ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 6
1.1 Сущность и содержание стратегии повышения конкурентоспособности
предприятия сферы услуг 6
1.2 Механизмы и факторы, влияющие на формирование стратегии
повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг 15
1.3 Методы исследования стратегии повышения конкурентоспособности
предприятия сферы услуг 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Актуальность исследования конкурентоспособности определяется тем, что за время проведенных институциональных преобразований в сфере услуг страны и ее регионах произошли фундаментальные структурные изменения: сформировалась многоукладная экономическая система рыночного типа, включающая как независимых мелких и средних предприятий сферы услуг, так и крупные интегрированные образования - сетевые предприятия, владеющие значительными организационными ресурсами, производственно- техническими и технологическими мощностями, действующими на внутреннем и международном рынках, контролирующими производственные цепочки от производства продукции и до ее хранения, транспортировки и реализации.
Эффективное функционирование и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов сферы услуг, имеет не только экономическое, но и стратегическое значение, поскольку вопросы стратегического обеспечения продовольственной безопасности страны, ее регионов, являются первостепенными и определяющими в свете современных институциональных тенденций. Данное обстоятельство приобретает повышенный интерес и внимание ученых и практиков не только в связи с вступлением России в ВТО, но в еще больше мере с особенностями ее современной интеграции в мировое сообщество. Особенно наглядным, оно становится по мере увеличения кризисных явлений в экономической системе, касающихся, прежде всего, продовольственных рынков. Устойчивость хозяйствующих субъектов сферы услуг напрямую зависит от их способности конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.
Сохранение своего статуса и продвижение в конкурентной борьбе, основывается на способности хозяйствующего субъекта, с одной стороны, аккумулировать в интересах продвижения бизнеса и технологий объективные условия и факторы, сложившиеся на рынке, и, с другой стороны, сконцентрировать воедино собственный потенциал развития. Обеспечение высокой конкурентоспособности предприятий сферы услуг на рынках - является актуальной, сложной и стратегически важной задачей в силу специфики продукции и услуг, неоднородностью территорий России, а также особенностями существования и принципами развития предприятий сферы услуг.
Перечисленные обстоятельства, аргументируют необходимость формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие основные задачи:
• исследование теоретических основ формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг;
• организационно-правовая характеристика предприятия ООО «Сервис Енисей-плюс»;
• стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия;
• оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Сервис Енисей- плюс»;
• разработка предложений по формированию стратегии повышения конкурентоспособностью предприятия сферы услуг ООО «Сервис Енисей- плюс».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Сервис Енисей-плюс». Предметом защиты в работе является предложения по формированию стратегии повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объём работы 98 стр. Список использованных источников включает в себя 50 источников
Стратегия - это логически последовательная интегрированная схема принятия решений. Это означает, что разработка стратегии должна вестись осознанно, а сама стратегия должна быть проактивтой т.е. упреждать влияние среды. Ее разработка должна предшествовать практическим действиям.
Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.
Главной задачей разработки стратегии является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации.
Конкурентоспособность организации — это ее способность вести успешную конкурентную борьбу противостоять ей. Конкурентоспособность организации определяют его сравнительные конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям, действующим на данном рынке.
Оценка конкурентоспособности предприятия представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Действительно, любой объект — это не что иное, как набор показателей качества, при изменении которых происходят количественные и качественные изменения объекта. Большинство методов оценки конкурентоспособности организаций основаны на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т.д.
Общество с ограниченной ответственностью «Сервис Енисей-плюс» создано учредителем на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» для производственно-коммерческой деятельности и получения прибыли.
Основной вид деятельности ООО «Сервис Енисей-плюс» - торговля оптовая прочей офисной техникой и оборудованием
Реализации возможностей развития ООО «Сервис Енисей-плюс» способствуют такие факторы, как рост продаж оргтехники за счет влияния короновирусной пандемии, автоматизация складского хозяйства, а также наличие устойчивых хозяйственных связей с большим количеством клиентов.
К угрозам можно отнести высокий уровень инфляции, снижение доступности кредитных ресурсов, усиление конкурентной борьбы.
Проведенный анализ внутренней среды позволил выявить следующие сильные стороны: большой профессиональный опыт работников, преобладание основного персонала, наличие постоянных клиентов, как частных лиц, так и в лице юридических и физических лиц
Проведенный анализ внутренней среды позволил выявить следующие слабые стороны: высокая текучесть кадров, падение экономической эффективности хозяйственной деятельности, ограниченные инвестиционные возможности
Процесс стратегического управления, осуществляемый на фирме имеет свои слабые места. Наиболее неэффективным является этап анализа альтернатив и выбора стратегии, поскольку руководство организации при выборе стратегии руководствуются лишь SWOT-анализом не проверяя на соответствие целям организации, а этого, как показал анализ, недостаточно. При оценке стратегических альтернатив и выборе стратегии фирме необходимо использовать и другие методы, такие как, матрица «возможностей по товарам/рынкам», БКГ и др., что приведет к выбору более качественной стратегии, а это является несомненно решающим фактором в условиях ужесточении конкурентной борьбы. Также слабым звеном является этап оценки выбранной стратегии, поскольку на предприятии не используется комплексная система оценки, а лишь анализируются показатели деятельности, что приводит к необъективности, не дает возможности увидеть недостатки и сформировать меры по корректировке выбранной стратегии.
На основе поставленной цели для организации была предложена стратегия повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Сервис Енисей-плюс», которая бы полностью реализовала внутренней потенциал организации и использовала возможности, предоставляемые контрагентами.
Одним из направлений формирования стратегии повышения конкурентоспособностью предприятия сферы услуг является предложение комплексного сервисного обслуживания предприятий (аутсорсинг сервисных услуг)
Передача обслуживания оргтехники на аутсорсинг позволит предприятиям оптимизировать работу ИТ-отдела и сконцентрироваться на приоритетных ИТ-задачах.
После разработки и предложения аутсорсинга сервисных услуг организационная структура управления не изменится, добавится количество сервисных инженеров..
Одним из направлений формирования стратегии повышения конкурентоспособностью предприятия сферы услуг является развитие человеческого капитала через командообразование
Оценка эффективности формирования стратегии повышения конкурентоспособностью предприятия сферы услуг доказала его целесообразность, поскольку обеспечивается не только прирост основных показателей деятельности, но и повышается эффективность системы управления в целом.