Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Работа №150198

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2015
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические основы проектирования индивидуального образовательного маршрута младшего школьника 10
1.1 Сущность понятия «образовательный маршрут» и его специфика
специфика в начальном обучении 10
1.2 Психолого-педагогические причины возникновения трудностей
в обучении младших школьников 16
1.3 Организация образовательного процесса с использованием
индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении 25
Выводы по первой главе 33
Глава II Методы и организация исследования 34
2.1. Методы исследования для выявления трудностей в обучении и
проведение исследования 34
2.2. Методы статистической обработки данных 42
Выводы по второй главе 45
Глава III Результаты исследования и их обсуждение 46
3.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента 46
3.2. Результаты формирующего этапа эксперимента 51
Выводы по третьей главе 58
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение


Современная школьная система образования, стремясь ответить ожиданиям общества и родителей в целом, решает сложнейшие задачи, отражающие общий характер общественных процессов. Начальная школа переживает период поиска, характеризующийся развитием инновационных процессов, вариативностью образования, становлением системы дифференцированного, индивидуального обучения, разработки новых технологий, реализуемых в учебно-методических комплектах нового поколения.
Поиск содержания форм совместного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, учитывающего возможности сочетания государственного заказа (федеральных государственных образовательных стандартов) и образовательных интересов педагогической общественности, является основной проблемой в начальном образовании. В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.
Проблема формирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся представлена в психолого-педагогических исследованиях в работах Т.М. Ковалевой, Н.В. Рыбалкиной в русле проблемно-рефлексивного подхода, деятельностного подхода - А.Б. Воронцова, Г.Н. Прозументовой, А.В. Хуторского, А.Н. Тубельского и других. Индивидуальные образовательные маршруты учащихся связываются с осуществлением учащимися личностно значимой деятельности в работах Т.М. Ковалевой, Н.В. Рыбалкиной. Индивидуальные образовательные маршруты учащихся формируются в образовательном пространстве. Структура образовательного пространства в общетеоретическом и методологическом аспектах подробно рассматривается в работах В.Г. Афанасьева, А.А. Бодалева, С.К. Бондыревой, В. Курт-Умерова, В. Марача, Н. М. Никулиной, Я. К. Трушиньша, М. Хейдметса, Н.А. Хренова, И.Г. Шендрика и других. Современный педагогический профессионализм В.И. Слободчиков связывает с созданием условий для становления индивидуальных образовательных маршрутов каждого учащегося. Однако исследованию становления индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в образовательном пространстве современной школы не уделено достаточного внимания.
В общеобразовательной школе, по статистическим данным, находится от 15 до 45% детей, испытывающих трудности в обучении (Т.А. Власова, А.О. Дробинская, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко и др.). С этой категорией детей возникает больше всего проблем у учителя: от нехватки знаний по этой проблеме, до недостаточной разработанности методических пособий по организации индивидуальной помощи. Вследствие чего младшие школьники нарушают дисциплину, многие из них начинают часто болеть. Именно таких детей, после обучения в первом классе, учителя рекомендуют перевести в коррекционный класс. Такого крайнего шага можно избежать или предупредить, при условии включения в процесс обучения работу по индивидуальным образовательным маршрутам. Анализ педагогических технологий, учебных программ и учебно-методических комплектов (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, А.О. Дробинская и др.), показывает, что в образовательном процессе в настоящий период, как правило, индивидуальный и дифференцированный подход не всегда учитывает особенности детей, испытывающих трудности в обучении. Не отражено это положение и в методических пособиях для педагогов.
Таким образом, актуальность исследования вызвана необходимостью разрешения противоречий:
- между постоянно возрастающим количеством младших школьников, испытывающих трудности в обучении, и недостаточным вниманием к этой проблеме как в теоретических исследованиях, так и в практике работы учителей;
- между разнохарактерностью трудностей в обучении младших школьников и устоявшейся педагогической практикой сведения этих трудностей к трудностям познавательного характера.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне вырастают в научную проблему: как организовать сопровождение младших школьников, испытывающих трудности в обучении, для успешного освоения учебной программы.
Цель исследования: спроектировать и доказать результативность ИОМ для младшего школьника, испытывающего трудности в обучении
Объект исследования: процесс обучения младшего школьника, испытывающего трудности в обучении
Предмет исследования: использование ИОМ как средство коррекции трудностей в обучении младшего школьника
Гипотеза исследования: индивидуальный образовательный маршрут является эффективным средством коррекции трудностей, которые испытывает младший школьник в процессе обучения.
Исходя из цели и гипотезы исследования, определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования
2. Выделить психолого-педагогические причины возникновения трудностей в обучении младших школьников
3. Определить диагностический инструментарий для выявления
трудностей в обучении младшего школьника
4. Выявить основные трудности в обучении младшего школьника
5. Спроектировать индивидуальный образовательный маршрут для младшего школьника, испытывающего трудности в обучении
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана модель индивидуального образовательного маршрута для младшего школьника, испытывающего трудности в обучении, включающая классы трудностей, педагогический инструментарий для выявления трудностей, правила отбора заданий для коррекции;
- теоретически обоснована и экспериментально доказана продуктивность использования индивидуального образовательного маршрута для младшего школьника, испытывающих трудности в обучении.
Теоретическая значимость. Выделены пять классов трудностей в обучении младшего школьника: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные и психомоторные. Для каждого класса трудностей представлены причины их возникновения.
Практическая значимость. Разработаны этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута для младшего школьника, испытывающего трудности в обучении; методические рекомендации по проектированию и использованию индивидуального образовательного маршрута; подобран диагностический инструментарий и коррекционные задания.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- концепции гуманистического образования (О.С. Газман, СИ. Гессен, И.Д. Демакова, Дж. Дьюи, Н.Б. Крылова, С.Л. Соловейчик и др.);
- теория моделирования в педагогическом процессе (А.Н. Дахин, В. И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Петерсон, И.Д. Чечель, В.А. Левин);
- теория деятельности и деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.В. Громыко, Л.Г. Петерсон и др.).
Становление концептуальных положений опиралось на идеи:
- педагогической помощи и поддержки ребенка в образовании (Т.В. Анохина, Н.Н. Михайлова, Т.В. Фролова, СМ. Юсфин, и др.);
- личностно - ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Р.Г. Чуракова, И.С Якиманская и др.);
- концепции индивидуализации и дифференциации образования (В.В. Гузеев, А.А. Кирсанов, В.М. Монахов, И.Э. Унт, В.В. Фирсов, В.Д. Шадриков и др.).
В проведении исследования опора делалась на:
- теории обучения детей с трудностями в обучении (СА. Беличева, Т.А. Власова, М.С Певзнер, А.О. Дробинская, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, О.Н. Усанова, С.Г. Шевченко и др.);
- теории выделения типичных трудностей в обучении младших школьников (Т.В. Азарова, А.Ф. Ануфриев, М.Р. Битянова, М.М. Безруких, СВ. Вахрушев, Ю.З. Гильбух, Е.С Гобова, К.М. Гуревич, И.В Дубровина, В.В. Давыдов, И.А. Коробейников, СН. Костромина, Г.Ю. Ксензова, Г.Ф. Кумарина, Н.Г. Лусканова, Н.П. Локалова, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, М.А. Павлова, и др.).
В соответствии с целью и задачами исследования изучаемой проблемы использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого-
педагогической литературы по проблеме исследования.
- эмпирические: целенаправленное психолого-педагогическое
наблюдение, тестирование, эксперимент.
Методики:
1. Проективная методика «Рисунок школы», автор Д. Б. Эльконин
2. Тест «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
3. Тест «Школьной зрелости» Керна-Йирасика
4. Тест Тулуз-Пьерона
5. А. Р. Лурия (Методика заучивания 10 слов)
6. Изучение словесно-логического мышления (разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л. И. Переслени)
- методы математической статистики. Для анализа эмпирических данных был использован критерий U (критерия Манна-Уитни)
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Тинская СШ №3», Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Тинской, ул. Молодежная, д. 19. В эксперименте приняли участие 19 детей первого класса. В классе 11 девочек, 8 мальчиков. Возраст 6-7 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и основные результаты проведенного исследования обсуждались на заседании кафедры психологии КГПУ им. В.П. Астафьева, были представлены в Декаднике науки ИШЮ «Научный портал - 2015» (Диплом II степени) г.Красноярск и на вузовском конкурсе научно-исследовательских работ; на V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Современное образование: инновации и перспективы» (24-25 апреля 2015 года, г. Красноярск).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования, объектом которого являлся процесс обучения младших школьников, испытывающих трудности в обучении, а предметом — использование ИОМ как средство коррекции трудностей в обучении младших школьников
1. Проведен теоретический анализ современного состояния проблемы обучения младших школьников, испытывающих трудности. Актуальность работы обусловлена необходимостью решения проблемы организации сопровождения младших школьников, испытывающих трудности в обучении. По статистическим данным в общеобразовательной школе находится от 15 до 45 % детей, испытывающих трудности в обучении. С этой категорией детей возникает больше всего проблем у учителя: от нехватки знаний по данной проблеме, до недостаточной разработанности методических пособий по организации индивидуальной помощи.
2. Выделены психолого-педагогические причины возникновения трудностей в обучении младших школьников. К ним относится, как несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, так и неготовность ребенка к обучению в школе.
3. Подобран диагностический инструментарий для выявления трудностей в обучении младшего школьника. Методики соответствуют целям и задачам исследования, возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Все используемые тесты валидны и надежны.
4. Выделены пять классов трудностей в обучении младшего школьника, базирующихся на современных требованиях готовности младшего школьника к обучению, педагогических целях к процессу обучения и видах универсальных учебных действий.
5. Спроектирован ИОМ для младших школьников, испытывающих трудности в обучении. ИОМ включает в себя: классы трудностей, диагностический инструментарий для выявления трудностей в обучении и уточнения их причин, правила отбора заданий для младших школьников, испытывающих трудности в обучении. Раскрыты этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов. Экспериментально доказана эффективность построения ИОМ для младшего школьника, испытывающего трудности в обучении.
Это позволяет принять выдвинутую в исследовании гипотезу и подтверждает то, что цель данного исследования достигнута.
Выявленные результаты могут рассматриваться как предмет последующих теоретических и практических изысканий:
-исследование возможностей компенсации представленных трудностей ещё в дошкольном возрасте;
-разработка спецкурса для подготовки учителей начальных классов к обучению младших школьников, испытывающих трудности в обучении.


1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М.: Изд-во Ш. А. Амонашвили, 1996. - 628 с.
2. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 63.
3. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М.: Ось- 89, 1999. - 224 с.
4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
5. Барт К. Трудности в обучении: Раннее предупреждение /К. Барт. - М.: Академия, 2006. - 208 с.
6. Башмаков М.И. Разработка и использование гибких образовательных технологий / М. И. Башмаков // СПО (приложение). - 2005. - №8. - С.12.
7. Башмаков М. И. Индивидуальная программа / М. И. Башмаков // Здоровье детей. - 2005. -№ 4. - С. 45-48.
8. Башмаков М.И. Индивидуальная образовательная программа школы // Школьные технологии. - 2000. - №4. - С.17-23.
9. Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. - М: Совершенство, 1998. -352 с.
10. Богданова Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-120.
11. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно¬
ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону.: Изд- во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.
12. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: Для школьных психологов /А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Томск.: Знание, 1993 -218с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выгодский; под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 488 с.
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. -М.: Знание, 1994 -308с.
15. Дробинская А. О. Школьные трудности «нестандартных» детей / А.О. Дробинская. - М.: Школа-Пресс, 2001. - 144 с.
16. Журавлева К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
17. Забрамная С. Д. Развитие ребенка в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех» / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М.: Новая школа, 2000. - 160 с.
18. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная
интерпретация / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
19. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12.
20. Казакова Е.И. Дети «Группы риска»: Реабилитационные программы педагогического взаимодействия / Е. И. Казакова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 176 с.
21. Калинина Н. В. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова, А. Я. Горбылева; под общ. ред. И. Ю. Синельникова. - М.: АРКТИ, 2006. - 72с.
22. Калмыкова 3. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога / 3. И. Калмыкова. - М.: Знание, 1982. — 95 с.
23. Князева Н. Р. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Н. Р. Князева. - М.: АРКТИ, 2004. - 216 с.
24. Князева Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика - 2005-№1-С. 62-66
25. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: Структура, диагностика, формирование/Т. Н. Князева. - СПб.: Речь, 2007. -119 с.
26. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г. Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
27. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
28. Крылова И.Б. Культурные модели образования с позиций постмодернистской педагогики /Крылова И.Б. // Новые ценности образования.-М.: Инноватор, 1997.-№7- С.185-205.
29. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно - метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
30. Лукьянова М., Перкокуева И. Вариативный образовательный маршрут // Учитель.- 2007.-№ 1. - С. 9-11
31. Маркова А. К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников / А. К. Маркова. // Вопросы психологии. - 1982. - №1. - С. 77
32. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Вестник образования России. - 2003. - 17 сентября. - С. 53-56.
33. Новиков А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. - М.: Эгвес, 2005. —176 с.
34. Нижегородцева Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М.: Владос, 2002. - 256 с.
35. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
37. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе
активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Селевко Г.К. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с.
38. Семаго Н. Я. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: АПКиППРО РФ, 2000. - 263 с.
39. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников / А. Л. Сиротюк. - М.: Сфера, 2002. - 80 с.
40. Субботина, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: Дисс ...канд. пед. наук 13.00.01. - Кемерово, - 213 с.
41. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа. - СПб.,1994. - С. 37-46
42. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное образование) // Вестник образования России. - 2004.- №12.-С. 18-66.
43. Хуторская А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация // Школьные технологии. - 2006. - №4. - С.12-13.
44. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / Хуторской А.В.. - М.: ВЛАДОС, 2000 - 320с.
45. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. - М.: Генезис, 2003. - 128 с.
46. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига, 2007.-112 с.
47. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. - М.: Владос, 2001.-136 с.
48. Ясвин В. А. Образовательная среда: От моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.
49. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000.-150 с.
50. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении / Л. А. Ясюкова. - СПб.: ГП ИМАТОН, 2005. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ