Программно-методическое обеспечение логопедической работы по преодолению нарушений письма, обусловленных несформированностью навыков языкового анализа, у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи IV уровня
|
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы преодоления дисграфии обучающихся с общим недоразвитием речи IV уровня 6
1.1 Психологическая структура и этапы формирования навыков письма 6
1.2 Понятие «дисграфия». Классификации дисграфии 13
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
дисграфии на основе нарушений языкового анализа 21
Глава 2. Описание проекта «Програмно - методическое обеспечение логопедической работы» 31
2.1. Паспорт проекта 31
2.2. Предпроектный и диагностический этап 33
2.3 Разработческий и результативно - оценочный этап 36
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы преодоления дисграфии обучающихся с общим недоразвитием речи IV уровня 6
1.1 Психологическая структура и этапы формирования навыков письма 6
1.2 Понятие «дисграфия». Классификации дисграфии 13
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
дисграфии на основе нарушений языкового анализа 21
Глава 2. Описание проекта «Програмно - методическое обеспечение логопедической работы» 31
2.1. Паспорт проекта 31
2.2. Предпроектный и диагностический этап 33
2.3 Разработческий и результативно - оценочный этап 36
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения
Речевая патология у младших школьников создает преграду и сложности для освоения навыков письменной речи, языкового анализа. У детей выявляются трудности при нарушении письма: от полноценной неспособности к усвоению грамоты до частичного неформирования письменной речи.
При общем недоразвитии речи различать между собой речевые звуки оказывается для ребенка труднодоступными и при этом не происходит практического овладения звуковым составом слова; достаточно часто появляются затруднения в определении количества и порядка звуков в слове.
В настоящее время проблема формирования навыков языкового анализа широко распространена. Для развития навыков языкового анализа рекомендуется опираться на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, однако на практике зачастую логопеды, работая с детьми школьного возраста, в основном ориентированы на первый этап работы, а специальная последовательная работа над интериоризацией навыков не учитывается. Наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения для реализации такой работы, этим и обуславливается актуальность нашего исследования.
Определена тема работы: «Программно-методическое обеспечение логопедической работы по преодолению нарушений письма, обусловленных несформированностью навыков языкового анализа, у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи IV уровня».
Проектная идея: разработать програмно - методического и дидактического обеспечения, учитывающие закономерности интериоризации действий языкового анализа у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Объект проектного исследования: языковой анализ у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Предмет проектного исследования: содержание логопедической работы по развитию языкового анализа у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Цель проекта: определить содержание логопедической работы по развитию языкового анализа у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня и разработать программно - методическое и дидактическое обеспечение для ее реализации.
Исходя из поставленной цели, были обозначены следующие задачи проекта:
1. Определить современное состояние проблемы развития языкового анализа у детей 3 класса с ОНР IV уровня в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2. Выявить актуальные проблемы в образовательной организации - базе реализации в плане развития языкового анализа у третьеклассников с ОНР IV уровня;
3. Выявить особенности языкового анализа у третьеклассников с ОНР IV уровня по результатам анализа речевых карт, логопедических представлений и проведения диагностики;
4. Конкретизировать содержание программы коррекционного курса по «Коррекция нарушения письма», разработать дидактический материал «Граф - схем» и методические рекомендации по его реализации;
5. Оценить предложенное программно - методическое и дидактическое обеспечение через отзывы учителей - логопедов.
Продукт проекта: рабочая программа курса «Коррекция нарушений письма» у третьеклассников с ОНР IV уровня, дидактическое обеспечение - «Граф - схем», и методические рекомендации по его реализации.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; метод проектирования.
База проектного исследования: проводилась на базе одной из средних школ города Красноярска. В эксперименте приняло участие 5 человек 9 - 10 лет.
Практическая значимость отражается в возможности использования материалами выпускной квалификационной работы в работе логопедов.
Ожидаемые результаты:
• На основе анализа результатов диагностического этапа определены задачи в плане развития навыков языкового анализа.
• Конкретизировать и расширить рабочую программу курса «Коррекция нарушения письма».
• Разработан дидактический материал - «Граф - схем». Методические рекомендации по его реализации.
Структура выпускной квалификационной работы.
В библиографическом списке - 34 источника. Три приложения.
Общий объем работы - 72 страницы.
Объем и структура исследования.
Первая глава «Научно - теоретические основы проблемы преодоления дисграфии обучающихся с общим недоразвитием речи IV уровня» носит теоретический характер. Она включает три параграфа и рассматривает вопросы по теме исследования.
Вторая глава «Описание проекта «Програмно-методическое обеспечение логопедической работы» - практическая. В ней три параграфа. В ней описывается реализованная практическая работа - диагностирование учеников третьего класса и реализация проекта, направленного на коррекцию дисграфии на основе языкового анализа и синтеза.
В приложениях выпускной квалификационной работы прикреплена программа, диагностический инструментарий, который был использован для диагностирования.
При общем недоразвитии речи различать между собой речевые звуки оказывается для ребенка труднодоступными и при этом не происходит практического овладения звуковым составом слова; достаточно часто появляются затруднения в определении количества и порядка звуков в слове.
В настоящее время проблема формирования навыков языкового анализа широко распространена. Для развития навыков языкового анализа рекомендуется опираться на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, однако на практике зачастую логопеды, работая с детьми школьного возраста, в основном ориентированы на первый этап работы, а специальная последовательная работа над интериоризацией навыков не учитывается. Наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения для реализации такой работы, этим и обуславливается актуальность нашего исследования.
Определена тема работы: «Программно-методическое обеспечение логопедической работы по преодолению нарушений письма, обусловленных несформированностью навыков языкового анализа, у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи IV уровня».
Проектная идея: разработать програмно - методического и дидактического обеспечения, учитывающие закономерности интериоризации действий языкового анализа у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Объект проектного исследования: языковой анализ у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Предмет проектного исследования: содержание логопедической работы по развитию языкового анализа у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Цель проекта: определить содержание логопедической работы по развитию языкового анализа у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня и разработать программно - методическое и дидактическое обеспечение для ее реализации.
Исходя из поставленной цели, были обозначены следующие задачи проекта:
1. Определить современное состояние проблемы развития языкового анализа у детей 3 класса с ОНР IV уровня в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2. Выявить актуальные проблемы в образовательной организации - базе реализации в плане развития языкового анализа у третьеклассников с ОНР IV уровня;
3. Выявить особенности языкового анализа у третьеклассников с ОНР IV уровня по результатам анализа речевых карт, логопедических представлений и проведения диагностики;
4. Конкретизировать содержание программы коррекционного курса по «Коррекция нарушения письма», разработать дидактический материал «Граф - схем» и методические рекомендации по его реализации;
5. Оценить предложенное программно - методическое и дидактическое обеспечение через отзывы учителей - логопедов.
Продукт проекта: рабочая программа курса «Коррекция нарушений письма» у третьеклассников с ОНР IV уровня, дидактическое обеспечение - «Граф - схем», и методические рекомендации по его реализации.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; метод проектирования.
База проектного исследования: проводилась на базе одной из средних школ города Красноярска. В эксперименте приняло участие 5 человек 9 - 10 лет.
Практическая значимость отражается в возможности использования материалами выпускной квалификационной работы в работе логопедов.
Ожидаемые результаты:
• На основе анализа результатов диагностического этапа определены задачи в плане развития навыков языкового анализа.
• Конкретизировать и расширить рабочую программу курса «Коррекция нарушения письма».
• Разработан дидактический материал - «Граф - схем». Методические рекомендации по его реализации.
Структура выпускной квалификационной работы.
В библиографическом списке - 34 источника. Три приложения.
Общий объем работы - 72 страницы.
Объем и структура исследования.
Первая глава «Научно - теоретические основы проблемы преодоления дисграфии обучающихся с общим недоразвитием речи IV уровня» носит теоретический характер. Она включает три параграфа и рассматривает вопросы по теме исследования.
Вторая глава «Описание проекта «Програмно-методическое обеспечение логопедической работы» - практическая. В ней три параграфа. В ней описывается реализованная практическая работа - диагностирование учеников третьего класса и реализация проекта, направленного на коррекцию дисграфии на основе языкового анализа и синтеза.
В приложениях выпускной квалификационной работы прикреплена программа, диагностический инструментарий, который был использован для диагностирования.
В ходе изучения литературы, при написании первой главы, нами сделаны выводы.
Навык письма - тяжелый и многогранный процесс. В его овладении участвует множество познавательных процессов. Чтобы все возникающие трудности были сразу решены, необходимо изучать, диагностировать физические, психические, познавательные процессы учеников. Это помогает видеть логопеду или педагогу, в каких сферах ребенок нуждается в коррекции. Письмо - плодотворный процесс деятельности нервной системы.
Дисграфия - частичное расстройство письменной речи, связанное с недостаточной сформированностью психических процессов, участвующих в осуществлении и контроле почерка. При дисграфии у школьников проявляются ошибки, которые не проходят сами по себе, а требуют исправления ошибок. Для преодоления дисграфии важна слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ученика и его родителей.
Диагностировать дисграфию целесообразно направляясь от письменной речи к устной. Таким образом, вычленив ошибки, можно с легкостью выстроить коррекционную работу. Важно помнить, что интериоризация навыка происходит последовательно в три этапа, и нельзя упустить не один из них. Нужно не забывать тщательно, проверять сформировавшиеся навыки, для этого можно использовать устно речевые пробы. В логопедические занятия нужно включать различные задания и формировать умственные действия поэтапно не исключая ни одного из них.
На базе одного из Краевых Государственных бюджетных образовательных учреждений г. Красноярска в 2023 году у детей наблюдаются нарушения при письме, и у них диагностируется дисграфия. В связи с выявленными нарушениями, нами расширено и конкретизировано содержание программы коррекционного курса логопедической направленности. Предусмотрены задания на звуковой анализ, слоговой анализ, и задания на уровне предложения, с учетом поэтапной интериоризации этого навыка. Дидактическое пособие «Граф-схем» разработано и адаптировано для слабовидящих детей: размер шрифта 18-20 кегль, буквы заламинированы в матовую пленку, карточки речевого материала имеют черную рамку. Бортики на графических моделях позволят вставлять и использовать речевой материал. Данное пособие позволяет сформировать начальные навыки звукового анализа и синтеза, что в последствии способствует уменьшить количество дисграфических ошибок, вызванных несформированностью навыков языкового анализа, у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи IV уровня. Были написаны и оформлены методические рекомендации по использованию «Граф-схем». Одна из таблиц с описанием работы на разных этапах языкового анализа содержит задания, примерный речевой материал и навыки которые формируются при логопедической деятельности. Так же описаны методические рекомендации по переходу от одного этапа умственной деятельности к другому. Во второй таблице представлены задания, которые может использовать логопед на своих занятиях. Все это облегчит работу специалистов, позволит выстроить педагогическую деятельность и уменьшить ошибки детей на письме.
Предложенные нами материалы получили положительные оценки и рекомендации к использованию от практикующих учителей - логопедов. Учителя-логопеды не только написали отзывы в свободной форме, а еще предложили свои задания по использованию дидактического пособия, например. Они отметили важность и нужность данных разработок. Выделили, тот факт, что дидактическое пособие «Граф-схем» не только будет подходить слабовидящим детям, но и всем остальным и является хорошим фундаментом для интериоризации навыков языкового анализа.
Таким образом, проектная идея, цели и задачи проекта реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами продуктов.
Навык письма - тяжелый и многогранный процесс. В его овладении участвует множество познавательных процессов. Чтобы все возникающие трудности были сразу решены, необходимо изучать, диагностировать физические, психические, познавательные процессы учеников. Это помогает видеть логопеду или педагогу, в каких сферах ребенок нуждается в коррекции. Письмо - плодотворный процесс деятельности нервной системы.
Дисграфия - частичное расстройство письменной речи, связанное с недостаточной сформированностью психических процессов, участвующих в осуществлении и контроле почерка. При дисграфии у школьников проявляются ошибки, которые не проходят сами по себе, а требуют исправления ошибок. Для преодоления дисграфии важна слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ученика и его родителей.
Диагностировать дисграфию целесообразно направляясь от письменной речи к устной. Таким образом, вычленив ошибки, можно с легкостью выстроить коррекционную работу. Важно помнить, что интериоризация навыка происходит последовательно в три этапа, и нельзя упустить не один из них. Нужно не забывать тщательно, проверять сформировавшиеся навыки, для этого можно использовать устно речевые пробы. В логопедические занятия нужно включать различные задания и формировать умственные действия поэтапно не исключая ни одного из них.
На базе одного из Краевых Государственных бюджетных образовательных учреждений г. Красноярска в 2023 году у детей наблюдаются нарушения при письме, и у них диагностируется дисграфия. В связи с выявленными нарушениями, нами расширено и конкретизировано содержание программы коррекционного курса логопедической направленности. Предусмотрены задания на звуковой анализ, слоговой анализ, и задания на уровне предложения, с учетом поэтапной интериоризации этого навыка. Дидактическое пособие «Граф-схем» разработано и адаптировано для слабовидящих детей: размер шрифта 18-20 кегль, буквы заламинированы в матовую пленку, карточки речевого материала имеют черную рамку. Бортики на графических моделях позволят вставлять и использовать речевой материал. Данное пособие позволяет сформировать начальные навыки звукового анализа и синтеза, что в последствии способствует уменьшить количество дисграфических ошибок, вызванных несформированностью навыков языкового анализа, у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи IV уровня. Были написаны и оформлены методические рекомендации по использованию «Граф-схем». Одна из таблиц с описанием работы на разных этапах языкового анализа содержит задания, примерный речевой материал и навыки которые формируются при логопедической деятельности. Так же описаны методические рекомендации по переходу от одного этапа умственной деятельности к другому. Во второй таблице представлены задания, которые может использовать логопед на своих занятиях. Все это облегчит работу специалистов, позволит выстроить педагогическую деятельность и уменьшить ошибки детей на письме.
Предложенные нами материалы получили положительные оценки и рекомендации к использованию от практикующих учителей - логопедов. Учителя-логопеды не только написали отзывы в свободной форме, а еще предложили свои задания по использованию дидактического пособия, например. Они отметили важность и нужность данных разработок. Выделили, тот факт, что дидактическое пособие «Граф-схем» не только будет подходить слабовидящим детям, но и всем остальным и является хорошим фундаментом для интериоризации навыков языкового анализа.
Таким образом, проектная идея, цели и задачи проекта реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами продуктов.



