Реферат
Введение 4
1 Основные понятия 6
1.1 Социальное проектирование 6
1.2 Биатлон и биатлон спорта слепых 14
1.3 Понятие рекреации 17
1.4 Психофизиологические особенности людей с нарушением зрения 21
1.5 Спортсмен-ведущий как субъект занятий по биатлону спорта слепых 23
1.6 Средства биатлона 27
2 Организация и методы исследования 33
2.1 Методы исследования 33
2.2 Организация исследования 33
3 Рекреация слабовидящих средствами биатлона как проект 355
3.1 Результаты опроса «Заинтересованность слабовидящих жителей г.
Красноярска в рекреационных занятиях с элементами биатлона» 355
3.2 Разработка проекта заявки на получение гранта Президента Российской
Федерации 411
Заключение 50
Список использованных источников 522
Приложения А-В 58-63
Статистика ООН по количеству людей с ограниченными возможностями показывает, что среди всего населения планеты их число составляет 10 %. Не последнюю роль в этом играют и особенности современной социальной ситуации. Около 20 % людей с ограниченными возможностями нуждается в медицинской помощи. Проблематика вопроса так состоит в том, что для инвалидов становится невозможным заниматься физической культурой, в силу их заболевания. С другой стороны, невозможность занятий физической культурой ставит проблему социальной неполноценности, и требует внедрения компенсирующих мероприятий [35].
В Красноярском крае количество людей с нарушением зрения составляет около семи тысяч человек, две тысячи из числа которых являются жителями города Красноярск.
Восстановление и нормализация физического состояния человека - это неотъемлемая часть его благополучия, основа его благополучия как личности. Нормализация физического состояния благоприятствует восстановлению социализации человека, выработке у него привычек и общего образа жизни, что является залогом успеха в его профессиональной деятельности. Именно поэтому потребность в нормализации физического состояния человека лежит в основе его нормальной социальной жизни.
Адаптивная физическая культура (АФК) - это система, предназначенная для мобилизации физических усилий и умений у людей с ограниченными возможностями. Цель АФК — развитие физических качеств, оптимальных для обеспечения выживания человеческого рода. Она, в свою очередь, тесно связана с психологической адаптацией, вырабатывая у человека необходимые для его полноценной жизни качества.
Физические упражнения помогают преодолеть чувство неполноценности и, кроме того, помогают совершенствовать физическое тело. Для инвалидов физические упражнения являются незаменимым средством саморазвития, которое обеспечивает их необходимым психическим, интеллектуальным и физическим ресурсам для дальнейшего движения по жизненному пути.
Объект исследования - процесс разработки социальных проектов.
Предмет исследования -Рекреация слабовидящих с использованием средств биатлона как проект.
Цель исследования - разработка проекта для рекреации слабовидящих средствами о биатлона.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие и содержание социального проектирования.
2. Уточнить понятие и содержание биатлона, психофизиологические особенности и заинтересованность слабовидящих в рекреации.
3. Составить проект заявки на примере Президентского гранта социальных проектов.
1. Социальное проектирование - это специфическая созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития социальных процессов и явлений, а также по целенаправленному изменению конкретных социальных институтов.
Этапы разработки социального проекта:
1) Характеристика аудитории проекта
2) Обоснование целей и определение задач проекта.
3) Инструментальное оснащение проекта (содержание деятельности).
4) Бюджет проекта:
5) Ресурсное обеспечение проекта
Требования к социальному проекту:
Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту; название проекта, на реализацию которого запрашивается грант; краткое описание проекта; географию проекта; срок реализации проекта; обоснование социальной значимости проекта; целевые группы проекта; цель (цели) и задачи проекта; ожидаемые количественные и качественные результаты проекта; общую сумму расходов на реализацию проекта; запрашиваемую сумму гранта; календарный план проекта; бюджет проекта; информацию о руководителе проекта; информацию о команде проекта; информацию об организации.
2. Биатлон — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Биатлон спорта слепых - разновидность биатлона для инвалидов с использованием винтовок со специальной акустической системой.
У слабовидящих и слепых по сравнению со здоровыми, хронологическое развитие психики замедлено, следовательно им присущи различные нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирования личности, двигательные и сенсорные расстройства. Поэтому при проведении 50
занятий по биатлону спорта слепых тренерам и спортсменам-ведущим необходимо учитывать помимо первичных дефектов, также и второстепенные параметры людей с нарушением зрения.
Биатлон сочетает в себе два, различных по характеру вида деятельности, упражнений: лыжной гонки и стрельбы, - что делает их взаимосвязанными и взаимозависимыми. Но так как катание на лыжах требует от человека высоких функциональных и координационных возможностей, в особенности от слабовидящих, то наиболее доступным средством занятий будет являться стрельба из акустической винтовки. Применять стрельбу можно как без физической нагрузки, так и с различными по характеру (циклическими, силовыми и пр.) вставками из физических упражнений.
3. Составлен проект заявки на получение гранта Президента Российской Федерации для реализации проекта по рекреации слабовидящих средствами биатлона, цель которого - создание благоприятных условий для рекреации средствами биатлона людей с нарушением зрения и детей инвалидов. Целевыми группами являются дети - инвалиды по зрению в возрасте от 12 до 17 лет, инвалиды и лица с ограниченными по зрению возможностями здоровья в возрасте от 18 лет и старше.
Суть проекта состоит в том, что людям с нарушением зрения и слепотой будет предоставлена возможность почувствовать себя спортсменами- биатлонистами. Благодаря специализированному оборудованию люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению смогут испытать себя в таком виде деятельности как стрельба, параллельно занимаясь физическими упражнениями.
1. Аксенова, О.Э. Технологии Физкультурно-спортивной
деятельности в адаптивной физической культуре : учебное пособие / О.Э. Аксенова, С.В. Полекаренко, Р.А. Толмачев. - Москва : Академия. 2004. - 360 с.
2. Амбарцумян, Р.М. Технологии управления региональными социально-образовательными проектами : специальность 22.00.08 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Амбарцумян Роман Михайлович; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Нижний Новгород, 2019. - 151 с.
3. Барченко, С.А. Процесс совершенствования двигательных умений и навыков у биатлонистов с нарушением зрения / С.А. Барченко, А.В. Иванов, В.Д. Емельянов, Т.В. Красноперова // Научный поиск. - 2014. - № 41. - С.5-7.
4. Бэгьюли, Ф. Управление проектом : настольная книга бизнесмена / Ф. Бэгьюли. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 208 с.
5. Воронов, Н.И. Влияние физических упражнений на студентов с нарушением органов зрения / Н.П. Воронов, О.М. Столяренко // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 6. - С. 13-15.
6. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев // Теория и практика физической культуры. - 1989. - №3. - С. 2-3.
7. Гибадуллин, И.Г. Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки биатлонистов с нарушением зрения : специальность 13.00.04 : диссертация на соискание учебной степени кандидата педагогических наук / Гибадуллин Игорь Германович; Ижевский государственный технический университет. - Ижевск, - 2005. - 208 с.
8. Голикова Е.М. Проблемы социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья / Е.М. Голикова, П.П. Тиссен // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 11. - С. 54-57.
9. Гордон, С.М. Максимизация достижений путем использования компьютерной технологии / С.М. Гордон // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 10. - С. 75-80.
10. Давиденко, М.И. Адаптивная физическая культура в образовательном пространстве школы / М.И. Давиденко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - № 2. - С. 30-33.
11. Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры : материалы к лекциям и семинарам / Б.В. Евстафьев. - Санкт- Петербург. : ВИФК, 2005. - 133 с.
12. Жилина, М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена : учебнометодическое пособие / М.Я. Жилина. - Москва : ДОСААФ, 1986. - 104 с.
13. Зайцева, Н.А. Безбарьерный туризм : учебное пособие / Н.А. Зайцева, Д.Б. Шуравина. - Москва : Кнорус, 2016. - 176 с.
14. Ибрагимов, Ю.М. Социально-проектная деятельность как средство формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы : специальность 5.8.7 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ибрагимов Юсуп Муслимович; Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова - Грозный, 2021. - 222 с.
15. Ильин, В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт : настольное руководство по внедрению системы менеджмента качества и информационных технологий / В.В. Ильин. - Москва : Вершина, 2006.-176 с....50