Реферат
Введение 4
1 Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста 7
1.1 Определение понятия «физическое воспитание» детей дошкольного
возраста 7
1.2 Особенности физического развития детей 5-6 лет 11
1.3 Особенности развития физических качеств детей 5-6 лет 14
1.4 Роль средств художественной гимнастики в физическом воспитании
детей дошкольного возраста 18
2 Организация и методы исследования 23
2.1 Организация исследования 23
2.2 Характеристика методов исследования 23
3 Результаты исследования и их обсуждение 30
3.1 Комплекс упражнений художественной гимнастики оздоровительной
направленности для детей дошкольного возраста 30
3.2 Методические указания по проведению занятий 33
3.3 Анализ результатов исследования 34
Заключение 39
Список сокращений 41
Список используемых источников 42
Приложение А 48
Приложение Б 51
Приложение В 53
Движение является основным проявлением жизни и одновременно средством гармоничного развития личности и ребенка, в частности. Культура движения включает всю совокупность двигательных качеств, в том числе и двигательную эстетику - пластичность, ритмичность, легкость, утонченность движений и двигательных умений. М.Я. Виленский характеризует двигательную культуру личности как комплексное качество, сочетающее в себе не только двигательную и художественную технику исполнения, но и широкую гуманистическую культуру личности [4, с. 16].
Художественная гимнастика - это сложно-координированный вид спорта, в котором участники соревнуются в индивидуальной программе, а также в групповых упражнениях. Соревновательная композиция гимнастки - это небольшой спектакль, имеющий свой сюжет.
Среди многообразия средств художественной гимнастики можно выделить основные и вспомогательные, как наиболее эффективные для формирования культуры движений у дошкольников в условиях заведений дошкольного образования. Основными средствами этого вида спорта являются упражнения с предметами под музыкальное сопровождение, способствующие развитию и совершенствованию тонкой координации движений, ощущению ритма, музыкальности, артистичности.
Для этого на занятиях физической культуры необходимо научить детей правильно и красиво стоять, сидеть и ходить, выполнять физические упражнения. В дошкольных учреждениях этим вопросам не уделяется должное внимание, так как во главу угла ставятся количественные показатели выполнения физических упражнений. Вместе с тем жизненные ситуации и практика требуют специальных исследований для решения проблемы формирования культуры движений детей старшего дошкольного возраста
[19, с. 224]. Культура движений подразумевает под собой многократное выполнения движений, которое формирует свободное, управляемое движение, оказывающее эстетическое воздействие на окружающих.
На сегодняшний день средства художественной гимнастики почти не используются во время процесса обучения дошкольников, поэтому проблема нашего исследование формирование культуры движения в детских образовательных учреждениях, воспитание чувства прекрасного у детей. Для внедрения средств художественной гимнастики в учебном процессе дошкольников мы будем использовать основную и вспомогательную группу средств, а именно: без предметов (повороты, равновесия, наклонности, танцевальные движения, прыжки, перекаты) и с предметами (мяч, скакалка, обруч).
Объект - физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет - комплекс упражнений из художественной гимнастики для развития гибкости, координации и ритмического восприятия детей дошкольного возраста.
Целью исследования было экспериментально обосновать эффективность применения комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости, координации и ритмического восприятия у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) раскрыть содержание физического воспитания детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть особенности физического развития детей дошкольного возраста;
3) проанализировать роль средств художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста;
4) разработать комплекс упражнений из художественной гимнастики для развития физических качеств и ритмического восприятия детей дошкольного возраста и проверить эффективность его применения.
Гипотеза - мы предположили, что комплекс упражнений, основанный на средствах художественной гимнастики более эффективен для детей дошкольного возраста для развития гибкости, координации и ритмического восприятия, чем упражнения рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Методы исследования:
• анализ научно-методической литературы;
• методы математической статистики;
• педагогический эксперимент;
• контрольное испытание;
• экспертное оценивание.
Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования могут использоваться инструкторами физической культуры в дошкольных учреждениях.
1 Физическое воспитание и развитие являются одной из предпосылок эффективности умственного, нравственного, эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Недостаточное физическое развитие и низкая физическая подготовленность дошкольников объясняются снижением их двигательной активности и приводит к частым заболеваниям.
2 Важная особенность физического развития дошкольников в том, что сенситивный период координационных способностей и гибкости приходит на возраст 5-8 лет, у детей происходит резкое увеличение чувствительности времени и пространства, подвижности связок. У ребенка активно развивается нервная система и он адекватно реагирует на пространство- временные изменения, таким образом формируется способность запоминать последовательность движений.
3 Среди различных физических упражнений важнейшее место принадлежит гимнастическим. Гимнастические упражнения - это основное содержание таких видов гимнастики, как: спортивная, художественная, акробатика, лечебная. Художественная гимнастика отличается оздоровительной направленностью, выступает универсальным средством гармоничного физического развития, способствует обеспечению формирования культуры движения, а также эффективно влияет на духовное и физическое совершенствование, коррекцию формы тела. Средства художественной гимнастики несут в себе упражнения, влияющие на все части опорнодвигательного аппарата, на функциональное состояние систем организма: слуховой аппарат, мозжечок, а также когнитивные процессы.
4 После проведения эксперимента в экспериментальной группе произошли положительные изменения показателей. Тестирование показало большой прирост таких показателей как гибкость и координация. Особенное развитие в ЭГ показал тест: ритмическое эхо.
Следовательно, разработанный комплекс можно считать эффективным для развития физических способностей детей дошкольного возраста. Анализ полученных результатов говорит о том, что наша гипотеза подтвердилась, поэтому разработанный комплекс может быть рекомендован в ДОУ для использования на занятиях физической культуры.
1 Актуальные проблемы педиатрии: резолюция XVI конгресса педиатров России с международным участием (Москва, 24-27 февраля 2012 г.).
• Режим доступа: http://www.nczd.ru/rez16.pdf
2 Андреева Н. А. Совершенствование техники выполнения упражнений с мячом на этапе предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. на получение наук. степени канд. наук по физическому. воспитания и спорта (24.00.01) / Н. А. Андреева. - М., 2015.
• 24 с.
3 Андреева Р.И. Особенности построения учебно-тренировочного процесса гимнасток-художниц / Р.И. Андреева // Молодая спортивная наука. - 2009. Т.1. С. 6-9
4 Баршай В.М., Кривсун С.Н. Физическое воспитание дошкольников
как основа здоровья современного общества // Таврический научный обозреватель. 2016. №11-3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe- vospitanie-doshkolnikov-kak-osnova-zdorovya-sovremennogo-obschestva (дата
обращения: 02.12.2021).
5 Барышникова Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. - Санкт- Петербург: Изд-во СПб, 1996. - 256с.
6 Белокопытова Ж.А. Развитие координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой /Учебное пособие. - К., 2007. - 126с.
7 Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 382 с.: ил. - (Высшее образование)
8 Винер И. А. Система, определяющая соотношение сил в художественной гимнастике на мировом уровне / И. А. Винер, Р. Н. Терехина // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта: науч.-теорет. журн. - 2015. Вып. 2 (60). - С. 19-23.
9 Винер-Усманова И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: дис. .. .доктора пед. наук (13.00.04) / И. А. Винер-Усманова. - СПб., 2013. - 208 с.
10 Винер-Усманова И. А. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути ее формирования / И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, Р. Н. Терехина. - М.: Человек, 2014. - 120 с.
11 Волошина, Л.Н. Формирование готовности и способности ребёнка- дошкольника к деятельности по охране и укреплению здоровья / Л.Н. Волошина, Л.П. Кудаланова, В.Т. Ушакова // Культура физическая и здоровье. -2010. - № 1 (26). - С. 8-13.
12 Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. - Москва, НЦ ЭНАС», 2006.
13 Галкина, И.А. Методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов в дошкольной образовательной организации по речевому развитию дошкольников / И.А. Галкина // развития дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - №3(24). - С. 175- 178.
14 Гарцуев А.В. Педагогические ситуации как способ формирования физического и психического здоровья дошкольников// Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды 3-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - СПб. Изд-во политехн. ун-та, 2008. - 374 с.
15 Гусиченко Г. П. Прыжковая подготовка в художественной гимнастике на этапе начальной специализации / Г. П. Гусиченко. - Волгоград: СДЮСШОР, 2015. - 25 с....50