Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологических инноваций в деятельности учителя технологии в современной школе

Работа №150297

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2021
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общая характеристика педагогических инноваций 7
1.1 Понятие, сущность инноваций в образовании 7
1.2 Инновационная деятельность учителя технологии в рамках реализации
ФГОС 11
1.3 Определение ИКТ инноваций в образовательном процессе на уроках
технологии 13
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Изучение практики реализации ИКТ инновационных образовательных технологий в учебном процессе по предмету технология17
2.1 Анализ исследования по использованию инновационных технологий в учебном процессе по предмету технология 17
2.2. Подбор программного обеспечения и онлайн-сервисов для проведения уроков технологии 21
2.3 Методические рекомендации по внедрению ИКТ инноваций в образовательный процесс на уроках технологии 26
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список использованных источников 38

В связи с появлением экономических кризисов, которые сменяются политическими и обуславливают межнациональные конфликты, возникает потребность в поднятии конкурентоспособности государства на международной арене. Следовательно, появляется необходимость в таком обществе, которое способно грамотно и адекватно действовать в нестандартных жизненных условиях, находить правильные решения в соответствии с современной реальностью.
Актуальность. Одним из составляющим фундамента в построении цивилизационного общества является образование. Главная проблема всего образовательного процесса заключается в том, что учащиеся изучают теоретический материал, но не знают и не понимают где эти знания применить на практике. Перед нами стоит задача научить применять полученные необходимые теоретические знания на практике в различных областях, независимо от каких-либо сложившихся ситуаций. Будущее поколение должно уметь ориентироваться в жизненных условиях, они должны быть образованы, грамотны во многих областях знаний и максимально мобильны.
В связи с этим происходит процесс изменения, реформирования образования в целом. Особенно это коснулось предмета “технология”. Технологическое образование сегодня - это единственное образование, которое ориентировано на формирование технологической грамотности, критического и креативного мышления, необходимых для для научного-технологического развития Российской Федерации, приобретение не просто практических навыков, а определенных компетенций, например умение работать с компьютерными технологиями.
Для получения тех результатов, что заявлены по ФГОС в рамках изучения технологии учителю технологии необходимо внедрять на уроках определенные инновационные методы и способы обучения, которые способствовали бы повышению интереса к изучаемому предмету у учащихся, сформировали у них ответственное отношение к труду разного рода, овладению проектным подходом при решении задач, навыки сотрудничества, представление о жизненном цикле продукта, методы проектирования и конструирования, представление о региональном рынке труда, навыки применения ИКТ, умение использовать технологии программирования и обработки данных, практические навыки применения основных видов ручного инструмента, в том числе и электрического.
Несмотря на появление многочисленных научных статей и книг, посвященных использованию педагогических инноваций на уроках по ФГОС, эффективные и подробные методические рекомендации для учителей технологии, охватывающие весь учебный план в конкретной параллели, практически отсутствуют. Все это и обусловило актуальность выбранной темы.
Предмет и объект исследования.
Объект: инновационная деятельность современного учителя.
Предмет: ИКТ инновации в деятельности учителя в современной школе;
Цель исследования: выявить дефициты внедрения информационно-коммуникационных технологических инноваций современных учителей технологии.
Задачи:
1. Провести анализ педагогической литературы и определить понятия педагогической инновации и информационно-коммуникативных технологий;
2. Проанализировать инновационную деятельность учителя в рамках реализации ФГОС и концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы от 2019 года;
3. Изучить критерии сформированности инновационной деятельности учителя технологии;
4. Разработать методические рекомендации по использованию педагогических ИКТ инноваций на уроках технологии на примере 6-го класса.
Для написания работы были выбраны следующие методы исследования: изучение научно-методической литературы, анализ и синтез, педагогическое наблюдение, анкетирование, обобщение.
Теоретическую основу работы составили научные труды Сластенин В.А., Т. Р Кравцова, Г.Ю. Семенова, В.А. Беляева, И.И. Пидкасистый, Е.Б. Слепова, Н.Б. Березанская, В.В. Гузеев и др., исследующие особенности использования педагогических инноваций на уроках в рамках реализации ФГОС и дистанционном обучении.
Нормативную базу исследования составили Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная министерством просвещения Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования заключается в выработке научных положений методики использования педагогических ИКТ инноваций в учебном процессе, выработке на их основе рекомендаций и предложений по совершенствованию их использования учителями технологи. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, при подготовке учебной и научной литературы, а также в учебном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его теоретических выводов, предложений и рекомендаций в повышении эффективности инновационной деятельности учителей технологии на уроках в современной школе.
Для достижения целей и задач исследования была определена следующая структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, выводов по первой и второй главам, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Инновационная деятельность учителя на уроках технологии говорит о переходе на уровень преподавания согласно государственному федеральному образовательному стандарту основного общего образования. Внедрение инновационных методов и форм обучения в образовательный процесс повышает качество предоставляемого образования, делает образовательное учреждение конкурентоспособным в образовательной среде и способствует формированию имиджа, статуса и престижности образовательного учреждения.
Внедрение ИКТ инноваций является неотъемлемой частью современных реалий, поскольку они эффективны не только при очном образовании, но и в дистанционном образовании. До нашего времени дистанционное обучение не имело такой актуальности, как в период всемирной самоизоляции и пандемии. Всемирное распространение вируса продемонстрировало неготовность к дистанционному образованию, как педагогов, так и учащихся. Перед учителями технологии возникли новые проблемы и новые задачи, которые необходимо было решить за короткий период времени, чтобы не прерывать обучение и не перескакивать с темы на тему. Основными задачами было сделать изложение материала интересным, подобрать эффективные методы контроля на дистанционном обучении, способствовать мотивации учащихся к изучаемому предмету и самообучению.
Таким образом, инновации в преподавании предметной области технология охватывают не только процесс обучения, но и содержание обучения, организацию воспитательного процесса и систему управления.
В ходе исследования поставленные задачи были выполнены в полном объеме:
1. Проанализирована педагогическая литература и научные труды международных практических конференций по педагогике на основании которых было определено понятие педагогической инновации. На основании государственного стандарта Р 52653-2006 было определено понятие информационно-коммуникационных технологий.
2. Проанализирована инновационная деятельность деятельность учителя в рамках реализации ФГОС и концепции технологического образования. В результате анализа мы пришли к выводу о том, что главной целью осуществления инновационной деятельности педагога является развитие творческой личности и его переход с репродуктивного типа деятельности к деятельности разработчика и автора инновационных методик. Профессиональное становление и развитие обусловлено рефлексивно-аналитическими и деятельностно-практическими навыками и умениями педагога, которые указывают на готовность к осуществлению инновационной деятельности.
3. Изучены научные труды по критериям сформированности к осуществлению инновационной деятельности педагогов на основании которых были выделены критерии сформированности инновационной деятельности учителей технологии. Мы выделили три группы критериев: методологические, технологические и личностные, на основании которых можно оценить инновационную деятельность учитель технологии.
4. Разработаны методические рекомендации по использованию ИКТ инноваций на уроках технологии на примере шестого класса. В процессе разработки методических рекомендации нами была отмечена необходимость учета санитарно-гигиенических норм и здоровьесберегающих технологий в кабинете технологии, а также интегрирование предметной области информатика с предметной областью технология. Календарно-тематическое планирование с указанием использованных ИКТ инноваций для шестого класса может быть использовано, как опорный компонент при разработке календарно-тематического планирования в образовательном учреждении.
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что внедрение ИКТ инноваций в образовательный процесс на уроках технологии характеризуется высоким профессиональный уровнем подготовки учителей технологии и способствует повышению качества образования за счет возможности вариативности обучения, обеспечения непрерывного образования и возможности комбинирования дистанционного образования с очным. Педагогический опыт в период дистанционного обучения продемонстрировал необходимость составление календарно-тематического планирования с использованием ИКТ инноваций и создание виртуальной образовательной среды для комфортного получения знаний в предметной области технология.
Значимость работы заключается в том, что представленные интернет-ресурсы и программное обеспечение могут быть использованы учителями технологии не только на уроках в шестом классе, но и в других параллелях, с учетом возможностей учащихся. Интернет-ресурсы были подобраны таким образом, чтобы была возможность вариативности их использования при изучении различных разделов и тем на уроках технологии.



1. Барахович И.И., Бортновский С.В. Компетентностный портрет учителя технологии: современный аспект/ И.И. Барахович, С.В. Бортновский// Журнал Инновации в образовании. - 2019. - № 4. - С. 5-14. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37183774
2. Беляева В.А., Петренко А.А. Технология внедрения инноваций/ А.В.
Беляева, А.А. Петренко// Народное образование - 2010. - С.173-180 [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/shkola-perehodit-v-novoe-kachestvo-tehnologiya-vnedreniya-innovatsiy/viewer
3. Борисова Е.В. Дистанционное образование: основные современные требования и проблемы/ В.Е. Борисова// Успехи современного естествознания. - №8. - 2006. - С.80-81 [Электронный ресурс] URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary 9936394 42302224.pdf
4. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности
педагога/ Н.О. Гнездилова // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65 [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 9321020 88558785.pdf
5. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев// М.: Народное образование. - 2001.-С.128
6. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев // М.:Народное образование. - 2001. - С.128
7. Иванов А. О. Использование ИКТ на уроках технологии как
инновационный метод обучения /О.А. Иванов// Труды XI международной научной конференции “Педагогика: традиции и инновации”. - Казань. - 2018. - С. 103-105 [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32437735
8. Интернет ресурс LearningApps [Электронный ресурс] URL: https://learningapps.org
9. Интернет ресур по созданию интеллект-карт в mindmeister [Электронный ресурс] URL: mindmeister
10. Интернет ресурс для создания интерактивных игр и обучения Quizlet [Электронный ресурс] URL: http://www.sweethome3d.com/ru/download.jsp
11. Интернет ресурс интерактивной рабочей тетради skysmart.ru[Электронный ресурс] URL: https://edu.skysmart.ru/teacher
12. Информационно-коммуникационные технологии в образовании - ГОСТ Р
52653-2006 [Электронный ресурс] URL:
http://docs.cntd.ru/document/1200053103
13. Кравцова, Т. Р Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации / Т. Р Кравцова, М. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 50-52. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/274/62284/
14. Мельникова Г.Т. Модернизация и инновации в системе образования:
необходимость времени [Электронный ресурс]: Научно-издательский центр Открытое знание // 2016. URL:
http://scipress.ru/pedagogy/articles/modernizatsiya-i-innovatsii-v-obrazovanii-neobkhodimost-vremeni.html(Дата обращения: 10.05.2021 г. 23:00)
15. Миронова И.Л. Алгоритм определения критериев педагогической
инновации/Л.И. Миронова //Педагогическое образование. - 2008. - №3. - С. 125-132 [Электронный ресурс]
URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary 11761459 74580056.pdf
16. Модернизация системы образования в 2019 году: Центр управления финансами. Полезные статьи// 2019. [Электронный ресурс] URL: https://center-yf.ru/data/stat/modernizaciya-sistemy-obrazovaniya-v-2019-godu.php(Дата обращения: 10.05.2021 г. 23:00)
17. Новикова Г.П. Инновационная деятельность - важнейшее условие профессионально-личностного развития педагога/Г.П. Новикова// Педагогическое образование и наука. - №3. - Москва. - 2015. - С. 11-14
[Электронный ресурс] URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 24919732 69523599.pdf
18. Осипова П.О. Особенности построения и использования региональной
ИКТ-насыщенной образовательной среды в рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования / О.П. Осипова // Преподаватель XXI век. - №1-4. - 2011. - С. 45-59 [Электронный ресурс] URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 17318793 74680306.pdf
19. Панфилова А.А Инновационные педагогические технологии : Активное
обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с [Электронный ресурс]
URL:https://юс123.рф/wp-content/uploads/2019/06/Innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii.pdf
20. Панина С.В., Сергеева Т.И. «Готовность учителя к инновационной
деятельности в условиях реализации ФГОС» // УДК 37 - 2017. - С. 3. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/gotovnost-uchitelya-k-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-realizatsii-fgos/viewer
21. Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый //
3-е изд. учеб. пособие для студентов и пед.уч. заведений - Москва, 1998. [Электронный ресурс] URL:
https://www.studmed.ru/view/pidkasistyy-pi-pedagogika 4785bb91b35.html
22. Позднякова К.О., Кулешова В.Е. Опыт организации учебной практики
студентов - будущих учителей в условиях дистанционного обучения/ О.К. Позднякова, Е.В. Кулешова// Самарский научный вестник. - Т.9 № 3. - 2020. - С. 287-293 [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-organizatsii-uchebnoy-praktiki-studentov-buduschih-uchiteley-v-usloviyah-distantsionnogo-obucheniya/viewer
23. Приказ об утверждении порядка формирования и функционирования
инновационной инфраструктуры в системе образования [Утвержден министерством науки и высшего образования РФ от 22 марта 2019 г.]. - №21н - Москва. - 2019. [Электронный ресурс] URL:
https://docs.cntd.ru/document/554152228?marker=6540IN
24. Программное обеспечение Scrath 2. [Электронный ресурс] URL: https://scratchet.top/scratch-2-0/#download
25. Програмное обеспечение SweetHome 3D [Электронный ресурс] URL: http://www. sweethome3d.com/ru/download.j sp
26. Распоряжение минпросвещения РФ «Новая концепция предметной
области «Технология» 2019» // № P-109 - Москва - 2019. - С. 584. [Электронный ресурс] URL:
http ://mmc. che .edu54.ru/files/ attachments/article/777/Концепция%20преподавания%20предметной%20области%20Технология^£
27. Романенкова Н.Н. Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в
современной школе /Н.Н. Романенкова// Педагогические науки. - УДК 373.31 [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ikt-v-effektivnoy-realizatsii-fgos-v-sovremennoy-shkole/viewer
28. Семенова Г.Ю. Инновационная деятельность учителя технологии в условиях современной информационной среды / Ю.Г. Семенова// Труды конференции инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании - Екатеринбург, 2018. - С. 302-305 [Электронный ресурс] URL: Инновационная деятельностьучителя технологии в условиях современно
29. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред.
В.А. Сластенина - М.2002. - С. 576 [Электронный ресурс] URL: http://pedlib.ru/Books/1/0075/index.shtml
30. Слепова Б.Е. Инновационная деятельность учителя технологии, как
средство развития исследовательских умений / Е.Б.Слепова // УДК 36.08 -
С. 344-352 [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-uchitelya-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-issledovatelskih-umeniy/viewer
31. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Принят министерством образования и науки РФ от 17 декабря 2010г.]. - М. - №1897. - 2010. - С.41
32. Швайка И.О . Проблемы внедрения информационно коммуникационных
технологий (ИКТ) в систему образования РФ / О.И. Швайка//Труды конференции проблемы развития высшего образования Российской федерации на современном этапе. - Рязань, 2014. - С. 177-182 [Электронный ресурс]
URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary 22254692 37398202.pdf
33. Электронные словари и энциклопедии. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/152267
34. Юсупова Ф.Э. Сущность педагогических инноваций в системе образования /Э.Ф. Юсупова// Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 44-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ