Актуальность данной работы в первую очередь обеспечивается необходимостью рефлексии над историей развития философской мысли, возможностью обнаружить возможные решения возникающих противоречий в развитии рационального мышления и способы их разрешения на примере мыслителей прошлого, в том числе посредством обращения к представителям рационализма Нового Времени.
Философия Декарта, его принцип «cogito», являются знаменем возникновения новой эпохи, местом зарождения классической рациональности, на которую опирается вся дальнейшая традиция европейской мысли. Следование декартовскому методу, вера в человеческий разум и фиксация на исследовании доступного нашему познанию внешнего мира, как никогда определяет философские интуиции Декарта как актуальные.
Спиноза углубит интуитивистские аспекты картезианской философии продолжая механизацию реальности несмотря на явные противоречия и взаимную критику обоих мыслителей. Спиноза применит совершенно новаторский подход для рассмотрения реальности и разрешит противоречие декартовской философии; пусть его решение проблемы дуалистической картины мира не устроит его современников, оно, тем не менее, обозначит пространство для дальнейших исследований, укрепит и без того явную тенденцию по завоеванию природы и рационализации реальности. Оба этих мыслителя внесли значительный вклад в историю философии, в частности, в обоснование и развитие рационализма Нового Времени.
Степень научной разработанности является достаточно высокой. Большинство трудов Декарта и Спинозы переведены на русский язык, а исследования посвященные их философии публикуются и по сей день.
В рамках исследования данной проблемы мы будем обращаться к статьям, раскрывающим построения и нюансы философии Рене Декарта и Бенедикта Спинозы, к ряду историко-философских работ и, конечно, к текстам самих Декарта и Спинозы.
Объектом исследования являются философские системы Декарта и Спинозы.
Предметом исследования является гносеология Декарта и Спинозы.
Цель исследования – экспликация философских систем Декарта и Спинозы, а также рассмотрение рационализма в их гносеологии.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
– Рассмотреть сущностные черты метафизики Рене Декарта.
– Раскрыть принципы рациональности в рамках философской системы Рене Декарта.
– Разобрать устройство картезианского сомнения и его место в философии Рене Декарта.
– Проанализировать сущностные черты метафизики Бенедикта Спинозы.
– Раскрыть построение рациональности в рамках философской системы Бенедикта Спинозы.
Методологическая основа исследования – философский анализ и синтез на базе герменевтики.
Структура работы – введение, две главы, заключение, список использованных источников.
В рамках исследования были выполнены все поставленные задачи; мы рассмотрели сущностные черты метафизики Рене Декарта, которая выражалась в его особом понимании реальности, что подтверждается в его дуалистическом представлении мира, который состоит из двух субстанций.
А именно – протяженной, по которой Декарт выстраивает свою физическую картину мира состоящего из частиц, корпускул, заполняющих всё пространство не оставляя пустых пространств; и мыслящей, чьё свойство выражается через способность человеческой души мыслить непрерывно, которые не могут вмешиваться в существование друг друга, но находят своё единство в человеке, а именно в мозжечке, что подкрепляется легитимизирующей фигурой Бога.
Также мы раскрыли основные принципы рациональности в рамках философии Декарта и заключили, что рациональность как особый метод познавательной деятельности посредством мышления обладает фундирующим свойством в его философской системе.
Так, рациональное противопоставляется опытному, то есть эмпирическому знанию, которое достигается посредством чувствования. Мы также определили, что в основе декартовского метода лежит дедуктивно-аналитический метод, опирающийся на мыслительные способности души, выражаемые в математических законах и принципах.
Отталкиваясь от общего, разбивая его на части, и воссоединяя эти части, мы получаем непротиворечивое, ясное знание, которое становится объектом достояния картезианства и постулирует себя как общезначимую технологию производства знания.
Кроме того, мы разобрали устройство картезианского сомнения и его место в философской системе Рене Декарта. Мы увидели, что декартовский метод познания основывается на особом состоянии рационализации, первопринципе, который закладывает основы метафизики и познавательных способностей – сомнении.
Мы видим, что факты реальности подвергаемы сомнениям, но сама данность сомнения, с точки зрения Декарта неопровержима в силу необходимости. Принцип «я мыслю, следовательно, я существую» становится центральным положением картезианской философии и фундирует дальнейшее развитие новоевропейской мысли.
Сама мысль становится непосредственной и самоочевидной, что подкрепляется дедуктивно-аналитическим методом математической логики. Декартовское cogito объединяет две субстанции и формирует гармоничную систему познания, основанную на самоочевидности мысли, основа которой – сомнение.
Далее мы проанализировали сущностные черты метафизики Бенедикта Спинозы, в основе которой заложено представление о Боге, как субстанции, которая не сотворена и определяется сама через себя, которая бесконечна и доступна нам в проявлении из бесчисленного числа атрибутов в виде атрибута протяжённости и атрибута мышления.
Эти атрибуты в свою очередь порождают бесконечные модусы, которые представляют собой некоторые преломления божественного в виде единичных, сотворенных следствий, имплицитно заложенных Богом. Само единичное многообразие не может быть отождествлено с божественным в силу их различных свойств как «порождённой природы» и «природы творящей». Отсюда понимание модусов как аспектов бесконечного Бога и его атрибутов, но в ограниченной форме порождённого.
В заключении мы раскрыли построение рациональности в рамках философии Спинозы, которое сущностно опирается и самоопределяется через метафизические начала. Спиноза утверждает, что мы действуем по воле Бога и чем больше мы совершаем действий с целью познания его природы, тем лучше для нашего морального облика именно в силу нашей подчинённой природы в отношении него.
Кроме того, познание Бога становится познанием всех вещей, так как он содержится во всякой вещи имплицитно, откуда Спиноза последовательно приходит к положению о совпадении материальной и мыслящей субстанций, открывая нам доступ к объективному, божественному знанию. Следуя интуитивному познанию, мы можем адекватно исследовать окружающую нас действительность и приближаться к субстанциональной природе Бога.
Подводя итог, можно заключить, что философские труды Рене Декарта и Бенедикта Спинозы оказали весомое влияние на историю философии, в частности на её рациональный аспект, который сыграл решающую роль в становлении и оформлении тех интуиций, что в дальнейшем повлияют на ряд современных философских учений. Их интерпретации философов прошлого, их философских идей, а также новаторский подход к исследованию реальности дали начало Новому Времени, ознаменовали период модерна и завоевание мира природы на благо человеческого бытия.
1. Асмус В. Ф. Декарт. — М., 1956. — 372 с.
2. Брекоткина Ирина Павловна РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalizm-novogo-vremeni-i-gnoseologicheskie-predstavleniya-rene-dekarta (дата обращения: 30.05.2024).
3. Встреча с Декартом. – М., Ad Marginem, 1996. – 298 с.
4. Гаджикурбанов Аслан Гусаевич Был ли Спиноза платоником? // Манускрипт. 2016. №1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byl-li-spinoza-platonikom (дата обращения: 30.05.2024).
5. Гаджикурбанов Аслан Гусаевич Спиноза о преодолении аффектов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spinoza-o-preodolenii-affektov (дата обращения: 30.05.2024).
6. Гиренок Федор Иванович ФУКО И ДЕРРИДА: СПОР О ПРИРОДЕ БЕЗУМИЯ В ФИЛОСОФИИ ДЕКАРТА // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fuko-i-derrida-spor-o-prirode-bezumiya-v-filosofii-dekarta (дата обращения: 30.05.2024).
7. Декарт Р. Рассуждение о методе. Сочинения в двух томах. — М.: Мысль, 1989. — 654 с.
8. Декарт Р. Размышление о первой философии. Сочинения в двух томах. — М.: Мысль, 1989. — 654 с.
9. Дмитриева Анастасия Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА В ФИЛОСОФИИ РЕНЕ ДЕКАРТА // Общество: философия, история, культура. 2021. №1 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-transtsendentalizma-v-filosofii-rene-dekarta (дата обращения: 30.05.2024).
10. Игнатова Нина Юрьевна ФИЛОСОФСКАЯ ФИГУРА ДЕКАРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2023. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskaya-figura-dekarta-v-otechestvennoy-filosofii-xx-veka (дата обращения: 30.05.2024).
11. Крыштоп Людмила Эдуардовна, Малла Мохаммад СПИНОЗА В ЗЕРКАЛЕ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spinoza-v-zerkale-klassicheskoy-i-sovremennoy-zapadnoy-filosofii (дата обращения: 30.05.2024).
12. Малышкин Евгений Витальевич, Кузницын Дмитрий Владимирович О школьном прочтении Декарта и Лейбница // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. №324. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-shkolnom-prochtenii-dekarta-i-leybnitsa (дата обращения: 30.05.2024).
13. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993. — 352 с.
14. Матвиевская Г. П. Рене Декарт. — М.: Наука, 1976. — 273 с.
15. Майданский Андрей Дмитриевич «Истинная логика» Спинозы // История философии. 2010. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istinnaya-logika-spinozy (дата обращения: 30.05.2024).
16. Меликовский А.А. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ Б. СПИНОЗЫ // Образование и право. 2022. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-politiko-pravovogo-ucheniya-b-spinozy (дата обращения: 30.05.2024).
17. Мильнер А.Я. Бенедикт Спиноза. М., 1940. — 244 с.
18. Самохвалова Варвара Климентьевна ОТ ДЕКАРТА К ФРОММУ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ДЕГРАДАЦИЯ // ЭСГИ. 2021. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-dekarta-k-frommu-intellektualnaya-i-nravstvennaya-degradatsiya (дата обращения: 30.05.2024).
19. Спиноза Б., Сочинения, т. 1-2, М.,1957; 2-е изд. Спб.,1999. — 1357с.
20. Спиноза Б. Философия Декарта, доказанная геометрическим способом. Соч. Т.1. М.,1957. — 441с.
21. Спиноза Б. Этика. — М.: АСТ, 2001. — 336 с.
22. Соколов Борис Георгиевич, Шестерикова Ольга Авенировна Декарт, Ламетри и шопка // Манускрипт. 2018. №9 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekart-lametri-i-shopka (дата обращения: 30.05.2024).
23. Столярова О.Е. Гуссерль о Декарте // История философии. 1998. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gusserl-o-dekarte (дата обращения: 30.05.2024).
24. Тетерин Артем Юрьевич ФИГУРА ДЬЯВОЛА В КОНТЕКСТЕ МЕТАФИЗИКИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СПИНОЗЫ // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2023. №72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/figura-dyavola-v-kontekste-metafiziki-i-politicheskoy-filosofii-spinozy (дата обращения: 30.05.2024).
25. Фишер К. История новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. — СПб., 1994. — 560 с.
26. Флао Франсуа О Спинозе и о мудрости // История философии. 2010. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-spinoze-i-o-mudrosti (дата обращения: 30.05.2024).
27. Хлебникова Ольга Владимировна Феноменология Б. Спинозы // Ценности и смыслы. 2012. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-b-spinozy (дата обращения: 30.05.2024).
28. Чащегорова Наталья Александровна Интуитивизм Р. Декарта // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intuitivizm-r-dekarta (дата обращения: 30.05.2024).
29. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М.,1976. — 345 с.