Реферат
Ведение 4
1 Характеристика прыжка в длину с разбега и особенности возникновения
травм в легкоатлетических прыжках 6
1.1 Определение «прыжок», «прыжок в длину с разбега», классификация
прыжков в длину с разбега, техники отдельных фаз прыжка 6
1.2 Основные опорные точки прыжка в длину с разбега 11
1.3 Наиболее опасные технические элементы прыжка в длину с разбега .... 12
1.4 Определение «здоровье» и его критерии, определение «болезнь»,
«травма», виды спортивных травм и механизмы их возникновения 14
1.5 Причины возникновения спортивных травм
мышечного и связочного аппарата 16
1.6 Средства и методы профилактики спортивного травматизма 20
2 Организация и методы исследования 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Методы исследования 27
3 Комплексы профилактических упражнений и их влияние на качество
выполнения прыжка в длину с разбега 31
3.1 Выявление наиболее часто встречающихся травм в лёгкой атлетике
у прыгунов в длину с разбега 31
3.2 Комплексы упражнений по профилактике травм у прыгунов в длину с
разбега на тренировочном этапе 40
3.3 Оценка качества выполнения прыжка в длину с разбега
после воздействия профилактических упражнений 45
Заключение 53
Список использованных источников 56
Актуальность: прыжок в длину является одним из популярнейших видов лёгкой атлетики как среди спортсменов за прекрасное ощущение полета, так и у зрителей — за свою красоту и зрелищность. Но, помимо этого, прыжок в длину - это еще и достаточно сложное физически и координационно двигательное действие.
Прыгун в длину регулярно испытает колоссальную осевую нагрузку на соревнованиях и на тренировочных занятиях, также подвергается другим рискам, способствующим получению травм. Однако, поскольку травмы в спорте не являются фатальными, их возникновение в большинстве случаев можно предупредить, применяя различные профилактические мероприятия, в том числе и специальные упражнения.
Помимо сохранения здоровья, для спортсменов чрезвычайно важен рост результатов, для этого они постоянно стремятся к физическому, психическому совершенству, а также к качественному улучшению выполнения соревновательных упражнений, в данном случае прыжка в длину с разбега, поэтому актуальность темы «Влияние комплексов профилактических упражнений на качество выполнения прыжка в длину с разбега на тренировочном этапе» не вызывает сомнений.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что качество выполнения прыжка в длину с разбега повысится, если на тренировочном этапе прыгунов в длину с разбега использовать разработанные комплексы профилактических упражнений.
Объект исследования: закрепление и совершенствование прыжка в длину с разбега на тренировочном этапе спортивной подготовки.
Предмет исследования: комплексы профилактических упражнений, направленные на повышение качества прыжка в длину с разбега.
профилактических упражнений на качество выполнения прыжка в длину с разбега на тренировочном этапе.
Задачи:
1) дать характеристику прыжку в длину с разбега и особенностям возникновения травм при выполнении легкоатлетических прыжков;
2) рассмотреть причины спортивного травматизма и существующие средства и методы его профилактики для прыгунов в длину с разбега путем проведения анкетирования, а также оценить частоту возникновения травм и средства и методы их профилактики при проведении наблюдения и интервьюирования;
3) разработать комплексы упражнений по профилактике травматизма у прыгунов в длину с разбега и обосновать их эффективность.
Методы исследования:
• анализ литературных источников;
• анкетирование;
• педагогическое наблюдение;
• интервьюирование;
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики.
Структура бакалаврской работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников. В работе содержатся 9 рисунков, 8 таблицы. Список источников представлен 52 наименованиями.
1. Определено, что прыжок в длину с разбега - это сложный технический вид, в котором необходимо учитывать множество даже мельчайших деталей техники. Важнейшим и опаснейшим, с точки зрения травматизма, техническим элементом прыжка является отталкивание, так как именно во время него приходит переход набранной за время разбега скорости в скорость вылета, которая и определяет дальность прыжка. Оптимальный углы при постановки ноги на отталкивание, позволяющий сохранить максимум набранной скорости - это угол, между толчковой ногой и дорожкой равный 6070°, а угол в коленном суставе 162-178°.
2. Выявлено, что возможные травмы при выполнении прыжка в длину с разбега - это воспаление связок коленного сустава, воспаление ахиллова сухожилия, повреждения голеностопного сустава, ушибы пяточной кости и другие повреждения. Из-за травм, спортсмен оказывается в нетрудоспособном состоянии на какое-то время, а также травмы могут привести к необратимым изменениям в его организме, все это вероятно негативно отразиться на результате спортсмена, а в некоторых случаях даже выведет его из борьбы за желаемый результат.
3. Выявлено, что причины возникновения травм могут быть организационного и методического характера. Существуют также причины, обусловленные индивидуальными особенностями спортсменов. Для того чтобы снизить риски получения травм необходимо исключать причины организационного характера, например, организовать безопасно пространство для занятий, методического - при составлении тренировочного плана, придерживаться норм федерального стандарта спортивной подготовки по соотношению времени, затраченного на общую, специальную физические подготовки и выполнение соревновательного упражнения, также, каждый спортсмен, должен самостоятельно использовать различные средства, направленные на его организм, которые помогут снизить риски травм, например, применять различные восстановительные мероприятия в периоды больших нагрузок.
4. Благодаря анкетированию и интервьюированию определено, что наиболее распространёнными травмами у прыгунов в длину в г. Красноярске являются растяжение задней поверхности бедра, повреждение связочного аппарата коленного сустава и воспаление в ахилловом сухожилии. Также, было выяснено, что применяемых профилактических мероприятий, опрашиваемыми спортсмена, недостаточно для качественной профилактики травм, поэтому мы сделали предположение, что данную проблему может решить введение специальных курсов повышения квалификации для тренеров, в которых будет более полно освещена данная тема.
5. С помощью педагогическое наблюдение выявлено процентное соотношение времена, затраченного на общую и специальную физическую подготовку, и на выполнение соревновательного упражнения, сравнить их с требованиями федерального стандарта, и сделать вывод, что у данной группы спортсменов общая физическая подготовка превышает требования федерального стандарта, а выполнение соревновательного упражнение, наоборот, меньше требований, специальная физическая подготовка полностью соответствует требованиям. Данные отклонения могут влиять на результат соревнований в отрицательную сторону, однако высокий уровень общей физической подготовки оказывает положительное воздействие на профилактику травматизма.
6. На основании результатов анкетирования и интервьюирования нами были подобраны упражнения, способствующие профилактике травм, которые чаще всего встречаются у группы спортсменов, отобранных для участия в педагогическом эксперименте, из этих упражнения составлены комплексы, которые выполнялись испытуемыми 3 раза в неделю по 10-15 минут, в заключительной части тренировочного занятия. Комплексы включают в себя упражнения на стабилизацию суставов нижних конечностей, на укрепление, релаксацию и растяжку мышц задней поверхности бедра, а также на укрепление мышц стопы и ахиллова сухожилия.
7. С помощью педагогический эксперимент определено отсутствие значимого воздействия разработанных нами комплексов упражнений для профилактики травматизма на технику прыжка в длину с разбега, испытуемых спортсменов. Нами было сделано предположение, что отсутствие значимого результата, обусловлено недостаточно длительным сроком проведения эксперимента, а также малым количества человек, закончивших эксперимент, поэтому результаты эксперимента могут быть недостоверны.
Однако по результатам интервьюирования спортсменов
экспериментальной группы, после окончания эксперимента, по их субъективному мнению, их физическое состояние улучшилось, укрепились мышцы стоп и повысилась чувствительность при постановке стопы на дорожку, что позволяет лучше контролировать свои движения при взаимодействии с ней. Таким образом, хоть мы и не получили достоверных различий во время эксперимента, однако, по субъективному мнению спортсменов, положительное воздействие на результат прыжка в длину с разбега данные комплексы все-таки имеют.
1. Агеева, С. В. Развитие гибкости у студентов посредством физических упражнений / С. В. Агеева // Вестник КГПИ. - 2019. - №1. -
С. 44 - 47.
2. Афремов, Дж. Разум чемпионов : художественное издание / Дж. Афремов. - Москва : Азбука Бизнес, 2018. - 208 с.
3. Балакирева, Е. А. Лечебное и профилактическое действие физических упражнений / Е. А. Балакирева, Е. В. Еремка, Л.Г. Баланова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - №5. - С.194-196.
4. Башкиров, В. Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов : учебное пособие / В. Ф. Башкиров. - Москва : Физкультура и спорт, 1981. - 214 с.
5. Башкиров, В. Ф. Профилактика травм у спортсменов : учебное пособие / В. Ф. Башкиров. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 355 с.
6. Бирюков, А. А. Средства восстановления работоспособности спортсмена : учебное пособие / А. А. Бирюков, К. А. Кафаров. - Москва : Физкультура и спорт, 1984. - 152 с.
7. Большая российская энциклопедия : [монография]. В 14 томах. / коллектив авторов. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
8. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. - Москва : Академия, 2002. - 130 с.
9. Гелецкий, В. М. Теория и методика физической культуры : учебное пособие / В. М. Гелецкий ; Красноярск : СФУ, 2015. - 433 с.
10. Дембо, А. Г. Заболевания и повреждения на занятиях спортом : учебное пособие / А. Г. Дембо. - Москва : Медицина, 1984. - 170 с.
11. Дурова, О. Н. К вопросу о медико-биологических аспектах восстановления в профессиональном и любительском спорте / О. Н. Дурова,
A. М. Королев // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе : материалы Всероссийской научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов с международным участием. / Самарский юридический институт ФСИН России. - Самара, 2019. - С. 81-84.
12. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина : учебное пособие / В. А. Епифанов. - Москва : Медицина, 1999. - 304 с.
13. Ермаков, С. Г. Легкая атлетика с методикой тренировки : учебнометодическое пособие / С. Г. Ермаков, О. Н. Початкова. - Саратов : Профобразование, 2019. - 80 с.
14. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный : словарь / Т. Ф. Ефремова. - Москва : Русский язык, 2000. - 1209 с.
15. Жалпанова, Л. Ж Спорт, который вас убивает : учебное пособие / Л. Ж. Жалпанова. - Москва : Вече, 2007. - 176 с....52