Введение 4
1 Особенности акробатической подготовки спортсменок 10-12 лет,
занимающиеся художественной гимнастикой 7
1.1 Акробатическая подготовка, как неотъемлемая часть технической
подготовки в сложно-координационных видах спорта 7
1.2 Содержание физической подготовки в художественной гимнастике 13
1.3 Координационные способности, как необходимое качество для выполнения
динамических элементов с вращением в художественной гимнастике 19
1.4 Анатомо-физиологические особенности девочек 10-12 лет 25
2 Методы и организация исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 30
3 Экспериментальное обоснование эффективности применения комплекса
упражнений повышения уровня акробатической подготовленности на основе развития координационных способностей гимнасток 10-12 лет в художественной гимнастике 36
3.1 Средства и методы повышения акробатической подготовленности в
тренировочном процессе гимнасток 10-12 лет 36
3.2 Содержание акробатических элементов в соревновательных композициях
высококвалифицированных гимнасток 41
3.3 Анализ уровня развития координационных способностей у гимнасток в
начале педагогического эксперимента 43
3.4 Анализ уровня акробатической подготовленности спортсменок 10-12 лет в
начале педагогического эксперимента 47
3.5 Комплекс упражнений повышения уровня акробатической
подготовленности на основе развития координационных способностей гимнасток 10-12 лет в художественной гимнастике 51
3.6 Экспериментальная проверка эффективности применения комплекса
упражнений повышения уровня акробатической подготовленности на основе развития координационных способностей гимнасток 10-12 лет в художественной гимнастике 54
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложение А 73
Актуальность: художественная гимнастика является олимпийским видом спорта, где спортсменки соревнуются, выполняя соревновательные композиции с различными предметами или без них.
Соревновательные композиции спортсменок, занимающихся
художественной гимнастикой, состоят из разнообразных поворотов, прыжков и равновесий, и действий с предметом, а также комбинаций танцевальных шагов и динамических элементов с вращением. Во время выполнения двигательных действий с предметом и динамических элементов с вращением гимнастки выполняют акробатические элементы, которые, по правилам соревнований, должны быть разнообразными.
Для того, чтобы успешно выполнять разнообразные акробатические элементы гимнасткам необходим высокий уровень акробатической подготовленности. Акробатические элементы сложны не только тем, что требуют высокой техники выполнения, а также большого арсенала изученных двигательных действий, но также и тем, что акробатические элементы являются координационно-сложными для выполнения. Следовательно, для достижения высокого уровня акробатической подготовленности спортсменкам в художественной гимнастике необходим высокий уровень развития координационных способностей.
Возраст 10-12 лет является сенситивным периодом развития координационных способностей. Для этого же возраста характерна и более сложная «надстройка» над координационными способностями — усвоение двигательной и ритмической структуры движения. Способности для формирования техники сложно-координационных спортивных упражнений при согласовании скоростно-силовых, координационных и ритмических компонентов действия начинают формироваться в возрасте 10 лет.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что актуальность выпускной квалификационной работы на тему: «Повышение уровня акробатической подготовленности на основе развития координационных способностей гимнасток 10-12 лет в художественной гимнастике» не вызывает сомнений.
Гипотеза: результаты анализа правил соревнований, анкетного опроса тренеров, специализирующихся в художественной гимнастике, анализа видеоматериалов высококвалифицированных спортсменок позволят определить наиболее значимые средства, направленные на повышение акробатической подготовленности спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой, что позволит разработать комплекс упражнений для повышения уровня акробатической подготовленности на основе развития координационных способностей гимнасток 10-12 лет в художественной гимнастике.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений, направленный на повышение уровня акробатической подготовленности на основе развития координационных способностей гимнасток 10-12 лет в художественной гимнастике, и экспериментально обосновать его эффективность.
Объект исследования: тренировочный процесс гимнасток 10-12 лет.
Предмет исследования: повышение акробатической подготовленности гимнасток 10-12 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать данные учебно-методической литературы
по проблеме повышения акробатической подготовленности спортсменок 10-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
2. В ходе анкетного опроса изучить мнения ведущих тренеров города
Красноярска о средствах и методах повышения акробатической подготовленности гимнасток 10-12 лет.
3. Выявить наиболее распространенные акробатические элементы в
соревновательных композициях высококвалифицированных гимнасток с помощью анализа видеозаписей олимпийских игр Токио 2021.
4. Экспериментально проверить влияние комплекса упражнений,
направленного на развитие координационных способностей и на качество выполнения акробатических элементов гимнасток 10-12 лет в художественной гимнастике.
Методы исследования:
• изучение и анализ литературных источников;
• опрос специалистов в форме анкетирования;
• педагогическое наблюдение в виде анализа видеоматериалов;
• педагогическое тестирование;
• экспертная оценка;
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников. В работе содержится 10 рисунков, 20 таблиц. Список использованных источников представлен 53 работами.
1. В художественной гимнастике выделяют два вида физической
подготовки: общую и специальную. В раздел специальной физической
подготовки входят упражнения, направленные на развитие качеств, необходимых в художественной гимнастике, например гибкости и координационных способностей. Также в художественной гимнастике присутствует акробатическая подготовка. В акробатической подготовке спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, используются разнообразные стойки, такие, как, например, мост, а также перевороты, перекаты и кувырки, разнообразные по направлению и параметрам выполнения.
2. Проведенный опрос показал, что специалисты считают, что включать упражнения акробатической подготовки в тренировочные занятия гимнасток 1012 лет следует 2-3 раза в неделю, а уделять следует около 15 минут в рамках одного тренировочного занятия. С помощью опроса было выявлено, что, целесообразным является выполнение всех видов акробатических элементов в процессе акробатической подготовки, а выполнять их следует из различных исходных положений и в разнообразные конечные положения.
3. Анализ видеоматериалов помог выявить наиболее распространенные акробатические элементы в соревновательных композициях гимнасток мирового уровня. Наиболее распространенными акробатическими элементами в соревновательных комбинациях по художественной гимнастике являются: переворот вперед (24%), переворот в сторону (20%), переворот назад (18%) и кувырок вперед (14%). Все остальные акробатические элементы составляют менее 10% от общего числа акробатических элементов в соревновательных комбинациях.
4. Выявлено, что уровень развития координационных способностей у гимнасток контрольной и экспериментальной группы в начале педагогического эксперимента чуть ниже среднего, что говорит об необходимости разработки комплекса упражнений, направленного на повышение уровня развития
координационных способностей. Также результаты тестирования гимнасток в начале педагогического эксперимента позволяют считать группы однородными, что делает педагогический эксперимент более достоверным.
5. Определено, что уровень акробатической подготовленности у гимнасток контрольной и экспериментальной группы в начале педагогического эксперимента средний, что говорит об необходимости разработки комплекса упражнений, направленного на повышение уровня акробатической подготовленности спортсменок. Также результаты тестирования гимнасток в начале педагогического эксперимента позволяют считать группы однородными, что делает педагогический эксперимент более достоверным.
6. Разработанный комплекс упражнений включался в тренировочный процесс гимнасток экспериментальной группы 2 раза в неделю. Время, уделяемое на выполнения комплекса в течение одного тренировочного занятия, составило 15 минут. Комплекс упражнений состоит из 3-х блоков: упражнения, направленные на развития координационных способностей; акробатические упражнения, выполняемые из различных исходных положений в различные конечные положения; комбинации упражнений направленных на развитие координационных способностей с акробатическими упражнениями. Именно наличие нескольких блоков с различной направленностью позволяет более разносторонне подходить к процессу повышения уровня акробатической подготовленности при помощи развития у спортсменок координационных способностей.
7. Выявлено, что разница средних результатов гимнасток контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента по пробе Ромберга-2 в конце педагогического эксперимента составила 9,9 секунд. Результат выше показали спортсменки экспериментальной группы. По пробе Яроцкого разница средних результатов составила 10,5 секунд, а результат выше у гимнасток экспериментальной группы. В результате выполнения упражнения «ножницы» гимнастки экспериментальной группы в среднем показали результат выше на 6,3 секунды. При выполнении балансирования обруча средний результат контрольной группы в конце педагогического эксперимента меньше на 1,6 секунд, а в результате выполнения упражнения «юла» средний результат больше на 2 секунды у гимнасток экспериментальной группы. Уровень значимости по всем тестам в экспериментальной группе составил менее 0,05, что указывает на статистически достоверные различия в показателях и доказывает эффективность разработанного комплекса упражнений.
8. Определено, что разница средних результатов гимнасток контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента по результатам выполнения кувырка вперед составила 0,55 балла. Результат выше показали спортсменки экспериментальной группы. По результатам выполнения кувырка назад разница средних результатов составила 0,75 балла, результат также выше у гимнасток экспериментальной группы. В результате выполнения переворота вперед гимнастки экспериментальной группы в среднем показали результат выше на 0,82 балла. При выполнении переворота назад средний результат гимнасток экспериментальной группы в конце педагогического эксперимента больше на 0,77 балла, так же, как и в результате выполнения переворота в сторону выше на 0,73 балла. Уровень значимости по всем тестам составил менее 0,05, что говорит о статистически достоверных различиях в показателях гимнасток двух групп в конце педагогического эксперимента.
1. Айзатуллова, А. Ф. Сравнительный анализ сущности и содержания понятий" координация"," ловкость"," координационные способности" и" психомоторные способности" / А. Ф. Айзатуллова, Е. В. Бурцева //Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. - 2018. - С. 500-504.
2. Барчуков, И. С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие / И. С. Барчуков, Г. В. Барчукова. - М.: Юнити, 2016. - 295 с.
3. Барчуков, И. С. Физическая культура: методики практического обучения / И. С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 с.
4. Баршай, В. М. Гимнастика / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. - М.: КноРус, 2013. - 312 с.
5. Билич, Г. Л. Атлас: анатомия и физиология человека / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 с.
6. Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика / М. М. Боген. - М.: КД Либроком, 2019. - 226 с.
7. Варанина, Т. Т. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры / Т. Т. Варанина. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 197 с.
8. Венгерова, Н. Н. Особенности видов в художественной гимнастике: учебно-методическое пособие/ Н. Н. Венгерова, К. В. Гобузева. - СПб: ГУФК им.П.Ф.Лесгафта. СПб., 2007. - 68 с.
9. Венгерова, Н. Н. Современные вопросы подготовки в техникоэстетических видах спорта: учебное пособие / Н. Н. Венгерова, К. В. Гобузева. - СПб, 2010. - 138 с.
10. Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / И. В.
Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. - М.: ИЦ Академия, 2013.
• 496 с.
11. Говорова, М. А. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: учеб. пособие / М. А. Говорова, А. В. Плешкань. - М.: Всерос. фед. худ. гимн., 2001. - 50 с.
12. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: монография / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова.
• Омск, 2000. - 212 с.
13. Г ригорьев, С. А. Физическая культура. Развитие функции равновесия тела: учеб.-метод. пособие / С. А. Григорьев, А. А. Косачев. - СПб.: НИУ ИТМО, 2013. - 5 с.
14. Губа, В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: учеб. пособие / В. П. Губа. - М.: Терра-спорт, 2003. - 206 с.
Е. Ю. Розин. - М., 2002. - 78с.
15. Запорожанов, В. А. Дискуссии о понятиях «координация» и «ловкость» в условиях физического воспитания / В. А. Запорожанов, Б. К. Томаш //Pedagogics, psychology, medical-biologicalproblemsofphysicaltrainingandsports. - 2015. - №. 3. - С. 15-19....53