Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программно-методическое обеспечение логопедической работы по преодолению нарушений письма, обусловленных несформированностью навыков языкового анализа, у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи IV уровня

Работа №150209

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы49
Год сдачи2023
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы проблемы преодоления дисграфии обучающихся с общим недоразвитием речи IV уровня 6
1.1 Психологическая структура и этапы формирования навыков письма 6
1.2 Понятие «дисграфия». Классификации дисграфии 13
1.3 Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
дисграфии на основе нарушений языкового анализа 21
Глава 2. Описание проекта «Програмно - методическое обеспечение логопедической работы» 31
2.1. Паспорт проекта 31
2.2. Предпроектный и диагностический этап 33
2.3 Разработческий и результативно - оценочный этап 36
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения

Речевая патология у младших школьников создает преграду и сложности для освоения навыков письменной речи, языкового анализа. У детей выявляются трудности при нарушении письма: от полноценной неспособности к усвоению грамоты до частичного неформирования письменной речи.
При общем недоразвитии речи различать между собой речевые звуки оказывается для ребенка труднодоступными и при этом не происходит практического овладения звуковым составом слова; достаточно часто появляются затруднения в определении количества и порядка звуков в слове.
В настоящее время проблема формирования навыков языкового анализа широко распространена. Для развития навыков языкового анализа рекомендуется опираться на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, однако на практике зачастую логопеды, работая с детьми школьного возраста, в основном ориентированы на первый этап работы, а специальная последовательная работа над интериоризацией навыков не учитывается. Наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения для реализации такой работы, этим и обуславливается актуальность нашего исследования.
Определена тема работы: «Программно-методическое обеспечение логопедической работы по преодолению нарушений письма, обусловленных несформированностью навыков языкового анализа, у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи IV уровня».
Проектная идея: разработать програмно - методического и дидактического обеспечения, учитывающие закономерности интериоризации действий языкового анализа у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Объект проектного исследования: языковой анализ у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Предмет проектного исследования: содержание логопедической работы по развитию языкового анализа у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Цель проекта: определить содержание логопедической работы по развитию языкового анализа у третьеклассников с общим недоразвитием речи IV уровня и разработать программно - методическое и дидактическое обеспечение для ее реализации.
Исходя из поставленной цели, были обозначены следующие задачи проекта:
1. Определить современное состояние проблемы развития языкового анализа у детей 3 класса с ОНР IV уровня в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2. Выявить актуальные проблемы в образовательной организации - базе реализации в плане развития языкового анализа у третьеклассников с ОНР IV уровня;
3. Выявить особенности языкового анализа у третьеклассников с ОНР IV уровня по результатам анализа речевых карт, логопедических представлений и проведения диагностики;
4. Конкретизировать содержание программы коррекционного курса по «Коррекция нарушения письма», разработать дидактический материал «Граф - схем» и методические рекомендации по его реализации;
5. Оценить предложенное программно - методическое и дидактическое обеспечение через отзывы учителей - логопедов.
Продукт проекта: рабочая программа курса «Коррекция нарушений письма» у третьеклассников с ОНР IV уровня, дидактическое обеспечение - «Граф - схем», и методические рекомендации по его реализации.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; метод проектирования.
База проектного исследования: проводилась на базе одной из средних школ города Красноярска. В эксперименте приняло участие 5 человек 9 - 10 лет.
Практическая значимость отражается в возможности использования материалами выпускной квалификационной работы в работе логопедов.
Ожидаемые результаты:
• На основе анализа результатов диагностического этапа определены задачи в плане развития навыков языкового анализа.
• Конкретизировать и расширить рабочую программу курса «Коррекция нарушения письма».
• Разработан дидактический материал - «Граф - схем». Методические рекомендации по его реализации.
Структура выпускной квалификационной работы.
В библиографическом списке - 34 источника. Три приложения.
Общий объем работы - 72 страницы.
Объем и структура исследования.
Первая глава «Научно - теоретические основы проблемы преодоления дисграфии обучающихся с общим недоразвитием речи IV уровня» носит теоретический характер. Она включает три параграфа и рассматривает вопросы по теме исследования.
Вторая глава «Описание проекта «Програмно-методическое обеспечение логопедической работы» - практическая. В ней три параграфа. В ней описывается реализованная практическая работа - диагностирование учеников третьего класса и реализация проекта, направленного на коррекцию дисграфии на основе языкового анализа и синтеза.
В приложениях выпускной квалификационной работы прикреплена программа, диагностический инструментарий, который был использован для диагностирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе изучения литературы, при написании первой главы, нами сделаны выводы.
Навык письма - тяжелый и многогранный процесс. В его овладении участвует множество познавательных процессов. Чтобы все возникающие трудности были сразу решены, необходимо изучать, диагностировать физические, психические, познавательные процессы учеников. Это помогает видеть логопеду или педагогу, в каких сферах ребенок нуждается в коррекции. Письмо - плодотворный процесс деятельности нервной системы.
Дисграфия - частичное расстройство письменной речи, связанное с недостаточной сформированностью психических процессов, участвующих в осуществлении и контроле почерка. При дисграфии у школьников проявляются ошибки, которые не проходят сами по себе, а требуют исправления ошибок. Для преодоления дисграфии важна слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ученика и его родителей.
Диагностировать дисграфию целесообразно направляясь от письменной речи к устной. Таким образом, вычленив ошибки, можно с легкостью выстроить коррекционную работу. Важно помнить, что интериоризация навыка происходит последовательно в три этапа, и нельзя упустить не один из них. Нужно не забывать тщательно, проверять сформировавшиеся навыки, для этого можно использовать устно речевые пробы. В логопедические занятия нужно включать различные задания и формировать умственные действия поэтапно не исключая ни одного из них.
На базе одного из Краевых Государственных бюджетных образовательных учреждений г. Красноярска в 2023 году у детей наблюдаются нарушения при письме, и у них диагностируется дисграфия. В связи с выявленными нарушениями, нами расширено и конкретизировано содержание программы коррекционного курса логопедической направленности. Предусмотрены задания на звуковой анализ, слоговой анализ, и задания на уровне предложения, с учетом поэтапной интериоризации этого навыка. Дидактическое пособие «Граф-схем» разработано и адаптировано для слабовидящих детей: размер шрифта 18-20 кегль, буквы заламинированы в матовую пленку, карточки речевого материала имеют черную рамку. Бортики на графических моделях позволят вставлять и использовать речевой материал. Данное пособие позволяет сформировать начальные навыки звукового анализа и синтеза, что в последствии способствует уменьшить количество дисграфических ошибок, вызванных несформированностью навыков языкового анализа, у обучающихся третьего класса с общим недоразвитием речи IV уровня. Были написаны и оформлены методические рекомендации по использованию «Граф-схем». Одна из таблиц с описанием работы на разных этапах языкового анализа содержит задания, примерный речевой материал и навыки которые формируются при логопедической деятельности. Так же описаны методические рекомендации по переходу от одного этапа умственной деятельности к другому. Во второй таблице представлены задания, которые может использовать логопед на своих занятиях. Все это облегчит работу специалистов, позволит выстроить педагогическую деятельность и уменьшить ошибки детей на письме.
Предложенные нами материалы получили положительные оценки и рекомендации к использованию от практикующих учителей - логопедов. Учителя-логопеды не только написали отзывы в свободной форме, а еще предложили свои задания по использованию дидактического пособия, например. Они отметили важность и нужность данных разработок. Выделили, тот факт, что дидактическое пособие «Граф-схем» не только будет подходить слабовидящим детям, но и всем остальным и является хорошим фундаментом для интериоризации навыков языкового анализа.
Таким образом, проектная идея, цели и задачи проекта реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация предложенных нами продуктов.



1. Адиян Т.А. Дисграфия: пути преодоления // Преподаватель года. 2019. С. 204-207.
2. Актуальные проблемы образования: позиция молодых. Часть 2:
материалы Всероссийск.студ.науч.-практ. конференции // Под.ред.кол., Е.А. Гнатышина, Богачев А.Н., Уварина Н.В. и др. - Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. 325 с. [Электронный ресурс] URL
НИр://е11Ь.сзри.ги/хш1ш/Ь11д1теаш/НапШе/123456789/9462/Савченков.%20Актуальные%20пробл_обр- ния%20Сб^?.Ч^ра£?зеяиеПСе=1&1зА11о^еа=х#ра2е=285 (дата обращения:
01.03.2023)
3. Аленушкина Е.А., Емельянова И.А., Холостых И.А. Дисграфия у младших школьников // Вестник научных конференций. 2020. С. 9-10.
4. Артемьева А.С. Система логопедической работы по преодолению дисграфических ошибок у обучающихся 3 классов с ЗПР // Инновации. Наука. Образование. 2021. С. 1512-15151.
5. Аршинцева Т.П., Погореленко А.П., Матвиенко Е.Н., Гладышева А.В. Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Редакционная коллегия. 2019. С. 39.
6. Ахметшина И.А., Лосева А.А., Юсупова Х.Г. Логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. С. 59-62.
7. Белкина Р.Р. Механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи // Вопросы педагогики. 2020. С. 34-45.
8. Булаева Т.Г. Проблема языкового анализа и синтеза у младших школьников в современной психолого-педагогической литературе // Новые педагогические исследования. 2021. С. 150-152.
9. Быченкова С.Г., Иванова Н.В. К вопросам профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР // Научный аспект. 2019. № 1 (2). С. 12.
10. Ванина Л.А. Появление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2020. С. 272-275.
11. Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии [Электронный ресурс] / [отв. ред. Ю. А. Бубнов]; Воронежский государственный университет. Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2022. Вып.
16. 211 с. URL http://www.phipsy.vsu.ru/students/pdf/vestnik16.pdf#page=199(дата обращения: 03.03.2023)
12. Воропаева И.Н. Диаграфия - профилактика и коррекция // Вестник научат и образования. 2019. С. 86-88.
13. Деньгин И.В. Поль языкового анализа в учебно-научной речи младших школьников // Международный академический вестник. 2019. С. 17-21.
14. Елисеева К.В. Педагогические условия организации логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников // Инновации. Наука. Образование. 2020. С. 643-653.
15. Ефимова А.В. Состояние языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией // Специальное образование XXI века. 2021. С. 102-106.
16. Заярная Л.И. Игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей с ОНР // Педагогический опыт: от теории к практике. 2019. С. 244-246.
17. Змановская А.Г., Гридасова Ю.В. Структурные особенности педагогической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с ОНР // Современный ученый. 2022. С. 227-232.
18. Кожурова А.А., Кычкина Е.И. Педагогические условия коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. С. 133-137.
19. Копейко Е.В. Логопедическая работа по коррекции дисграфии у младших школьников // Молодежь и научно-технический прогресс. 2022. С. 318-321.
20. Крукович Е.Н., Шорохова М.В. Механизмы и симптоматика нарушений языкового анализа и синтеза у детей с речевой патологией // Вопросы педагогики. 2022. С. 181-184.
21. Логопедия. Теория и практика / Под редакцией д.п.н., профессора Т.Б. Филичевой. - М.: Издание учебника посвящено 150-летию Московского государственного педагогического университета, 2022. - 608 с.
22. Наука в современном мире: вопросы теории и практики [Электронный
ресурс] / Издателска Къща «СОРоС», Научно-издательский центр «Мир науки». - Электрон. текст. данн. (3,83 Мб.). - Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2020. - 324 с. URL http://science-
peace.ru/files/NSMVTP_2020.pdf#page=193 (дата обращения: 02.02.2023)
23. Некрасова О.Н., Елецкая О.В. Состояние языковых способностей у младших школьников с дисграфией // Педагогика. 2022. С. 1-5.
24. Николаева Е.С., Резникова Е.В. Причины возникновения дисграфии у младших школьников // Роль психолого-педагогических исследований в инновационном развитии общества. 2021. С. 58-61.
25. Овсянникова С.А. Уровень развития навыков языкового анализа у современных дошкольников детей с нарушениями письма // Центральные механизмы речи. 2022. С. 112-114.
26. Оларь К.А. Преодоление дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2020. С. 75-77.
27. Прищепова И.В. Преодоление дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Русский язык в школе. 2020. № 81 (3). С. 46¬51.
28. Рабочая программа «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников» [Электронный ресурс] / Составитель учитель-логопед Ю.И. Никонова. URL https://infourok.ru/rabochaya-programma-korrekciya-disgrafii-obuslovlennoy-narusheniem-yazikovogo-analiza-i-sinteza-u-mladshih-shkolnikov-919195.html(дата обращения: 04.04.2023).
29. Самойлова Н.А. Предпосылки, структура языкового анализа и синтеза // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. - 2020. - С. 293-295.
30. Сибарова М.А., Салтунбаева К.И. Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Развитие образования. 2022. С. 41.
31. Снигирева А.И. Характеристика речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Научный аспект. 2021. № 1 (2). С. 73-76.
32. Сычева Е.В. Логопедическая работа по преодолению оптической дисграфии у младших школьников // Научный аспект. 2021. № 1 (1). С. 38-42.
33. Сыченко О.Г., Донец Л.П., Г.А. Ластовский Логопедическая работа по предупреждению дисграфии у младших школьников // Редакционная коллегия. 2022. С. 75.
34. Терещенко А.Р., Яровая А.С. Особенности коррекционно¬логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи / А.Р. Терещенко // Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. 2022. С. 260-262.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ