Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В ЯПОНСКОЙ АНИМАЦИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ

Работа №150202

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
1. История женского образа в культуре и искусстве Японии 12
1.1. Становление представлений о гендерных различиях в историческом
контексте 12
1.2. История женского образа в культуре и искусстве Японии X-XIX вв 17
1.3. Современные представления о роли женщины в Японии (XX-XXI вв.) . 24
1.3.1. Самоидентификация японских женщин 28
2. Женский образ в японской анимации конца XX - начала XXI веков 35
2.1. Анализ женских образов в анимационном произведении «Навсикая из
Долины ветров» реж. Хаяо Миядзаки, 1987 г 35
2.2. Анализ женских образов в анимационном произведении «Принцесса
Мононоке» реж. Хаяо Миядзаки, 1997 г 41
2.3. Анализ женских образов в анимационном произведении «Ходячий замок
Хаула» реж. Хаяо Миядзаки, 2004г 50
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложение А-В 72

Аниме - это японская анимация, в большинстве создаваемая под конкретную целевую аудиторию. Аниме направленное на детскую аудиторию (комодо) - составляет больший процент всей анимационной продукции. Однако как и в самой Японии, так и за ее пределами более популярным является аниме для взрослой и подростковой аудитории. Это определяет выбор тематики анимации в пользу философских размышлений, отражения проблем общества или отсутствия табуированности. На сегодняшний день аниме одно из самых быстроразвивающихся направлений в мировой индустрии анимации1.
Так, к началу XXI века суммарный товарооборот аниме в Японии значительно возрос, преимущественно благодаря выходу на международный рынок2. Сегодня западное общество черпает свои знания о культуре Японии из таких анимационных фильмов, как «Унесённые призраками» (2002), «Ходячий замок Хуала» (2004) Хаяо Миядзаки или «Призрак в доспехах: Невинность» (2004) Мамору Осип.
Зачастую главными персонажами популярных аниме являются женщины, которые воплощают в себе нетрадиционные для японского общества представления о гендерных ролях. Японская анимация рисует портрет женщины, отличной от традиционной японки: сильной, независимой, выполняющей мужские обязанности. Этот образ, благодаря широкому распространению аниме по всему миру, приходит на смену представлению о женщине и её роли в обществе, которые закрепились в культуре и искусстве. Благодаря анализу исторического и культурного контекста и современной японской анимации, можно проследить трансформацию женского образа, а также стереотипы, которые вокруг него сложились.
Данная тема является актуальной для многих исследователей и теоретиков в области японской культуры и анимации, так как она обширна и малоизучена и оказывает влияние не только на анимацию Японии, но и мира в целом. Исследование периода конца XX - начала XXI веков является актуальным по причине того, что именно в этих рамках в анимации начинает складываться определенный женский портрет благодаря работам анимационной студии «Ghibli». Современные японские режиссеры, например, Макото Сникай, Хиромаса Ёнэбаяси во многом являются последователями идей и стиля этого периода.
Стоит отметить, что существует не так много работ, посвященных данной теме и периоду на русском языке, не смотря на то, что к исследованию японской анимации XX - начала XXI веков обращались современные российские кинокритики и исследователи.
Степень разработанности проблемы
К исследованию темы аниме и гендерных представлений в культуре и искусстве Японии обращается ряд ученых как отечественного, так и мирового научных сообществ. Так, женский образ в истории и культуре рассматривался такими авторами, как Р. Бенедикт3, Ю.В. Горбунова4, И.С. Тихоцкая5. В работах этих авторов исследуются как исторический женский портрет, так и место женщины в современном японском социуме.
К теме японского общества и его сознания обращались такие исследователи, как Э.В. Молодяков6, Е.В. Чертушкина7, Е.Л. Скворцова8. В работах данных ученых рассматриваются гендерные отношения, их трансформация и стереотипы, которые, так или иначе, влияют на представление о роли женщины.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы являлось: проведение анализа трансформации образа женщины в японской анимации конца XX - начала XXI веков на материале анализа репрезентантов.
Задачи, которые были решены в ходе достижения цели исследования: изучено становление представлений о гендерных различиях в культуре и искусстве Японии. Выделены современные представления о роли женщины в Японии. Рассмотрены особенности самоидентификации японских женщин. Проанализированы женские образы в японской анимации конца XX - начала XXI веков на примере анимационных работ студии «Ghibli», режиссера Хаяо Миядзаки.
В первой главе «История женского образа в культуре и искусстве Японии» были проанализированы литература и источники прямо или косвенно касающиеся темы исследования: понятие «гендер», образ женщины в истории и культуре Японии, современные представления о женщине в японском обществе, особенности самоидентификации японских женщин.
В результате были получены следующие выводы:
Традиционное изображение женщины в обществе и культуре Японии подвергается значительным изменениям в различные исторические эпохи. В период Древней Японии женский образ носит сакральный характер, опираясь на мифы и синтоискии традиции. Японки этого времени образованы и имеют независимость в сравнении с последующими историческими периодами. Однако традиционное мировоззрение - «гири» (чувство долга) и «гиму» (обязанность), а также зависимость женщин от мужского покровительства формируют четкую патриархальную систему общества.
В период феодальной Японии женщина подвергается большей дискриминации. Она подчиняется не только социально-этическим нормам поведения, например, бусидо (самурайскому кодексу), но и религии (конфуцианству, буддизму), которые, в отличие от синтоизма, не предполагают равенство между полами. Образ японки утрачивает сакральный характер, а трансформация общественного и правового укладов ведет за собой увеличение роли мужа в семье. Изменения происходят и в культуре, во многом искусство становится доступно только мужчинам, а его объектом является женская красота. Из чего следует, что в данную историческую эпоху происходит закрепощение женщины на бытовом, духовном и культурном уровнях. Женщине отводится подчинительная роль, в первую очередь, общество воспринимает ее в качестве жены и матери, хранительницы традиции и домашнего быта. Своим поведением японка должна демонстрировать следующие качества: покорность, смирение, услужливость, мягкость, ненадежность, пассивность. Однако традиционная религия синтоизм все же предписывает равное отношение между мужчиной и женщиной, но благодаря увеличению роли конфуцианства и буддизма данное мировоззрение не распространено.
В современной Японии происходят значительные изменения, которые характеризуются воздействием европейской культуры и политическими событиями мирового масштаба, происходившими в течение XX века. Однако сегодня Японское государство все еще отстает в вопросах правового положения женщины. Это связано с традиционными взглядами, которые содержат в себе определенные гендерные стереотипы.
Японские женщины в рамках самоидентификации все чаще воспринимают себя как работника. На первый план выдвигается образование и карьера. Увеличение возраста замужества говорит о том, что семья и материнство отходят на второй план.
Проводя сравнение традиционных и современных представлений о роли женщины в Японии, можно говорить об ориентации на постепенное улучшение прав и возможностей японок. Современная женщина может занимать такое же социальное положение, как и мужчина, у нее появляется возможность проявить свой потенциал в сферах общества, которые ранее считались мужскими.
...


1. Абубикирова, Н. И. Что такое «гендер»? / Н. И Абубикирова // Общее твенныенауки и современность. - 1996. - №. 6. - С. 123-125.
2. Алпатов, В. М. Япония: язык и общество / В.М. Алпатов - Москва: Наука, 1988. - 136 с.
3. Андреева, Н.И. Женщины и общество: Социально-философский аспект: дис. ... канд. фил. наук : 09.00.01 / Андреева Наталья Ивановна. - Став рополь, 1995. - 150 с.
4. Безпрозванная, Я. М. Положение женщины в Японии эпохи Токугава (на примере сугороку) / Я. М.Безпрозванная // Историческая и социально­образовательная мысль. - 2013. - №. 1. - С. 13-16.
5. Бенедикт, Р. Хризантема и меч / Р. Бенедикт - Москва: РОССПЭН, 2014. - 256 с.
6. Бок, Г. История, история женщин, история полов / Г. Бок // Альманах THESIS. - 1994. - №. 6. - С. 170-200.
7. Бояринова, П. А. Жизнь и повседневный быт женщины в Японии (1870-1910-е гг.) / П. А.Бояринова // Вестник Томского государственного университета. История. - 2015. - №. 1 (33). - С. 47- 50.
8. Горбунова, Ю. В. «Женский вопрос» и «женское движение» в послево енной Японии: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03 / Горбунова Юлия Васильевна. - Владивосток, 2005. - 228 с.
9. Гришелёва, Л. Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI-начало XX века) / Л.Д. Гришелёва - Москва: Наука, 1986. - 286 с.
10. Гундзи, М. Японский театр Кабуки / М. Гундзи; Пер. с Яп. Б. В. Раскина - Москва: Прогресс, 1969 - 234 с.
11. Де Бовуар, С. Второй пол / С. де Бовуар - Москва: Прогресс; СПб.: Алетейя,1997. - 832 с.
12. Денисова, А. И. Манга и аниме, вклад в культуру и искусство / А. И. Денисова // Аналитика культурологи. - 2013. - № 2 (26). - С. 114-116.
13. Дил, У. Япония. Средние века и начало Нового времени / У. Дил ; пер. с англ. А.М. Артюхова - Москва: Вече, 2011. - 464 с.
14. Дмитриева, И.И. Гейша - носительница традиций Японии / И.И. Дми триева // Дискурс-Пи. - 2004.- №1. - С. 81-85.
15. Дэвис, А. Женщины, раса, класс / А. Дэвис - Москва: Прогресс, 1987. - 280 с.
... всего 71 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ