Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕКСТЫ РУССКОЙ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ В РЕЧЕЖАНРОВОМ АСПЕКТЕ

Работа №150348

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы107
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В СОВРЕМЕННОМ
ОСМЫСЛЕНИИ 6
1.1. Понятие речевых жанров и их классификации 6
1.2. Модели описания речевых жанров 10
1.3. Рассмотрение песенных текстов с позиции теории речевых жанров . 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. РУССКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ КАК РЕЧЕВОЙ ЖАНР 21
2.1. Описание текстов русской колыбельной песни по модели
Т. В. Шмелевой 21
2.2. Языковое воплощение жанра русской колыбельной песни 32
2.3. Ценностный аспект в текстах русской колыбельной песни 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56

Колыбельная песня имеет многовековую историю. По своей природе колыбельные являются синтетическим жанром, так как усыпляющая тональность стихов и лирический пафос достигается единством музыкальных и текстовых средств. Формулы, использующиеся в колыбельных песнях на устнопоэтическом уровне, отражают традиционные представления о мире, культуре, нравах и ценностях.
Колыбельные песни, как объект филологического исследования, представляют собой богатый и разнообразный текстовый материал. Ситуация исполнения, разнообразие образов и символов, уникальность жанровых особенностей колыбельной песни стимулируют научный интерес, в рамках которого были созданы работы таких отечественных ученых, как В. С. Виноградова, А. Н. Веселовского, А. Н. Мартыновой, В. В. Головина. Интересный опыт изучения рассматриваемого нами жанра встречается в работах и зарубежных ученых: A. BoninLechevrel, R.Lopez Tames, A. Spitz Sheryl.
Наша работа выполнена в рамках таких современных направлений языкознания, как лингвоаксиология и речежанроведение. Исследование посвящено русским колыбельным песням и представляет собой результат анализа соответствующих выбранному жанру текстов с позиции теории речевых жанров. Мы рассматриваем колыбельную песню с лингвистических позиций, как средство коммуникации матери и ребенка. Выявление в модели речевого жанра колыбельной песни, среди прочего, ценностного потенциала говорит об актуальности представляемой выпускной квалификационной работы, т.к. на сегодняшний день изучение текстов колыбельных песен обусловлено их духовной ценностью и является важным фактором в сохранении культурного наследия нашего народа, особенно в дни, когда это необходимо на уровне сохранения нации и национальной памяти .
Объектом исследования являются тексты колыбельных песен русского народа, предметом —речежанровый аспект текстов колыбельных песен.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении речежанровых особенностей в текстах русской колыбельной песни. Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие научные задачи:
1. Изучить классификации речевых жанров и модели описания речевых жанров;
2. Применить модель описания речевых жанров, разработанную Т. В. Шмелевой, к характеристике текстов русской колыбельной песни;
3. Описать языковые особенности текстов колыбельной песни
4. Рассмотреть ценностную составляющую текстов колыбельной песни.
Материал исследования. Нами было изучено 50 текстов русской колыбельной песни, в которых было выявлено 15 базовых ценностных констант русской культуры.
Теоретическую базу исследования составили современные научные исследования по теории речевых жанров Т. В. Шмелевой, А. Вежбицкой, В. В. Дементьева, В. И. Карасика, работы по лингвистической аксиологии Л. Е. Ильиной, Ф. Е. Капицы. Для исследования идейно-тематического содержания русской колыбельной песни привлекались труды отечественных (В. В. Головин, А. Н. Мартынова, К. Я. Сигал) и зарубежных (Linke A.) ученых.
Методы исследования. Основными методами исследования выступили метод моделирования (применения модели описания Т. В. Шмелевой для характеристики жанра русской колыбельной песни) и описательный метод, направленный на интерпритацию и классификацию собранного материала.
Теоретическая значимость настоящей работы определяется в большей мере тем, что изучение специфики жанра колыбельной песни, выявление ценностных доминант такого рода текстов вносит вклад, с одной стороны, в теорию и практику речежанроведения, с другой - в лингвистическую аксиологию - научное направление, отображающее особенности русской языковой картины мира.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться в практике преподавания таких учебных дисциплин, как «Культура русской речи», «Введение в русскую филологию», «Риторика». Результаты проведенного исследования также могут быть применены в средней школе на уроках по предметам «Русская литература» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, в котором представлены тексты изученных нами колыбельных песен.
Апробация результатов исследования осуществлялась в виде защиты выпускной квалификационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе были изучены классификации речевых жанров и модели их описания, выявлены речежанровые особенности текстов русской колыбельной песни путем применения модели описания речевых жанров. За основу описания была взята модель, разработанная Т. В. Шмелевой, включающая следующие параметры: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, диктумное (событийное) содержание, формальная организация или языковое воплощение жанра, образы будущего и прошлого. При описании языковых особенностей 50 текстов колыбельных песен был сделан акцент на репрезентации в текстах категории «ценность».
Колыбельная песня - древний жанр, отличающийся характерными особенностями, такими как однообразная мелодичность, простой ритм, отсутствие строго выстроенного сюжета.
Ведущим основанием, позволяющим рассматривать колыбельную песню как речевой жанр, является наличие в основе данного жанра наличие коммуникативной цели и такого параметра, как «участники коммуникации»: мать (бабушка) посредством колыбельной песни общается с младенцем, поет ему, приглашая таким образом ко сну. При этом мать не просто усыпляет ребенка, что можно сделать при помощи монотонного напевания «а-а-а», мать «программирует» сознание своего малыша посредством песенного текста, в котором заключены ценностные категории, значимые для русской культуры: любовь, радость, здоровый сон, стремление к жизни, важность сна для всего живого на свете, любовь мамы и папы, семейные ценности.
Выявленные в ходе анализа текстов колыбельной песни языковые особенности (фонетические, лексические, словообразовательные и синтаксические) позволяют выделять тексты этого жанра среди иных песенных жанров.
Перспективу данной работы видим в конкретизации объекта исследования: 1) привлечении к анализу текстов, собранных на территории Северного Приангарья; 2) описании собранного материала в аксиологическом аспекте.


1. Аглетдинова Г.Ф. О соотношении оценочности, образности, экспрессивности и эмоциональности в семантике слова // Исследования по семантике: Семантические категории в русском языке: сб. науч. статей. Уфа, 1996. - С. 18.
2. Антипов А.Г. Речевой жанр как особая коммуникативная система // Культура речевого общения. Кемерово: Кем. гос. ун -т, 2014. - С. 84-138.
3. Артеменко Е.Б. Фольклорное текстообразование и этнический менталитет // Традиционная культура, №2, 2001. - С. 11-17.
4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1988. - 341 с.
5. Арутюнова Н.Д., Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки.
• М.: Едиториал УССР, 2002. - 280 с.
6. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
7. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров. Из архивных записей к работе «Проблемы речевых жанров». Проблема текста // собр. соч.: в 5 т. М.: Языки русской культуры, 1996. Т. 5. Работы 1940-х начала 1960-х годов. С. 159-206. URL: http://www.philologos.narod.ru/bakhtin/bakh genre.htm#4 (дата обращения: 19.05.2023)
8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
• М.: Наука, 1981. - 144 с.
9. Гибатова Г.Ф. Аксиология в языке // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. С. 127-132.
10. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и
литературе. Турку, 2000. - 451 с.
11. Головин В.В. Русская колыбельная песня: фольклорная и
литературная традиция: автореф. дис ... д-ра филол. наук: 10.01.09. - СПб, 2000. - 59 с.
12. Дементьев В.В. О типологии речевых жанров в связи со сферами речевой коммуникации и без такой связи // Коммуникативные исследования, №2(6), 2019. - С. 630-644.
13. Евсеева И. В. Интернет-коммуникация и жанры русского электронного университет, Институт филологии и языковой коммуникации. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2022. - 184 с.
14. Ивин А.А. Современная аксиология: некоторые актуальные
проблемы // Философский журнал, №1(4), 2010. - С. 66-78.
15. Ильина Л.Е. Аксиологический аспект колыбельной песни как жанра фольклора // Балтийский гуманитарный журнал, №4(29), 2019. - С. 243-247....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ