Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 7
§1.1. Особенности и условия использование игровых технологий в образовательном процессе 7
§1.2. Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста 18
§1.3. Реализация требований ФГОС на уроках истории при использовании игр 23
ГЛАВА II. ИГРЫ-ПЯТИМИНУТКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 32
§ 2.1.Классификация игр-пятиминуток 32
§ 2.1.Особенности применения игр-пятиминуток на уроках истории 36
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение 58
Актуальность. В соответствии с требованиями Федеральных Государственных образовательных стандартов нового поколения (далее - ФГОС) качественным признается такое образование, которое полноценно выполняет свои фундаментальные функции - человекообразующего, культуросообразного, наукоемкого и высокотехнологичного процесса. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов диктуется многими обстоятельствами, среди которых необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися. Школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс индивидуального развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания и навыки имели действительно развивающий эффект, причем, для каждого ребенка.
Учителю необходимо зачастую не только выбирать в конкретных условиях соответствующие методы, методики и приемы обучения, но и создавать собственные их модификации, чтобы обеспечить каждому ученику возможности для успешного обучения. Здесь на помощь и приходят игры.
Активная роль игр в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования, что позволяет значительно повысить качество обучения учащихся.
Роль учителя - грамотно подготовить учащихся к работе с игрой: ставить учебную цель, предлагать учащимся план осуществления учебной деятельности, отслеживать результаты работы, организовывать совместные обсуждения, дискуссии.
История, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения истории выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Ни для кого не секрет, что сейчас наблюдается снижение уровня знаний учащихся по ряду предметов, в том числе и по истории. Это можно объяснить качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.
Игровые технологии - одно из условий организации обучения и воспитания школьников. Эффективность игровой технологии в обучении и развитии хорошо известна. Занятия в игровой форме делают ближе школьное обучение к реальной жизни. Учащиеся с интересом включаются в такие занятия, так как здесь нужно проявить не только свои знания, но и креативность. С помощью игровых технологий можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента.
Степень изученности проблемы:
Подробный анализ педагогических технологий вообще и игровых технологий в частности, дает в своей книге «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко. Также вопросы применения игр в учебной деятельности достаточно подробно рассматриваются в книге Л.П. Борзовой «Игры на уроке истории», в статье Т.С. Бобейко «Активизация познавательной активности учащихся посредством технологии игровой деятельности» и др. Конкретные разработки и сценарии игр по истории можно найти в книгах Г.А.Кулагиной, С.Г.Горяйнова, Л.П.Борзовой, Разработки игровых внеклассных мероприятий по истории содержатся в книге «Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе», авторами которой является группа методистов по работе с одаренными детьми. Группа авторов из Волгограда под руководством В. В. Гуковой в пособии «История. Технологии современного урока» предлагают рекомендации по методическому наполнению всех составляющих урока от изучения нового материала до контроля и проверки знаний игровыми ситуациями, как одной из современных средств обучения. Н.Н. Ярцева в работе «История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях» утверждает, что игра является важнейшим фактором и обучения, и свободного творчества ученика, требующего умственного напряжения, и эмоционального комфорта, и развития всего духовного облика школьника.
Разумеется, традиционный урок остается основной формой обучения и воспитания детей. Но придавая уроку нестандартные, оригинальные приемы, учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся. Внедрение игровых технологий вносит оживление, разнообразие в стандартный урок, повышая интерес учащихся к истории, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Таким образом, все вышесказанное определило тему исследования: «Применение игр - пятиминуток на уроках истории».
Объект исследования — игровые технологии.
Предмет исследования — игры-пятиминутки на уроках истории.
Цель исследования - рассмотреть учебные возможности игр- пятиминуток методику их применения на уроках истории.
Задачи:
1. раскрыть особенности игровых технологий в образовательном процессе;
2. охарактеризовать сущность и структуру игр-пятиминуток;
3. выявить алгоритм применения игр-пятиминуток на уроках истории.
Методы исследования:
Теоретические:
1. анализ педагогической, психологической, методической литературы;
2. сравнение, сопоставление, анализ и обобщение опыта педагогов по темам: игровые технологии, игры-пятиминутки и их применение.
Методическую основу исследования составили:
теория игры (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, М.М. Бахтин, Ф.А. Фрадкина, Л.С. Славина, Е.А. Флерина, Д.В. Менджерицкая, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, В.С. Мухина, О.С. Газман и др.);
труды по применению игровых технологий (Борзова Л. П., Венгер Л. А., Дьячкова О.А., Обухова Л. Ф., Эльконин Д. Б.).
Практическая значимость и новизна исследования заключается в возможности применения учителями истории его основных результатов в виде игр-пятиминуток для уроков истории.
Структура работы:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, теоретическое и практическое исследование позволило сформулировать следующие выводы согласно поставленным задачам:
Основываясь на анализе психолого - педагогической литературы, сущность игровых технологий состоит в совокупности педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Основной задачей игровых технологий является вовлечение ребенка в учебный процесс, усиление мотивации к приобретению новых знаний. С помощью игровых технологий осуществляется закрепление материала и улучшается усвоение его ребенком. Они помогают школьнику активно стать успешным, быть уверенным в собственных силах. Обеспечивают способность развития в ребенке различных качеств, необходимых во взаимодействии с окружающими его людьми: с родителями, сверстниками, учителями.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактическая игра - это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие воздействие оказывает дидактический материал. Игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
В ходе исследования нами были выявлены условия эффективного использования игр-пятиминуток:
1) соответствие игры дидактическим целям урока. Содержание игр должно, прежде всего, отражать учебный материал урока.
2) разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игры, учитывая:
3) уровень познавательной деятельности учащихся (от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностическому поиску, связанному с созданием принципиально нового, благодаря обращению к фантазии или простейшему экспериментальному исследованию);
4) уровень коллективности класса (от индивидуальных игр к групповым и коллективным);
5) характер организации игры (от организации игры учителем до самоорганизации).
6) определение места дидактической игры в структуре урока, времени и методики ее проведения.
7) доступность и привлекательность игры для детей. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа.
8) Эмоциональность игры. Особую педагогическую нагрузку несет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Знание ФГОС при построении учебного процесса позволят организовать необходимые условия для помощи ребенку при усвоении материала.
Таким образом, в рамках реализации ФГОС можно решить следующие задачи при использовании игр:
- воспитывать у учащихся интерес к истории и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
- активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.
- вовлечь в учебную деятельность всех учеников. Повысить уровень исторического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить представления учащихся об использовании сведений из истории в повседневной жизни.
использование в учебном процессе игр - пятиминуток является эффективной поддержкой образовательной деятельности педагога и учащихся.
Включение дидактических игр в педагогический процесс обеспечивает мотивацию ребенка к получению знаний и взаимодействию, создает благоприятный эмоциональный климат и сотрудничество с одноклассниками. В процессе применения игровых технологий на уроках формирует не только учебные, но и личностные качества ученика, такие как ответственность, взаимопомощь и уверенность в себе, стремление к общему коллективному результату работы, умение выслушивать и высказываться.
1. Курлаев К.О. Сущность и структура дидактической игры [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - режим доступа: http: //si- sv.com/publ/1/didakt_igra/14-1-0-91, свободный.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный
3. Воровщиков С.Г. , Орлова Е. В. Логические пятиминутки для младших
школьников. Формирование учебно-логических умений младших школьников. [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http: //www.menobr.ru/materials/370/4730/, свободный
Литература
1. Аникеева, Н.П. Игра - Воспитание - Личность: монография / Н.П. Аникеева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - 223 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
3. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. - 2004. - №4. - С. 42-47.
4. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. // Преподавание истории в школе. -2003, №9.[8, 18, 43]
5. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.[48]
6. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
7. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром. Практико-ориентированная монография - М.:
Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
8. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2005. - 112 с.
9. Игры и занимательные задания по истории. Авт.- сост. Субботина М.А.-М. «Дрофа» 2003. 53
10. История. 5-11 классы: технология современного урока/ авт.-сост. В.В. Гудкова и др. -Волгоград: Учитель, 2009./ 207с.: ил.
11. История. 5-11 классы: игровые технологии на уроках истории и внеклассных занятиях / авт.-сост. Ярцева Н.Н и др. -Волгоград: Учитель, 2009.- 95с.:ил.
12. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67
13. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с.
14. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории
- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 256 с. — (Библиотека учителя истории).
15. Короткова М.В. Нетрадиционные формы урока истории: игра и дискуссия
- М: "Дрофа" 2004
16. Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. Н. Мальгиной и др. - 7-е изд.
- СПб.: Питер, 2000. - 987 с.
17. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. М. «Учитель» 2005.
18. Лопатюк Л.М.. Нестандартные уроки истории. 5-6 классы / Волгоград: Учитель - АСТ, 2004
19. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. - 269 с.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
21. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории. Системы, технологии.
- М., 1999.[114, 116, 119]
22. Шишков С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., Педагогическое общество России, 1999.[201, 203]
25.Ярцева Н.Н. История 5-10 классы. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/Н.Н. Ярцева - Волгоград: Учитель, 2009.