Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №150217

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Теоретические аспекты изучения проблемы проявления страхов у детей
старшего дошкольного возраста 8
Подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме детских
страхов 8
Причины и проявление страхов у старших дошкольников 12
Методы коррекции страхов у детей старшего дошкольного
возраста 18
Экспериментальное изучение и коррекция страхов у детей старшего
дошкольного возраста 23
Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 23
Описание системы занятий, направленных на коррекцию страхов у детей
старшего дошкольного возраста 31
Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 37
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А Конспекты системы занятий по коррекции страхов у старших дошкольников 52
Приложение Б Буклет «Детские страхи и способы их коррекции» 65
Приложение В Результаты повторной диагностики, полученные по методике «Страхи в домике» (авторы - А. И. Захаров, М. А.
Панфилова) 66


Страх представляет особый интерес для психологичекой науки, что связано с широким распростронением данной эмоции среди людей. Однако, несмотря на негатив, который, на первый взгляд, несет в себе данная эмоция, страх является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, необходимой составляющей для познания окружающего мира.
В последние годы ученые отмечают увеличение детей со страхами, тревожностью и повышенной возбудимостью. Детские страхи имеют временный характер и обусловленны возрастными особенностями.
В будущем, на психологическом и эмоциональном развитии ребенка могут негативно сказаться сохраненные с детства страхи. Страхи могут являться предпосылками для проявления неврозов и всевозможных психических расстройств. Изучение страхов дает возможность правильной и своевременной коррекции данной проблемы. Следовательно, важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы принять меры в преодолении и коррекции наиболее выраженных страхов у ребёнка.
В связи с актуальностью проблемы целью данного исследования является изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста и возможности их коррекции.
Объект исследования - детские страхи.
Предмет исследования - коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Провести экспериментальное исследование, направленное на изучение проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и реализовать систему занятий, направленную на коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста, определить ее эффективность.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Эмпирические методы: проективный метод (методика «Страхи в домиках» (авторы - А. И. Захаров, М. А. Панфилова) и методика «Сказка» (автор - Луиза Дюсс)).
Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных психологов, таких как: А. И. Захаров, Е. П. Ильин, А. М. Прихожан, исследующих причины и особенности проявления страхов у детей.
Экспериментальная база исследования представлена МБДОУ д/с №9 «Звёздочка» города Енисейск. В исследовании приняли участие 16 детей (8 девочек и 8 мальчиков) из старшей группы «Акварельки».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы, вслед за
Е. П. Ильиным, определяем страх как эмоциональное состояние, являющееся отражением защитной биологической реакции человека на переживаемые им мнимые или реальные опасности, либо бессознательным чувством тревоги, связанным с предчувствием реальной опасности.
Ученые выделяют разные виды страхов: природные, социальные, ситуативные и личностные страхи. Кроме того, А. И. Захаровым выделены основные причины детских страхов, такие как: частое напоминание ребенку о его страхах, колкости и насмешки над боязнью чего-либо, авторитарное поведение взрослых по отношению к ребенку, присутствие пугающего объекта в жизни ребенка, наказание за любое проявление эмоций, неблагополучная обстановка в семье, гиперопека родителей над ребенком. Также, для детей старшего дошкольного возраста характерными проявлениями являются - страха нападения, болезни, смерти, темноты, страшных снов, природных стихий, героев сказок и мультфильмов.
Обобщая точки зрения отечественных и зарубежных психологов, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными методами коррекции детских страхов, являются: изотерапия, игровая терапия, сказкотерапия, музыкальная терапия.
Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста, на базе МБДОУ «Детский сад №9 «Звёздочка» города Енисейск. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы «Акварельки» в количестве 16 человек, из которых 8 девочек и 8 мальчиков с использованием следующих методик: методика «Страхи в домике» (авторы А. И. Захаров, М. А. Панфилова); методика «Сказка» (автор - Л. Дюсс).
На основании результатов первичной диагностики определены две группы детей:
5 человек (31%) - контрольная группа, в которую вышли дети, уровень страха которых соответствует норме;
11 человек (69%) - экспериментальная группа, в которую вошли дети с высоким уровнем страха.
В ходе выполнения работы нами разработана система занятий, направленная на преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста. На занятиях используются приемы изотерапии, игровой терапии, сказкотерапии и музыкальной терапии.
Разработанная система занятий, направленных на коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста, ориентирована на решение таких проблем как: преодоление страхов, развитие коммуникативных навыков, развитие уверенности, социальной адаптации, стрессоустойчивости.
Сопоставив результаты первичной и повторной диагностики страхов у старших дошкольников, мы пришли к выводу, что представленная нами система занятий может быть использоваться для коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.



Абакумова, Т. В. Философские аспекты феномена страха / Т. В. Абакумова. - Якутск : Академия, 2000. - 18 с.
Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования / К. В. Адушкина. - Екатеринбург, 2017. - 53 с.
Айке, Д. Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления / Д. Айке. - Москва : Менеджмент, 2014. - 215 с.
Андрусенко, В. Н. Социальный страх / В. Н. Андрусенко. - Свердловск : Академия, 1991. - 456 с.
Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер. - Санкт-Петербург : ДОРВАЛЬ, 2013. - 90 с.
Битнер, А. Д. Страхи дошкольников / А. Д. Битнер // Научные достижения и открытия современной молодёжи. -2017. - № 9. - С. 45-50.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Питер, 2008. - 398 с.
Гольева, Г. Ю. Исследование психолого-педагогической коррекции страхов у детей младшего школьного возраста / Г. Ю. Гольева // Концепт. - 2015. - № 2. - С. 35-36.
Гуров, Я. Р. Детские страхи / Я. Р. Гуров // Устойчивое развитие науки и образования. - 2019. - № 8. - С. 12-17.
Долгова, В. И. Модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет / В. И. Долгова // Научнометодический журнал. - 2016. - № 7. - С. 84-89.
Жуков, Б. Е. Какая самая распространенная фобия у людей / Б. Е. Жуков // Вокруг света. - 2020. - № 1. - С. 80-81.
Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 313 с.
Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха /
А. И. Захаров. - Санкт-Петербург : Гиппократ, 1995. - 125 с.
Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков / А. И. Захаров.
Санкт- Петербург : Медицина, 1988. - 200 с.
Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии : монография / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 175 с.
... всего 44 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ