвещение, 1992. - 95 с.: ил.
34. Миронова, С. А., Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : книга для логопеда / С. А. Миронова. - [2-е изд.]. - М. : Сфера, 2007. - 181 с.
35. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2001
36. Новиков Д.А. Статистические методы в медико- биологическом эксперименте (типовые случаи) / Д.А. Новиков, В.В. Новочадов. Волгоград, 2005. 80 с.
37. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. - 217 с.
38. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика М., 1998 - 177 с.
39. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
40. Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
41. Особенности формирования памяти у детей шести лет с общим недоразвитием речи:Нейропсихологический подход тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.04, кандидат психологических наук Чурсина, Надежда Павловна [Электронный ресурс] / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCathttp://www.dissercat.com/content/osobennosti-formirovaniya-pamyati-u-detei-shesti-let-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi-neiropsi#ixzz3cq512rr7(Дата обращения 25.05.2015г.)
42. Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе [Текст]: Монография. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. - 170 с.
43. Паклина А.В. Формирование речевой готовности дошкольников к обучению в школе // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 4-6 апреля 2007 г. - СПб: СОЮЗ, 2007. - 413 с.
44. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 202 - 445 с.
45. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М. 1997. - 525 с.
46. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : учеб.- метод. пособие / [Ж. В. Антипова и др.] ; под ред.Т. В. Волосовец. - М. : Сфера : В. Секачев : НИИ школьных технологий, 2008. - 223 с.
47. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям)
48. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 224с.
49. Сохина ФЛ. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.
- 412 с.
50. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия М.,2001г. - 180 с.
51. Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
52. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.,1993. - 315 с.
53. Филичева Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
— М., 1999. - 358 с.
54. Филичева Т.Е. Развитие речи дошкольника / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. — Екатеринбург, 1996. - 512 с.
55. Куликов В.П. Устройство для создания дозированной гипоксической гиперкапнии. / В.П. Куликов, А.Г. Беспалов // II объединенная научная сессия Сибирского отделения РАН и Сибирского отделения РАМН «Новые технологии в медицине». Новосибирск, 2002. С. 85.
56. Репина З.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с.285-287
57. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. - С. 87-98.
58. Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 30—38.
59. Хрестоматия по логопедии / под. Ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997 - 685 с.
60. Цирельников Н.И. Теория и практика оздоровительного дыхания: Методические материалы для врачей / Н. И. Цирельников. - Новосибирск: «Динамика», - 2001. - 98 с.
61. Чутко Л.С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. / Л.С. Чутко, А.Б.Пальчик, Ю.Д. Кропотов СПб.: Издательский дом СПб МАПО, - 2004, - 132с.
62. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
63. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС. - 1983. - 176 с.; Мясникова Е.Ф., Головихин Е.В. Применение методов интервальной гиперкапнической гипоксической тренировки в ациклических видах спорта. // научно-теоретический журнал «Ученые записки», 2009. - № 2 (48). С.59-63;
64. Визель Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения // Логопед.- 2004.№6 с 4-9.
65. Агаджанян Н.А., Ефимов А.И. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии. - М.: Медицина, 1986. - 269 с.; Куликов В.П., Беспалов А.Г., Якушев Н.Н. Эффективность тренировок с гиперкапнической гипоксией в реабилитации ишемического повреждения головного мозга в эксперименте // Вестник восстановительной медицины, 2008. - № 2. - С.59-61 и др.
66. Глазачев О.С. Влияние гипоксических тренировок на здоровье школьников, проживающих в экологически неблагополучных районах / О.С. Глазачев, В.И. Бадиков и др. // Физиология человека, 1996, т. 22, № 1, С. 88¬92.
67. Доскин В.А. Тест дифференцированной самооценки
функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева и др. // Вопросы психологии. - 1973, - № 6. - С.141-145.
68. Куликов В.П., Беспалов А.Г., Якушев Н.Н. Состояние мозговой гемодинамики при долговременной адаптации к гиперкапнической гипоксии. // Российский физиологический журнал им. И.М.Сеченова, 2008. - № 2. - С.191-197
69. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. - С. 87-98.
70. Denckla M.B. Revised neurological examination for subtle singns. / M.B Denckla // Psychopharm Bull - 1985, - N21. - P. 773—789.
71. Weinstein OS. Description of mothers with ADHD with children with ADHD. / OS. Weinstein, R.J. Apfel, S.R. Weinstein // Psychiatry 1998; - N61 - 1 - P. 12-19.