Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация районной прессы в современных условиях (Московский государственный лингвистический университет)

Работа №150355

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

журналистика

Объем работы38
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана примере Новосибирской области.
Проведен анализ данных за 2014-2022 годы.

Введение 4 1. Теоретические основы районной газеты как типа издания 6
1.1 Региональная специфика и ее влияние на реализацию творческих возможностей районной газеты 6
1.2 Творческий потенциал современной районной газеты 9
1.3 Особенности творческой деятельности районной газеты 13
2. Трансформации районных газет в условиях новой экономической и медийной среды на примере Новосибирской области 18
2.1 Современное состояние районной прессы 18
2.2 Районные газеты в условиях цифровизации 22
2.3 Специфика творческой деятельности журналистов районных газет 29
Заключение 34
Список использованных источников 37

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный рынок периодических изданий в России представлен газетами и журналами различной направленности, тематики, разнообразных форматов, объема. Среди этого разнообразия особое место занимает локальная пресса. Это основной источник информации в районах и областях, своеобразный центр социально-культурных связей, средство координации и регулирования жизни местного сообщества.
Районная газета как тип издания в силу своего местного (локального) характера занимает особую нишу в системе российских СМИ и представляет особый интерес для ряда исследователей.
Действительно, районная газета играет немаловажную роль в жизни жителей той или иной области. В большей степени потому, что опирается в своей деятельности преимущественно на местного жителя, на его интересы. По этой причине районные издания для того, чтобы быть успешными, должны соответствовать ряду критериев, таких как: популярность, конкретность в изложении, массовость, а также близость к интересам жителей региона своего распространения.
Несмотря на развитие информационно-коммуникационных технологий, конкуренцию с сетевыми информационными ресурсами, социальными медиа, сложные экономические и социально-демографические условия районные газеты сохраняют интерес своей аудитории. Более того, «демонстрируют рост и устойчивость развития».
Медиаэксперты из разных городов обратили внимание на особую роль муниципальных СМИ, которая «сегодня становится главным интегрирующим инструментом организации местных сообществ, значимым информационным и организационным ресурсом обмена мнениями и вовлечения граждан в решение важных политических задач».
Районные газеты по-прежнему имеют большое значение для своей аудитории. В этом конкурентное преимущество «малой» прессы. «Местную информацию, рассказы о знакомых тебе людях, рекламу повседневных товаров и услуг можно почерпнуть чаще всего лишь из «районки» или городской ежедневки. Важен и момент личного или просто визуального знакомства с журналистами, или варианта, при котором можно в любой момент прийти в редакцию».
Объектом исследования является современная районная газета как тип издания.
Предметом исследования является условия и факторы, влияющие на реализацию творческого потенциала современной районной газеты.
Цель исследования: изучить трансформацию районных газет в условиях новой экономической и медийной среды.
Задачи исследования:
- изучить региональную специфику и ее влияние на реализацию творческих возможностей районной газеты;
- проанализировать творческий потенциал современной районной газеты;
- рассмотреть особенности творческой деятельности районной газеты;
- исследовать современное состояние районной прессы;
- изучить районные газеты в условиях цифровизации на примере изданий;
- проанализировать специфику творческой деятельности журналистов районных газет.
Методы исследования: метод контент-анализа, сравнительно-сопоставительный, конкретно-исторический методы.
Практическая значимость работы заключается в том, что теоретические и практические результаты, полученные в ходе исследования, позволяют разработать определенные рекомендации по повышению эффективности деятельности районных газет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Газета выполняет коммуникативную, информативную, ценностно-ориентированную, организационную и другие функции. Это дает основание говорить о функциональной незаменимости районной газеты. Если печатное пространство областного центра четко сегментировано в функциональной плоскости, ориентировано на разные функциональные приоритеты, то информационное пространство муниципальных образований находится в иной ситуации. Выбор, который приходится делать жителю небольшого населенного пункта, по сути, сводится к подписке на региональную газету.
Новые реалии российской жизни, наступившие в период перестройки, показали необходимость функциональной трансформации региональных СМИ. Старая система изжила себя: функция агитатора и пропагандиста, которая была так сильна в районе, привела к тому, что отношения между правительством и СМИ стали основываться на давлении и подчинении силовым структурам. Сегодня это одно из самых слабых и уязвимых мест районной газеты.
Использование традиционных форм общения с читателем позволяет районной газете выстоять в жесткой конкуренции с российскими и региональными СМИ, а также не потерять своих подписчиков. Эта деятельность требует времени, усилий и финансовых затрат. Каждая редакционная коллегия сама определяет, какие формы и методы массовой работы могут принести ей наибольшую пользу.
Редакция использует новые формы для установления обратной связи с читателем. Некоторые из них трансформируются из старых, которые были успешно апробированы в советское время. Итак, модифицированная форма читательской конференции - "прямые линии". Одной из новых форм диалога с аудиторией являются опросы мнений читателей о текущих событиях в политической, экономической и социальной сферах.
В новых условиях рыночной экономики появляются и другие формы диалогического взаимодействия редакции и читателя. Среди них организация выставок, встреч с журналистами периодических изданий, фестивалей и т.д. Конкурсы считаются одним из наиболее успешных способов массовой организационной работы. Анализ реализации организационной функции региональных газет позволяет выделить несколько основных форм организационно-массовой деятельности и предложить новые аспекты их классификации.
Массовые формы: газетные конкурсы, викторины, лотереи на призы газеты, рекламные кампании и кампании по подписке, опросы, рекламные акции и т.д. Основная цель работы - наладить обратную связь с читателем.
2. Социальная работа внутри редакционного коллектива. Это круглые столы, редакционные коллегии, расширенные редакционные советы, общественные приемные и т.д. Они дают читателям возможность приобщиться к редакционной работе, предоставляют возможность активным представителям общества проявить свою социальную активность.
3. Работа с читательской почтой, телефонами доверия, встречи единомышленников направлены на удовлетворение личных потребностей аудитории.
4. Работа с коллективами и социальными группами осуществляется в рамках профессиональных конкурсов на премию газеты, спортивных соревнований и т.д.
Таким образом, диалектическое единство коллективных усилий и личной креативности - это творческий процесс. Это не устанавливается раз и навсегда, как в случае с одной и той же моделью выпуска газеты. Но именно диалектическое взаимодействие всех членов коллектива в поиске тем для выступления, определении творческих средств и приемов их раскрытия позволяет нам насытить эту содержательную модель ярким разнообразием жанров и образов, лексическими и стилистическими находками. Более того, внедрение новых информационных технологий в деятельность районной прессы "убирает" часть рутинных операций по сбору и распространению информации из их повседневной повестки дня и открывает новые горизонты творчества.
Между тем практика многих редакций, которые являются лидерами в своих регионах по развитию креативных ресурсов, свидетельствует о том, что у местной прессы есть плацдарм для активизации инноваций. Электронный информационный бюллетень региональных изданий - это первый шаг к серьезному распространению местной информации, повышению ее коммуникативного потенциала. Он был освоен всеми изданиями. Второй шаг – онлайн - выполняется гораздо медленнее. Часто региональные газеты идут по самому простому пути – объединяют информационные ресурсы региональных газет региона и создают свой собственный ресурс на портале областной или краевой администрации. Исследование показало, что этот ресурс не всегда можно назвать качественным: его тематическая и жанровая палитра остаются скудными, а самые яркие и интересные материалы, опубликованные в издании, не представлены на сайте.
Таким образом, расширение творческого потенциала районной газеты напрямую связано с работой по дальнейшему раскрытию ресурсов коммуникативной функции журналистики. Качественный продукт предполагает работу над совершенствованием различных аспектов творческой деятельности: осмысленную модель выпуска, расширение массовых организационных форм работы, более активное взаимодействие с интернет-ресурсами, привлечение новой аудитории – молодежи и этнических меньшинств. Это повышает потенциал креативных ресурсов и механизм конвергенции – сочетания технологий производства и публикации медиапродуктов, произведенных в местных условиях. Для реализации творческого потенциала региональных газет также необходима систематическая профессиональная переподготовка сотрудников местной прессы.



1. Бабина К.А. Трансформации районных газет в условиях новой экономической и медийной среды (на примере Оренбургской области)//Журнал «Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева», 2014. - номер 2 (101) том 1
2. Беленко В.Е. Новосибирские сельские районки на различных медиаплатформах // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2023. Том 27, - 3.
3. Беленко В.Е. Рйонные газеты: итоги десятилетнего развития в условиях цифровизации
4. (на примере изданий Новосибирской области)// Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 2
5. Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России [Текст] : учебное пособие / И. М. Дзялошинский. - Москва : Аспект Пресс, 2015. - 308 с.
6. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010.
7. МакКуэйл Д. Журналистика и общество / ф-тет журналистики МГУ. Москва, 2013. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики: учеб. пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
8. Градюшко А.А., Нигматуллина К.Р., Пустовалов А.В. Сообщества«ВКонтакте» и их роль в медийном ландшафте: опыт трех регионов //Труды БГТУ. Серия 4: Принт-и медиатехнологии, 2019. -. 1 (219). С. 54–61.
9. Градюшко А.А. Цифровые технологии в работе региональных медиа: результаты опроса главных редакторов // Журн. Белорусского гос. ун-та. Журналистика. Педагогика, 2020. - 1. С. 28–33.
10. Куликова Э.Г.Региональная журналистика: культурные коды, пространство смыслов, полиэтнический дискурс. Южный федеральный университет. 2022. С. 128-130.
11. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010.
12. Мельник Г. С., Ким М. Н. Методы журналистики: учеб. пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2006.
13. Нигматуллина К.Р. Место социальных сетей в развитии региональной журналистики в России // Вестн. Московского ун-та. Серия 10. Журналистика, 2021. -. 1. С. 30–50.
14. Проблема устранения цифрового неравенства в Новосибирской области будет решена к 2020 году / Правительство Новосибирской области, 10.04.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nso.ru/news/29895.
15. Пустовалов А.В. Региональные газеты и соцсети Пермского края: реструктуризация информационного поля // Век информации. 2017. Т. 1, - 2. С. 254–255.
16. Радионцева Е. С. Электронная версия и ее бумажная «Сестра»: к вопросу о феномене издательского «Каннибализма» / Е. С. Радионцева // Вестник Омского университета. — 2012. — № . 3 (65). — С. 208–212.
17. Радионцева Е. С. Интеграция районных газет винтернет / Е. С. Радионцева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2015. — № . 4 (22). — С. 56–61.
18. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под ред. В.В. Григорьева. Департамент государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России. М., 2021. 130 с.
19. Типология периодической печати [Текст] / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. -М. : Аспект-пресс, 2007. - 354 с.
20. Региональная журналистика в фокусе времени: сб науч. ст. : [ Электронный ресурс ] / отв. ред. Д.А. Ефремов – Ижевск : Удмуртский университет, 2022. – 412 с.
21. Региональная журналистика: культурные коды, пространство смыслов, полиэтнический дискурс [Электронный ресурс] : материалы I Всероссийской конференции (ЮФУ, Ростов-на-Дону, 10–12 ноября 2022 г.) / отв. ред. А. Г. Беспалова, К. Р. Нигматуллина, Е. В. Ширина ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2022
22. Тулупов В. В. Региональная пресса: характер трансформации в переходный период / В. В. Тулупов // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 2003. – № 2. – С. 32–43.
23. РАЙОННЫЕ ГАЗЕТЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ// https://elibrary.ngonb.ru/catalog/periodica_nso/
24. Прохоров Е.П.. Введение в теорию журналистики Глава 3. Функции журналистики.[Электронный ресурс] URL: http://www.hi–edu.ru/e– books/xbook714/01/part–004.htm#i310
25. Пьянзина И.В. Районная газета в информационном пространстве региона: типологические ориентации. [Электронный ресурс] URL:: http://www.tsutmb.ru/rajonnaya–gazeta–v–informaczionnom–prostranstve– regiona–tipologicheskie–orientaczii

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ