Реферат
Введение 4
1. Теоретические аспекты религиозного туризма и его регулирование 6
1.1 Понятие религиозного туризма, его сущность 6
1.2 Правовые основы религиозного туризма 11
1.3 Деятельность туристских и паломнических структур в религиозном
туризме 15
2. Последствия изменений в законодательстве о религиозном туризме для
деятельности туристских организаций на примере городов Красноярска и Улан-Удэ 20
2.1 Проблемы сотрудничества туристских фирм с религиозными
организациями 20
2.2 Анализ религиозной базы христианства в Красноярске 22
2.3 Анализ религиозный базы буддизма в Улан-Удэ 30
3. Рекомендации для деятельности туристских и религиозных структур в
сфере религиозного туризма 38
3.1 Экспертное мнение об изменениях в сфере религиозного туризма 38
3.2 Рекомендации для деятельности туристских и религиозных
структур 44
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А 58
Религиозный туризм является перспективным направлением в России, так как наша страна располагает обширным культурно-историческим потенциалом, представляя туристам наследие в виде памятников религии, таких как: церкви, соборы, мечети, дацаны, ашрамы.
Несмотря на это, согласно статистике Федерального агентства по туризму, религиозный туризм занимает всего 1% на туристском рынке.
Туристские фирмы, паломнические организации активно используют религиозные объекты по осуществлению своей деятельности согласно правовым основам, но на практике сталкиваются со сложностями при организации своей деятельности.
Поэтому в 2019 году были внесены изменения разграничивающие паломничество и религиозный туризм. Изменения внесли сначала в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части правового регулирования паломнической деятельности религиозных организаций, а позже в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» в части правового регулирования религиозного туризма.
Актуальность данной темой исследования заключается в том, что паломнические и туристские структуры столкнулись с трудностями в работе, которые поспособствовали изменениям в законодательной основе о религиозном туризме. Поэтому необходимо пересмотреть принципы работы туристских организаций и паломнических служб, исходя из появления новых условий.
Объект исследования - религиозный туризм.
Предмет исследования - рекомендации в деятельности туристских и паломнических организаций в сфере религиозного туризма.
Цель исследования - разработка рекомендаций для деятельности туристских и религиозных организаций вследствие изменений в законодательстве о религиозном туризме.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать религиозный туризм и туристские организации;
2) определить основные изменения в законодательстве о религиозном туризме;
3) выявить проблемы взаимодействия и возможные пути решения этих проблем в работе туристских и религиозных организаций в сфере религиозного туризма.
Методы исследования: анализ литературных, документальных и интернет-источников; опрос в форме интервью; обработка и анализ статистических данных; обобщение и интерпретация полученных результатов.
На основании проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Рассмотрев сущность религиозного туризма и анализ теоретических источников большинство авторов, проводивших исследования по данной теме установили, что под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Познавательная деятельность в религиозном туризме - это основная цель, так как турист в поездке комбинирует различные цели: возможности культурно обогатиться, посетить объект святыни, программу на мастер-классах. Под паломничеством подразумевается деятельность, носящий узкоконфессиональный характер, она напрямую связана с религией. Основная деятельность паломников - это посещение религиозных объектов с сакральными целями для совершения обрядовых действий.
Организацией религиозного туризма в России занимаются паломнические службы при храмах и монастырях, и туристские фирмы. Паломнические службы, по сути, выполняют функции туристских агентств. Существуют несколько разновидностей туроператоров, которые занимаются организацией религиозных и паломнических поездок: многопрофильные туроператоры, которые предлагают туры и экскурсии познавательной направленности для представителей разных конфессий, а также туроператоры религиозного туризма, действующие под патронажем религиозных организаций и на основании подтверждения их включения Ростуризмом в Единый федеральный реестр туроператоров.
2. Изменения в законодательстве о религиозном туризме определяют:
- статус паломника, а также дают определение паломнических поездок;
• правило: если туристский маршрут включает объекты показа, а также места религиозного почитания, которые принадлежат религиозной организации, то туроператор соблюдает порядок богослужений, обрядов и внешний вид туристов;
• право паломников совершать и организовывать собственные паломнические поездки;
• право религиозной организации заключить с туроператором соглашение, определяющее условия организации посещения туристами объектов показ;
• правило: все прочие юридические лица, не являющиеся религиозными организациями и равным образом индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять паломническую деятельность.
Важно отметить, термин «религиозных», ранее закрепленный в ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», исключен из текста закона для того, чтобы избежать имитации паломничества, но закон не раскрывает содержания религиозной цели и самого религиозного туризма.
3. В ходе работы мы проанализировали мнения экспертов насчет поправок в законе и основные проблемы взаимодействия:
• Закон влияет по-разному на регион и на конфессию, если для Улан- Удэ привычно изначально в работе религиозных организаций заключать договоры с турфирмами и предоставлять аккредитацию местным гидам, то в Красноярске такой принцип работы только развивается;
• В Улан-Удэ конфессия «буддизм» несет духовно-просветительский характер, который обязывает гидов подтверждать свои знания, а в Красноярске паломнические службы только думают о том, чтобы подготавливать сертифицированных гидов и экскурсоводов по христианскому направлению;
• Основная проблема осуществления религиозного туризма в Улан-Удэ это не информированность «стихийных» туристов на местности религиозных почитании. А для Красноярска это вопрос качества информации, которые предоставляют гиды и экскурсоводы местных турфирм.
В процессе работы над исследованием, которое длилось больше полугода в 2019-2020гг, были разработаны рекомендации по решению выделенных нами проблем в деятельности туристских и религиозных организаций г. Красноярска и г. Улан-Удэ, учитывая особенности влияния нововведенного закона на эти территории.
Рекомендации для г. Улан-Удэ включают себя в основном предложения, связанные с улучшением поведения и повышения информированности, как самостоятельных туристов, так и туристов от местных туристских организаций. Поэтому доработка официальных сайтов, создания информационных стендов и добавления автоматов с вещами с системой «QR - код» на территории дацанов могут облегчить работу религиозным и туристским организациям г. Улан-Удэ.
Опираясь на наше исследование, мы предложили религиозной базе г. Красноярска, создать такие же условия, как и в Улан-Удэ, а именно курсы по религиозному направлению для получения аккредитации и сертификации местных туроператоров, экскурсоводов, желающих работать целенаправленно с паломниками. На наш взгляд, создание новых условий работы послужит в дальнейшем хорошему сотрудничеству между красноярскими паломническими и туристскими организациями.
1. Александровна, А. Ю. Международный туризм: учебное пособие / А.Ю. Александровна - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
2. Алексеева, Н. Д. Этнокультурные традиции Самарской области как туристский ресурс / Н. Д. Алексеева, Е. В. Гладкина // Национальное культурное России. - 2014.- С. 227-231.
3. Афанасьев, О.Е. Религиозный туризм как тренд мировой и российской туриндустрии: концептуальная сущность и модели развития / О.Е. Афанасьев, А.В. Афанасьева // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2019. - С.7-27.
4. Аюшеева, И.З. Гражданско-правовое положение религиозных организаций в Российской Федерации: учебное пособие / И.З. Аюшеева. - Москва: Проспект, 2018 - 192с.
5. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма: учебное пособие/ А.В.Бабкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 67 с.
6. Бадмаева, Д.Д Религиозный туризм в Бурятии / Д.Д Бадмаева //Индустрия туризма и гостеприимства в контексте межкультурной коммуникации. -2018. - С. 6-8.
7. Байлагасов, Л.В. О классификации паломнического туризма / Л. В. Байлагасов // Вестник: Символ науки. -2016. - №10(72). -С. 192-194.
8. Байлагасов, Л.В. Проблемы охраны природы Усть-Коксинского района / Л.В. Байлагасов // Сибирский ботанический вестник. - 2007. - С. 311.
9. Бондаренко, Д.В. Аспекты правового регулирования паломничества и религиозного туризма на современном этапе / Д.В. Бондаренко // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2015.- С. 14-20.
10. Борисенко, И.В. Специфика организации религиозных и паломнических поездок/ И.В. Борисенко // Сервис Plus. - 2019. - Т.13. - №3. - С. 3-9.
11. Ванникова, Е.Н. Маркетинговые исследования привлекательности развития религиозного туризма в Республике Бурятия / Е.Н. Ванникова, А.А. Цыренова // Вестник ВСГТУ. -2014. -№2.- С.54-58.
12. Винокуров, М.А. Что такое туризм? / М.А. Винокуров // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2004. - № 3. - С. 19-24
13. Госдума правит закон о свободе совести [Электронный ресурс] // Коммермантъ. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3850534.
14. Гуня, А.Н. Религиозный туризм и паломничество: современное состояние и перспективы развития / А.Н. Гуня // Современные проблемы сервиса и туризма. -2019. - С. 73-81.
15. Дацан «Ринпоче Багша» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://yeshe-lodoy-rinpoche.ru/....51