Применение практико-ориентированных методов при изучении темы "Природные опасности" на внеклассных занятиях с обучающимися 5-6 классов
|
Введение
1. Методология изучения природных опасностей 5
1.1 Определение и классификация природных опасностей. 5
1.2 Анализ теоретических подходов к изучению темы "Природные опасности"
и принципов и правил поведения в экстремальных условиях. 6
1.3 Обзор современных педагогических методов, включая практико-ориентированные, для изучения данной темы. 8
1.4 Роль внеклассных занятий в образовательном процессе. 12
2. Разработка и применение практико-ориентированных методов 14
2.1 Применение практико-ориентированных подходов при изучении темы
"Природные опасности". 14
2.2 Изучение методов выживания в экстремальных условиях при стихийных
бедствиях. 22
2.3 Проведение практических занятий и тренингов с использованием
разработанных методов. 25
3. Материалы и методы 28
3.1 База исследования 28
3.2 Методы исследования 29
3.3 Процедура исследования 30
3.4 Примеры тестов 30
3.5 Анализ результатов 35
4. Заключение 37
4.1 Выводы исследования. 37
Список литературы 38
Приложения 43
1. Методология изучения природных опасностей 5
1.1 Определение и классификация природных опасностей. 5
1.2 Анализ теоретических подходов к изучению темы "Природные опасности"
и принципов и правил поведения в экстремальных условиях. 6
1.3 Обзор современных педагогических методов, включая практико-ориентированные, для изучения данной темы. 8
1.4 Роль внеклассных занятий в образовательном процессе. 12
2. Разработка и применение практико-ориентированных методов 14
2.1 Применение практико-ориентированных подходов при изучении темы
"Природные опасности". 14
2.2 Изучение методов выживания в экстремальных условиях при стихийных
бедствиях. 22
2.3 Проведение практических занятий и тренингов с использованием
разработанных методов. 25
3. Материалы и методы 28
3.1 База исследования 28
3.2 Методы исследования 29
3.3 Процедура исследования 30
3.4 Примеры тестов 30
3.5 Анализ результатов 35
4. Заключение 37
4.1 Выводы исследования. 37
Список литературы 38
Приложения 43
В современном мире человечество сталкивается с растущей угрозой природных опасностей и экстремальных условий, которые могут привести к серьёзным последствиям для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды. Изучение данных явлений и разработка эффективных методов их преодоления становятся приоритетными задачами современной науки и образования. В рамках данной дипломной работы рассматривается применение практико-ориентированных методов для изучения темы "Природные опасности".
Актуальность данной темы обусловлена не только растущим числом природных катастроф, но и необходимостью эффективной подготовки населения к действиям в экстремальных ситуациях. «В условиях изменяющегося климата и увеличения частоты и масштабов стихийных бедствий, а также в контексте роста туристической активности в отдалённых и опасных регионах, вопросы безопасности и выживания приобретают особую важность» [62].
Объект: учебно-педагогический процесс обучения и подготовки обучающихся к действиям в условиях природных опасностей.
Предмет: практико-ориентированные методы, а также их эффективность и влияние на подготовку и поведение обучающихся в ситуациях кризиса.
Гипотеза: предполагалось, что применение практико-ориентированных методов обучения в курсе по ОБЖ, по теме "Природные опасности", повысит эффективность усвоения материала и закрепление навыков у обучающихся.
Цель: анализ, разработка и апробация практических методов обучения, направленных на повышение уровня подготовленности обучающихся к действиям в условиях природных катастроф и экстремальных ситуаций.
Задачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать план внеклассных занятий.
3. Провести входной и итоговый контроль опытно-экспериментальную работу с использованием практико-ориентированных методов обучения, оценить их эффективность и влияние на результаты обучения.
4. С учетом результатов сформировать методические рекомендации.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практических материалов, наблюдение, тестирование, эксперимент, системный анализ.
Экспериментальная база исследования: практическое исследование проводилось в период с 2.09.2023 по 5.05.2024 на базе: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 155 имени Героя Советского Союза Мартынова Д.Д.»», Красноярский край, г. Красноярск, с обучающимися 5-6 классов, которые добровольно согласились участвовать в проекте, в количестве 23 человек.
Научная новизна работы заключается в разработке и апробации новых практико-ориентированных методов обучения, способствующих повышению эффективности подготовки обучающихся к действиям в условиях природных опасностей и экстремальных ситуаций. Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных методов в образовательных учреждениях, спасательных службах, туристических и экспедиционных организациях для повышения безопасности и выживаемости населения в различных ситуациях.
Анализ используемых источников: для проведения исследования будут использованы актуальные научные публикации, методические пособия, статистические данные, а также опыт практической работы специалистов в области безопасности и выживания.
Актуальность данной темы обусловлена не только растущим числом природных катастроф, но и необходимостью эффективной подготовки населения к действиям в экстремальных ситуациях. «В условиях изменяющегося климата и увеличения частоты и масштабов стихийных бедствий, а также в контексте роста туристической активности в отдалённых и опасных регионах, вопросы безопасности и выживания приобретают особую важность» [62].
Объект: учебно-педагогический процесс обучения и подготовки обучающихся к действиям в условиях природных опасностей.
Предмет: практико-ориентированные методы, а также их эффективность и влияние на подготовку и поведение обучающихся в ситуациях кризиса.
Гипотеза: предполагалось, что применение практико-ориентированных методов обучения в курсе по ОБЖ, по теме "Природные опасности", повысит эффективность усвоения материала и закрепление навыков у обучающихся.
Цель: анализ, разработка и апробация практических методов обучения, направленных на повышение уровня подготовленности обучающихся к действиям в условиях природных катастроф и экстремальных ситуаций.
Задачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать план внеклассных занятий.
3. Провести входной и итоговый контроль опытно-экспериментальную работу с использованием практико-ориентированных методов обучения, оценить их эффективность и влияние на результаты обучения.
4. С учетом результатов сформировать методические рекомендации.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы и практических материалов, наблюдение, тестирование, эксперимент, системный анализ.
Экспериментальная база исследования: практическое исследование проводилось в период с 2.09.2023 по 5.05.2024 на базе: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 155 имени Героя Советского Союза Мартынова Д.Д.»», Красноярский край, г. Красноярск, с обучающимися 5-6 классов, которые добровольно согласились участвовать в проекте, в количестве 23 человек.
Научная новизна работы заключается в разработке и апробации новых практико-ориентированных методов обучения, способствующих повышению эффективности подготовки обучающихся к действиям в условиях природных опасностей и экстремальных ситуаций. Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных методов в образовательных учреждениях, спасательных службах, туристических и экспедиционных организациях для повышения безопасности и выживаемости населения в различных ситуациях.
Анализ используемых источников: для проведения исследования будут использованы актуальные научные публикации, методические пособия, статистические данные, а также опыт практической работы специалистов в области безопасности и выживания.
В процессе исследования было выявлено, что использование практико-ориентированных методов в обучении теме "Природные опасности" на внеклассных занятиях с обучающимися 5-6 классов способствует значительному повышению уровня их знаний и практических навыков. Практическое внедрение разработанных методов показало, что обучающиеся, участвовавшие в программе «Таежный класс», продемонстрировали существенное улучшение в понимании и осознании важности подготовки к природным катастрофам и выживанию в экстремальных условиях.
4.1 Выводы:
1. Результаты анализа учебно-методической литературы и теоретических подходов к изучению темы "Природные опасности" подтверждают различные аспекты проблемы и недостатки в подготовленности к преодолению опасностей и адаптации к природным угрозам.
2. Программа внеклассной работы по формированию знаний и навыков по теме «Природные опасности» получила название «Таежный класс». 1 занятие каждые 2 недели на протяжении 8 месяцев. В общем объеме 20 часов.
3. Повышение уровня знаний: входное тестирование показало, что уровень знаний, обучающихся о природных опасностях значительно отстает от средних показателей статистики (43,5% против 65%). После проведения эксперимента очевидный рост показателей знаний и навыков обучающихся: результаты итогового тестирования (80,4%, против 43,5%), и даже превысил средние показатели (65%) по стране. Методы, основанные на практическом подходе, оказались более эффективными по сравнению с традиционными лекционно-теоретическими методами, что подтверждается результатами итогового тестирования и положительными отзывами участников.
4. Проведение занятий вне классных стен позволило создать более комфортные условия для обучения, что способствовало активному участию обучающихся и более глубокому усвоению материала. В результате внедрения разработанных методов, обучающиеся продемонстрировали значительное улучшение уровня знаний и практических навыков, что подтверждает необходимость и полезность таких занятий в образовательном процессе. Эти методы могут быть рекомендованы для широкого применения в школах, с целью повышения готовности обучающихся к действиям в природных условиях и обеспечения их безопасности в экстремальных ситуациях. Внедрение практико-ориентированных методов в образовательный процесс по теме "Природные опасности" не только повысит уровень знаний обучающихся, но и сформирует у них навыки, необходимые для выживания и действий в экстремальных условиях, что является важным элементом общей безопасности и готовности общества к природным катастрофам.
4.1 Выводы:
1. Результаты анализа учебно-методической литературы и теоретических подходов к изучению темы "Природные опасности" подтверждают различные аспекты проблемы и недостатки в подготовленности к преодолению опасностей и адаптации к природным угрозам.
2. Программа внеклассной работы по формированию знаний и навыков по теме «Природные опасности» получила название «Таежный класс». 1 занятие каждые 2 недели на протяжении 8 месяцев. В общем объеме 20 часов.
3. Повышение уровня знаний: входное тестирование показало, что уровень знаний, обучающихся о природных опасностях значительно отстает от средних показателей статистики (43,5% против 65%). После проведения эксперимента очевидный рост показателей знаний и навыков обучающихся: результаты итогового тестирования (80,4%, против 43,5%), и даже превысил средние показатели (65%) по стране. Методы, основанные на практическом подходе, оказались более эффективными по сравнению с традиционными лекционно-теоретическими методами, что подтверждается результатами итогового тестирования и положительными отзывами участников.
4. Проведение занятий вне классных стен позволило создать более комфортные условия для обучения, что способствовало активному участию обучающихся и более глубокому усвоению материала. В результате внедрения разработанных методов, обучающиеся продемонстрировали значительное улучшение уровня знаний и практических навыков, что подтверждает необходимость и полезность таких занятий в образовательном процессе. Эти методы могут быть рекомендованы для широкого применения в школах, с целью повышения готовности обучающихся к действиям в природных условиях и обеспечения их безопасности в экстремальных ситуациях. Внедрение практико-ориентированных методов в образовательный процесс по теме "Природные опасности" не только повысит уровень знаний обучающихся, но и сформирует у них навыки, необходимые для выживания и действий в экстремальных условиях, что является важным элементом общей безопасности и готовности общества к природным катастрофам.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Игровые формы обучения как средство развития творческих способностей у обучающихся 8-х классов на занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - Игровые формы обучения как средство развития творческих способностей у обучающихся 8-х классов на занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - Игровые формы обучения как средство развития творческих способностей у обучающихся 8-х классов на занятиях «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Повышение посредствам оптимизации учебно-методического обеспечения, (на опыте разработки и внедрения УМП «правила поведения в условиях автономного существования»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМБИНАТА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



