Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ВИДЕОПОДКАСТОВ

Работа №150225

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 4
1 Теоретические основы формирования социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней школы 8
1.1 Понятие социокультурной компетенции обучающихся в старших
классах средней школы 8
1.2 Основы формирования социокультурной компетенции
обучающихся 14
1.3 Видеоподкаст: определение, назначение, методическое обеспечение
на уроках иностранного языка 21
1.4 Анализ деятельности учителей по использованию англоязычных
видеоподкастов на уроках иностранного языка в старших классах в процессе формирования социокультурной компетенции обучающихся 27
2 Опытно-экспериментальная работа по использованию англоязычных видеоподкастов на уроках иностранного языка при формировании
социокультурной компетенции 34
2.1 Констатирующий этап 34
2.2 Этапы, сущность опытно-экспериментальной работы 40
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Заключение 60
Список использованных источников 62

На протяжении всей истории человечества разные культуры и народы постоянно взаимодействовали друг с другом. Иногда это приводило к взаимопониманию, иногда к противостоянию, вплоть до военных конфликтов. Каждый исторический период характеризовался своим, характерным для него подходом к пониманию сущности взаимодействия культур. Несомненно одно: в настоящее время культурная и личностная идентификация всех живущих на Земле людей имеет свою специфику, но осознание важности влияния различных народов и культур друг на друга сегодня является ключом к пониманию изменений, происходящих в современном мире. Если этот принцип взаимодействия культур по каким-либо причинам нарушается, то последствия могут носить тяжелый характер, вплоть до военных конфликтов.
Поэтому трудно переоценить важность воспитания в подрастающих поколениях таких важных качеств, как толерантность, уважение к культуре других народов, стремление узнать и понять чужую культуру с целью осуществления диалога культур. В связи с этим в образовании вообще и иноязычного в частности, актуализируется важность формирования у обучающихся социокультурной компетенции как части коммуникативной компетенции [29].
Формирование социокультурной компетенции имеет широкий контекст. Именно этот вид компетенции обучающихся помогает реализовать важные принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования: любовь к Родине, воспитание патриотизма и гражданственности, а также защита и формирование образовательной системой национальных и культурных традиций, развивающихся в условиях многонационального государства и мира в целом.
Проблема формирования социокультурной компетенции изучается широко, как у нас в стране, так и за рубежом. Следует отметить работы отечественных ученых Н.Д. Гальсковой, П.В. Сысоева, В.В. Сафоновой, Л. В. Кудрявцевой и др.
Вместе с тем, как показывает опыт, задача формирования социокультурной компетенции не решается в полной мере в школьном иноязычном образовании. Одной их причин, на наш взгляд, является тот факт, что в процессе обучения иностранному языку не всегда корректно используются современные средства обучения и при этом не учитываются возрастные особенности обучающихся. Одним из таких средств является, на наш взгляд, видеоподкаст при обучении иностранному языку.
Решению данной проблемы посвящено проведенное нами исследование.
Цель нашего исследования заключается в анализе и практической апробации возможностей использования англоязычных видеоподкастов для формирования социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней школы.
В формулировании гипотезы мы исходим из того, что эффективность формирования социокультурной компетенции обучающихся повысится, если в процессе обучения будут задействованы обучающие возможности англоязычных видеоподкастов и соблюдены условия их использования.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку обучающихся в старших классах в средней школы.
Предметом исследования является использование англоязычных видеоподкастов в качестве средства формирования социокультурной компетенции обучающихся старших классов средней школы.
В соответствии с целью были выдвинуты следующие задачи:
1) раскрыть понятие социокультурной компетенции обучающихся в старших классах средней школы;
2) проанализировать назначение и методическое обеспечение применения видеоподкастов на уроках иностранного языка;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном обществе иностранный язык, как и любой учебный предмет, является существенным, формирующим личность, фактором, который необходим для разностороннего развития обучающихся и полноценной реализации их возможностей в будущей самостоятельной жизни. При этом достижение ощутимых результатов невозможно без усиления лингвострановедческих аспектов изучения языка. Проблема формирования социокультурной компетенции учащихся представляет большой интерес в практической деятельности.
В результате анализа научно-педагогической литературы в ходе теоретического исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы выяснили, что компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий, а социокультурная компетенция - комплекс обширных знаний о стране и людях, проживающих в ней, социально-культурных аспектах страны совместно с готовностью и возможностью применять полученные знания в общении с носителями другой культуры и языка.
Было выявлено, что социокультурная компетенция состоит из следующих компонентов: культурологический, социально-психологический,
социолингвистический, лингвострановедческий.
В социокультурной компетенции можно выделить особые субкомпетенции: страноведческая субкомпетенция, поведенческая
субкомпетенция, психологическая субкомпетенция, лингвокультурная субкомпетенция.
Мы выделили и кратко охарактеризовали средства, которые лучше всего способствуют формированию социокультурной компетенции. В рамках нашей работы мы уделили внимание технологии видеоподкастинга.
Работая на уроках с англоязычными видеоподкастами, обучающиеся развивают не только навыки чтения, но и обогащают свой словарный запас, а также свою коммуникативную и социокультурную компетенцию. Во время такого вида работы происходит знакомство с культурой страны изучаемого языка. Нельзя недооценивать многоплановость и эффективность использования англоязычных видеоподкастов в процессе формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.
В практической части нашего исследования была проведена опытно­экспериментальная работа. На констатирующем этапе мы выяснили, что у учащихся на данном этапе преобладает низкий уровень развития социокультурной компетенции. Далее на формирующем этапе нами была разработана серия заданий на основе использования англоязычных видеоподкастов.
На последнем этапе - контрольном мы провели оценку эффективности проделанной работы и пришли к выводу, что в экспериментальной группе, реализующей обучение с применением англоязычных видеоподкастов на уроках иностранного языка, процент учащихся с низким уровнем социокультурных субкомпетенций снизился, в то время как процент учащихся с высокими средним уровнем вырос.
Эффективности работы с видеоподкастом способствовало выполнение педагогических условий.
Таким образом, результаты исследования указывают на целесообразность использования англоязычных видеоподкастов с целью формирования социокультурной компетенции у учащихся на уроках английского языка в старшей школе. Цель исследования достигнута, задачи решение, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Агафонова, Л. И, Аникина, Ж. С. Дидактико-методические особенности использования подкастов при обучении иностранному языку / Л. И. Агафонова, Ж. С. Аникина // Вестник Томск. гос. пед. ун-та. - 2009. - № 4. - С. 23-27.
2. Ажель, Ю. П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков / Ю. П. Ажель // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 369­371.
3. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов (теоретическое и практическое преподавание языков) / Э. Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Санкт- Петербург : Златоуст, 2019. - 334 с. -ISBN 5-86547-138-4.
4. Андреев, А. В. Практика электронного обучения / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. - Таганрог : Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
5. Андронкина, Н. М. Лингвокультурные концепты как компоненты содержания обучения иностранному языку на старших курсах языкового вуза / Н. М, Андронкина // Вестник Томского государственного университета: общенаучный периодический журнал. Бюллетень оперативной научной информации. № 60. Февраль 2006. Картина мира (лингвистические и этнокультурные аспекты). - Томск: ТГУ, 2006. - 128 с. - С. 33 - 38.
6. Андронкина, Н. М. Формирование лингвосоциокультурной компетенции в обучении иностранному языку / Н. М. Андронкина // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. - Бийск, 2002. - С. 42-43.
7. Безус, С. Н. Обучение элементам делового письма учащихся старших классов средней школы: на материале английского языка : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Безус Светлана Николаевна : Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2004. - 24 с.
8. Большой оксфордский толковый словарь английского языка = Oxford school dictionary: 45000 слов и выражений / под ред. А. Делаханти и Ф. Макдональда. - Москва: ACT; Oxford: Астрель, 2005. - 807 с. - ISBN 5-17­031069-2.
9. Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: методическое руководство, 4-е издание / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. - Москва : Русский язык, 1990. - ISBN 5-200-01076-4.
10. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - Москва : Академия, 2004. - 336 с. - ISBN 5-7695-1381-0.
11. Генишер, Э. 3. Обучение аудированию / Э. 3. Генишер // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2001. - №1. - С. 57-60.
12. Грибова, Н. С. Методика формирования социокультурной компетенции студентов направления подготовки (специальности) «лечебное дело»: (монография) / Н. С. Грибова. - Курск : Учитель, 2015. - 136 с. - ISBN 978-5-905949-65-4.
13. Диева, Д. В. Роль использования видеоматериалов на уроке
иностранного языка в формировании коммуникативной компетенции на примере немецкого обучающего видеосериала Jojo sucht das Gluck / Д. В. Диева // Инфоурок. 23.05.2018. - URL:https://infourok.ru/rol-ispolzovaniya- videomaterialov-na-urokah-inostrannogo-yazika-v-formirovanii-inoyazichnoy- kommunikativnoy-kompetencii-na-prime-3053099.html (дата обращения
07.02.2022).
14. Елина, Е. Н. Формирование социокультурной компетенции у студентов высших учебных заведений / Е. Н. Елина // «Лингвауни-98». Третья Международная конференция ЮНЕСКО. Москва. 3-7 июня 1998. - Москва : МГЛУ, 2014. - С. 35-38.
15. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001 . - 752 с. - ISBN 5-318-00236-6.
... всего 40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ