Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типология словообразовательных моделей искусственного языка в произведении Э. Берджесса «Заводной апельсин»

Работа №150216

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Искусственные языки: теоретический аспект 6
1.1. Описание и классификация искусственных языков 6
1.2. Международный искусственный язык и интерлингвистика 22
1.3. Искусственные языки в художественной литературе 25
Выводы к 1 главе 28
Глава 2. Словообразовательные модели современного английского языка 29
2.1. Способы словообразования в современном английском языке 30
2.2. Словообразование в авторских искусственных языках 37
Выводы ко 2 главе 43
Глава 3. Виды словообразования в языке надсат 45
3.1. Аффиксация 46
3.2. Усечение 48
3.3. У сечение + аффиксация 48
3.4. Словосложение 49
Выводы к 3 главе 52
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 1 59
Приложение 2 61

Вопрос о значимости искусственных языков в художественной литературе обозначился со всей очевидностью во многих национальных литературах XX века. Используемые писателями для решения различного рода задач искусственные или вымышленные языки отражают специфику эпохи и культуры той цивилизации, которую описывает автор. Они могут отражать специфику вымышленного мира, который создавался вокруг языка, как например, в сказочном эпосе Дж. Р. Р. Толкина ( «Хоббит», «Властелин колец»), могут вовлекать читателя в игровые отношения с текстом, как в произведении Э. Берджесса («Заводной апельсин») и В. Набокова («Под знаком незаконнорожденных») или же служить подтверждением для теории информации как у В. Гавела (пьеса «Меморандум»). При любых условиях введения в текст, искусственные языки занимают значительное, а порой лидирующее место в его поэтике.
С точки зрения рассмотрения лексико-морфологических особенностей искусственного языка интересен вопрос о способах словообразования, используемых в данном языке. Попытка анализа словообразовательных моделей искусственного языка позволяет судить об индивидуальном творческом стиле ав-тора. Для современного языкознания проблема авторского идиостиля является одновременно и традиционной и актуальной.
Объектом нашей работы является вымышленный язык Э. Берджесса в романе «Заводной апельсин».
Предмет работы - словообразовательные модели искусственного языка Э. Берджесса в романе «Заводной апельсин».
Актуальность темы данного исследования выражена в изучении и клас-сификации словообразовательных моделей авторского языка Э. Берджесса, что вносит определенный вклад в решение общих проблем современной лексикологии и в исследование авторского стиля Э. Берджесса в частности, творчество которого способствует созданию всесторонней характеристики английской постмодернистской лингвокультуры.
Цель исследования - определить, какие способы словообразования существует в авторском языке, и какие словообразовательные модели являются более или менее продуктивными у данного автора.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие за-дачи:
1. Изучить теоретическую сторону таких аспектов, как «искусственный язык», «интерлингвистика» и «международный искусственный язык»;
2. Описать искусственные языки, используемые в художественной литературе;
3. Изучить теоретический аспект понятия «словообразование»;
4. Описать наиболее продуктивные способы словообразования в современном английском языке;
5. Определить, используемые Э. Берджессом словообразовательные модели на материале искусственного языка в романе «Заводной апельсин»;
6. Проанализировать продуктивность словообразовательных моделей.
Методологической основой для нашей работы служат труды выдающихся ученых. Актуальные вопросы интерлингвистики освещаются в работах таких лингвистов и филологов как С. Н. Кузнецов, М. И. Исаев, В. П. Григорьев, А. Д. Дуличенко и др. Освещая аспект понятия «словообразования», мы обращаемся к работам Ю. С. Маслова, Е. С. Кубряковой,
A. Н. Елдышева, И. В. Арнольд и др. Проблема словообразования в искусственных языках не достаточно широко освещена в лингвистической литературе, но мы все же находим работы, направленные на изучение этого аспекта у таких авторов, как М. В. Окс, С. Г. Шишкина, П. С. Дронов, Л. И. Иванова и
B. А. Михайлова.
В качестве основных методов исследования в работе были использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования, метод кон¬тентанализа текста, метод структурного анализа, описательный метод, метод анализа и синтеза....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


И в XVII веке и сегодня искусственные языки вызывают интерес у лингвистов всего мира. Ученые работают над проблемами интерлингвистики, рассматривая такие вопросы как, история возникновения искусственных языков, их классификация, роль и функции, область употребления и т.д.
Начиная с XIX столетия, когда успешная коммуникация в области международных отношений стала одной из важнейших задач человечества, искусственные языки создавались для выполнения роли языка международного общения. Языки, типа эсперанто обладают упрощенной грамматической и фонетической системой, поэтому их легко изучать представителям разных национальностей. В наше время искусственные языки в большей степени являются частью художественных литературных и кинематографических произведений. Там, где создаются вымышленные миры, с несуществующими в реальности героями, мы обязательно встречаемся с искусственными языками, будь то кино, литература, компьютерные игры и др. Искусственные языки становятся частью нашей культуры, поэтому мы не можем не изучать явления происходящие в них.
Изучение грамматического строя любого языка, будь то естественный или искусственный язык, дает нам понимание об особенностях структуры и тенденций к развитию данного языка. Именно поэтому изучение такого аспекта как словообразование в искусственных языках в целом и в авторском языке
Э.Берджесса в частности, является ключевым в нашем исследовании.
Мы определили, что создавая искусственный язык (надсат), автор пользу-ется существующими в современном английском языке словообразовательными моделями, используя при это самые продуктивные модели. Но в то же время, он проводит уникальный языковой эксперимент, используя за основу не английские слова, а русские, но записанные латиницей. Этот эксперимент становится значительным препятствием для англоязычного читателя, не знакомого с русским языком. Использование русских корней для создания языка может быть объяснено тем, что автор побывал в Советском Союзе незадолго до написания романа.
В ходе исследования было выявлено 108 словообразовательных моделей, 45,39% которых приходится на аффиксальный способ словообразования, 38,89% на способ усечение + аффиксация, 12,04% на способ усечение и 5,56% на словосложение.
Полученные результаты могу быть использованы при дальнейшем анализе искусственного языка Э. Берджесса; так же приведенная нами классификация, может стать теоретической основой для анализа грамматического строя других авторских искусственных языков.


1. Свободная энциклопедия, Википедия [электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/(дата обращения: 05.02.17).
2. Волков А.Г. Язык как система знаков. - М.: Изд. Московского универ-ситета, 1966. - 88 с.
3. Кузнецов С. Н. Краткий словарь интерлингвистических терминов. Проблемы международного вспомогательного языка. - М.: Наука, 1991. - 263 с. - С.171-228.
4. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. - 4-е изд. испр. и доп. - Назрань: ООО Пилигримм, 2005. - 376 с.
5. Исаев М.И. Столетие планового вспомогательного языка эсперанто (идея, реализация, функционирование). Проблемы международного вспомога-тельного языка: сборник. - М.: Наука, 1991. - 118 с.
6. Кузнецов С. Н. Основные этапы становления интерлингвистической теории. Проблемы международного вспомогательного языка. - М.: Наука, 1991. - 263 с. - С.25-40.
7. Дуличенко А.Д. К истории и современному состоянию интерлингви-стики. Плановые языки: Итоги и перспективы: Тез.докл.конф.по интерлингви-стике. - Тарту: Тартуский государственный университет, 1987. - С.35-40.
8. Мельников А.С. Лингвокультурологические аспекты плановых между-народных языков (на фоне этнических). - Ростов-на-Дону: изд-во РГПУ, 2004. - 632 с.
9. Orwell G. Politics and the English language [электронный ресурс]: URL: http://www.mtholyoke.edu/.../orwell46.htm(дата обращения: 15.04.17).
10. Шишкина С.Г. Язык как инструмент социального воздействия: «Новояз» Джорджа Оруэлла// Известия высших учебных заведений. Серия: гу-манитарные науки. - 2011. - №1. - С.69-72.
11. Окс М.В. Вымышленные языки в поэтике англоязычного романа XX века: на материале романов "1984" Дж. Оруэлла, "Заводной апельсин" Э. Берджесса, "Под знаком незаконнорожденных" и "Бледный огонь" В. Набокова [электронный ресурс]: URL: http://www.dissercat.com(дата обращения: 28.03.17).
12. Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. -М.: Наука, 1978. - 116 с.
13. Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. ву¬зов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1987. - 272 с.
14. Дубенец Э.М. Лексикология современного английского языка. - М.: Глосса-Пресс, 2002. - 192 с.
15. Мороховский А.Н., Воробьева О.П. Стилистика английского языка. - Киев: Головное издательство издательского объединения «Вища школа», 1994. - 241 с....(40)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ