ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНОЙ РЕЧИ В АСПЕКТЕ ЭРРАТОЛОГИИ 7
1.1 Понятие нормы применительно к научной речи 7
1.2 Факторы, негативно влияющие на развитие современной научной
речи 14
1.2.1 Рассогласованность прагматических установок как причина
дисфункции научного дискурса 14
1.2.2 Отступления от сложившихся исторических норм научного
стиля как причина стилевых погрешностей 16
1.3. Эрратология как учение о речевых ошибках и недочетах 17
1.3.1 Эрратология как раздел культуры речи: цель и задачи 17
1.3.2 Речевая ошибка и речевой недочет: соотношение понятий.... 19
1.3.3 Проблема классификации речевых ошибок и недочетов 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ТИПЫ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПОГРЕШНОСТЕЙ В ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ БАКА- ЛАВРОВ-ФИЛОЛОВ 29
2.1 Стилистические погрешности, выявленные на дотекстовом уровне редактирования 29
2.2. Стилистические погрешности, выявленные на текстовом уровне редактирования 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ. Список источников речевых иллюстраций 59
Выполнение выпускных квалификационных работ (далее - ВКР) студентами способствует углублению и систематизации теоретических знаний по определённой проблеме; развитию исследовательских умений и практических навыков; овладению методикой исследования;
совершенствованию навыков самостоятельной работы с научной и учебно - методической литературой. Всё это помогает студенту активно включаться в формирование своей профессиональной компетентности.
К окончанию вуза у студента должна быть сформирована готовность к исследовательской деятельности, под которой понимается «комплекс качеств человека, необходимых ему для реализации функции субъекта исследовательской деятельности» [Ставринова 2009: 138]. Низкий уровень тех или иных качеств, способностей, умений исследовательской деятельности, сказывается прежде всего на качестве выпускной квалификационной работы студента. Наличие орфографических и грамматических ошибок, грубых стилистических погрешностей и неточностей снижает ценность любого научного документа.
Как показывают современные исследования, при выполнении выпускных работ студенты допускают достаточно много погрешностей. Наиболее типичные из них связаны с нарушением стиля научного сочинения: компилятивный характер работы, что свидетельствует о неумении студентов анализировать изученную литературу, обобщать и интерпретировать собранный материал, высказывать свою точку зрения; несоответствие в формулировке основных элементов научного аппарата (темы, проблемы, цели, объекта и предмета, гипотезы и задач исследования), что негативно сказывается в дальнейшем на ходе процесса исследования и его результатах; нарушение логики изложения материала; использование вместо научных терминов наукообразной или бытовой лексики; злоупотребление публицистическими, эмоционально окрашенными высказываниями и др.
[Котюрова 2008; Кукушкина 1998; Цейтлин 1982]. Между тем стилистические погрешности - наиболее очевидный показатель уровня грамотности языковой личности [Голев 2004: 15].
Актуальность исследования стилистических погрешностей в выпускных квалификационных работах связана с рядом факторов: важностью изучения стилистических погрешностей для повышения качества научных работ студентов; необходимостью выработки стилистических рекомендаций для последующего улучшения качества ВКР бакалавров-филологов.
Объектом исследования являются письменные тексты выпускных квалификационных работ бакалавров-филологов СФУ.
Предмет исследования: типы и частотность стилистических погрешностей в текстах выпускных квалификационных работ бакалавров по направлению «Филология».
Цель исследования: выявить и описать типы и частотность стилистических погрешностей в выпускных квалификационных работах бакалавров по направлению «Филология», выполненных в 2016-2018 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие «нормы» применительно к научной речи;
2) рассмотреть факторы, негативно влияющие на развитие современной научной речи;
3) представить краткую характеристику эрратологии как раздела культуры речи;
4) рассмотреть проблему классификации речевых ошибок и недочетов;
5) выявить и описать наиболее типичные стилистические погрешности в текстах ВКР бакалавров-филологов на дотекстовом и текстовом этапе редактирования;
6) произвести статистический анализ полученных данных.
Материалом исследования послужили фрагменты ВКР бакалавров- филологов, содержащие стилистические погрешности. Материал извлекался из сорока пяти работ бакалавров-филологов, опубликованных с 2016 по 2018 годы на сайте «СФУ». Общий объем фрагментов, содержащих речевые ошибки и недочеты, составляет 220 единиц.
В ходе исследования были использованы следующие методы: описательный метод (наблюдение, обобщение явлений по категориям, интерпретация полученных результатов), количественный метод (для выявления частотности стилистических погрешностей в ВКР бакалавров- филологов), контекстуальный и стилистический анализ текста (для разграничения речевых ошибок и выразительных средств).
Теоретическую базу исследования составили работы в области стилистики и культуры научной речи (Котюрова М.П., Кожина М.Н., Сенкевич М.П., Савко И.Э. и др.); лингвистической эрратологии (Григорьевой А.К., Абрамовой Н.С., Зуевой Т.А., Залевской А.А. и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в учение о речевых ошибках и недочетах, выделяемое в современной культуре речи в самостоятельное направление под названием лингвистическая эрратология, поскольку дает обзор научных работ по проблеме соотношения общей и частных эрратологий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться в процессе преподавания на баклавриате дисциплины «Культура научной речи». Они могут представлять интерес как для студентов, работающих над ВКР, так и для их научных руководителей.
Структура основной части дипломной работы обусловлена логикой исследования и включает две главы. В первой главе описана специфика научных текстов, дан обзор различных классификаций речевых ошибок, рассмотрены возможные причины возникновения речевых ошибок в научных работах. Во второй главе проведен изложены результаты анализа выпускных квалификационных работах студентов-бакалавров по направлению «Филология». Основные выводы обобщены в заключении. Список использованных источников включает 42 наименования. В приложении представлен список 45 ВКР бакалавров-филологов СФУ, из которых извлекался материал для исследования.
Проблема выявления и исправления стилистических погрешностей в ВКР актуальна в высших учебных заведениях. Наше исследование, предпринятое с целью выявить типы и частотность стилистических погрешностей в выпускных квалификационных работах бакалавров 20162018 годов выпуска по направлению «Филология», позволило получить следующие выводы.
Изучение стилистических погрешностей входит в сферу интересов лингвистической эрратологии, которая, являясь одной частных эрратологий, определяется как направление, изучающее ошибки и недочеты в рамках теории культуры речи, теории и практики перевода и лингводидактики; в узком значении - как раздел культуры речи, изучающий речевые ошибки и недочеты.
Изучение проблемы определения понятия «речевая ошибка» показало, что этот термин имеет узкое и широкое значение. В узком понимании речевая ошибка - непреднамеренное отступление от императивных норм литературного языка, в отличие от речевого недочёта - нарушения вариативных норм литературного языка. Учитывая широкое понимание речевой ошибки как любого прагматически необоснованного отклонения от норм собственно языковых, коммуникативных или этико -речевых, стилистическими погрешностями мы называем тип речевой ошибки, состоящий в прагматически немотивированном отступлении от норм функционального стиля.
Обзор различных классификаций речевых ошибок и недочетов позволил выбрать ту классификацию интересующих нас речевых фактов, которая в большей степени подходит для решения поставленных задач. С опорой на типологию речевых ошибок, предложенную М.П. Котюровой, описаны стилистические погрешности в ВКР филологов, выявленные как на двух стадиях редактирования научного текста: дотекстовой и текстовой.
Общее число обнаруженных в ВКР филологов 2016-2018 гг. стилистических ошибок на текстовом и дотекстовом этапах редактирования составляет 220 единиц.
На дотекстовом этапе редактирования было обнаружено 180 погрешностей, что составляет 82% от всей совокупности обнаруженных ошибок. Количество обнаруженных текстовых погрешностей составляет 40 единиц (18%).
Использование количественного подсчета показало, что на дотекстовом этапе редактирования наибольшую частотность в ВКР бакалавров-филологов имеет группа нарушений лексическо-стилистических погрешностей - 162 единицы (90%), менее частыми являются лексико-синтаксические погрешности - 18 единиц (10%).
Наибольшей частотностью среди лексических ошибок обладает погрешность, обусловленная неполнотой выражения кванта мысли (32%). Высокой частотностью характеризуются также ошибки, связанные с речевой избыточностью: использование неинформативных слов и словосочетаний (27%), тавтологии и плеоназма (19%). Менее частотной является погрешность использования слов широкой семантики в общеупотребительном значении (факт, процесс, проблема и др. 13%). К менее частотным ошибкам относятся нарушения лексической сочетаемости при использовании слов ограниченной семантики (8%). Единичными случаями представлены погрешности смешения паронимов.
Количество лексико-синтаксических ошибок на дотекстовом уровне редактирования ВКР не велико, что говорит о том, что студенты-филологи (в большинстве случаев) придерживаются правильного порядка слов, принятого в русском языке.
На текстовом этапе редактирования сложного синтаксического целого лексические ошибки представлены избыточностью связующих единиц либо их недостатком. К лексико-синтаксическому типу относится погрешность в нарушении согласования временных форм глаголов. В ходе работы на текстовом этапе редактирования было обнаружено 40 погрешностей: 12 лексических (30 %) и 28 лексико-синтаксических (70 %).
Перспективы данного исследования заключаются в возможности расширения анализируемого материала путем привлечения ВКР студентов различных направлений, что позволит осуществить сопоставительный анализ и выработать рекомендации по улучшению качества ВКР студентов Сибирского федерального университета.
1. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Абрамова Н. С., Зуева Т.А. Причины возникновения речевых ошибок в творческих работах учащихся // Педагогическое образование в России [Электронный ресурс]. 2013. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21071393 (дата обращения: 06.05.2020).
3. Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика. М.: Изд-во «Астрел», 1978. 256 с.
4. Баринова А.В. Речевой недочет // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова,
А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.: Флинта, 2011. С. 578.
5. Буре Н.А. Основы научной речи: учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В. Быстрых, С.А. Вишнякова и др.; Под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. 272 с.
6. Ван Ли Грамматическая специфика научных текстов русского языка
// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств [Электронный ресурс]. 2011. № 17. С.107-119. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/grammaticheskaya-spetsifika-nauchnyh-tekstov- russkogo-yazyka/viewer (дата обращения: 26.06.2020).
7. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове: учебное пособие. 4-е изд. М.: Русский язык, 2001. 720 с.
8. Винокур Г.О. Из бесед о культуре речи // Русская речь [Электронный ресурс]. 1967. № 3. С. 10-14. URL: https://russkayarech.ru/ru/archive/1967-3/10- 17 (дата обращения: 26.06.2020).
9. Голев Н.Д. Языковая личность и антропотекст в лингвистике и лингводидактике (типологический аспект) // Русский язык: исторические судьбы и современность: II Межденар. конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы. М.: МГУ, 2004. С.15-16.
10. Головин Б. Н. О некоторых проблемах изучения термина // Семиотические проблемы языков науки и информации. М.: МГУ, 1971. Ч. I. С. 64-67.
11. Григорьева А.К. Речевые ошибки и уровни языковой компетенции //
Интеграция образования [Электронный ресурс]. 2005. № 1-2. С. 209-216. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rechevye-oshibki-i-urovni-yazykovoy-
kompetentsii/viewer (дата обращения: 26.06.2020)
12. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5, испр. и доп. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. 486 с.
13. Залевская А. А. Речевая ошибка как инструмент научного исследования // Вопросы психолингвистики [Электронный ресурс]. 2009. № 9. С. 6-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-oshibka-kak-instrument- nauchnogo-issledovaniya/viewer (дата обращения: 26.06.2020).
14. Жэнь Х.С. Лексические особенности научного стиля // Научный
поиск [Электронный ресурс]. 2014. № 2.1. С. 40-48. URL:
http://sspu.ru/pages/journal/arhiv/2014/np_2014_2.Lpdf (дата обращения: 26.06.2020).
15. Иванцова Е.К. Проблемы формирования методологических основ
лингвоперсонологии // Вестник Томского государственного университета [Электронный ресурс]. 2008. № 3(4). С. 27-41. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-metodologicheskih- osnov-lingvopersonologii/viewer (дата обращения: 26.06.2020)....42