Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие идеи свободы в философии И. Канта

Работа №150155

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ГЕНЕЗИС КАТЕГОРИИ СВОБОДЫ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ
ФИЛОСОФИИ 7
1.1 Проблема свободы в новоевропейской философии до И. Канта 7
1.2 Проблема свободы в философии И. Канта 28
2 КАНТОВСКОЕ УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ 38
2.1 Трансцендентальное понимание свободы 38
2.2 Свобода как основание нравственного закона 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

В широком смысле свобода - это отсутствие давления или ограничения. Именно такое значение словаотражено в словаре В. Даля: «свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства». Слово«свобода»обозначаетвеличайшую ценность человеческой жизни, за которую люди всегда вели борьбу. В современном обществеборьба за свободу, которая воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина, осуществляется также в идеологической форме. Все чаще мы можем слышать формулировку «свобода личности», которой смело апеллируют средства массовой информации, политические и интеллектуальные деятели. Однако посыл, который нам пытаются донести, говоря о свободе, различен. Намекая читателю о сложности понимания идеи свободы, Гегель писал: «Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы» [2, с. 324].Поэтому данная идея требует критического осмысления, развития, чтобы стать понятием. После чего необходимо установить категориальный статус понятия свободы, о котором можно говорить, если есть системавзаимосвязанных понятий, каждые из которых представляют собойсущественный, необходимый элемент системы. Установление категориальногостатуса понятия позволяет избежать спутывания категорий, относящихся кразным объектам исследования. Реализация этой задачи в истории европейской философии обнаружило проблему, решение которой связано с именем И. Канта.
Данная проблематика является по сей день актуальной, ввиду стремления каждого человека к независимости, отсутствию ограничений и освобождению своего внутреннего «Я». Построениекатегориальной системызнания определяет основную цель классической немецкой философии, которая начинает с того, до чего И. Кант довел философскую мысль в ее стремлении к постижению априорной свободы. Идеализм дает лишь формальное определениесвободы как 4
независимости человека от всего для него внешнего, как способности человеческого самоопределения в рамках принимаемого им законодательства своего существования. Однако такого рода фактичностьдолжна получить обоснование в подлинном систематическом анализе.
Отличие кантовского понимания свободы в критический период от его предшественников и от себя в ранний период своего творчества заключается в том, что он разграничил проблематику свободы как нравственной и практической задачи от свободы как независимости в мире природной необходимости. Он сознательно разделяет категорию свободы и природу с ее законами необходимости, а также индивидуально-чувственными склонностями и связывает ее со сферой разума. Именно неисчерпаемость его наследия вызывает повышенный интерес ко всей философской системе. Немецкая классическая философия занимает одно из наиболее значительных мест в истории философской мысли. Ее развитие, начавшееся в серединеХУШ, продолжается до середины XIX века. Важную роль в обеспечении этого сыграли развитая университетская система и богатое идеологическое наследие эпохи Просвещения. Сказалось здесь и то, что философская мысль Германии не искала ответов на частные конкретно-жизненные вопросы, а уходила за грани познаваемого, где она сумела достичь невероятных результатов.
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность категории свободы в философии И. Канта и ответить на вопрос: может ли человек действовать произвольно, или его поступки всегда чем-то детерминированы?
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
1. Выяснение сущности свободы как основной проблемы всей новоевропейской философии доКанта;
2. Экспликация антиномии свободыи необходимости и ее решение в рамках кантовской методологии;
3. Анализ трансцендентального понимания свободы в трудахКанта;
4. Анализ практического понимания свободы в философииКанта.
Таким образом, суть выпускной квалификационной работы сводится к подробному рассмотрению философии Канта, ориентированной на проблему свободы, радикально преобразующую традиционные вопросы метафизики. Объектом изучения становится идея свободы, а предметом - ее развитие в философии И. Канта.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предшественники И. Канта заходили в тупик, пытаясь разрешить противоречие между свободой и необходимостью. Эмпиризм основан на понимании свободы воли как способности человека действовать в соответствии с собственными желаниями. Однако, если все процессы, происходящие в мире, детерминированы, то определенный выбор субъекта из нескольких доступных альтернатив также обусловлен какими-то причинами, что ставит под сомнение его способность поступать по-другому. Поэтому в отношении волевого акта, при котором выбор действий от субъекта не зависит, он подчинен необходимости и потому не может быть свободным. Подобные затруднения, связанные с рассмотрением метафизики свободы, были характерны для британских эмпириков. В рационалистической философии, напротив, свобода понимается как осознанная необходимость, которая может быть достигнута в процессеинтеллектуальной деятельности. Происходящие явлениянеобходимо обусловлены, а свободно возникающее желание делать то, что вздумается -признак незнания аффективной сущности и причинно-следственных связей, пронизывающих мир. На самом деле вся человеческая деятельность подчиняется естественным законами. Поэтому свобода заключается не в воображаемой независимости от законов природы, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для достижения определенных целей.
И. Кант в определенном смысле завершает деятельность философов, осмыслявших проблему свободы до него. Более того, концепция была подготовлена предварительным исследованием самого автора в докритический период своего творчества. Основное затруднение в понимании свободы до Канта состоит в иллюзорности свободного выбора. Для решения проблемы необходимо внести ряд уточнений в учение о свободе и необходимости. Во-первых, следует показать самостоятельность человека в 50
определении собственных поступков. Во-вторых, продемонстрировать
независимость воли от механизма каузальной детерминации. Данные коррективы и были предприняты И. Кантом. Проделав подготовительную работу, опирающуюся на собственные записи и наработки предшественников, он сконструировал этическую систему, провозглашающую свободу существенной характеристикой человеческого бытия. Пока что свобода не признается трансцендентальной, но объявляется стоящей выше животного мира и является принадлежностью нравственного разума, к которому чувства не имеют никакого отношения.
Несмотря накоренные различия между двумя периодами развития идей И. Канта, генетическая связь между ними существует. Философские проблемы решаются в ранние годы совсем не так, как в зрелые, носама проблематика критических произведений вызревает достаточно четко уже в 60-е годы, хотя в выражениях, заимствованных у предшествующих традиций. Однако позднее философ разграничивает проблему свободы как нравственной и практической задачи от свободы как независимости в мире природной необходимости. Вскрывая внутренние противоречия, он сознательно разделяет категорию свободы и природу с ее законами необходимости, а также индивидуально­чувственными склонностями и связывает ее со сферой разума. Решение третьей антиномии Кант находит в синтезе явления и вещи-в-себе в познавательной способности человеческой природы. Несомненно, что все, происходящее в мире, действует согласно природной необходимости, однако это не противоречит возможности совершения свободных поступков. Детерминизм человека не исключает наличия у него свободы, так как он представляет собой не только явление среди других феноменов опыта, но и вещь-в-себе в качестве умопостигаемого субъекта нравственного самосознания.
Взгляды И. Канта на трансцендентальную проблему свободы последовательно формировались на протяжении десятка лет плодотворной работы. Он рассматривает человека как онтологически двойственное существо, причастное двум противоположным мирам: явлений и вещей-в-себе, что 51
приводит к этическому расщеплению природы индивида и его нравственного поведения. Поскольку трансцендентная личность и эмпирически данный субъект не могут обладать одними и теми же критериями оценки, выбора и действия, философ строит этику для человека как гражданина двух миров также и в моральном отношении. Однако в природе, где все происходящие процессы обусловлены необходимыми причинами и в познании, опирающемся на единство абстрактно-всеобщих представлений и опытных данных, вопрос о самостоятельности человека лишен смысла. Свобода трактуется здесь только как трансцендентальная идея, благодаря которой разум полагает, что он, безусловно, начинает ряд условий в явлении посредством чувственно необусловленного, но при этом впадает в антиномию со своими собственными законами, которые он предписывает эмпирическому применению рассудка. Поэтому в «Критике практического разума» И. Кант делает вывод, что антагонизм свободы и необходимости приводит к идее о ценности свободы только как относящейся к практическому основанию автономии личности. Несмотря на механическую детерминированность всех поступков, характер этой детерминации определен свободным выбором. Практическое понятие свободы, т. е. свободы личности, которое раскрывается через понятие воли, основывается на трансцендентальной идее свободы и представляет единственный способ познания человеческой свободы. Проблема свободы выходит за пределы теоретического разума, гарантируя взращивание нравственного общества, свободного от животных порывов....


1. Абрамов М. А. Шотландская философия века Просвещения. - М., 2000. - 353 с.
2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1977. - 471с.
3. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - М.: Мысль, 2001. - 828 с.
4. Гоббс Т. О гражданине // Собрание сочинений: в 2-х т. - М.: Мысль, 1989. Т. 1. - С. 270 - 507.
5. Гоббс Т. О свободе и необходимости //Собрание сочинений: в 2-х т. - М.: Мысль, 1989. Т. 1. - С. 574 - 612.
6. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987. - 589 с.
7. Декарт Р. Гносеологическая и этическая проблематика// Сочинения в двух томах. - М.: Мысль, 1989. -Т. I. - 654 с.
8. Декарт Р. Размышления о первой философии в коих доказывается
существование бога и различие между человеческой душой и телом. -
[Электронный ресурс]. - Режим
доступаЛйр: //psylib. org .ua/books/dekar02/index .htm
9. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://psylib.org.ua/books/dekar01/txt04 .htm
10. Длугач Т. Б. И. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». - М.: Наука, 1990. - 136 с.
11. Кант И. Критика чистого разума // Пер. с нем. Н. О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. - М.: Наука, 1999. - 655 с. (Серия «Памятники философской мысли»).
12. Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т. 1. М.: Чоро, 1994. - 544 с.
13. Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т. 2. М.: Чоро, 1994. - 429 с.
14. Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т. 4. М.: Чоро, 1994. - 630 с.
15. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 711 с....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ