Введение 4
1. Обзор литературных источников 6
1.1 Основные понятия адаптации. Связь особенностей адаптации с
физкультурно-спортивной деятельностью 6
1.2 Особенности физической подготовки студентов 12
1.3 Спортивный отбор и ориентация в процессе занятий физической
культурой 19
2. Организация и методы исследования 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Методы исследования 25
3. Результаты исследования и их обсуждение 28
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение А - Б 44-56
Актуальность проблемы адаптации заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека, повысить его интеллектуальный, физический потенциал. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время важное значение.
Объект исследования: процесс занятий физической культурой студентов.
Предмет исследования: социальная и психофизиологическая адаптация студентов к условиям реализации физического воспитания в вузе.
Цель исследования: определение показателей социальной и психофизиологичекой адаптации студентов к условиям реализации физического воспитания в вузе.
Задачи исследования:
1. Определить основные положения организации занятий прикладной физической культурой различных специализаций.
2. Выявить специфические факторы, характеризующие адаптацию студентов, занимающихся на различных специализациях, к условиям реализации физического воспитания в вузе.
3. Установить различия показателей адаптации студентов различных специализаций к условиям реализации физического воспитания в вузе.
Методы исследования:
1. Исследование научно-методической литературы.
2. Исследование рабочей документации.
3. Метод тестов.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что между студентами существуют различия показателей адаптации к условиям реализации физического воспитания в вузе.
Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. При групповой организации учебного процесса в целом двигательные задачи отдельных специализаций могут решаться как группой с едиными для всех параметрами физической нагрузки, так и на основе индивидуализированного выбора объема и интенсивности нагрузки и технической сложности двигательных задач; темп и ритм выполнения приемов могут быть общими для всех занимающихся или индивидуальным; может применяться построение занятия на игровой или гимнастической основе. Соответственно отличаются требования к уровню физической и технике- тактической подготовленности для занимающихся на различных специализациях.
2. Для успешной адаптации студентов к условиям реализации физического воспитания в вузе характерны такие факторы, как принятие себя и других, эмоциональный комфорт, интернальность, т. е. ответственность, независимость поведения, партнерскую позицию, в которой человек способен строить отношения на равных без доминирования и чрезмерного подчинения. Дезадаптация предполагает: низкий уровень принятия себя и низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе, сильную зависимость от других или экстернальность, стремление к доминированию.
3. Различия между показателями адаптации есть, гипотеза исследования о том, что между студентами различных специализаций существуют достоверные различия показателей адаптации к условиям физического воспитания в вузе подтверждена. Разница в показателях адаптации четко прослеживается, наиболее выражены эти показатели у студентов настольного тенниса. Возможно, целесообразно было бы провести аналогичное исследование на более обширном контингенте, а также в динамике.