Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование скульптурных презентаций, отражающих эмоции детей с расстройством зрения

Работа №150301

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы155
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический материал для исследования скульптурных презентаций, отражающих эмоции детей c расстройством зрения 7
1.1. Исследование аффективной сферы в трудах зарубежных и отечественных
психологов 7
1.2. Исследование особенностей развития детей подросткового возраста в
трудах отечественных и зарубежных психологов 11
1.2.1 Развитие аффективной сферы детей в подростковом возрасте 20
1.2.2 Особенности развития эмоциональной сферы детей c расстройством
зрения 22
1.2.3 Специфика кинестетического восприятия детей c расстройством
зрения 28
1.3. Мимическое и пантомимическое проявление эмоций 36
1.4. Теоретический анализ графических презентаций в проективной
психологии 46
Глава 2. Эмпирическое исследование скульптурных презентаций, отражающих эмоции детей c расстройством зрения 57
2.1. Организация эмпирического исследования 57
2.2 Анализ и интерпретация эмпирического исследования скульптурных презентаций, отражающих эмоции детей c расстройством зрения 62
2.3. Рекомендации по оптимизации аффективной сферы детей c расстройством зрения 82
Выводы 86
Заключение 92
Список используемой литературы 98
Приложение 102-154


Эмоции и чувства, служа отражением реальных отношений человека к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. c другой стороны, слепые и слабовидящие, так же как и зрячие, имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от зрячих.
Изучением особенностей развития эмоциональной сферы школьников c нарушением зрения занимались такие ученые как А.Г. Литвак, Г.А. Буткина, В.З. Денискина, М.И. Земцова, Т.В. Корнилова, В.А. Кручинин, Л.И. Плаксина, Л.С., Н. Гиббс.
Экспериментальных исследований эмоций и чувств слепых и слабовидящих в тифлопсихологической литературе очень мало. Многие работы дают лишь описание эмоциональных состояний и чувств слепых по наблюдению или по самонаблюдению (А. Крогиус, Ф.Цех, К.Бюрклен и др.). В то же время, в сравнительных экспериментальных исследованиях со зрячими отмечается большее неблагополучие слепых и слабовидящий детей в эмоциональном отражении своих отношений c миром вещей, людей и обществом. П.Хастингс, сравнивая эмоциональное отношение детей c нарушением зрения и зрячих 12 лет к различным жизненным ситуациям, c помощью Калифорнийского теста личности выявил, что дети c нарушениями зрения более ранимы, чем зрячие, особенно по шкале самооценки. Заслуживает обсуждения и тот факт, что дети из школ интернатов показали большую неуверенность при самооценке, чем дети из семьи. Это свидетельствует o том, что социальное окружение и условия, в которых воспитывается ребенок, играют большую роль в формировании эмоций и чувств у детей c нарушением зрения. Но эти жесамые исследования показывают, что если воспитание велось c учетом особенностей и возможностей детей со слепотой и слабовидением, их трудностей в организации деятельности, в этих случаях формировались эмоциональные отношения адекватно отражающие жизненные ситуации и проблемы. Следует подчеркнуть, что для того чтобы слепой и слабовидящий ребенок мог достичь того же уровня развития и получить те же знания, что и зрячий, ему приходится работать значительно больше. Эта физическая и психологическая нагрузка вызывает у детей неравнозначные эмоциональные реакции, что связано c типом нервной системы, индивидуальными особенностями и системой взаимоотношений со взрослыми.
В экспериментальных исследованиях больше рассматриваются проблемы слепых c грубыми эмоциональными нарушениями, где трудно разделить, что является причиной этих нарушений - то ли это влияние слепоты, и социальных условий воспитания, то ли это общее нарушение деятельное центральной нервной системы, в которой эмоциональные нарушения выступают наравне со слепотой как первичные.
Эмоциональная сфера слабовидящих является наименее исследованной в тифлопсихологии, что связано главным образом c трудностями объективного изучения эмоций. В теоретических материалах нет однозначного мнения o схожести или различии в проявлениях эмоций у слабовидящих и у детей без зрительных нарушений. Поэтому актуальностью данной работы является прояснение влияния нарушения зрения на особенности проявление эмоций, посредствам исследования скульптурных презентаций детей без и c расстройствами зрения, отражающие четыре базовые эмоции: «Радость», «Страх», «Гнев», «Печаль». Что в дальнейшем поможет c больше эффективностью составлять коррекционные программы для формирования оптимальных поведенческих и коммуникативных навыков слепых и слабовидящих.
Целью данной работы является выявление особенностей скульптурных презентаций, отражающие эмоции детей с расстройством зрения, для разработки рекомендаций по оптимизации аффективной сферы детей с какими-либо нарушениями зрения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоции и чувства, служа отражением реального отношения человека к значимым для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием нарушений зрения, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. С другой стороны, слепые и слабовидящие, так же как и зрячие, имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств и проявляют те же эмоции и чувства, хотя степень и уровень их развития могут быть отличны от зрячих. На сегодняшний день существует ряд программ и методик, направленных на психокоррекцию эмоционально-волевой сферы дошкольников и школьников c нарушением зрения, однако программы, позволяющей формировать у детей исключительно навыки понимания и выражения эмоций мы не обнаружили. Чаще подобные программы рассчитаны на детей (преимущественно школьного возраста) c грубыми эмоциональными нарушениями.
Итак, в первой части данной работы мы провели теоретическое исследование эмоциональных состояний лиц c проблемами органов зрения.
Теоретический обзор литературы и данные эмпирического исследования подтвердили предположение о том, что у слабовидящих детей в подростковом возрасте имеют место типичные психологические особенности развития эмоционально-личностной сферы. Анализ современных исследований, посвященных изучению личностного развития в подростковом возрасте, позволил выделить ряд существенных психологических особенностей, способствующих появлению психологической дезадаптации. К ним ученые относят гетерохронность и дисгармоничность формирования эмоциональноличностных свойств подростков, обусловливающих появление дезадаптации (С.Л.Выготский, Б.Г.Ананьев, И.С.Кон). В связи c этим даже при нормативном развитии в подростковом возрасте, отмечаются проявления психологического кризиса, которые значительно усиливаются в условиях зрительной депривации (Т.А.Власова В.И.Лубовский, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, М.И.Земцова, Л.И.Плаксина).
Согласно наблюдениям тифлопсихологов, различные нарушения зрения сужают область чувственного восприятия, что, конечно же, сказывается на качестве чувств и их значимости для жизнедеятельности. Однако дефект зрения в силах повлиять лишь на степень выраженности отдельных эмоций, a также на их внешнее выражение. Например, эгоизм, утрата чувства долга и чувства нового, негативизм, враждебность и прочее, чаще всего являются результатами неадекватного воспитания нежели отголоском проблемы зрительных органов.
Нарушение зрения влекут за собой не только сенсорную (зрительную) депривацию, но и депривацию эмоциональную (аффективную) и социальную.
Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, агрессия, конформность и другие.
Для выявления особенностей аффективной сферы было проведено исследование на базе общеобразовательной школы. Было сформировано две группы: подростки c расстройством зрения 11 человек, и группа, состоящая из детей без нарушения зрения также 11 человек.
Предварительно, перед занятием, была проведена инструкция для грамотной подготовки к уроку. Дети в процессе творчества выражают свои мысли, чувства, настроения, выплёскивая их в виде скульптурных презентаций. Работа на занятии педагогом выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают c другими детьми, в общении не применяются негативные и оценочные суждения. Это способствует снятию внутреннего напряжения ребёнка...



1. Абраменко В.И. Психология характера школьника подросткового возраста. -Киев, 1974. - 155 с.
2. Абрамова Г.С.. Возрастная психология.- Екатернбург, 1999.- 623 с.
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб, 1998. -379 с.
4. Айке Д. Страх // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001.
5. Актуальные проблемы обучения адаптации и интеграции детей с нарушениями в развитии. - СПб.; Образование, 1995. -192 с.
6. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. -М.; Знание, 1979. - 48 с.
7. Александр Лоуэн: Удовольствие. Творческий подход к жизни. Издательство: Изд-во Института Психотерапии, 2011 г - 158 с.
8. Анисимова Л.П, Солнцева Л.И. Модель кабинета практического психолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения//Дефектология.- 1996.-№6.-С. 72-78. педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 2002.
9. Аннелиз, Ф. Корнер «Теоретическое исследование пределов возможностей проективных методик» из кн. Проективная психология, - М., 2000. - 258 с.
10. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки./ Пер. с англ., Москва: Смысл, 2000. - 146 с.
11. Боброва В.Е. Коммуникативная деятельность: коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога. С.-Петербург: Образование; 1995.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
- М.; Просвещение, 1968. - 464с.
13. Братусь Б. Г. Аномалии личности. - М.; Мысль, 1988. - 48-72 с.
14. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - Спб.: Питер, 2002. - 352 с.
15. Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты.- СПб.: Питер, 2006. - 404 с...49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ