ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
|
Введение 3
Глава 1. Технологии повышения финансовой грамотности старших школьников на занятиях обществознания 8
1.1. Актуальность формирования финансовой грамотности старших школьников 8
1.2. Использование деловых игр для формирования финансовой грамотности в
образовании
1.3. Методика проведения деловых игр
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации деловой игры «Осторожно! Финансовые мошенники» на занятиях по экономике в МАОУ «Средняя школа №145» 33
2.1. Анализ использования деловых игр в образовательном процессе организации
2.2. Порядок проведения и критерии результативности педагогического
эксперимента
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения 56
Глава 1. Технологии повышения финансовой грамотности старших школьников на занятиях обществознания 8
1.1. Актуальность формирования финансовой грамотности старших школьников 8
1.2. Использование деловых игр для формирования финансовой грамотности в
образовании
1.3. Методика проведения деловых игр
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации деловой игры «Осторожно! Финансовые мошенники» на занятиях по экономике в МАОУ «Средняя школа №145» 33
2.1. Анализ использования деловых игр в образовательном процессе организации
2.2. Порядок проведения и критерии результативности педагогического
эксперимента
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения 56
Важным фактором развития современной экономики государства является экономическое мышление его граждан, знание основ финансовой грамотности. Экономика многих стран мира сфокусирована на увеличение спектра используемых финансовых услуг, развитие новых, более сложных для понимания финансовых инструментов, недостаточное владение которыми может нести за собой серьезные последствия для государства.
Министерство финансов вместе с Центральным банком РФ, Роспотребнадзором, Минобрнауки России, институтами финансового рынка и другими заинтересованными сторонами реализует стратегию по повышению финансовой грамотности населения, 24 октября 2023 года вышло новое распоряжение, главной задачей обновленной стратегии является развитие государственной политики в сфере: от понимания как набора знаний и компетенций до формирования финансовой культуры, влияющей на финансовой поведение. При этом усилены вопросы финансовой кибербезопасности граждан, активное технологическое развитие зачастую сопровождается ростом преступности. По данным статистики Центрального банка фишинг является самым распространенным ресурсом, используемый мошенниками, а именно 55% от всех ресурсов. Фишинг в свою очередь представляет собой ресурс, целью которого является хищение данных клиентов финансовых организаций. Обращаясь к статистике «Общего объема и количества операций без согласия клиентов», выпущенной Центральным банком, по сравнению с 2022 годом, в 2023 году количество операций выросло на 33,01%, что также подтверждает актуальность нашего исследования.
В марте 2023 года аналитический центр НАФИ опубликовал результаты исследования финансовой грамотности населения. Индекс финансовой грамотности составил 12,79, измеряемый по шкале от 0 до 21, что является показателем чуть выше середины и требует продолжения работы для повышения этого показателя.
К тому же с 1 сентября 2022 года вступили в силу обновленные требования федеральных государственных образовательные стандартов, которые касаются начального общего и основного общего образования. Обучающиеся начнут изучение основ финансовой грамотности. Компоненты будут включены в содержание различных дисциплин, например, окружающий мир, математика, обществознание, информатика, география и других предметов. Таким образом, изучение основ финансовой грамотности становится одним из ключевых этапов образовательного процесса.
Использование деловых игр является относительно новым направлением в преподавании экономических дисциплин, лейтмотивом которого является симуляция профессиональной деятельности или конкретной ситуации для отработки и приобретения необходимых навыков и принципа действия в различных ситуациях. Применять игры можно для аудитории любого возраста, главное, адаптировать игру под особенности возраста, коллектива и понимать для чего она проводится. Внедрение деловых игр в старших классах способствует активному включению школьников в процесс обучения, развитию их экономического мышления, формированию умений действовать в нестандартных ситуациях, что определяет актуальность данного исследования.
Теоретические основы игровой деятельности при обучении были заложены такими отечественными психологами как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым. В своих работах сформулировали признаки и структурные части игры и определили роль в психологическом развитии человека. Дальнейшее развитие игровой деятельности продолжалось в трудах А.А. Вербицкого, В.П. Беспалько, Г.А Китайгородской, Е.И. Пассова, Л.Г. Вишняковой, Г.К. Селевко и других.
В. П. Беспалько и Г. К. Селевко в своих трудах рассматривают деловые игры как эффективный инструмент для усвоения и закрепления нового материала, возможность рассмотреть учебную задачу с разных позиций, развитие творческих способностей обучающихся.
По мнению, А. А. Вербицкого деловая игра ценна в процессе обучения позволяет разрешить противоречия учебной деятельности, а именно несовместимость учебной и профессиональной деятельностью. Благодаря деловой игре возможно воссоздание профессиональной деятельности, моделирование системы отношений, характерный в данном производственном процессе.
Научной новизной исследования является разработка рекомендаций для использования деловых игр в учебном процессе старшей школы для формирования финансовой грамотности обучающихся.
Объектом исследования является использование деловых игр для формирования финансовой грамотности обучающихся, предметом - разработка и применение деловой игры на занятиях по обществознанию в старших классах.
Целью исследования является разработка и применение деловой игры для формирования и развития финансовой грамотности обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование деловых игр на уроках обществознания является эффективным методом развития финансовой грамотности старших школьников.
Задачи исследования:
1. Обзор литературы по финансовой грамотности и способам ее формирования;
2. Анализ существующих методик по разработке и проведению деловых игр;
3. Разработка деловой игры и методических рекомендаций для её проведения в старших классах на уроках экономики;
4. Проведение педагогического эксперимента с целью апробации разработанной деловой игры;
5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Средняя школа №145»
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в процессе преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательных организациях и обеспечивать развитие финансовой грамотности старших школьников.
В ходе исследования, использовались такие теоретические методы, как: анализ, сравнение, классификация; и практические, среди которых можно выделить: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент.
Результатами исследования является деловая игра «Осторожно! Финансовые мошенники» с методическими рекомендациями и материалами для проведения в общеобразовательных учреждениях, для формирования представления о финансовых махинациях, встречающихся в современном мире.
Министерство финансов вместе с Центральным банком РФ, Роспотребнадзором, Минобрнауки России, институтами финансового рынка и другими заинтересованными сторонами реализует стратегию по повышению финансовой грамотности населения, 24 октября 2023 года вышло новое распоряжение, главной задачей обновленной стратегии является развитие государственной политики в сфере: от понимания как набора знаний и компетенций до формирования финансовой культуры, влияющей на финансовой поведение. При этом усилены вопросы финансовой кибербезопасности граждан, активное технологическое развитие зачастую сопровождается ростом преступности. По данным статистики Центрального банка фишинг является самым распространенным ресурсом, используемый мошенниками, а именно 55% от всех ресурсов. Фишинг в свою очередь представляет собой ресурс, целью которого является хищение данных клиентов финансовых организаций. Обращаясь к статистике «Общего объема и количества операций без согласия клиентов», выпущенной Центральным банком, по сравнению с 2022 годом, в 2023 году количество операций выросло на 33,01%, что также подтверждает актуальность нашего исследования.
В марте 2023 года аналитический центр НАФИ опубликовал результаты исследования финансовой грамотности населения. Индекс финансовой грамотности составил 12,79, измеряемый по шкале от 0 до 21, что является показателем чуть выше середины и требует продолжения работы для повышения этого показателя.
К тому же с 1 сентября 2022 года вступили в силу обновленные требования федеральных государственных образовательные стандартов, которые касаются начального общего и основного общего образования. Обучающиеся начнут изучение основ финансовой грамотности. Компоненты будут включены в содержание различных дисциплин, например, окружающий мир, математика, обществознание, информатика, география и других предметов. Таким образом, изучение основ финансовой грамотности становится одним из ключевых этапов образовательного процесса.
Использование деловых игр является относительно новым направлением в преподавании экономических дисциплин, лейтмотивом которого является симуляция профессиональной деятельности или конкретной ситуации для отработки и приобретения необходимых навыков и принципа действия в различных ситуациях. Применять игры можно для аудитории любого возраста, главное, адаптировать игру под особенности возраста, коллектива и понимать для чего она проводится. Внедрение деловых игр в старших классах способствует активному включению школьников в процесс обучения, развитию их экономического мышления, формированию умений действовать в нестандартных ситуациях, что определяет актуальность данного исследования.
Теоретические основы игровой деятельности при обучении были заложены такими отечественными психологами как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым. В своих работах сформулировали признаки и структурные части игры и определили роль в психологическом развитии человека. Дальнейшее развитие игровой деятельности продолжалось в трудах А.А. Вербицкого, В.П. Беспалько, Г.А Китайгородской, Е.И. Пассова, Л.Г. Вишняковой, Г.К. Селевко и других.
В. П. Беспалько и Г. К. Селевко в своих трудах рассматривают деловые игры как эффективный инструмент для усвоения и закрепления нового материала, возможность рассмотреть учебную задачу с разных позиций, развитие творческих способностей обучающихся.
По мнению, А. А. Вербицкого деловая игра ценна в процессе обучения позволяет разрешить противоречия учебной деятельности, а именно несовместимость учебной и профессиональной деятельностью. Благодаря деловой игре возможно воссоздание профессиональной деятельности, моделирование системы отношений, характерный в данном производственном процессе.
Научной новизной исследования является разработка рекомендаций для использования деловых игр в учебном процессе старшей школы для формирования финансовой грамотности обучающихся.
Объектом исследования является использование деловых игр для формирования финансовой грамотности обучающихся, предметом - разработка и применение деловой игры на занятиях по обществознанию в старших классах.
Целью исследования является разработка и применение деловой игры для формирования и развития финансовой грамотности обучающихся.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование деловых игр на уроках обществознания является эффективным методом развития финансовой грамотности старших школьников.
Задачи исследования:
1. Обзор литературы по финансовой грамотности и способам ее формирования;
2. Анализ существующих методик по разработке и проведению деловых игр;
3. Разработка деловой игры и методических рекомендаций для её проведения в старших классах на уроках экономики;
4. Проведение педагогического эксперимента с целью апробации разработанной деловой игры;
5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Средняя школа №145»
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в процессе преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательных организациях и обеспечивать развитие финансовой грамотности старших школьников.
В ходе исследования, использовались такие теоретические методы, как: анализ, сравнение, классификация; и практические, среди которых можно выделить: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент.
Результатами исследования является деловая игра «Осторожно! Финансовые мошенники» с методическими рекомендациями и материалами для проведения в общеобразовательных учреждениях, для формирования представления о финансовых махинациях, встречающихся в современном мире.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы:
Деловая игра представляет собой метод активного обучения, включающий в себя комплекс элементов активного обучения, а именно: мозговой штурм, дискуссию, анализ конкретных ситуаций, и тд, в основе которого лежит имитационная деятельность. Деловые игры позволяют студентам развить ряд полезных навыков и качеств, таких как:
1. Креативность и инновационное мышление: деловые игры часто ставят перед обучающимися задачи, требующие нестандартного подхода и развития новых идей;
2. Работа в команде: многие деловые игры предполагают коллективное решение задач, что способствует развитию навыков командной работы, взаимодействия и лидерства;
3. Принятие решений: данный метод проведения занятия помогает студентам научиться анализировать информацию, выявлять ключевые аспекты и создавать стратегии для принятия эффективных решений;
4. Посредством деловых игр обучающиеся могут улучшить свои навыки вербальной и невербальной коммуникации, умению отстаивать собственную точку зрения;
5. Адаптивность и управление стрессом: решение поставленных задач способствует развитию способности адаптироваться к переменам и управлять стрессом.
Результаты контрольного этапа, на котором подводились итоги всей опытно-экспериментальной работы, показывают, что у учащихся, сыгравших в деловую игру, в сравнении с исходными данными в целом вырос уровень финансовой грамотности, конечно, лишь в конкретной изученной области. Помимо эффективного усвоения знаний был замечен и рост мотивации учащихся к изучаемой теме, что также демонстрирует необходимость во внедрении в образовательный процесс интерактивных методов обучения.
Результатом выпускной квалификационной работы является авторская деловая игра «Осторожно! Финансовые мошенники», данную разработку преподаватели могут использовать при проведении занятий.
В завершение можно сделать следующий вывод: внедрение интерактивных методов положительно влияет на усвоение знаний учащимися, а также способствует развитию навыков применения знаний на практике. А использование метода деловой игры обеспечивает развитие финансовой грамотности, повышает уровень ее сформированности у обучающихся в старшей школе.
Деловая игра представляет собой метод активного обучения, включающий в себя комплекс элементов активного обучения, а именно: мозговой штурм, дискуссию, анализ конкретных ситуаций, и тд, в основе которого лежит имитационная деятельность. Деловые игры позволяют студентам развить ряд полезных навыков и качеств, таких как:
1. Креативность и инновационное мышление: деловые игры часто ставят перед обучающимися задачи, требующие нестандартного подхода и развития новых идей;
2. Работа в команде: многие деловые игры предполагают коллективное решение задач, что способствует развитию навыков командной работы, взаимодействия и лидерства;
3. Принятие решений: данный метод проведения занятия помогает студентам научиться анализировать информацию, выявлять ключевые аспекты и создавать стратегии для принятия эффективных решений;
4. Посредством деловых игр обучающиеся могут улучшить свои навыки вербальной и невербальной коммуникации, умению отстаивать собственную точку зрения;
5. Адаптивность и управление стрессом: решение поставленных задач способствует развитию способности адаптироваться к переменам и управлять стрессом.
Результаты контрольного этапа, на котором подводились итоги всей опытно-экспериментальной работы, показывают, что у учащихся, сыгравших в деловую игру, в сравнении с исходными данными в целом вырос уровень финансовой грамотности, конечно, лишь в конкретной изученной области. Помимо эффективного усвоения знаний был замечен и рост мотивации учащихся к изучаемой теме, что также демонстрирует необходимость во внедрении в образовательный процесс интерактивных методов обучения.
Результатом выпускной квалификационной работы является авторская деловая игра «Осторожно! Финансовые мошенники», данную разработку преподаватели могут использовать при проведении занятий.
В завершение можно сделать следующий вывод: внедрение интерактивных методов положительно влияет на усвоение знаний учащимися, а также способствует развитию навыков применения знаний на практике. А использование метода деловой игры обеспечивает развитие финансовой грамотности, повышает уровень ее сформированности у обучающихся в старшей школе.
Подобные работы
- Формирование финансовой грамотности школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Формирование экономической культуры у школьников в процессе внеклассной работы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



