Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ В ЯПОНСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ

Работа №150389

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА
КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ 7
1.1. Эволюция термина «дискурс» в рамках гуманитарного знания 7
1.2. Критический дискурс-анализ как актуальное направление современной
дискурсивной лингвистики: метод критического дискурс-анализа Н. Фэйрклафа 13
1.3. «Культура отмены» как новый объект лингвистических исследований .. 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ 27
2.1. Характеристика исследовательского корпуса работы 27
2.2. Критический дискурс-анализ постов и комментариев культуры отмены
на основе модели Н. Фэйрклафа 31
2.2.1. Анализ текстового уровня 31
2.2.1.1. Графический уровень вербализации культуры отмены 31
2.2.1.2. Фонетический уровень вербализации культуры отмены 35
2.2.1.3. Морфологический уровень вербализации культуры отмены . 38
2.2.1.4. Лексический уровень вербализации культуры отмены 43
2.2.1.5. Синтаксический уровень вербализации культуры отмены 47
2.2.2. Анализ дискурсивной практики 49
2.2.3. Анализ социальной практики 61
2.3. Интерпретация результатов исследования 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 86

С развитием интернет-коммуникации наблюдается заметное увеличение числа актов публичной критики и бойкотирования медийных личностей или брендов за непопулярные действия и/или высказывания. Данное явление получило название «культура отмены» и уже нашло свое отражение во многих лингвокультурах.
Воздействующая сила глобального интернет-дискурса формирует необходимость проявления толерантности в отношении чужого образа жизни, поведения, обычаев, религиозных чувств и искоренения любых зачатков нетерпимости вплоть до изоляции отдельных социальных акторов. Таким образом, «культура отмены» выступает не только медиаинструментом влияния на внутренний мир участника интернет-дискурса, но и средством формирования социальных практик как глобального, так и отдельного лингвокультурного сообщества.
Актуальность исследования обусловлена тем, что оно вносит вклад в изучение дискурсивной реализации культуры отмены - явления, выступающего в роли регулятора социальных процессов, способного как формировать новые общественные ценности, так и исключать те, что являются неприемлемыми в дискурсе.
Объектом настоящего исследования выступает интернет-дискурс, а предметом - специфика реализации феномена культуры отмены в японском интернет-дискурсе.
Целью исследования является описание способов вербализации и дискурсивной репрезентации феномена культуры отмены (на примере японского интернет-дискурса).
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить эволюцию термина «дискурс» в парадигме современного гуманитарного знания;
2) рассмотреть существующие направления критического дискурс - анализа и обосновать выбор метода исследования;
3) проанализировать феномен культуры отмены на стыке социологии и лингвистики;
4) при помощи модели Н. Фэйрклафа выявить и описать способы реализации феномена культуры отмены в рамках трех измерений: текст, дискурсивная практика, социальная практика;
5) на основе полученных результатов смоделировать процесс реализации культуры отмены в интернет-дискурсе.
Материалом исследования послужили 70 постов из социальной сети Twitter и платформы Change.org, а также 30 комментариев к ним. В работе использованы также материалы японских новостных интернет-изданий Yahoo! Japan, The Asahi Shimbun Globe+, Asahi, Business Insider, HUFFPOST, CYZO WOMAN, High-Brands и Note.
При написании теоретической части были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный, описательный, анализ, синтез, обобщение. В основу практической части легли фонетический, семантический, контекстологический и этимологический анализ, критический дискурс-анализ, а также элементы лингвокультурологического и мультимодального анализа.
Основная теоретико-методологическая база данного исследования была построена на работах по изучению дискурса (Э. Бенвенист, 1974; А.Ж. Греймас, Ж. Курте, 1983; М. Фуко, 1996; М. Пешё, 1999; З.С. Харрис, 1952; Т. ван Дейк, 2000; М.М. Бахтин, 1972, 1979; В.З. Демьянков, 1982; Н.Д. Арутюнова, 1990; Б.М. Гаспаров, 1996; В.И. Карасик, 2016; Е.С. Кубрякова, 2000; А. А. Кибрик, 1992, 2003), критического дискурс-анализа (Т. ван Дейк, 1998; Р. Водак, 1999; Н. Фэйрклаф, 1992, 1995, 2001, 2003, 2010; Йоргенсен, Филлипс, 2008), интернет-дискурса (Г.Н. Трофимова, 2000; М.И. Жирков, 2016; Е.Н. Таличкина, 2001; Т.Н. Стексова, 2013; М.А.
Венгранович, 2017; А.В. Зеленовская, 2014; D. Crystal, 2006), культуры отмены (О.Ю. Коновалова, 2020; И. А. Быков, Ю.Д. Ахмедова, 2021; Т.М. Шкапенко, Н.Б. Милявская, 2020), японистики (В.М. Алпатов, П.М. Аркадьев, В.И. Подлесская, 2008; Т. Сэнгоку, 1991; К. Хара, 2011).
Полученные в ходе исследования результаты и наблюдения о природе культуры отмены в поле интернет-дискурса представляют практическую значимость для специалистов в области социолингвистики и теории дискурса. Кроме того, материал и полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем при написании магистерской диссертации по лингвистике или востоковедению.
Во Введении приводится обоснованность выбора темы, актуальности, объект, предмет, цель и задачи, а также методы и материал исследования.
Первая глава посвящена рассмотрению понятия «дискурс» и его эволюции. Особое внимание уделяется трехмерной модели критического дискурс-анализа Н. Фэйрклафа, которая будет использована для написания практической части работы. Наконец, дается определение культуры отмены, обозначаются ее основные черты и происходит дифференциация со смежными понятиями.
Вторая глава посвящена описанию практического материала. Феномен «культура отмены» рассматривается на трех уровнях, выделенных Н. Фэйрклафом: текст, дискурсивная практика и социальная практика, что позволяет проследить процесс преобразования языкового материала в социальную практику посредством дискурсивной практики культуры отмены.
В Заключении обобщаются полученные результаты, соотносимые с целью и поставленными во введении задачами.
Апробация работы: основные положения настоящей работы были представлены на следующих международных научно -практических конференциях: II Международный Форум языков и культур (2021), XII Конференция молодых японоведов «Новый взгляд» (2021), V Международная научно-практическая конференция на иностранных языках «Экономика, управление и международное взаимодействие: региональные и мировые тенденции» (2021), XIV Международная научно-практическая конференция молодых исследователей (2022).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью настоящей работы является описание способов вербализации и дискурсивной репрезентации феномена «культуры отмены» (на примере японского интернет-дискурса).
Тема исследования обусловила необходимость изучения феномена дискурса. Анализ теоретической базы продемонстрировал, что дискурс является одним из центральных объектов изучения современной лингвистической науки. В рамках различных направлений дискурс понимается как текст, речь, совокупность высказываний или коммуникативное событие, включающее не только лингвистические, но и экстралингвистические факторы.
В современной науке выделяется все больше разных видов дискурсов. Одним из таких становится интернет-дискурс, интерес к которому увеличивается по мере развития технологий и внедрения их во все сферы человеческой деятельности, в том числе в процесс коммуникации. От дискурс-анализа интернет-дискурса ученые стали переходить к КДА, поскольку Интернет является пространством, где наиболее активно репрезентируются социальные настроения. Объектом исследований становятся такие явления интернет-дискурса, как кибербуллинг, хейтспич, культура отмены, последнее из которых стало объектом настоящего исследования.
Поскольку культура отмены - явление социальное, связанное, прежде всего, с распределением власти, мы обратились к школе критического дискурс-анализа, представителями которой являются Р. Водак, T. Ван Дейк, Н. Фэйрклаф. КДА представлен как критический подход, причастный к социальным изменениям. Дискурсивная практика показывает неравное распределение власти, а результаты исследования используются в борьбе за равное распределение власти.
Критический дискурс-анализ был разработан Н. Фэйрклафом, являющимся автором социально -семиотической модели КДА. Центральное место в теории Н. Фэйрклафа принадлежит идее о том, что дискурс является «использованием языка, как социальной практики». Для того, чтобы изучить процесс преобразования текста в социальную практику при помощи дискурсивной практики, ученый использует трехмерную модель: текст, дискурсивная практика, социальная практика.
В рамках анализа текста мы выявили и описали лингвистические средства репрезентации культуры отмены на 5-ти языковых уровнях: графическом, фонетическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом. Больше всего признаков «отмены» было найдено на графическом и морфологическом уровнях, а лингвистические средства фонетического и синтаксического уровней оказались факультативными.
На уровне дискурсивной практики сначала мы охарактеризовали участников, определили коммуникативную цель, выделили жанровые и стилистические особенности, а затем рассмотрели такие измерения, как порядок дискурса, интердискурсивность и интертекстуальность.
При анализе социальной практики мы пришли к выводу о том, что существуют различные сценарии отмены. Для японской лингвокультуры характерны черный пиар, увольнение (или уход в отставку), суицид и восстановление репутации без серьезного ущерба.
Процесс реализации практики культуры отмены мы продемонстрировали на схеме. Толчком к началу процесса является некое событие (конфликт), возникающее в рамках некоторого дискурса: институциального (политический, новостной, образовательный,
медиадискурс) или персонального (бытового). Данное событие реализуется имплицитно, а задачей культуры отмены является распространение информации о социальном конфликте, т.е. его экспликация. При переходе на уровень интернет-дискурса возникают участники, преследующие цель бойкотировать публичную личность, виновную в социальном конфликте. Для достижения цели они используют комплекс стратегий, такие как оскорбление, отказ от покупки продукции, игнорирование, призыв к извинению. Извне в поле интернет-дискурса происходит внедрение текстов, дискурсов и жанров, которые характеризуются такими процессами, как интертекстовость, интердискурсивность и интержанровость. Посредством дискурсивной практики текст преобразуется в социальную практику, приводящую к реализации одного из многочисленных сценариев, которые будут отличаться в зависимости от конкретной лингвокультуры: черный пиар, увольнение (или уход в отставку), суицид и восстановление репутации без серьезного ущерба.
Разработанная в рамках настоящей работы модель создает перспективу для дальнейшего анализа феномена культуры отмены. В последние года наблюдается тенденция бойкотирования не только медийных личностей, но и различных культур и народов. Это говорит о глобализации культуры отмены, а значит и о необходимости изучить ее репрезентацию в контексте не только японской, но и лингвокультур стран Запада.


1. Алпатов В.М., Аркадьев П.М., Подлесская В.И. Теоретическая грамматика японского языка. Кн. 1. М.: Издательство «Наталис», 2008. 560 с.
2. Алпатов В.М., Аркадьев П.М., Подлесская В.И. Теоретическая грамматика японского языка. Кн. 2. М.: Издательство «Наталис», 2008. 464 с.
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1990. С.136-137.
4. Атягина А.П. Твиттер как новая дискурсивная практика в сети Интернет // Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 4. С. 203-208.
5. Бажалкина Н.С. К проблеме различных подходов к пониманию дискурса в современном языкознании // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 1. С. 156-160.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель. 1963. 234 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 310 с.
8. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 448 с.
9. Богуславская В.В., Богуславский И.В. Медиатекст и хэштеги: цифровая трансформация СМИ // Гуманитарный вектор. 2017. Т.12. № 5. С. 51-58.
10. Бочавер А.А, Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т.10. №3. С. 149-159.
11. Быков И. А., Ахмедова Ю.Д. Культура отмены и персонификация
политического дискурса // Вестник Кабардино-Балкарского
Государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность. 2021. Т.1. №1. С. 15-26.
12. Венгранович М.А. О формировании текстовой компетенции в процессе подготовки современных филологов // Волжский вестник науки. 2017. № 4-6. С. 84-86.
13. Таличкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Астрахань, 2001. 15 с.
14. Греймас А.Ж., Курте Ж. Семиотика. Объяснительный словарь теории языка // Семиотика. М.: Радуга. 1983. С. 483-550.
15. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Б.: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с....64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ