Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки разработки программно-методического обеспечения процесса сопровождения одарённых детей в общеобразовательной школе
1.1. Понятие одарённости, возрастной аспект 6
1.2. Понятие педагогического сопровождения 15
1.3. Требования к программно-методическому обеспечению процесса
педагогического сопровождения одарённых детей 20
Выводы по главе 1 29
Глава II. Практика разработки и введения программно-методического обеспечения процесса сопровождения одарённых детей в общеобразовательной школе
2.1. Содержание и реализация программно-методического обеспечения 30
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по введению
программно-методического обеспечения 38
Выводы по главе II 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 1 51
Приложение 2 66
Приложение 3 70
Приложение 4
Работа с одарёнными детьми является основным направлением работы школы. Важность этого направления в полной мере осознаётся и школой, и государством, которое, в свою очередь, разработало "Рабочую концепцию одарённости".
Согласно данной концепции одарённым ребёнком считается ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Не смотря на то, что нужность и важность работы с одарёнными детьми признана всеми субъектами образовательных отношений, данное направление до сих пор остаётся нерегламентированным. И подчас программно-методический аппарат сопровождения одарённых детей, имеющийся в образовательном учреждении, является формальным и не обеспечивает организацию эффективного процесса сопровождения одарённости.
Данная работа создана в ответ на запрос МБОУ "Степновская средняя общеобразовательная школа". Её цель - разработать и применить на практике комплекс программно-методического обеспечения педагогического сопровождения одарённых детей в основной школе.
Объектом исследования является: педагогическое сопровождение одарённых детей в учебно-воспитательном процессе основной школы.
Предметом исследования - программно-методическое оснащение педагогического сопровождения одарённых детей в основной школе .
Гипотеза - педагогическое сопровождение одарённых детей в школе будет эффективным, если его программно-методическое сопровождение будет включать:
- программу выявления и развития одарённых детей и обеспечивающие её реализацию документы:
- документы, обеспечивающие сопровождение одарённых детей;
- документы, обеспечивающие развитие одарённых детей;
- документы, обеспечивающие, мониторинг развития одарённости.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. раскрыть понятие одарённости;
2. раскрыть особенности проявления одарённости в подростковом возрасте;
3. сформулировать требования к программно-методическому обеспечению одарённых детей;
4. разработать программно-методическое обеспечение педагогического сопровождения одарённых детей;
5. внедрить данное обеспечение в систему учебно-воспитательной работы МБОУ "Степновская средняя общеобразовательная школа".
6. проанализировать эффективность программно-методического комплекса.
В ходе исследования использованы следующие методы:
1. анализ литературы;
2. анализ конкретной ситуации (программ, положений, отчётов, беседа с классными руководителями, предметниками);
3. разработка комплекса документов;
4. наблюдение и анализ эффективности внедрения программно¬методического комплекса;
Положения, выносимые на защиту:
1. Программно-методическое обеспечение - это система программ (образовательных, деятельности, развития и др.) и прилагаемых к ним методических и дидактических материалов, раскрывающих сущность, содержание, технологический аппарат данных программ. Возрастной подход к пониманию одарённости позволяет разработать требования к программно-методическому комплексу, реализация которого повышает эффективность процесса педагогического сопровождения одарённых детей.
2. Каждый ребёнок обладает способностями, в рамках имеющихся способностей он может демонстрировать продвижение и достигать уровня выше среднего (одарённость), это возможно при создании условий для развития, открытого мониторинга и сопровождения.
3. Возрастные особенности, а так же три вида образовательных результатов стандарта, позволяет рассматривать одарённость не как интеллектуальное преимущество, а как комплекс достижений в предметных, метапредметных и личностных результатах. Соответственно, её развитие может и должно осуществляться не только на специально организованных занятиях и уроках, но и собственно в пространстве жизни класса и школы. Разработанный нами подход к подготовке событий из школьной жизни, основанный на распределении функционала каждому ребёнку класса в соответствии с его способностями, обеспечивает прирост в развитии для каждого ученика класса.
4. Развитие способностей и одарённостей происходит в трёх основных видах деятельности: учебной, учебно-исследовательской и проектной.
Исследование проходило на базе МБОУ "Степновская средняя общеобразовательная школа" с августа 2013 года по ноябрь 2015 года.
Результаты исследования апробированы в июле 2015 на всероссийской Научно-практической конференции "Интенсивные формы обучения как инструмент диагностики и мотивирования одарённости у школьников старших классов", так же легли в основу проекта программы региональной инновационной площадки "Формирование ключевых компетентностей педагогов через проектирование и реализацию ими сетевого игрового метапредметного пространства для учащихся 5-6 классов", ставшей в 2015 году победителем краевого конкурса и в настоящее время реализуемой в Назаровском районе.
По теме работы имеется две публикации.
Вопрос одарённости и её сопровождения в школе является одним из самых важных. В нашем исследовании под одарённым ребёнком понимался тот, кто способен в области деятельности, определённой его способностями, проектировать, то есть вычленять проблему и находить для неё собственное решение.
Введение новых федеральных государственных стандартов стало стимулом, заставившим посмотреть на вопрос одарённости с новых позиций. Первая позиция - это позиция возраста. Вторая - это позиция наличия других типов образовательных результатов (метапредметных и личностных). В нашей работе влияние этих двух тенденций отразилось в понимании деятельностного характера развития и проявления одарённости и в понимании значимости включения в систему формирования одарённости не только специальных занятий, но и собственно школьной жизни.
Такое понимание было отражено в разработанном и внедрённом в ходе исследования программно-методическом комплексе, состоящим из: программы выявления и развития одарённых детей, положения об индивидуальной образовательной траектории одарённого ребёнка, методических рекомендаций для педагогов по работе с индивидуальной образовательной траекторией одарённого ребёнка, положения о конкурсе "Ученик года", "Класс года", мотивирующем к развитию одарённости; разработок мероприятий в рамках реализации программы выявления и развития одарённых детей. Данный комплекс стал основой программы региональной инновационной площадки "Формирование ключевых компетентностей педагогов через проектирование и реализацию ими сетевого игрового метапредметного пространства для учащихся 5-6 классов", реализуемой в Назаровском районе.
В ходе анализа результатов введения комплекса был обнаружен значительный прирост по всем заявленным показателям эффективности.
Теоретическая значимость работы состоит в определении понятия одарённости и способности на основе анализа разных точек зрения, в рассмотрении понятия одарённости с точки зрения подросткового возраста, в определении требований к основным видам деятельности и соответствующим им документам.
Практическая значимость работы состоит в разработке документов, которые могут быть использованы в ходе организации работы с одарёнными детьми в образовательной организации как представителями администрации, так и педагогами.
Результаты исследования могут быть полезны не только в системе общего образования, но и в системе дополнительного образования, а также организациям культуры, спорта и молодёжной политики, осуществляющим работу с одарёнными детьми.
1. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение как необходимое условие реализации ФГОС ВПО// Инновации в образовании. -№3. -2013.-С. 5-13
2. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития //монография. Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева.- Красноярск,2011. 14.0 п.л.
3. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность как механизм
реализации ФГОС.
// Высшее образование в России. -2012. -№ 11. -С. 164-166.2.
4. Барковская В.Г. Одаренность как педагогический и психологический феномен: концептуальные подходы и психолого-педагогические исследования.[Электронный ресурс] - URL: http:ZZwww.pandia.ru/393752/.
5. Бежецких Ю.В. Образовательные конкурсы и олимпиады //
Педагогическое образование. - 2011. - №4. - С. 2-15.
6. Белолуцкая А.К. Развитие системы поддержки талантливых детей: эффективные модели // Материалы экспертно-аналитического семинара «Повышение эффективности реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Красноярск, 2013.
7. Битуова Д.Р.Одаренные дети: проблемы и перспективы.//
Исследовательская деятельность школьников. - №3. - 2005. - с. 157
8. Блохин А.А., Монахов С.В. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения // Педагогика. 2009. - № 4. - С. 69-76.
9. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы. Издательство: МИОО, 2010. 176 с.
10. Буланкин А. Эврика-портфолио // Вести образования. -№ 5 (88). - 2014.
11. Буркацкая Н.В. Одаренные дети в общеобразовательной школе.
[Электронный ресурс]: Электронный журнал Экстернат.РФ. URL:
http://ext.spb.ru/index.php/ 2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-
edu/1977-2012-12-06-19-48-12.html.
12. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.- СПб.:Питер,2006.-160с.
13. Губанова, М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников/ М.И. Губанова // Педагогика. - 2002. - №9. - С.32-38.
14. Гужеля Д. Ю. Сетевая площадка. Дистантно. Бесплатно. Для всех. // Вести образования. -№ 22 (105). - 2015
15. Детская одаренность: проблема, опыт, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. Е.П. Титкова. - Арзамас: АГПИ, 2012.
16. Дружинин В. Н. Д76 Психология общих способностей. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
17. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова , И.М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
18. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): афтореф. дис. канд. пед. наук //Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. - М., 2002.
19. Кларина Л. Процесс, направленный на развитие способности быть хозяином и творцом собственной жизни//Директор школы.- 2001.- №1.С.59-70.
20. КовалеваТ. М.,КобыщаЕ. И., Попова(Смолик)С. Ю.,Теров А. А.,Чер едилинаМ. Ю. Профессия«тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». - 246 с.
21. Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя - основа гуманистической педагогики //Педагогика развития. - 2001.-С.3-10.
22. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы // Комплексная служба психолого¬педагогического и медицинского сопровождения. URL: http://www.c- psy.ru/index.php/teacher/master-class/8919-2011-03-14-15-21-19
23. Миркес М., Медведчиков С., Фатеев А. и др. Учёба с азартом. Хрестоматия мотивирующих внеурочных форм образования (из опыта работы группы НооГен). - СПб.: Школьная лига, 2014.
24. Некрасова О.А., Сокол Е.Б. Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми: учебно-методическое пособие / О.А. Некрасова, Е.Б. Сокол. - Кемерово, 2012.-45 с.
25. Носова Е.П. Индивидуальная образовательная траектория. Сущность и механизмы проявления.Известия Российского государственногопедагогического университета им. А.И. Герцена. № 91 / 2009.
26. Овчинников А.Е., Мисливченко Д.В., Инструментальное пособие «Основы проектирования для жаждущих изменений» + Схема разработки проектных описаний «До проекта за 70 вопросов» / А.Е. Овчинников, Д.В. Мисливченко // Агентство образовательных решений «Новые стратегии». - Красноярск, 2012. - 64 с.
27. Овчинников А.Е. Система сопровождения одарённых людей / Овчинников А.Е. // Агентство образовательных решений «Новые стратегии». - Красноярск, 2012. - 51 с.
28. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.Шумаковой. - М.: Просвещение, 2006. - 239с.
29. Описание успешных практик: образовательные модули для реализации ФГОС ООО: сборник методических материалов / сост. Е.В. Новичкова, Н.Ф. Логинова, Л.А. Малинова, Н.Е. Омелько. - Красноярск, 2015. - 36 с.
30. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
31. Пинская М.А. Оценивание для обучения: Практическое руководство. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.
32. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов-тьюторов и педагогов высшей школы; Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 136 с.
33. Попов А.А. Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода/ Предисл. В.А. Болотова. - М.:ЛЕНАНД, 2014. 344 с.
34. Проворова А.П. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината.Известия Российского государственного педагогическогоуниверситета им. А.И. Герцена. №102/2009
35. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
36. Пуховая Л.И. Характеристика проблем одарённости // Научно-теоретическая конференция "Проблемы одарённости учащихся". - ВИТЕБСК: УО "ВОГ ИПК И ПРР и СО", 2008.
37. Пяткина Г.Н. Взгляд на одаренных детей и детскую одаренность с
позиции современных исследований http://www.den-za-
dnem.ru/page.php?article=955V
38. Работа с одаренными детьми: теория и практика: учебно-
методическое пособие / Т.М. Чурекова, В.В. Корчуганова, З.В. Крецан, Н.И. Приходько. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011.-107с.
39. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Ю. Д. Бабаева и др.; Д.Б. Богоявленская (ответственный редактор); В. Д. Шадриков (научный редактор). - 2-е изд., доп., перераб. — М., 2003. - 90 с.
40. Развитие детской одаренности в образовательной среде. Региональный опыт реализации федеральных образовательных инициатив по развитию детской одаренности / под общ. ред. Е.П. Титкова. - Арзамас: АГПИ, 2010.
41. Реан А.А., Аверине В.А., Дандарова Ж.К. - Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, 2010. - 683 с.
42. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младщих школьников. 4 изд., испр. и доп. Самара: Учебная литература, Издательский дом "Фёдоров", 2010. 224 с.
43. Смышляева Л.Г. Проектирование и реализация компетентности- ориентированных образовательных программ: авторская методическая разработка, ТГПУ, 2013. - 12с.
44. Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одарённости: детский сад - школа - университет: Материалы всероссийской научно-практической конференции: в 5 частях Часть I: Педагогика одаренности: Региональные практики / Под ред. Тоболкиной И.Н., Ремез О.В.. 30-31 октября 2014 г., г. Томск. - Томск: Томский ЦНТИ, 2014. - 168 с.
45. Способности без возможностей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.svoboda.mobi/a/25321081.html.
46. Степанова И.Ю, В.А.Адольф. Проектирование практико-ориентированной подготовки педагога в вузе// монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск.-2013.- 368с.
47. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 19 98
48. Теплов Б. М. Проблема одаренности. — Советская педагогика, 1940, №
4—5, с. 146—
155...." [Источник:рttp://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP041982/LTP- 036.HTM]
49. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных
результатов учащихся. Методическое пособие. Самара: Учебная
литература, 2007. 244 с.
50. Хилтунен Е. Школа свободных лабораторий. // Вестник образования. - № 24 (110). - 2014.
51. Хромова Т. Одаренные дети. /Воспитание школьника. 1997, №4, с. 6-15
52. Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность школьников:
теоретические основания и эмпирическое исследование. [Электронный ресурс] - URL: http://mononline.ru/publikacii-specproekt-
odarennyedeti/2012/11/27/ pedagogicheskaya-odarennost-shkolnikov-
teoreticheskie-osnovaniya-i-empiricheskoe -issledovanie.html
53. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 81 с.
54. Renzulli, J. S. (2005). The three-ring conception of giftedness: A developmental model for promoting creative productivity. In R. J. Sternberg & J. E. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness (pp. 246-279). Cambridge, UK: Cambridge University Press.
55. http: //gigabaza.ru/do c/37326.html
56. http://www.mvbulanov.com/
57. http://www.thetutor.ru