Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием 10
1.1. Эмоциональная регуляция поведения: понятие, компоненты,
характеристики 10
1.2. Становление эмоциональной регуляции поведения в детском и
возрасте 21
1.3. Проблема изучения эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием в отечественной и зарубежной психологии..30 Выводы по первой главе 37
Глава II. Экспериментальное изучение эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием 39
2.1. Модель и организация исследования эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием 39
2.2. Особенности эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием 49
Выводы по второй главе 64
Глава III. Программа психологической коррекции эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием 67
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием 67
3.2. Основные направления, формы и методы психологической коррекции
эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием 77
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 86
Выводы по третьей главе 93
Заключение 95
Список использованной литературы 99
Приложение
Актуальность исследования.
Эмоции - это сложные психические явления и неотъемлемая часть жизнедеятельности любого человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем окружающих, можем судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на общение или совместную деятельность. Современные исследования свидетельствуют, что люди из разных культур способны воспринимать выражения человеческого лица и определять по нему, что чувствует человек в данный момент. С помощью эмоций мы по-разному реагируем на события происходящие вокруг нас. Они имеют огромное влияние на наши мысли, действия и отношение к тому или иному объекту или ситуации.
В отечественной психологической науке исследования эмоций представлены в работах: Л.С. Выготского (1968, 1984), А.В. Запорожца (1986), Н.Н. Ланге (1914, 1996), П.В. Симонова (1996, 1997), Е.П. Ильина (2001), А.Н. Леонтьева (1971) и др. Авторы указывают на несомненную роль эмоций в жизнедеятельности человека. Эмоции выступают необходимым, связующим звеном между личностью и социальной средой.
В настоящее время существенно возрос интерес общества к проблеме эмоционального развития и восприятия. Процесс восприятия является обязательной составляющей частью общения между людьми. Вступающие во взаимодействие, оценивают уровень взаимопонимания, формируют свое представление о партнере по общению, оценивают его как личность. В процессе общения каждый из участников стремится воссоздать в сознании внутренний мир другого.
Способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими является одной из важнейших компетенций, обеспечивающих полноценное функционирование индивида в современном обществе. Изучению компетентности, как способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, посвящены работы ряда отечественных и зарубежных авторов: И.Н. Андреевой (2003), Н.М. Иовчука (2001), Е.В. Коблянской (1995), В.Н. Куницыной (1995), Е.В. Либиной (1996), Д, Майера (1990), П. Саловэйя (1990), Е.е. Шиловой (2000), Т.И. Шульги (1996), Г.В. Юсуповой (2006), Е.Л. Яковлевой (1997) и др.
Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития навыков распознавания элементов невербального поведения. По мнению М. Г. Агавелян (1998), А. Ю. Заровняевой (2002), Н. И. Кинстлер (2000), Н. Л. Коломинского (1972), Н. В. Масленниковой (2004), подростки с психическим недоразвитием в процессе взаимодействия с другими людьми часто сталкиваются с трудностями отражения информации о человеке, с ориентацией в ней, а также с опознанием и реагированием на неё. Незрелость интеллекта, свойственная подросткам с легкой степенью умственной отсталости, определяет трудности на уровне понимания и распознавания своих и чужих эмоций, что в свою очередь приводит к упрощению жизненной направленности, обеднению взаимосвязей с окружающим миром. Всё это отрицательно сказывается на последующей социализации данного контингента школьников в современном обществе.
Важно отметить, что именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребёнка, оформляются в различные феномены нарушений в поведении, создают сложности в межличностном взаимодействии со взрослыми и сверстниками, затрудняют процессы обучения и воспитания данного контингента школьников, приводят к дополнительным трудностям в их адаптации и социализации.
В связи с этим, большую актуальность приобретает своевременное изучение эмоциональной регуляции поведения подростков с психическим недоразвитием. Своевременная психологическая программа по коррекции эмоциональной регуляции поведения данного контингента школьников позволит преодолеть трудности связанные с особенностями их эмоционального реагирования, а так же позволит улучшить процессы социализации и интеграции подростков с психическим недоразвитием в условиях современного общества.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием; теоретическом обосновании, разработке и внедрении в практику психологической программы по коррекции эмоциональной регуляции поведения изучаемого контингента школьников.
Объект исследования. Эмоциональная регуляция поведения школьников с психическим недоразвитием.
Предмет исследования. Психологическая программа по коррекции эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием являются трудности в восприятии, вербализации и регуляции эмоционального реагирования. Эффективность коррекции эмоциональной регуляции поведения изучаемого контингента школьников может быть повышена при условии использования разработанной нами программы.
Цель исследования. Изучить особенности эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы психологической коррекции эмоциональной регуляции поведения изучаемого контингента школьников.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Изучить особенности эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы психологической коррекции эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием и определить её эффективность.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей и возрастной психологии (Л.С. Выготский, 1982, 1983; А.Н. Леонтьев, 1956, 1972; В.С. Мухина, 2000; Л.Ф. Обухова, 1995; и др.); учения о сущности и механизмах развития эмоций (В. К. Вилюнас, 1984; Л.С. Выготский, 1968, 1984; А.В. Запорожец, 1986; К. Э. Изард, 1980; Е.П. Ильин, 2001; П.Л. Лафренье, 1995, 2004; С.Я. Рубинштейн, 1945; П.В. Симонов, 1996; и др), психолого-педагогические представления о становлении эмоциональной грамотности в онтогенезе (В.Н. Куницына, 2001; Д.В. Люсин, 2004; Т. П. Гаврилова, 1976; А. Д. Кошелева, 1985; К. Д. Радина, 1971; Н.Ю. Верхотурова, 2012, 2018 и др.); психокоррекционные технологии изучения и коррекции различных аспектов эмоционального реагирования по отношению к учащимся с нарушением интеллектуального развития (О.К. Агавелян, 1998; Е.С. Дробышева, 1998; Н.Ю. Верхотурова, 2010; и др.)
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической, медицинской и специальной литературы по проблеме исследования; ко вторым - наблюдение, опрос, констатирующий и формирующий эксперимент. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки и интерпретации результатов исследования.
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики: «Опросник Басса - Дарки» (1957), в адаптации Н.Ю. Верхотуровой (2010); «Hand тест» Э. Вагнера (2001), в адаптации Т.Н. Курбатовой, О.И. Муляр (2001); проективная методика «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) Дж. Бука и Л. Кауфмана (1948), в модификации Р.В. Беляускайте (1987).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием, трудностях восприятия, понимания и регуляции эмоционального реагирования изучаемого контингента детского возраста.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие особенности эмоциональной регуляции поведения и их коррекцию по средствам формирования умений эмоциональной грамотности школьников с психическим недоразвитием, могут быть использованы психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детского возраста.
Организация исследования. Базой исследования явилось Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида № 5». В эксперименте участвовало 20 учащихся 8-х классов и 4 педагога школы. Возраст испытуемых 15—16 лет. В исследовании принимали участие учащиеся с клиническим диагнозом F70 «Легкая степень умственной отсталости».
Исследование проводилось в период с 2018 г. по 2020 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (сентябрь 2018 — январь 2019) - анализ общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования и определение её современного состояния;
Второй этап (февраль 2019 — март 2019) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение его теоретических основ, целей и задач. Уточнение объекта и предмета исследования; определение методологических основ реализуемого исследования. Разработка экспериментальных планов и модели исследования по изучению эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием.
Третий этап (апрель 2019 — июль 2019) - подбор и адаптация диагностического инструментария для экспериментального исследования. Выявление особенностей развития эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием на основании отобранных диагностических методов и методик. Количественный и качественный анализ результатов исследования и их последующая интерпретация.
Четвертый этап (август 2019 — май 2020) - разработка программы психологической коррекции эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием. Определение основных направлений, форм и методов психологической коррекции на основании выявленных результатов констатирующего эксперимента. Реализация программы психологической коррекции.
Пятый этап (июнь 2020 — октябрь 2014) - Реализация контрольного эксперимента. Количественная и качественная обработка результатов исследования. Оценка эффективности реализованной программы психологической коррекции эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием. Формулирование выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 100 источников. Включает 6 таблиц, 10 гистограмм
Данная работа посвящена изучению особенностей эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием и разработке психокоррекционной программы по формированию умений эмоциональной регуляции поведения у данного контингента школьников.
Формирование умений эмоциональной регуляции поведения у школьников с психическим недоразвитием является одной из необходимых условий их успешного обучения и воспитания в условиях специальной коррекционной школы, а так же эффективной социализации и интеграции данного контингента школьников в современном обществе.
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что эффективность коррекционной работы с учащимися, имеющими психическое недоразвитие, будет повышена, при условии использования разработанной нами программы, направленной на формирование умений эмоциональной регуляции поведения у изучаемого контингента школьников.
Для подтверждения гипотезы нами было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей эмоциональной регуляции поведения у школьников с психическим недоразвитием, в процессе которого были использованы следующие методики:
1. Анкета по выявлению особенностей эмоционального реагирования учащихся с нарушением интеллектуального развития для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н.Ю. Верхотуровой (2009);
2. Анкета по изучению особенностей эмоционального реагирования для учащихся с нарушением интеллектуального развития Н.Ю. Верхотуровой (2009);
3. «Опросник Басса - Дарки» (1957), в адаптации Н.Ю. Верхотуровой (2010);
4. «Hand тест» Э. Вагнера (2001), в адаптации Т.Н. Курбатовой, О.И. Муляр (2001);
5. Проективная методика «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) Дж. Бука и Л. Кауфмана (1948), в модификации Р.В. Беляускайте (1987).
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены следующие критерии:
— Схожесть показателей возраста (15 — 16 лет);
— Обучение в одной параллели (8 «б», 8 «в» классы);
— Схожесть клинической картины нарушения (диагноз F70 «Лёгкая степень умственной отсталости»).
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием. У большинства учащихся отмечаются трудности в понимании и дифференцировании собственных эмоций, а так же эмоций других людей. Школьники испытывают трудности в межличностных взаимодействиях, выражающиеся в физической и вербальной агрессии. Таким образом, школьники с психическим недоразвитием эмоционально не зрелы.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на коррекцию эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием. В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
— Обучение школьников элементарным умениям понимать эмоциональные реакции свои и окружающих;
— Развитие элементарных умений дифференцировать эмоциональные реакции;
— Развитие элементарных умений выражать во внешней форме переживаемые эмоциональные реакции;
— Формирование элементарных умений адекватно выражать эмоциональные реакции социально-приемлемыми способами.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на формирование умений эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием, показали результаты психодиагностического обследования в динамике. Так анализ результатов анкетирования педагогов свидетельствует об имеющихся положительных изменениях, произошедших с учащимися с которыми проводились мероприятия. Так, учащиеся стали более позитивно позиционировать себя в обществе, проявлять социальную активность, участвовать в коллективных обсуждениях и научились сдерживать сиюминутные желания и контролировать свое поведение.
Анализ результатов полученных по «опроснику Басса - Дарки» (1957), в адаптации Н.Ю. Верхотуровой (2010), выявил, снижение индекса враждебности и индекса агрессии.
По результатам, полученным с помощью рисуночного теста «Дом - Дерево - Человек» (ДДЧ) Дж. Бука и Л. Кауфмана (1948), в модификации Р.В. Беляускайте (1987), так же была выявлена положительная динамика, выражающаяся в снижении уровня незащищенности, конфликтности и трудностей общения.
Таким образом, результаты коррекционной работы по формированию умений эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием свидетельствуют о том, что все испытуемые, участвовавшие в формирующем эксперименте, стали меньше конфликтовать со сверстниками, соблюдать правила поведения и контролировать свои эмоциональные реакции.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование умений эмоциональной регуляции поведения школьников с психическим недоразвитием будет протекать успешнее, если организация коррекционной работы будет строиться на основе использования разработанной нами программы.
1. Абульханова К.А., Богданова Е.Н., Бодалев А.А. и др. Психология и педагогика: учеб. Пособие. М.: Институт психологии, 2004. 584 с.
2. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов : автореф. дис. ... канд. психол. наук М., 1985. 19 с.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2004. 271 с.
4. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конференции. Брест. 2004.
5. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83 - 95.
6. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / ПГУ. - Новополоцк, 2011. 388 с.
7. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: Питер, 2012. 288 с.
8. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / пер. англ. М.А. Ковальчук под ред. В.С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 1998. 517 с.
9. Астапова В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / под. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
10. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Психологическая диагностика. 2004. № 4. С. 58-72.
11. Березина О.Н. Роль социального интеллекта в формировании нарушеня поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 40. С 30 - 46.
12. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
13. Белоконь О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2009. - 566с.
14. Большаков В.Ю. Психотренинг, социодинамика: учебное пособие / В.Ю. Большаков. СПб.: Питер, 2008. 100 с.
15. Бурменска Г.В., Захарова Е.И., Карабанова O.A. Возрастно¬психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Академия, 2002. 208 с.
16. Варга Ф. Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. ... канд. психол. наук М., 1987. 21 с.
17. Вачков И.В. Психологический тренинг: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2010. 560 с.
18. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / под. ред. Г.Г. Вербина. Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2008. 308 с.
19. Верхотурова Н.Ю. Психологическая коррекция эмоционального реагирования младших школьников с нарушением интеллектуального развития: учебное пособие для студентов психолого-педагогических и дефектологических факультетов. / Н.Ю. Верхотурова - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. 196 с.
20. Верхотурова Н.Ю. Психокоррекционная технология управления эмоциональным реагированием учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: Дис. . канд. психол. наук. Екатеринбург, 2010. 230 с.
21. Верхотурова Н.Ю. Формирование
реагированием младших школьников с нарушением интеллектуального развития: монография/ КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 208 с.
22. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / под. ред. А.Л. Венгер М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с: ил.
23. Вильнюс В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М., 1984. С. 3 - 28.
24. Власова Т. А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 173 с.
25. Выготский Л.С. Проблемы эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3. С.125-134.
26. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр соч.: в 6 т. Т. 3. / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. 328 с.
27. Выготский Л.С. Основы дефектологии СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
28. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т.4. М.: Педагогика, 1984. С. 90-318.
29. Гальперин П.Я. Лекции по психологии.М.: Книжный дом, Ун-т: Высш. школа, 2002. 400 с .
30. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Под ред. А.М. Матюшкина // Психология мышления. М., 1965. С.433- 456.
31. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. М.: ACT 2009, 487с.
32. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. 2008. №6. С. 85-89.
33. Дубровина И.В. Проблемы социализации человека // Вопросы психологии. 2005. №3. С. 13 - 18.
34. Дягтерев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии //Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 12¬16.
35. Емельянов Ю.И. Обучение паритетному диалогу: учеб. пособ. / Ю.Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1991.
36. Ерохина Е.В. Взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и профессиональной дезадаптации личности.// Вестник Адыгейского Государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. 2010. № 1. С. 135 - 150.
37.Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 96 - 99.
38. Изард К. Э. Психология эмоций / пер. с англ. А. Татлыбаева. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
39. Изард К.Э. Эмоции человека / ред. Л.Я. Гозман, М.С. Егорова. М.: Изд- во МГУ, 1980. 440 с.
40. Изард К.Э. Методы изучения эмоций // Психология мотиваций: хрестоматия / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Н. Фаликман. М.: ЧеРо,
2002. С. 439 - 446.
41. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб.: Речь, 2003. 491 с.
42. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
43. Кистинева Е.П. Понимание эмоциональных состояний умственно отсталыми детьми: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 16 с.
44. Колмогорова Л.С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой. М., 2006. С. 45 - 50.
45. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. С. 191 - 205.
46. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2000. 192 с.
47. Крайг Ж. Эмоциональный интеллект. Думай, просчитывай, побеждай. СПб.: Питер, 2010. 176 с.
48. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. СПб., 1995. Ч. 1. С. 48-59.
49. Кучерова Е.В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья / А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца. М., 1996. С 45- 51.
50. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 256 с.
51. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971. 40 с.
52. Лубовский В.И., Певзнер М.С. Динамика развития детей - олигофрению. М.: Изд-во АПНРСФСР, 1963. 222 с.
53. Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. 176 с.
54. Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. М., 1956. Т. 1; 1958. Т. 2.
55. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.
56. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. 592 с.
57. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
58. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 400 с.
59. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального (коррекционного) образования: мат. науч.-практич. конф. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. С 103 - 107.
60.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. 352 с.
61.Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. 80 с.
62. Петрова В.Г., И.В. Белякова. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. 160 с.
63. Петухов В.В. Критерии воли. Общие ситуации, требующие произвольной и волевой регуляции // Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности./ В.В. Петухов. М.: Генезис, 2002. 645 с.
64. Пискарева Т.Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998. С 199- 210.
65. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 656 с.
66. Регуш Л.А. Психология современного подростка. СПб.: Речь, 2005. - 386 с.
67. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. пособие/ Е.И. Рогов. М.: Юрайт, 2012. 412 с.
68. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.
69. Семикин В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2004. 21 с.
70. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С 15.
71. Стенберг Р.Дж. Практический интеллект / пер. с англ. К. Щукина, Ю. Буткевич. СПб., 2002. 700 с.
72. Слепович Е.С., Гаврилко Т.И., Поляков А.М. Психология ребенка с аномальным развитием как практика психологии Л. С. Выготского: Подходы к построению и трансляции. // Психологическая практика: Проблемы и перспективы. 2002. № 4 С. 167-182.
73. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Академия,
2003. 546 с.
74. Усынина Т.П. Эмоциональный интеллект в структуре
социоэмоциональной компетентности в старшем школьном возрасте // Современные исследования социальных проблем. 2011. №3. С 45-50.
75. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта / под ред. Д.В. Люсина // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-28
76. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект и его измерение / под ред. Д.В. Люсина // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 129 - 140.
77. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2009. 350 с.
78. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Знание, 1989. 208 с.
79. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства./ Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Межвуз. сборник научн. трудов./ Г.Г. Филиппова. Пермь: 1995, С. 31-36.
80. Холмогорова А.Б., Н.Г. Гаранян. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С 72.
81.Чеснокова О.Б. Возрастной поход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. 2005. №5. С.33-34.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2004. 349 с.
82. Шептенко П.А, Л.Н. Гиенко. Модель формирования социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3. С. 241-243.
83. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С 20.
84. Ярулов А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников // Школьные технологии. 2005. №2. С. 97-127.