Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение практико-ориентированных методов при изучении темы "Природные опасности" на внеклассных занятиях с обучающимися 5-6 классов

Работа №150362

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Методология изучения природных опасностей 5
1.1 Определение и классификация природных опасностей. 5
1.2 Анализ теоретических подходов к изучению темы "Природные опасности"
и принципов и правил поведения в экстремальных условиях. 6
1.3 Обзор современных педагогических методов, включая практико-ориентированные, для изучения данной темы. 8
1.4 Роль внеклассных занятий в образовательном процессе. 12
2. Разработка и применение практико-ориентированных методов 14
2.1 Применение практико-ориентированных подходов при изучении темы
"Природные опасности". 14
2.2 Изучение методов выживания в экстремальных условиях при стихийных
бедствиях. 22
2.3 Проведение практических занятий и тренингов с использованием
разработанных методов. 25
3. Материалы и методы 28
3.1 База исследования 28
3.2 Методы исследования 29
3.3 Процедура исследования 30
3.4 Примеры тестов 30
3.5 Анализ результатов 35
4. Заключение 37
4.1 Выводы исследования. 37
Список литературы 38
Приложения 43


В современном мире человечество сталкивается с растущей угрозой природных опасностей и экстремальных условий, которые могут привести к серьёзным последствиям для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. Изучение данных явлений и разработка эффективных методов их преодоления становятся приоритетными задачами современной науки и образования. В рамках данной дипломной работы рассматривается применение практико-ориентированных методов для изучения темы "Природные опасности".
Актуальность данной темы обусловлена не только растущим числом природных катастроф, но и необходимостью эффективной подготовки населения к действиям в экстремальных ситуациях. «В условиях изменяющегося климата и увеличения частоты и масштабов стихийных бедствий, а также в контексте роста туристической активности в отдалённых и опасных регионах, вопросы безопасности и выживания приобретают особую важность» [62].
Объект: учебно-педагогический процесс обучения и подготовки обучающихся к действиям в условиях природных опасностей.
Предмет: практико-ориентированные методы, а также их эффективность и влияние на подготовку и поведение обучающихся в ситуациях кризиса.
Гипотеза: предполагалось, что применение практико-ориентированных методов обучения в курсе по ОБЖ, по теме "Природные опасности", повысит эффективность усвоения материала и закрепление навыков у обучающихся.
Цель: анализ, разработка и апробация практических методов обучения, направленных на повышение уровня подготовленности обучающихся к действиям в условиях природных катастроф и экстремальных ситуаций.
Задачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать план внеклассных занятий.
3. Провести входной и итоговый контроль опытно-экспериментальную работу с использованием практико-ориентированных методов обучения, оценить их эффективность и влияние на результаты обучения.
4. С учетом результатов сформировать методические рекомендации.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практических материалов, наблюдение, тестирование, эксперимент, системный анализ.
Экспериментальная база исследования: практическое исследование проводилось в период с 2.09.2023 по 5.05.2024 на базе: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 155 имени Героя Советского Союза Мартынова Д.Д.»», Красноярский край, г. Красноярск, с обучающимися 5-6 классов, которые добровольно согласились участвовать в проекте, в количестве 23 человек.
Научная новизна работы заключается в разработке и апробации новых практико-ориентированных методов обучения, способствующих повышению эффективности подготовки обучающихся к действиям в условиях природных опасностей и экстремальных ситуаций. Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных методов в образовательных учреждениях, спасательных службах, туристических и экспедиционных организациях для повышения безопасности и выживаемости населения в различных ситуациях.
Анализ используемых источников: для проведения исследования будут использованы актуальные научные публикации, методические пособия, статистические данные, а также опыт практической работы специалистов в области безопасности и выживания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования было выявлено, что использование практико-ориентированных методов в обучении теме "Природные опасности" на внеклассных занятиях с обучающимися 5-6 классов способствует значительному повышению уровня их знаний и практических навыков. Практическое внедрение разработанных методов показало, что обучающиеся, участвовавшие в программе «Таежный класс», продемонстрировали существенное улучшение в понимании и осознании важности подготовки к природным катастрофам и выживанию в экстремальных условиях.
4.1 Выводы:
1. Результаты анализа учебно-методической литературы и теоретических подходов к изучению темы "Природные опасности" подтверждают различные аспекты проблемы и недостатки в подготовленности к преодолению опасностей и адаптации к природным угрозам.
2. Программа внеклассной работы по формированию знаний и навыков по теме «Природные опасности» получила название «Таежный класс». 1 занятие каждые 2 недели на протяжении 8 месяцев. В общем объеме 20 часов.
3. Повышение уровня знаний: входное тестирование показало, что уровень знаний, обучающихся о природных опасностях значительно отстает от средних показателей статистики (43,5% против 65%). После проведения эксперимента очевидный рост показателей знаний и навыков обучающихся: результаты итогового тестирования (80,4%, против 43,5%), и даже превысил средние показатели (65%) по стране. Методы, основанные на практическом подходе, оказались более эффективными по сравнению с традиционными лекционно-теоретическими методами, что подтверждается результатами итогового тестирования и положительными отзывами участников.
4. Проведение занятий вне классных стен позволило создать более комфортные условия для обучения, что способствовало активному участию обучающихся и более глубокому усвоению материала. В результате внедрения разработанных методов, обучающиеся продемонстрировали значительное улучшение уровня знаний и практических навыков, что подтверждает необходимость и полезность таких занятий в образовательном процессе. Эти методы могут быть рекомендованы для широкого применения в школах, с целью повышения готовности обучающихся к действиям в природных условиях и обеспечения их безопасности в экстремальных ситуациях. Внедрение практико-ориентированных методов в образовательный процесс по теме "Природные опасности" не только повысит уровень знаний обучающихся, но и сформирует у них навыки, необходимые для выживания и действий в экстремальных условиях, что является важным элементом общей безопасности и готовности общества к природным катастрофам.



1. Александров К. В. Методы обучения безопасности жизнедеятельности / К. В. Александров. — СПб.: Питер, 2019. — 256 с.
2. Антонов Б. И. Безопасность жизнедеятельности и природные катастрофы / Б. И. Антонов. — М.: Юрайт, 2018. — 256 с.
3. Белозёров К. В. Природные катастрофы и их предотвращение / К. В. Белозёров. — СПб.: Питер, 2019. — 272 с.
4. Браун Т., Ли Дж. Моделирование природных катастроф / Т. Браун, Дж. Ли.
— Пало-Альто: Технологический издатель, 2018. — 310 с.
5. Буров С. В. Природные катастрофы и человеческий фактор / С. В. Буров. — М.: Высшая школа, 2020. — 272 с.
6. Васильев А. Г. Техногенные и природные риски / А. Г. Васильев. — М.: Академия, 2021. — 288 с.
7. Воронин В. М. Экология и защита от природных опасностей / В. М. Воронин.
— М.: Лаборатория знаний, 2020. — 320 с.
8. Гибсон А., Коулмэн Б. Природные опасности и их классификация / А. Гибсон, Б. Коулмэн. — Лондон: ГеоПаблишерс, 2015. — 280 с.
9. Горшков Ю. И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие / Ю. И. Горшков. — СПб.: Питер, 2022. — 304 с.
10. Данилов П. Н. Чрезвычайные ситуации природного характера / П. Н. Данилов. — М.: Юрайт, 2023. — 320 с.
11. Демидов И. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / И. Н. Демидов. — СПб.: Питер, 2022. — 352 с.
12. Джексон Л., Вайт Г. Устойчивое развитие и природные катастрофы / Л. Джексон, Г. Вайт. — Кейптаун: Африканское издательство, 2020. — 330 с.
13. Джонсон П., Коул М. Технологии предупреждения природных катастроф / П. Джонсон, М. Коул. — Токио: Технологический институт, 2018. — 300 с.
14. Емельянов А. П. Экология и безопасность жизнедеятельности / А. П. Емельянов. — М.: Лаборатория знаний, 2018. — 256 с.
15. Ефремов Ю. Г. Природные катастрофы и методы их предотвращения / Ю.
Г. Ефремов. — М.: Высшая школа, 2023. — 304 с.
16. Жуков И. В. Природные катастрофы и защита населения / И. В. Жуков. — М.: Вузовский учебник, 2019. — 288 с.
17. Иванов П. И. Природные опасности и их последствия / П. И. Иванов. — М.: Академия, 2019. — 272 с.
18. Иванова Н. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для школ / Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2020. — 320 с.
19. Казаков А. В. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера / А. В. Казаков. — СПб.: Питер, 2020. — 336 с.
20. Картер А., Блейк Н. Управление рисками природных катастроф / А. Картер, Н. Блейк. — Дублин: Университет Дублина, 2019. — 290 с.
21. Картер Дж., Браун С. Природные катастрофы и социальная устойчивость / Дж. Картер, С. Браун. — Чикаго: Университет Чикаго, 2017. — 290 с.
22. Кларк Р. Междисциплинарные исследования природных катастроф / Р. Кларк. — Торонто: Университет Торонто, 2020. — 350 с.
23. Ковалёв В. С. Природные опасности и их последствия / В. С. Ковалёв. — СПб.: Питер, 2021. — 272 с.
24. Лапшин Е. Н. Экологическая безопасность и устойчивое развитие / Е. Н. Лапшин. — М.: Лаборатория знаний, 2021. — 320 с.
25. Лебедев А. А. Чрезвычайные ситуации и методы их предотвращения / А. А. Лебедев. — М.: Академия, 2022. — 352 с.
26. Ли Х. и др. Экологические и социальные аспекты природных катастроф / Х. Ли и др. — Пекин: Пекинский университет, 2019. — 310 с.
27. Линн С., Маршалл Р. Экология и природные катастрофы / С. Линн, Р. Маршалл. — Сидней: Сиднейский университет, 2016. — 280 с.
28. Максимов И. П. Основы выживания в экстремальных условиях / И. П. Максимов. — М.: Эксмо, 2023. — 240 с.
29. Миллер Т., Дэвис Р. Основы природных катастроф / Т. Миллер, Р. Дэвис.
— Нью-Йорк: Пирсон, 2018. — 350 с.
30. Михайлов В. И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие / В. И. Михайлов. — М.: Просвещение, 2022. — 304 с.
31. Никифоров А. П. Природные катастрофы и их предотвращение / А. П. Никифоров. — СПб.: Питер, 2023. — 352 с.
32. Никифоров Д. В. Безопасность жизнедеятельности: Практическое пособие / Д. В. Никифоров. — СПб.: Питер, 2018. — 304 с.
33. Орлов Е. Г. Природные катастрофы и управление рисками / Е. Г. Орлов. — М.: Высшая школа, 2019. — 320 с.
34. Орлова Е. А. Безопасность жизнедеятельности: Методическое пособие / Е.
А. Орлова. — М.: Академия, 2018. — 288 с.
35. Петров А. М. Экологическая безопасность и защита от природных опасностей / А. М. Петров. — М.: Лаборатория знаний, 2020. — 288 с.
36. Петров К. М. Природные катастрофы и их последствия / К. М. Петров. — М.: Высшая школа, 2019. — 272 с.
37. Романов В. Н. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера / В. Н. Романов. — М.: Академия, 2021. — 336 с.
38. Романов Д. Н. Чрезвычайные ситуации и методы их предотвращения / Д. Н. Романов. — СПб.: Питер, 2020. — 320 с.
39. Савельев Л. В. Экология и безопасность жизнедеятельности / Л. В. Савельев. — М.: Лаборатория знаний, 2021. — 288 с.
40. Сидоров П. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическое руководство / П. Н. Сидоров. — СПб.: Питер, 2022. — 352 с.
41. Смит Дж. Природные катастрофы и меры по их предотвращению / Дж. Смит. — М.: Наука, 2020. — 320 с.
42. Смит К., Джонс А. Социальные сети и природные катастрофы / К. Смит, А. Джонс. — Оксфорд: Оксфордский университет, 2019. — 320 с.
43. Тарасов И. В. Природные катастрофы и меры по их предотвращению / И.
В. Тарасов. — М.: Просвещение, 2023. — 304 с.
44. Тарасова М. Г. Природные катастрофы и их воздействие на человека / М. Г. Тарасова. — М.: Академия, 2022. — 320 с.
45. Ушаков А. В. Чрезвычайные ситуации и безопасность населения / А. В. Ушаков. — М.: Вузовский учебник, 2018. — 288 с.
46. Ушакова Е. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Практическое руководство / Е. В. Ушакова. — СПб.: Питер, 2023. — 304 с.
47. Фёдоров В. С. Экология и безопасность жизнедеятельности / В. С. Фёдоров.
— СПб.: Питер, 2019. — 256 с.
48. Фёдорова В. С. Природные опасности и их предотвращение / В. С. Фёдорова. — М.: Лаборатория знаний, 2018. — 272 с.
49. Хансен Д., Шмитт Э. Психология выживания в экстремальных условиях / Д. Хансен, Э. Шмитт. — Берлин: Шпрингер, 2017. — 270 с.
50. Харитонов Д. А. Природные катастрофы и их воздействие на человека / Д.
А. Харитонов. — М.: Лаборатория знаний, 2020. — 272 с.
51. Харитонова Л. А. Чрезвычайные ситуации и методы выживания / Л. А. Харитонова. — М.: Эксмо, 2019. — 320 с.
52. Чистяков И. П. Безопасность жизнедеятельности: Практическое пособие / И. П. Чистяков. — М.: Эксмо, 2021. — 304 с.
53. Чистякова М. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / М. Н. Чистякова. — СПб.: Питер, 2020. — 304 с.
54. Чмиль И.Б., Турыгина О.В., Яшникова Н.В. Обучение безопасности жизнедеятельности. Выживание в автономных условиях: Учебно-методическое пособие/ И.Б. Чмиль, О.В. Турыгина, Н.В. Яшникова — Красноярск: «КГПУ» им. В.П. Астафьева, 2023. —232c.
55. Шевцов М. Г. Природные опасности и способы их предотвращения / М. Г. Шевцов. — М.: Академия, 2022. — 320с.
56. Яковлев А. С. Чрезвычайные ситуации и методы выживания / А. С. Яковлев.
— СПб.: Питер, 2023. — 288 с.
57. Добренко Н.П. Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современность
[Электронный ресурс] // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 07.12.2023. — URL:
https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskoe nasledie a s makarenko i sovremennost/(дата обращения: 08.06.2024).
58. Петрова В. В. Обучение основам выживания в условиях чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] / В. В. Петрова. — URL:https://www. emergen- cytraining.ru(дата обращения: 10.05.2024).
59. Сидорова И. Г. Обучение детей безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / И. Г. Сидорова. — URL:https://www.childsafety.ru(дата об-ращения: 14.05.2024).
60. Смирнов А. И. Методы обучения выживанию при природных катастрофах [Электронный ресурс] / А. И. Смирнов. — URL:https: //www. survivalmethods. ru(дата обращения: 16.05.2024).
61. Moreno J.L. The first Book of Group Psychotherapy. N.Y.: Beacon, 1932.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
— https://psyjournals.ru/journals/mip/archive/2007 n2/42884[Социометрия Я.Л. Морено // Методология и история психологии — 2007. № 2]
62. Smith J. D. Climate Change and Tourism: Impacts and Adaptation. Routledge, 2020.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ