Введение 3
Глава 1. Этико-философские основы экологической прозы 5
1.1 Основы экологической этики 5
1.2 «Царь-рыба» в творчестве В.П. Астафьева 12
1.3 Творчество Цзян Жун и «Волчий тотем» 15
Глава 2. Проблемы экологической этике в повести
«Царь-рыба» и романе «Волчий тотем» 20
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Среди глобальных проблем, обостряющихся в последние десятилетия, наибольшую озабоченность вызывает экология как внешней, так и внутренней среды обитания человека и общества. Качественно новый характер и резко возросший масштаб воздействия индустриального развития на окружающую среду привели в конце XX века к пониманию того, что влияние человека угрожает стать разрушительным и необратимым.
Проблемы экологии не могли не отразиться в литературе. В середине XX века оформляется жанр экологической прозы. Основные причины его появления — актуальность проблемы и поиск нового конфликта. В данной работе мы рассмотрим два произведения, созданных в направлении экологической прозы «Царь-рыба» В.П. Астафьева и «Волчий тотем» Цзян Жун. Эти произведения сближает не только направление, но и основная идея — взаимоотношение природы и человека. В них не рассматриваются проблемы сохранения окружающей среды, отношения человека к природе, в них главными становятся именно взаимоотношения.
Отметим, что каждое из этих произведений является вершиной творчества своего создателя. При их прочтении внимание читателя заостряется на чрезвычайно актуальных в настоящее время проблемах экологической этики. Путём сравнительного анализа данных произведений выявляется типологическое сходство в нескольких аспектах, в первую очередь в проблематике. Их сближение осуществляется на основе этического конфликта, имеющего общезначимый смысл.
Актуальность. Сопоставление произведений именно в этом контексте направлено на более глубокое постижение творчества каждого из этих авторов. До настоящего времени не только не было произведено подобного сравнительного анализа указанных произведений, но и сама проблема взаимоотношений человека и природы в творчестве Цзян Жун рассматривалась через призму идеологических штампов.
Цель работы — сравнить отражение проблем экологической этики в произведениях В.П. Астафьева «Царь-рыба» и Цзян Жун «Волчий тотем».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить теоретические основы исследования, дать определения основным понятиям;
2. провести анализ произведений «Царь-рыба» В.П. Астафьева и «Волчий тотем» Цзян Жун с точки зрения проблем экологической этики;
3. выявить сходства и различия по данному направлению в анализируемых произведениях.
Основу исследования составил комплекс методов и приёмов: прием анализа научной литературы, сравнительно-сопоставительный, структурный и биографический методы.
Объект исследования повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба» и роман Цзян Жун «Волчий тотем».
Предмет исследования основные вопросы экологической этики
Художественным материалом послужили произведения «Царь- рыба» В.П. Астафьева и «Волчий тотем» Цзян Жун.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что её результаты могут использоваться в практике преподавания русского языка как иностранного, лингвокультурологии, русской литературы для иностранных студентов.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В.П. Астафьев и Цзян Жун противопоставляют две мировоззренческие позиции, показывающие положение человека в природе: антропоцентризм и экоцентризм. Антропоцентризм исходит из того, что человек представляет собой центр биосферы, он стоит выше всех других форм жизни и стремится подчинить их себе.
Другая мировоззренческая позиция, рассматривающая отношение человека к природе, - экоцентризм. Экоцентризм подчеркивает целостность существования экологической системы и человечества: все живые существа должны мирно сосуществовать в экологической системе.
По мнению писателей, человек в противостоянии с миром природы обречен на наказание, на разрушение самого себя.
Рассмотрев повесть Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба» и роман Цзян Жун «Волчий тотем», мы выдели общее и различное в вопросах отражения проблем экологической этики.
Общее:
1. Несмотря на то, что произведения имеют под собой разные мировоззренческие основы: В.П. Астафьев раскрывает проблемы взаимоотношения человека и природы с позиции натурфилософии, а Цзян Жун с позиции конфуцианства, писатели понимают, что человек, разрушая природу, в первую очередь губит себя.
2. Место человека в природе. Человек для В.П. Астафьева и Цзян Жун это не царь природы. В природе всё связано, нарушив равновесие частей, разрушишь целое. У человека не должно быть потребительского отношения к природе.
Различия:
1. Произведение «Волчий тотем» имеет более назидательный характер. В.П. Астафьев заканчивает своё повествование в рассказах «Царь- рыба» словами: Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа. Читатель должен сам понять, попытаться ответить на эти вопросы. Он должен увидеть, что человек будет мучительно одинок, если отстранится от природы.
2. Цзян Жун же говорит о своём романе: «Моя книга - урок всему миру!». Своей книгой он показывает, как надо жить человеку. Монголы — это те люди, которые сумели слиться с природой, обрести себе тотем и найти гармонию.
3. В произведениях различен образ главных героев. Зиновий Игнатьич чувствует себя в родном селе хозяином и полноправным владельцем всех богатств природы. Браконьерство давно перестало быть для жителей села чем-то постыдным - это их обыкновенный промысел, в котором они соревнуются, не щадя ничего на своём пути. У Игнатьича - лучший дом в деревне, у него есть всё, что только душа пожелает, он имеет огромную сумму на своём счету в банке, но жажда и привычка брать от природы по-максимуму приводит его к опасной ситуации.
История, произошедшая с Игнатьичем, символизирует будущее человечества (оно попадётся в свои же ловушки), если люди не пересмотрят своё отношение с природой.
Главный герой романа «Волчий тотем», наоборот, является положительным героем, транслирующим идеи автора. Биг Лигэ спросил: «Разве трава не жизнь? Степь не жизнь? В монгольской степи трава - это жизнь». Старик Би Лигэ уверовал, что «если бы кто-нибудь испортил горы и степи, тенгри и байтмоура, боги гор, прогневались бы и послали волков за ними». Он считает, «что жил человек и волк в степи, жил и умер. Такой простой путь - уважение к природе и друг к другу».
Название в рассказе «Царь-рыба» имеет символическое значение. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть. Покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, потому что природу нужно знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней. В.П. Астафьев подводит итог многолетнему отношению к природе как к «мастерской», «кладовой», развенчивает тезис, гласящий, что человек - царь природы. Забыта истина, что в природе все связано со всем, что, нарушив равновесие части, разрушишь целое.
Идея потребительского отношения к природе есть и в произведении «Волчий тотем». Автор описывает, как люди убивают волчат, только потому, что стремятся контролировать численность волков в степи. Но это приводит к трагическим последствиям, потому что человек не должен забывать, что он не один. Его взаимодействие с окружающим миром не должно строится на принципах уничтожения и подчинения.
Анализируя отношения человека с обществом и природой, возможно предположить, что экологически правильное поведение — это не пассивно-созерцательное отношение человека к природе, а творчески-преобразующее.
1. Астафьев В.П. Собр. Соч.: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 1: Подводя итоги. 312 с.
2. Астафьев В. П. Царь-рыба: Повествование в рассказах. М.: Современник, 1982. 384 с.
3. Варакина М.И. Формирование национальной идеи экологической культуры Китая // Учёные записки ЗабГУ Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2012 №4. С. 182-188.
4. Василенко Л. И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму// Вопросы философии. - 1995. - №3. - С.41.
5. Вестник Томского государственного университета, т.266, январь 1998г.// http://www.tsu.ru/webdesign/tsu/Library.nsf/designobjects/vestnik267/Sfile /astafiev.html
6. Викторук Е. Н Этика. Лекции и материалы к семинарским занятиям. - Красноярск, 2001.
7. Дегтярёва В.В. Мифологемы водного мира в натурфилософской прозе России и США («Царь-рыба» В.П. Астафьева, «Мобби Дик», или «Белый кит» Г. Меллвила, «Старик и море» Э. Хемингуэя): монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2011.-268 с.
8. Ершов Л.Ф. Виктор Астафьев и лирико-философская проза//Рус. Лит. 1984. № 1. С. 75-89.
9. Иванченко, Н. В. Канонические конфуцианские тексты как транслятор духовных ценностей китайской культуры [Текст] / Н. В. Иванченко // Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: сб. материалов VII Междунар. науч. конф. - Чита, 2014. - С. 112-113.
10. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы : коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. 352 с.
11. Кобзев, А. И. «Великое учение» - конфуцианский катехизис [Текст] / А. И. Кобзев // Историко-философский ежегодник. - М., 1986. - С. 227-251.
12. Ланщиков А. П. Виктор Астафьев: [жизнь и творчество]/ А. Ланщиков.- М.: Просвещение, 1992.-157 с.: ил.- (Школьникам-о современных советских писателях). Этические и эстетические позиции писателя.
13. Лихачёв Д.С. Без доказательств/ РАН, Ин-т рус. Лит. (Пушкинский дом). Спб.: БЛИЦ, 1996. 160 с.
14. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Изв. Рос. акад. наук. Сер. лит. и яз. - 1993. - Т. 52, № 1. - С. 3-9.
15. Лю Цзюань. Экологическая этика в книге рассказов В. П. Астафьева «Царь рыба» // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2013. Т 12, № 2. С. 248-249.
16. Мантатов В.В. Экологическая этика: буддизм и современность / В.В. Мантатов, О.В. Доржигушаева Улан-Удэ, 1997.
17. Первые Астафьевские чтения в г. Красноярске: Материалы Всероссийской конференции 28-29 апреля 2004 г. Выпуск 1/ Отв.ред. Л.Г Самотик. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005.-524 с.
18. Петров К. М. Экология человека и культура: Учеб. пособие. СПб.: Химиздат, 1999. С.362.
19. Полякова, Д. В. Проблема экологии в рассказах В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Царь-рыба» / Д. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 795-797. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14349/(дата обращения: 19.06.2020).
20. Рябцева, Н. К. Логический анализ языка. Языки этики / Н. К. Рябцева. - М.: Яз. рус. культуры, 2000. - 77 с.
21. Смирнова А.И. «Русская натурфилософская проза 1960- 1980 годов философия, мифология, поэтика: дис. ... д-ра филол. наук. Уфа, 1995. 376 с.
22. Спринчан, С. Экологическая этика как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания / С. Спринчан, А. А. Сычев // Интеграция образования. - 2015. - Т 19, № 3. - С. 100-107
23. Творчество В.П. Астафьева: [статьи] // Науч.ежегодник
Краснояр.гос.пед.ун-та. - Красноярск, 2002.- Вып. 3, т. 2. - С. 163-197.
24. Творчество В.П. Астафьева в контексте национальной истории и
культуры: материалы Международной научно-практической
конференции, посвящённой 95-летнему юбилею В.П. Астафьева. Красноярск, 29-30 апреля 2019 г./ отв. ред. Т Н. Садырина; ред. кол.;
Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2019. - 372
с.
25. Цзян Жун. Волчий тотем. [Электронный ресурс]. URL:
https://librebook.me/wolf totem
26. Цзян Жун: час волка. [Электронный ресурс]. URL:https://magazeta.com/czyan-zhun-chas-volka-2/