Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Работа №150387

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Технологии повышения финансовой грамотности старших школьников на занятиях обществознания 8
1.1. Актуальность формирования финансовой грамотности старших школьников 8
1.2. Использование деловых игр для формирования финансовой грамотности в
образовании
1.3. Методика проведения деловых игр
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации деловой игры «Осторожно! Финансовые мошенники» на занятиях по экономике в МАОУ «Средняя школа №145» 33
2.1. Анализ использования деловых игр в образовательном процессе организации
2.2. Порядок проведения и критерии результативности педагогического
эксперимента
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения 56

Важным фактором развития современной экономики государства является экономическое мышление его граждан, знание основ финансовой грамотности. Экономика многих стран мира сфокусирована на увеличение спектра используемых финансовых услуг, развитие новых, более сложных для понимания финансовых инструментов, недостаточное владение которыми может нести за собой серьезные последствия для государства.
Министерство финансов вместе с Центральным банком РФ, Роспотребнадзором, Минобрнауки России, институтами финансового рынка и другими заинтересованными сторонами реализует стратегию по повышению финансовой грамотности населения, 24 октября 2023 года вышло новое распоряжение, главной задачей обновленной стратегии является развитие государственной политики в сфере: от понимания как набора знаний и компетенций до формирования финансовой культуры, влияющей на финансовой поведение. При этом усилены вопросы финансовой кибербезопасности граждан, активное технологическое развитие зачастую сопровождается ростом преступности. По данным статистики Центрального банка фишинг является самым распространенным ресурсом, используемый мошенниками, а именно 55% от всех ресурсов. Фишинг в свою очередь представляет собой ресурс, целью которого является хищение данных клиентов финансовых организаций. Обращаясь к статистике «Общего объема и количества операций без согласия клиентов», выпущенной Центральным банком, по сравнению с 2022 годом, в 2023 году количество операций выросло на 33,01%, что также подтверждает актуальность нашего исследования.
В марте 2023 года аналитический центр НАФИ опубликовал результаты исследования финансовой грамотности населения. Индекс финансовой грамотности составил 12,79, измеряемый по шкале от 0 до 21, что является показателем чуть выше середины и требует продолжения работы для повышения этого показателя.
К тому же с 1 сентября 2022 года вступили в силу обновленные требования федеральных государственных образовательные стандартов, которые касаются начального общего и основного общего образования. Обучающиеся начнут изучение основ финансовой грамотности. Компоненты будут включены в содержание различных дисциплин, например, окружающий мир, математика, обществознание, информатика, география и других предметов. Таким образом, изучение основ финансовой грамотности становится одним из ключевых этапов образовательного процесса.
Использование деловых игр является относительно новым направлением в преподавании экономических дисциплин, лейтмотивом которого является симуляция профессиональной деятельности или конкретной ситуации для отработки и приобретения необходимых навыков и принципа действия в различных ситуациях. Применять игры можно для аудитории любого возраста, главное, адаптировать игру под особенности возраста, коллектива и понимать для чего она проводится. Внедрение деловых игр в старших классах способствует активному включению школьников в процесс обучения, развитию их экономического мышления, формированию умений действовать в нестандартных ситуациях, что определяет актуальность данного исследования.
Теоретические основы игровой деятельности при обучении были заложены такими отечественными психологами как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым. В своих работах сформулировали признаки и структурные части игры и определили роль в психологическом развитии человека. Дальнейшее развитие игровой деятельности продолжалось в трудах А.А. Вербицкого, В.П. Беспалько, Г.А Китайгородской, Е.И. Пассова, Л.Г. Вишняковой, Г.К. Селевко и других.
В. П. Беспалько и Г. К. Селевко в своих трудах рассматривают деловые игры как эффективный инструмент для усвоения и закрепления нового материала, возможность рассмотреть учебную задачу с разных позиций, развитие творческих способностей обучающихся.
По мнению, А. А. Вербицкого деловая игра ценна в процессе обучения позволяет разрешить противоречия учебной деятельности, а именно несовместимость учебной и профессиональной деятельностью. Благодаря деловой игре возможно воссоздание профессиональной деятельности, моделирование системы отношений, характерный в данном производственном процессе.
Научной новизной исследования является разработка рекомендаций для использования деловых игр в учебном процессе старшей школы для формирования финансовой грамотности обучающихся.
Объектом исследования является использование деловых игр для формирования финансовой грамотности обучающихся, предметом - разработка и применение деловой игры на занятиях по обществознанию в старших классах.
Целью исследования является разработка и применение деловой игры для формирования и развития финансовой грамотности обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование деловых игр на уроках обществознания является эффективным методом развития финансовой грамотности старших школьников.
Задачи исследования:
1. Обзор литературы по финансовой грамотности и способам ее формирования;
2. Анализ существующих методик по разработке и проведению деловых игр;
3. Разработка деловой игры и методических рекомендаций для её проведения в старших классах на уроках экономики;
4. Проведение педагогического эксперимента с целью апробации разработанной деловой игры;
5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Средняя школа №145»
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в процессе преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательных организациях и обеспечивать развитие финансовой грамотности старших школьников.
В ходе исследования, использовались такие теоретические методы, как: анализ, сравнение, классификация; и практические, среди которых можно выделить: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент.
Результатами исследования является деловая игра «Осторожно! Финансовые мошенники» с методическими рекомендациями и материалами для проведения в общеобразовательных учреждениях, для формирования представления о финансовых махинациях, встречающихся в современном мире.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
Деловая игра представляет собой метод активного обучения, включающий в себя комплекс элементов активного обучения, а именно: мозговой штурм, дискуссию, анализ конкретных ситуаций, и тд, в основе которого лежит имитационная деятельность. Деловые игры позволяют студентам развить ряд полезных навыков и качеств, таких как:
1. Креативность и инновационное мышление: деловые игры часто ставят перед обучающимися задачи, требующие нестандартного подхода и развития новых идей;
2. Работа в команде: многие деловые игры предполагают коллективное решение задач, что способствует развитию навыков командной работы, взаимодействия и лидерства;
3. Принятие решений: данный метод проведения занятия помогает студентам научиться анализировать информацию, выявлять ключевые аспекты и создавать стратегии для принятия эффективных решений;
4. Посредством деловых игр обучающиеся могут улучшить свои навыки вербальной и невербальной коммуникации, умению отстаивать собственную точку зрения;
5. Адаптивность и управление стрессом: решение поставленных задач способствует развитию способности адаптироваться к переменам и управлять стрессом.
Результаты контрольного этапа, на котором подводились итоги всей опытно-экспериментальной работы, показывают, что у учащихся, сыгравших в деловую игру, в сравнении с исходными данными в целом вырос уровень финансовой грамотности, конечно, лишь в конкретной изученной области. Помимо эффективного усвоения знаний был замечен и рост мотивации учащихся к изучаемой теме, что также демонстрирует необходимость во внедрении в образовательный процесс интерактивных методов обучения.
Результатом выпускной квалификационной работы является авторская деловая игра «Осторожно! Финансовые мошенники», данную разработку преподаватели могут использовать при проведении занятий.
В завершение можно сделать следующий вывод: внедрение интерактивных методов положительно влияет на усвоение знаний учащимися, а также способствует развитию навыков применения знаний на практике. А использование метода деловой игры обеспечивает развитие финансовой грамотности, повышает уровень ее сформированности у обучающихся в старшей школе.



1. Критерии и нормы оценивания обучающихся по ФГОС ООО
[Электронный ресурс] URL:
https://zimschool.lo.eduru.ru/media/2020/04/15/1252670317/Kriterii_i_normy_oceni vaniya_obuchayushhixsya_po_FGOS_OOO.pdf (Дата обращения: 27.10.2023).
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования".
3. Приказ ФСФР России от 24.09.2009 N 09-237/пз "Об утверждении
Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=4845&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.15680594493714894#012060329009864035 (дата
обращения 01.10.2023).
4. Проект «Национальная стратегия повышения финансовой
грамотности 2017-2023 гг.»
https://minfin.gov.ru/ru/document/?id 4=118377 proekt natsipnalnaya strategiya povysheniya finansovoi gramot nosti 2017-2023 gg.
5. Проект «Национальная стратегия повышения финансовой
грамотности 2023-2030 гг.»
http://static.government.ru/media/files/FJj6iZ8geL94xUACfr2s32ZQoUgqP7fd.pdf
6. Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» https://vashifinancy.ru/upload/%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%97%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF%20RUS.pdf

1. Айзман Р., Новикова Н. Методика обучения экономике: финансовая грамотность и безопасность. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - Litres, 2022.
2. Алибулатова А. и др. Психологические особенности учащихся страших классов //Цифровая наука. - 2021.
3. Баламошева С.В., «Педагогическое тестирование: виды, применение,
составление тестов» URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-
mo/2015/01/26/pedagogicheskoe-testirovanie-vidy-primenenie-sostavlenie (Дата
обращения: 08.04.2024).
4. Березовская Т.В. Игра как средство самопознания старших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 1999 158 с. РГБ ОД, 61:99-13/1230-4
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М. : МПРО, 1995.
6. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10-11 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018
7. Вербицкий А.А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов // Педагогика и психология образования 2009. С. 73-84.
8.Зеленцова А., Блискавка Е., Демидов Д. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. - Litres, 2022.
9.Зонова С.А., Гриб А.А. Использование деловых игр на уроках в средней школе //E-Scio. - 2021.
10. Иванова И.В. Финансовая грамотность обучающихся: современные
подходы к формированию финансовой грамотности как образовательного результата //Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 242-245
11. Козленко Н.Н. Деловые игры в принятии управленческих решений: Учеб. Пособие. / Н.Н. Козленко - М.: Изд-во МГОУ, 2005.
12. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. - М.: ВАКО, 2020.
13. Макарова Л.Н., Шаршов И.Л., Прокудин Ю.П.Особенности организации профильного обучения в условиях учреждений дополнительного образования детей // Гаудеамус: психо-лого-педагогический журнал. Тамбов, 2010.
14. Нигматуллина И.В. Игра как метод интерактивного обучения: учебное пособие для преподавателей / И.В. Нигматуллина; Финансовый университет при Правительстве РФ. - Москва: Прометей, 2018
15. Овчинников М. Обзор международной практики реализации стратегий и программ в области финансовой грамотности // М. Овчинников. М.: Наука, 2018
16. Огуз О., Содиков Н.М. Интерактивное обучение как средство активизации учебной деятельности учащихся школ //Инновационная наука. - 2016.
17. Покачалова Е.В., Яковлев Д.И. Повышение финансовой грамотности и финансовой культуры: современные правовые аспекты //Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2022.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998.
19. Семик, А. А. Презентация книги С.А. Шароновой "Деловые игры" / А. А. Семик // Общество и право. - 2004.
20. Судакова А. Е. // Финансы и кредит. - Финансовая грамотность: теоретическое осмысление и практическое исследование, 2021
21. Тюриков А.Г., Кунижева Д.А. Финансово грамотное поведение как ключевой критерий повышения финансовой грамотности //Власть. - 2020
22. Усов, А. С. Повышение финансовой грамотности населения как элемент продуктовой политики и политики управления рисками коммерческого банка / А. С. Усов, Н. В. Бабина // Вопросы региональной экономики. - 2021.
23. Чернов В.А. Финансовая грамотность и культура потребления в
поведенческой экономике как условие устойчивого развития. Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2022.
24. Larson E.B. A compassion of personal finance understadings of high school students. Business Education Forum, 1970.
III. Интернет-ресурсы
1. Банк России // «Обзор операций, совершенных без согласия
клиентов финансовых организаций» URL:
https://cbr.ru/analytics/ib/operations_survey_2022/(дата обращения: 20.09.2023).
2. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://didacts.ru/termin/kraevedenie.html(дата обращения: 24.11.2023).
3. Шевяков М.Ю. Результаты проведения научно-исследовательских работ по методологической разработке индикаторов финансовой грамотности населения [Электронный ресурс] / М.Ю. Шевяков // Бюджет и финансы. - 2011.
4. Электронно-библиотечная система МосГУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.elib.mosgu.ru(дата обращения: 10.12.2023).
5. OECD (2013) PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. Paris: OECD.https://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/PISA 20129620framework92e-book final.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ