РОЛЬ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ Г. КРАСНОЯРСКА
|
Реферат
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ 9
1.1 Определение понятия семейных ценностей 9
1.2 Особенности формирования семейных ценностей у молодежи 19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 29
2. СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО
КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1 Понятие и содержание культуротворческих технологий социально
культурной деятельности 31
2.2 Социально-культурный проект ток-шоу «Семья с первого дубля» 37
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 111
ПРИЛОЖЕНИЕ И 112
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ 9
1.1 Определение понятия семейных ценностей 9
1.2 Особенности формирования семейных ценностей у молодежи 19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 29
2. СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО
КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1 Понятие и содержание культуротворческих технологий социально
культурной деятельности 31
2.2 Социально-культурный проект ток-шоу «Семья с первого дубля» 37
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 111
ПРИЛОЖЕНИЕ И 112
Актуальность исследования. Одной из фундаментальных ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования, является семья. Благодаря семье устанавливается связь между индивидом и обществом, происходит формирование будущей личности, закладываются традиции и ценностные ориентации.
Сегодня практически все исследователи признают тот факт, что традиционные семейные ценности претерпевают различной степени изменения. В связи с ростом индивидуализма, ослабевает роль семьи в системе ценностных ориентаций. Фиксируемый социологами разрыв устойчивых социальных связей, приводит к увеличению числа разводов. Так, за 2021 год число разводов в Красноярском крае по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 20,5%. По данным Красноярскстата, на 1000 браков приходилось 730 разводов. В результате этого происходит нарушение передачи культурных традиций и знаний от поколения к поколению.
Обострение социальных противоречий и утрата семьёй некоторых воспитательных функций, не могли не отразиться на молодом поколении. Несформированность личности и ее ценностей при изменении устоев в обществе, способствуют негативному восприятию молодежью своего будущего и будущего своей семьи. Наблюдается повышенная тревожность, развитие чувства одиночества и социальной пассивности в молодёжной среде. Кроме того, увеличиваются проблемы, связанные с самореализацией и внутренней неудовлетворенностью, инфантильностью в самостоятельной жизни. Молодые люди не готовы брать ответственность за отношения в паре и рождение детей, что в дальнейшем может привести к депопуляции.
Именно поэтому приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций. Также, актуальность проблемы подтверждается внесением понятия традиционных семейных ценностей в Конституцию Российской Федерации во время поправок в 2020 года.
Сегодня существует необходимость трансляции семейных ценностей и повышения социального статуса семьи через социально-культурную деятельность в молодежных учреждениях. Это подтверждает стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 года. Актуальной проблемой становится выбор эффективных технологий социально-культурной деятельности, способствующих формированию целостного мировоззрения молодежи, основанного на ценностях семьи.
В свою очередь, культуротворческие технологии социально - культурной деятельности содержат в себе ценностный потенциал, который может являться эффективным средством формирования образа семьи. Сущность культуротворческих технологий заключается в том, что через творческий процесс освоения, воспроизводства и осмысления ценностей культуры, воссоздается устойчивая система ценностей молодого поколения. Этим обусловлен выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности:
Теоретико-методологической основой исследования являются труды известных педагогов, психологов, социологов, культурологов, философов, теоретиков социально-культурной деятельности.
Духовно-нравственная сфера личности была изучена в трудах Н. А. Бердяева, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко. Проблемам формирования духовных ценностей посвящены работы С.И. Маслоу, Б.Т. Лихачева, Т.И. Петракова, З.И. Равкина и других.
Вопросы семьи, определения семейных ценностей рассматриваются в работах следующих отечественных авторов: А.Я. Варга, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, В.А. Петровского, Е.Т. Соколова, А.Г. Харчева, А.В. Черникова, Л.Б. Шнейдера и других.
О социально-психологических проблемах молодежи рассуждают такие исследователи, как Л.С. Выготский, И.С. Кон, Н.Р. Битянова, Л.И. Божович, А.А. Люблинская, Ю.М. Орлова, В.Е. Франкл, Э.Г. Эриксон и другие.
Проблема формирования ценностных ориентаций молодежи исследовалась в трудах В.Г. Алексеева, В.Г. Бондаревской, О.Б. Ершовой, А.Г. Здравомыслова, М.Г. Казакиной; Н.С. Квасовой, Н.А. Кириловой, СВ. Кульневича, Т.Н. Мальковской, Ю.И. Смоленцева, Б.С. Тершунского, Д.И. Фельдштейна и других.
Значение технологий социально-культурной деятельности в организации воспитательного процесса раскрыто в работах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, Е.В. Великановой, И.Н. Ерошенкова, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой; Ю.Д. Красильникова, Б.Г. Мосалева, В.Е. Новаторова, Г.Н. Новиковой, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, Н.Н.Ярошенко и др....
Сегодня практически все исследователи признают тот факт, что традиционные семейные ценности претерпевают различной степени изменения. В связи с ростом индивидуализма, ослабевает роль семьи в системе ценностных ориентаций. Фиксируемый социологами разрыв устойчивых социальных связей, приводит к увеличению числа разводов. Так, за 2021 год число разводов в Красноярском крае по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 20,5%. По данным Красноярскстата, на 1000 браков приходилось 730 разводов. В результате этого происходит нарушение передачи культурных традиций и знаний от поколения к поколению.
Обострение социальных противоречий и утрата семьёй некоторых воспитательных функций, не могли не отразиться на молодом поколении. Несформированность личности и ее ценностей при изменении устоев в обществе, способствуют негативному восприятию молодежью своего будущего и будущего своей семьи. Наблюдается повышенная тревожность, развитие чувства одиночества и социальной пассивности в молодёжной среде. Кроме того, увеличиваются проблемы, связанные с самореализацией и внутренней неудовлетворенностью, инфантильностью в самостоятельной жизни. Молодые люди не готовы брать ответственность за отношения в паре и рождение детей, что в дальнейшем может привести к депопуляции.
Именно поэтому приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций. Также, актуальность проблемы подтверждается внесением понятия традиционных семейных ценностей в Конституцию Российской Федерации во время поправок в 2020 года.
Сегодня существует необходимость трансляции семейных ценностей и повышения социального статуса семьи через социально-культурную деятельность в молодежных учреждениях. Это подтверждает стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 года. Актуальной проблемой становится выбор эффективных технологий социально-культурной деятельности, способствующих формированию целостного мировоззрения молодежи, основанного на ценностях семьи.
В свою очередь, культуротворческие технологии социально - культурной деятельности содержат в себе ценностный потенциал, который может являться эффективным средством формирования образа семьи. Сущность культуротворческих технологий заключается в том, что через творческий процесс освоения, воспроизводства и осмысления ценностей культуры, воссоздается устойчивая система ценностей молодого поколения. Этим обусловлен выбор темы данной выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности:
Теоретико-методологической основой исследования являются труды известных педагогов, психологов, социологов, культурологов, философов, теоретиков социально-культурной деятельности.
Духовно-нравственная сфера личности была изучена в трудах Н. А. Бердяева, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко. Проблемам формирования духовных ценностей посвящены работы С.И. Маслоу, Б.Т. Лихачева, Т.И. Петракова, З.И. Равкина и других.
Вопросы семьи, определения семейных ценностей рассматриваются в работах следующих отечественных авторов: А.Я. Варга, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, В.А. Петровского, Е.Т. Соколова, А.Г. Харчева, А.В. Черникова, Л.Б. Шнейдера и других.
О социально-психологических проблемах молодежи рассуждают такие исследователи, как Л.С. Выготский, И.С. Кон, Н.Р. Битянова, Л.И. Божович, А.А. Люблинская, Ю.М. Орлова, В.Е. Франкл, Э.Г. Эриксон и другие.
Проблема формирования ценностных ориентаций молодежи исследовалась в трудах В.Г. Алексеева, В.Г. Бондаревской, О.Б. Ершовой, А.Г. Здравомыслова, М.Г. Казакиной; Н.С. Квасовой, Н.А. Кириловой, СВ. Кульневича, Т.Н. Мальковской, Ю.И. Смоленцева, Б.С. Тершунского, Д.И. Фельдштейна и других.
Значение технологий социально-культурной деятельности в организации воспитательного процесса раскрыто в работах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, Е.В. Великановой, И.Н. Ерошенкова, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой; Ю.Д. Красильникова, Б.Г. Мосалева, В.Е. Новаторова, Г.Н. Новиковой, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, Н.Н.Ярошенко и др....
В рамках ВКР был выполнен ряд поставленных задач, в результате чего реализована главная цель работы — раскрыта роль культуротворческих технологий социально-культурной деятельности в процессе формирования семейных ценностей молодежи. К основным результатам исследования можно отнести следующее:
Во-первых, рассмотрев множество определений, нами было выбрано основополагающее понятие семейных ценностей, как духовно-нравственных ориентиров, социально одобряемых и разделяемых большинством людей и определяющих целенаправленный процесс создания идеальной семьи. Также, охарактеризованы три универсальные группы семейных ценностей, включающие ценности, связанные с супружеством, ценности, связанные с родительством и ценности родства.
Во-вторых, рассмотрев процесс формирования семейных ценностей в молодом возрасте, нами были выделены психофизиологические особенности, учет которых необходим при работе с молодежью: высокая социальная мобильность, интеллектуальная активность, противоречивое сочетание зрелости и детскости, нестабильный материальный статус и максимализм. Была сконструирована модель формирования семейных ценностей у молодежи, состоящая из четырех блоков: нормативно-целевого, содержательнотехнологического, организационно-деятельностного и диагностико
результативного.
В-третьих, нами было охарактеризовано понятие культуротворческих технологий, с точки зрения формообразующего и содержательного компонента. На основе классификации, удалось рассмотреть особенности применения данных технологий на практике. Был сделан вывод, что культуротворческие технологии эффективней всего рассматривать, как содержательный компонент, способствующий передаче культурных ценностей и оказывающий идейноэмоциональное воздействие на сознание, чувства и поведение молодежи.
В-четвертых, был разработан социально-культурный проекта Ток-шоу «Семья с первого дубля». Успешная реализация проекта на базе ММАУ МЦ «Зеркало», должна способствовать формированию традиционных семейных ценностей у молодежи города Красноярска. Комплекс мероприятий проекта предполагает практическую реализацию модели формирования семейных ценностей молодежи. Основным средством реализации организационно - деятельностного блока станут культуротворческие технологии. В содержательнотехнологический компонент проекта войдут информационнопросветительские, коммуникативные, дифференцированные технологии социально-культурной деятельности
Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза была доказана - культуротворческие технологии выступают в качестве содержательного элемента процесса формирования семейных ценностей у молодежи.
Во-первых, рассмотрев множество определений, нами было выбрано основополагающее понятие семейных ценностей, как духовно-нравственных ориентиров, социально одобряемых и разделяемых большинством людей и определяющих целенаправленный процесс создания идеальной семьи. Также, охарактеризованы три универсальные группы семейных ценностей, включающие ценности, связанные с супружеством, ценности, связанные с родительством и ценности родства.
Во-вторых, рассмотрев процесс формирования семейных ценностей в молодом возрасте, нами были выделены психофизиологические особенности, учет которых необходим при работе с молодежью: высокая социальная мобильность, интеллектуальная активность, противоречивое сочетание зрелости и детскости, нестабильный материальный статус и максимализм. Была сконструирована модель формирования семейных ценностей у молодежи, состоящая из четырех блоков: нормативно-целевого, содержательнотехнологического, организационно-деятельностного и диагностико
результативного.
В-третьих, нами было охарактеризовано понятие культуротворческих технологий, с точки зрения формообразующего и содержательного компонента. На основе классификации, удалось рассмотреть особенности применения данных технологий на практике. Был сделан вывод, что культуротворческие технологии эффективней всего рассматривать, как содержательный компонент, способствующий передаче культурных ценностей и оказывающий идейноэмоциональное воздействие на сознание, чувства и поведение молодежи.
В-четвертых, был разработан социально-культурный проекта Ток-шоу «Семья с первого дубля». Успешная реализация проекта на базе ММАУ МЦ «Зеркало», должна способствовать формированию традиционных семейных ценностей у молодежи города Красноярска. Комплекс мероприятий проекта предполагает практическую реализацию модели формирования семейных ценностей молодежи. Основным средством реализации организационно - деятельностного блока станут культуротворческие технологии. В содержательнотехнологический компонент проекта войдут информационнопросветительские, коммуникативные, дифференцированные технологии социально-культурной деятельности
Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза была доказана - культуротворческие технологии выступают в качестве содержательного элемента процесса формирования семейных ценностей у молодежи.





