Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Программно-методическое обеспечение логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня» 6
1.1. Формирование словарного запаса в онтогенезе речевой деятельности 6
1.2. Особенности развития словаря при общем недоразвитии речи 11
1.3. Предпроектное исследование существующих подходов к диагностике и
коррекции нарушений словаря у детей 6-7 лет 17
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Описание проекта «Программно-методическое обеспечение
логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи III уровня» 30
2.1. Паспорт проекта 30
2.2. Предпроектный этап 32
2.3. Диагностический этап проекта 35
2.4. Разработческий этап 46
2.5. Этап апробации и результативно-оценочный этап 53
Выводы по Главе 2 61
Заключение 63
Список используемых источников 66
Приложения
Актуальность проекта. Речь играет немаловажную роль в становлении личности ребенка. Рассматриваясь в таких науках, как философия, психология и педагогика, речь представлялась связующим узлом всех психических процессов. Она служит не только средством общения, но и является необходимым условием решения задач умственного и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Именно поэтому образовательная область «Речевое развитие» выделена в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования как основная.
Многие ученые уделяли особое внимание развитию словаря у детей с общим недоразвитием речи: такие ученые, как Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, А.В. Ястребова отмечали трудности в усвоении лексических закономерностей родного языка, а Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова подчеркивали более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря.
Несмотря на имеющееся разнообразие методов, используемых для развития словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи и решающих определенную задачу, использование метода синквейна отличает многозадачность: данный метод направлен не только на развитие словарного запаса, но и активизирует мыслительную деятельность, приводит к усвоению знаний о частях речи, развивает память и внимание, воздействует на развитие творческого потенциала ребенка. При этом, возможности использования данного метода в логопедической работе фрагментарны и единичны, но в то же время он признается достаточно актуальным в дошкольной педагогике. Именно поэтому в качестве метода по развитию словаря нами предложен метод синквейн.
Проектная идея: выявленная недостаточность использования метода синквейна в логопедической работе по развитию словаря обуславливает необходимость разработки программно-методического и дидактического обеспечения логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня с использованием данного метода.
Объектом исследования является словарный запас детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предметом исследования является логопедическая работа по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель проекта: разработать и апробировать программно-методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня с использованием метода синквейна.
Исходя из цели проекта, можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть современное состояние проблемы развития словаря у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и логопедической литературе;
2. Выявить актуальные проблемы в образовательной организации - базе реализации проекта в плане развития словаря у обучающихся 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Выявить особенности развития словарного запаса у детей - участников проекта;
4. Конкретизировать и апробировать рабочую программу коррекционного курса «Развитие речи», разработать рабочую тетрадь, составить методические рекомендации;
5. Оценить результативность предложенного программно-методического и дидактического обеспечения через сравнение данных, полученных на диагностическом этапе проекта с данными, полученными после этапа апробации.
Целевая группа: обучающиеся 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Продукт проекта: программа коррекционного курса «Развитие речи», рабочая тетрадь по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, включающая упражнения с использованием метода синквейна, методические рекомендации.
Методы:
1. Теоретические методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по теме исследования, анализ программно-методического и дидактического обеспечения одного из дошкольных образовательных учреждений города Ужура;
2. Эмпирические методы исследования - наблюдение, проведение констатирующего и контролирующего экспериментов;
3. Метод обработки данных и интерпретационные методы - количественно-качественный анализ результатов диагностического и результативно-оценочного этапов проекта.
База реализации проекта - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ужура.
Аннотация проекта.
Проект направлен на разработку программно-методического и дидактического обеспечения логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи III уровня с использованием метода синквейна.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа объемом 126 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, включающего 40 литературных источников, одиннадцати приложений. Работа включает 1 таблицу, 2 схемы, 8 гистограмм.
Логопедическая работа по развитию словаря у детей дошкольного возраста, несомненно, является актуальной проблемой настоящего времени, ведь качественное и своевременное речевое развитие дошкольников представляет собой залог успешного обучения в школе.
В результате анализа литературы мы сделали выводы о том, что лексическая сторона речи является средством полноценного общения и развития ребенка. При этом, у детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) имеет место ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов по причине несформированности семантических полей. Поэтому важнейшими задачами логопедической работы с детьми с ОНР являются расширение и уточнение словаря. Кроме этого, работа над словарным запасом должна быть неразрывно связана с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, анализа и синтеза, и строиться в активной познавательной деятельности. Одним из методов, позволяющий решать задачи комплексного воздействия на развитие ребенка - развитие речи, мышления, памяти и внимания, является метод синквейн. Именно поэтому главной целью нашего проекта стала разработка программно-методического и дидактического обеспечения логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня с использованием метода синквейна.
Для достижения данной цели нами был составлен план по реализации данного проекта, который включал в себя несколько этапов.
На предпроектном этапе проекта нами были изучены контингент обучающихся с ОНР и используемое программно-методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию словаря учителя-логопеда на базе реализации проекта. Мы пришли к выводу, что в данной образовательной организации в рабочей программе коррекционного курса «Развитие речи» не представлена работа по образованию относительных и притяжательных прилагательных, подбору обобщающих понятий и развитию словаря наречий и синонимов, а также учителем- логопедом не используется метод синквейн, который позволяет воздействовать на развитие речевых процессов, активизирует слова разных частей речи через самостоятельное связное высказывание и дает возможность оценить уровень усвоения изученного материала.
На диагностическом этапе проекта по результатам обследования мы установили, что у детей с ОНР III уровня отмечаются сложности при образовании относительных и притяжательных прилагательных, при употреблении предлогов, а также имеются значительные трудности в подборе антонимов, синонимов и обобщающих понятий. Следовательно, присутствует необходимость работы по развитию словаря у данных обучающихся. Кроме этого, согласно диагностике, мы разделили детей на 2 подгруппы, которое учли при организации работы, в частности, с детьми второй подгруппы дополнительно проводилось еще одно занятие в рамках апробации проекта.
На разработческом этапе в качестве метода по развитию словаря нами был предложен метод составления нерифмованного стихотворения синквейн, а также разработано программно-методическое и дидактическое обеспечение логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР III уровня, т.е. конкретизирована рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи», учитывающая особенности детей - участников проекта, рабочая тетрадь по развитию словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, включающая упражнения с использованием метода синквейна, методические рекомендации к рабочей программе и рабочей тетради.
На этапе апробации в период с января по март 2024 года было проведено по 20 основных занятий в каждой из подгрупп детей в соответствии с тематическим планированием, и 10 дополнительных занятий
с подгруппой детей с уровнем развития словаря ниже среднего, по результатам которых мы сделали вывод, что метод синквейн способствует развитию словаря детей, а также поддержанию интереса детей к занятию.
На результативно-оценочном этапе реализации проекта нами была проведена повторная диагностика словаря детей, которая позволила выявить положительную динамику. Благодаря выявленной положительной динамике, можно говорить о результативности разработанного нами программно-методического и дидактического обеспечения логопедической работы по развитию словаря у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
Таким образом, цель, поставленная нами, была достигнута полностью в процессе решения всех поставленных задач.
В качестве дальнейшей перспективы развития проекта предполагается корректировка предложенного программно-методического и дидактического обеспечения для возможности применения с обучающимися 6-7 лет с ОНР IV уровня.
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.М. Акименко. - Ростов на Дону: Феникс, 2016. - 45с. - (Библиотека логопеда).
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш, и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр
«Академия», 2000. - 400с.
3. Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим
недоразвитием речи - Автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2012. - 16с.
4. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учебно-метод. Пособие/ Л.С. Вакуленко.- Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. - 272с.
5. Глухов В.П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций / В.П. Глухов - «МПГУ», 2017. - 161с.
6. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 3¬е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Профессиональное образование).
7. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. - Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб.- 2012. - 22с.
8. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2019. - 80с.
9. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. М.: АРКТИ, 2019. - 32с.
10. Губатова, С.Г. Формирование лексических средств общения у детей с ОНР [Текст] / С.Г. Губатова // Наука и реальность/ SCIENCE &REALITY. - 2021. - № 4 (8). - С. 57-60.
11. Двойченкова С.А. Логопедические технологии расширения индивидуального словаря дошкольников с ОНР: сборник трудов конференции. / С.А. Двойченкова, Н.А. Томилина // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 16 нояб. 2023 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2023. - С.277¬280. - ISBN 978-5-907688-82-7.
12. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи/ Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп //Практическая психология и логопедия. - №4, 2014. - № 4. - С. 57-60.
13. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005). - С.85-91.
14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников./
Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 176с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи/ Л.Н. Ефименкова. - М.: Педагогика, 2011. - 176с.
16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2012. - 316с.
17. Зотова И.В. Особенности развития словаря дошкольников/ И.В. Зотова, Л.Р. Куртлуша // Наука, техника и образование. - 2017. - №8 (38). - С.77¬79.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160с.
19. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: учебно-методическое пособие/ Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2022. - 64с.
20. Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников: учебник/ Ж.В. Антипова, Л.Р. Давидович, О.Н. Дианова [и др.]; под ред. Н.В. Микляевой. - Москва: ИНФРА-М, 2024. - 313с.
21. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика): монография/ С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. - 2-е изд., испр. - Москва: ФЛИНТА: Изд-во МПСУ, 2023. - 484с.
22. Логопедия. Теория и практика/ [под ред. д.п.н. Т.Б. Филичевой]. - Изд.2-е, испр. и доп. - М.: Эксмо, 2020. - 608с.
23. Логопедия: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Л.Г. Соловьева, Г.Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 191 с. - (Профессиональное
образование).
24. Лункина Е.Н. Исправление нарушений речевого развития у детей: практическое пособие и рекомендации для логопедов и родителей/ Е.Н. Лункина. - М.: Центр ВЛАДОС, 2022. - 271с.
25. Нищева, Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет): Наглядно-методическое пособие / Н.В. Нищева. - Санкт Петербург: Детство-ПРЕСС, 2020. - 80с.
26. Развитие лексикона ребенка: учеб. пособие / С.В. Плотникова - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2018. - 224с.
27. Самсонова С.Н. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2022. - С.2811-2818.
28. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия/ Н.А. Седых. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 279, [9]с: ил.
29. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи - СПб.: Изд-во «Детство - Пресс», 2010. - 52 с, ил.
30. Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л.Г. Соловьева, Г.Н. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 208с.
31. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/Практическое пособие-5-е издание, И АЙРИС ПРЕСС-Москва 2008. - 224 с. - (Библиотека логопеда-практика).
32. Основы теории и практики логопедии: [пособие]/ под редакцией Р.Е. Левиной. - Издание стереотипное. - Москва: Альянс, 2017. - 368с.
33. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]/ О.С. Ушакова.-М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 256с.
34. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / О.Ю. Филимонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 128с.
35. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном- Пресс», 1999. - 80с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
36. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. - С. 87-98, С. 137-250
37. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. — Москва: Эксмодетство, 2015. - 320с.
38. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений
школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. - 136 с: ил. -
(Библиотека практикующего логопеда)
39. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240с.
40. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.:
Просвещение, 2016 г. - 200с.