Работа сделана примере Новосибирской области.
Проведен анализ данных за 2014-2022 годы.
Введение 4 1. Теоретические основы районной газеты как типа издания 6
1.1 Региональная специфика и ее влияние на реализацию творческих возможностей районной газеты 6
1.2 Творческий потенциал современной районной газеты 9
1.3 Особенности творческой деятельности районной газеты 13
2. Трансформации районных газет в условиях новой экономической и медийной среды на примере Новосибирской области 18
2.1 Современное состояние районной прессы 18
2.2 Районные газеты в условиях цифровизации 22
2.3 Специфика творческой деятельности журналистов районных газет 29
Заключение 34
Список использованных источников 37
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный рынок периодических изданий в России представлен газетами и журналами различной направленности, тематики, разнообразных форматов, объема. Среди этого разнообразия особое место занимает локальная пресса. Это основной источник информации в районах и областях, своеобразный центр социально-культурных связей, средство координации и регулирования жизни местного сообщества.
Районная газета как тип издания в силу своего местного (локального) характера занимает особую нишу в системе российских СМИ и представляет особый интерес для ряда исследователей.
Действительно, районная газета играет немаловажную роль в жизни жителей той или иной области. В большей степени потому, что опирается в своей деятельности преимущественно на местного жителя, на его интересы. По этой причине районные издания для того, чтобы быть успешными, должны соответствовать ряду критериев, таких как: популярность, конкретность в изложении, массовость, а также близость к интересам жителей региона своего распространения.
Несмотря на развитие информационно-коммуникационных технологий, конкуренцию с сетевыми информационными ресурсами, социальными медиа, сложные экономические и социально-демографические условия районные газеты сохраняют интерес своей аудитории. Более того, «демонстрируют рост и устойчивость развития».
Медиаэксперты из разных городов обратили внимание на особую роль муниципальных СМИ, которая «сегодня становится главным интегрирующим инструментом организации местных сообществ, значимым информационным и организационным ресурсом обмена мнениями и вовлечения граждан в решение важных политических задач».
Районные газеты по-прежнему имеют большое значение для своей аудитории. В этом конкурентное преимущество «малой» прессы. «Местную информацию, рассказы о знакомых тебе людях, рекламу повседневных товаров и услуг можно почерпнуть чаще всего лишь из «районки» или городской ежедневки. Важен и момент личного или просто визуального знакомства с журналистами, или варианта, при котором можно в любой момент прийти в редакцию».
Объектом исследования является современная районная газета как тип издания.
Предметом исследования является условия и факторы, влияющие на реализацию творческого потенциала современной районной газеты.
Цель исследования: изучить трансформацию районных газет в условиях новой экономической и медийной среды.
Задачи исследования:
- изучить региональную специфику и ее влияние на реализацию творческих возможностей районной газеты;
- проанализировать творческий потенциал современной районной газеты;
- рассмотреть особенности творческой деятельности районной газеты;
- исследовать современное состояние районной прессы;
- изучить районные газеты в условиях цифровизации на примере изданий;
- проанализировать специфику творческой деятельности журналистов районных газет.
Методы исследования: метод контент-анализа, сравнительно-сопоставительный, конкретно-исторический методы.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические и практические результаты, полученные в ходе исследования, позволяют разработать определенные рекомендации по повышению эффективности деятельности районных газет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Газета выполняет коммуникативную, информативную, ценностно-ориентированную, организационную и другие функции. Это дает основание говорить о функциональной незаменимости районной газеты. Если печатное пространство областного центра четко сегментировано в функциональной плоскости, ориентировано на разные функциональные приоритеты, то информационное пространство муниципальных образований находится в иной ситуации. Выбор, который приходится делать жителю небольшого населенного пункта, по сути, сводится к подписке на региональную газету.
Новые реалии российской жизни, наступившие в период перестройки, показали необходимость функциональной трансформации региональных СМИ. Старая система изжила себя: функция агитатора и пропагандиста, которая была так сильна в районе, привела к тому, что отношения между правительством и СМИ стали основываться на давлении и подчинении силовым структурам. Сегодня это одно из самых слабых и уязвимых мест районной газеты.
Использование традиционных форм общения с читателем позволяет районной газете выстоять в жесткой конкуренции с российскими и региональными СМИ, а также не потерять своих подписчиков. Эта деятельность требует времени, усилий и финансовых затрат. Каждая редакционная коллегия сама определяет, какие формы и методы массовой работы могут принести ей наибольшую пользу.
Редакция использует новые формы для установления обратной связи с читателем. Некоторые из них трансформируются из старых, которые были успешно апробированы в советское время. Итак, модифицированная форма читательской конференции - "прямые линии". Одной из новых форм диалога с аудиторией являются опросы мнений читателей о текущих событиях в политической, экономической и социальной сферах.
В новых условиях рыночной экономики появляются и другие формы диалогического взаимодействия редакции и читателя. Среди них организация выставок, встреч с журналистами периодических изданий, фестивалей и т.д. Конкурсы считаются одним из наиболее успешных способов массовой организационной работы. Анализ реализации организационной функции региональных газет позволяет выделить несколько основных форм организационно-массовой деятельности и предложить новые аспекты их классификации.
Массовые формы: газетные конкурсы, викторины, лотереи на призы газеты, рекламные кампании и кампании по подписке, опросы, рекламные акции и т.д. Основная цель работы - наладить обратную связь с читателем.
2. Социальная работа внутри редакционного коллектива. Это круглые столы, редакционные коллегии, расширенные редакционные советы, общественные приемные и т.д. Они дают читателям возможность приобщиться к редакционной работе, предоставляют возможность активным представителям общества проявить свою социальную активность.
3. Работа с читательской почтой, телефонами доверия, встречи единомышленников направлены на удовлетворение личных потребностей аудитории.
4. Работа с коллективами и социальными группами осуществляется в рамках профессиональных конкурсов на премию газеты, спортивных соревнований и т.д.
Таким образом, диалектическое единство коллективных усилий и личной креативности - это творческий процесс. Это не устанавливается раз и навсегда, как в случае с одной и той же моделью выпуска газеты. Но именно диалектическое взаимодействие всех членов коллектива в поиске тем для выступления, определении творческих средств и приемов их раскрытия позволяет нам насытить эту содержательную модель ярким разнообразием жанров и образов, лексическими и стилистическими находками. Более того, внедрение новых информационных технологий в деятельность районной прессы "убирает" часть рутинных операций по сбору и распространению информации из их повседневной повестки дня и открывает новые горизонты творчества.
Между тем практика многих редакций, которые являются лидерами в своих регионах по развитию креативных ресурсов, свидетельствует о том, что у местной прессы есть плацдарм для активизации инноваций. Электронный информационный бюллетень региональных изданий - это первый шаг к серьезному распространению местной информации, повышению ее коммуникативного потенциала. Он был освоен всеми изданиями. Второй шаг – онлайн - выполняется гораздо медленнее. Часто региональные газеты идут по самому простому пути – объединяют информационные ресурсы региональных газет региона и создают свой собственный ресурс на портале областной или краевой администрации. Исследование показало, что этот ресурс не всегда можно назвать качественным: его тематическая и жанровая палитра остаются скудными, а самые яркие и интересные материалы, опубликованные в издании, не представлены на сайте.
Таким образом, расширение творческого потенциала районной газеты напрямую связано с работой по дальнейшему раскрытию ресурсов коммуникативной функции журналистики. Качественный продукт предполагает работу над совершенствованием различных аспектов творческой деятельности: осмысленную модель выпуска, расширение массовых организационных форм работы, более активное взаимодействие с интернет-ресурсами, привлечение новой аудитории – молодежи и этнических меньшинств. Это повышает потенциал креативных ресурсов и механизм конвергенции – сочетания технологий производства и публикации медиапродуктов, произведенных в местных условиях. Для реализации творческого потенциала региональных газет также необходима систематическая профессиональная переподготовка сотрудников местной прессы.
1. Бабина К.А. Трансформации районных газет в условиях новой экономической и медийной среды (на примере Оренбургской области)//Журнал «Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева», 2014. - номер 2 (101) том 1
2. Беленко В.Е. Новосибирские сельские районки на различных медиаплатформах // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2023. Том 27, - 3.
3. Беленко В.Е. Рйонные газеты: итоги десятилетнего развития в условиях цифровизации
4. (на примере изданий Новосибирской области)// Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 2
5. Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России [Текст] : учебное пособие / И. М. Дзялошинский. - Москва : Аспект Пресс, 2015. - 308 с.
6. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010.
7. МакКуэйл Д. Журналистика и общество / ф-тет журналистики МГУ. Москва, 2013. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики: учеб. пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
8. Градюшко А.А., Нигматуллина К.Р., Пустовалов А.В. Сообщества«ВКонтакте» и их роль в медийном ландшафте: опыт трех регионов //Труды БГТУ. Серия 4: Принт-и медиатехнологии, 2019. -. 1 (219). С. 54–61.
9. Градюшко А.А. Цифровые технологии в работе региональных медиа: результаты опроса главных редакторов // Журн. Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика, 2020. - 1. С. 28–33.
10. Куликова Э.Г.Региональная журналистика: культурные коды, пространство смыслов, полиэтнический дискурс. Южный федеральный университет. 2022. С. 128-130.
11. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010.
12. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики: учеб. пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
13. Нигматуллина К.Р. Место социальных сетей в развитии региональной журналистики в России // Вестн. Московского ун-та. Серия 10. Журналистика, 2021. -. 1. С. 30–50.
14. Проблема устранения цифрового неравенства в Новосибирской области будет решена к 2020 году / Правительство Новосибирской области, 10.04.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nso.ru/news/29895.
15. Пустовалов А.В. Региональные газеты и соцсети Пермского края: реструктуризация информационного поля // Век информации. 2017. Т. 1, - 2. С. 254–255.
16. Радионцева Е. С. Электронная версия и ее бумажная «Сестра»: к вопросу о феномене издательского «Каннибализма» / Е. С. Радионцева // Вестник Омского университета. — 2012. — № . 3 (65). — С. 208–212.
17. Радионцева Е. С. Интеграция районных газет винтернет / Е. С. Радионцева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2015. — № . 4 (22). — С. 56–61.
18. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под ред. В.В. Григорьева. Департамент государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России. М., 2021. 130 с.
19. Типология периодической печати [Текст] / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. -М. : Аспект-пресс, 2007. - 354 с.
20. Региональная журналистика в фокусе времени: сб науч. ст. : [ Электронный ресурс ] / отв. ред. Д.А. Ефремов – Ижевск : Удмуртский университет, 2022. – 412 с.
21. Региональная журналистика: культурные коды, пространство смыслов, полиэтнический дискурс [Электронный ресурс] : материалы I Всероссийской конференции (ЮФУ, Ростов-на-Дону, 10–12 ноября 2022 г.) / отв. ред. А. Г. Беспалова, К. Р. Нигматуллина, Е. В. Ширина ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2022
22. Тулупов В. В. Региональная пресса: характер трансформации в переходный период / В. В. Тулупов // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 2003. – № 2. – С. 32–43.
23. РАЙОННЫЕ ГАЗЕТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ// https://elibrary.ngonb.ru/catalog/periodica_nso/
24. Прохоров Е.П.. Введение в теорию журналистики Глава 3. Функции журналистики.[Электронный ресурс] URL: http://www.hi–edu.ru/e– books/xbook714/01/part–004.htm#i310
25. Пьянзина И.В. Районная газета в информационном пространстве региона: типологические ориентации. [Электронный ресурс] URL:: http://www.tsutmb.ru/rajonnaya–gazeta–v–informaczionnom–prostranstve– regiona–tipologicheskie–orientaczii