Профессиональное самоопределение обучающихся 9 классов
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального самоопределение
обучающихся 9-х классов 6
1.1 Содержание и сущность понятия «профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 11
1.3 Профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов как
психолого-педагогическая проблема 18
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения девятиклассников 32
2.1 Первичная диагностика профессионального самоопределения
обучающихся 9-х классов и анализ полученных результатов 32
2.2 Программа мероприятий, направленная на изменения уровня
профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов 36
2.3 Вторичная диагностика, результаты и оценка эффективности программы 41
Выводы по 2 главе 45
Заключение 48
Список использованных источников
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального самоопределение
обучающихся 9-х классов 6
1.1 Содержание и сущность понятия «профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 11
1.3 Профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов как
психолого-педагогическая проблема 18
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения девятиклассников 32
2.1 Первичная диагностика профессионального самоопределения
обучающихся 9-х классов и анализ полученных результатов 32
2.2 Программа мероприятий, направленная на изменения уровня
профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов 36
2.3 Вторичная диагностика, результаты и оценка эффективности программы 41
Выводы по 2 главе 45
Заключение 48
Список использованных источников
Каждый год в нашей стране множество юношей и девушек завершают обучение в школе, они стремятся получить высшее или средне специальное образование, но сталкиваются с рядом трудностей. Их проблемы связаны с выбором института и направлением обучения, ведь часто молодые люди даже не знаю какую профессию хотят получить. Выпускники плохо представляют, как сложится их дальнейшая жизнь.
Для оценки реального состояния по данному направлению обратимся к исследованиям. Опираясь на исследования Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций, можно сделать вывод, что профориентационная работа занимает одно из важнейших направлений работы в последние несколько лет. По данным этой же организации с 2016 года профориентационной работай охватывается более 600 тысяч человек ежегодно. Основной категорией граждан, на которых нацелена работа, являются обучающиеся общеобразовательных организаций. В 2018 году из 658 539 человек, 437 289 были школьниками, что является более 66% от общего числа людей [16].
Также краевым центром в 2021 году проведено исследование мотивов и намерений обучающихся, в котором приняло участие более 14 тысяч старшеклассников. И по результатам опроса доля неопределившихся в вопросе: «Чем заниматься после окончания школы» составляет 11,6% выпускников. Среди учеников 9-х классов 14,6%, что в 2 раза больше, чем в 11-х классах (6,7%) [17].
На основании данных исследований можно сказать, что тема актуальна в Красноярске, так как при приложении большего количества сил и средств, имеются старшеклассники, которые не получают помощи или им нужен другой подход. При любом из этих вариантов подросток в будущем сталкивается с проблемой выбора дальнейшего образования, профессии и будущего в целом.
Эта проблема возникает во многом из-за индивидуальности каждого из нас. Кому-то достаточно профориентации проводимой их учебным заведением, а кто- то так и не совершает обдуманный и самостоятельный выбор профессии. Ещё одной не мало важной особенностью, которая затрудняет выбор профессии, является регулярно меняющийся рынок труда, с появляющимися на нём новыми направлениями работы, специальностями и возрастанием востребованности старых.
Таким образом, целью исследования является - теоретически изучить проблему и практически обосновать эффективность программы, направленной на профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия «профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов».
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития профессионального самоопределения девятиклассников.
3. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов.
4. Оценить эффективность реализованной программы.
Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов
Предмет исследования: профориентационная работа с обучающимися 9-х классов
Гипотеза - мы предполагаем, что профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов будет успешным при условии реализации специально разработанной программы с учетом интересов обучающихся, обогащением их сознания посредством усиления информационного компонента программы и рефлексии.
Активизация самостоятельного участия девятиклассников в профориентационной деятельности, во внеучебных занятиях.
Методы исследования:
1. Анализ, синтез, обобщение научной литературы
2. Диагностические:
2.1 Первичная диагностика: методика «Линии жизни» А.К. Лукиной; «Карта интересов» А.Е. Голомштока / методика «Профиль» (методика карты интересов А.Е. Голомштока в модификации Г. Резапкиной);
2.2 Вторичная диагностика: опросник «Профессиональные намерения»
В предстоящей работе будут рассмотрены теоретические компоненты темы, в которые входит терминологическая составляющая, характеристика возрастного периода, разбор особенностей профессионального самоопределения девятиклассников. Этот раздел будет входить в первую главу. Во второй будет содержаться анализ диагностик, обоснование и описание подобранных методик для проведения диагностики, перечень проводимых мероприятий с описанием и краткими результатами, в завершении главы будет оценена эффективность проделанной работы и подведены итоги
Для оценки реального состояния по данному направлению обратимся к исследованиям. Опираясь на исследования Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций, можно сделать вывод, что профориентационная работа занимает одно из важнейших направлений работы в последние несколько лет. По данным этой же организации с 2016 года профориентационной работай охватывается более 600 тысяч человек ежегодно. Основной категорией граждан, на которых нацелена работа, являются обучающиеся общеобразовательных организаций. В 2018 году из 658 539 человек, 437 289 были школьниками, что является более 66% от общего числа людей [16].
Также краевым центром в 2021 году проведено исследование мотивов и намерений обучающихся, в котором приняло участие более 14 тысяч старшеклассников. И по результатам опроса доля неопределившихся в вопросе: «Чем заниматься после окончания школы» составляет 11,6% выпускников. Среди учеников 9-х классов 14,6%, что в 2 раза больше, чем в 11-х классах (6,7%) [17].
На основании данных исследований можно сказать, что тема актуальна в Красноярске, так как при приложении большего количества сил и средств, имеются старшеклассники, которые не получают помощи или им нужен другой подход. При любом из этих вариантов подросток в будущем сталкивается с проблемой выбора дальнейшего образования, профессии и будущего в целом.
Эта проблема возникает во многом из-за индивидуальности каждого из нас. Кому-то достаточно профориентации проводимой их учебным заведением, а кто- то так и не совершает обдуманный и самостоятельный выбор профессии. Ещё одной не мало важной особенностью, которая затрудняет выбор профессии, является регулярно меняющийся рынок труда, с появляющимися на нём новыми направлениями работы, специальностями и возрастанием востребованности старых.
Таким образом, целью исследования является - теоретически изучить проблему и практически обосновать эффективность программы, направленной на профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия «профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов».
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития профессионального самоопределения девятиклассников.
3. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов.
4. Оценить эффективность реализованной программы.
Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов
Предмет исследования: профориентационная работа с обучающимися 9-х классов
Гипотеза - мы предполагаем, что профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов будет успешным при условии реализации специально разработанной программы с учетом интересов обучающихся, обогащением их сознания посредством усиления информационного компонента программы и рефлексии.
Активизация самостоятельного участия девятиклассников в профориентационной деятельности, во внеучебных занятиях.
Методы исследования:
1. Анализ, синтез, обобщение научной литературы
2. Диагностические:
2.1 Первичная диагностика: методика «Линии жизни» А.К. Лукиной; «Карта интересов» А.Е. Голомштока / методика «Профиль» (методика карты интересов А.Е. Голомштока в модификации Г. Резапкиной);
2.2 Вторичная диагностика: опросник «Профессиональные намерения»
В предстоящей работе будут рассмотрены теоретические компоненты темы, в которые входит терминологическая составляющая, характеристика возрастного периода, разбор особенностей профессионального самоопределения девятиклассников. Этот раздел будет входить в первую главу. Во второй будет содержаться анализ диагностик, обоснование и описание подобранных методик для проведения диагностики, перечень проводимых мероприятий с описанием и краткими результатами, в завершении главы будет оценена эффективность проделанной работы и подведены итоги
Ознакомившись и проанализировав теорию, изучив актуальность данного направления в современном обществе было решено изучить тему подробнее с практической её составляющей. В ходе изучения теории были рассмотрены позиции разных авторов, изучена информация, которая необходима для практической части исследования, а именно возрастные и личностные особенности возраста и проблема профессионального самоопределения девятиклассников.
Последующая практическая составляющая работы прошла в ходе практики в общеобразовательной организации. Исследование и работа по нему носило пролонгированных характер и соотносилась со сроками практики. Таким образом, работа проводилась в течении учебного года с октября по декабрь и с февраля по апрель. В ходе работы удалось провести ряд диагностик, для которых было взято 2 класса, один из них был рабочим и включал 23 девятиклассника, в этом классе реализовывалась программа, а второй являлся контрольным и включал 25 обучающихся, с ним сравнивались полученные результаты.
По окончанию программы была собрана обратная связь для учета её в оценке эффективности и выделении сильных и слабых сторон, а также проведена итоговая диагностика, которая служила основным источником в определении эффективности проделанной работы и отслеживании изменений. По её результатам было обнаружено, что программа оказала положительное влияние на старшеклассников в разных аспектах. Так по завершению программы было отмечено, что общий уровень профессионального самоопределения вырос, а вместе с ним и актуализация процесса профессионального самоопределения, расширение знаний о рынке труда и профессиональной деятельности, предъявляемых требованиях к специалистам, особенностям работы, общих аспектах, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Все это способствовало укреплению веры старшеклассников в свой выбор, адекватная оценка и соотнесение своих возможностей и предъявляемыми требованиями той профессией, которая интересна подросткам. Также подросткам предоставлены инструменты, которыми они могут пользоваться для получения информации и по окончанию программы.
С учетом всех положительных сторон программы были отмечены и слабые стороны, которые требуют доработки, для увеличения потенциала данной работы. Несмотря на это проделанная работа оценивается хорошо, так как наблюдается положительная динамика, и при устранении недоработок готова к реализации при учете особенностей подобранных материалов и упражнений или при их переработке.
Последующая практическая составляющая работы прошла в ходе практики в общеобразовательной организации. Исследование и работа по нему носило пролонгированных характер и соотносилась со сроками практики. Таким образом, работа проводилась в течении учебного года с октября по декабрь и с февраля по апрель. В ходе работы удалось провести ряд диагностик, для которых было взято 2 класса, один из них был рабочим и включал 23 девятиклассника, в этом классе реализовывалась программа, а второй являлся контрольным и включал 25 обучающихся, с ним сравнивались полученные результаты.
По окончанию программы была собрана обратная связь для учета её в оценке эффективности и выделении сильных и слабых сторон, а также проведена итоговая диагностика, которая служила основным источником в определении эффективности проделанной работы и отслеживании изменений. По её результатам было обнаружено, что программа оказала положительное влияние на старшеклассников в разных аспектах. Так по завершению программы было отмечено, что общий уровень профессионального самоопределения вырос, а вместе с ним и актуализация процесса профессионального самоопределения, расширение знаний о рынке труда и профессиональной деятельности, предъявляемых требованиях к специалистам, особенностям работы, общих аспектах, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Все это способствовало укреплению веры старшеклассников в свой выбор, адекватная оценка и соотнесение своих возможностей и предъявляемыми требованиями той профессией, которая интересна подросткам. Также подросткам предоставлены инструменты, которыми они могут пользоваться для получения информации и по окончанию программы.
С учетом всех положительных сторон программы были отмечены и слабые стороны, которые требуют доработки, для увеличения потенциала данной работы. Несмотря на это проделанная работа оценивается хорошо, так как наблюдается положительная динамика, и при устранении недоработок готова к реализации при учете особенностей подобранных материалов и упражнений или при их переработке.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Кейс-метод в профессиональном самоопределении обучающихся средней школы
при изучении предмета технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Тьюторское сопровождение обучающихся профильных классов правовой
направленности в процессе профессионального самоопределения
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Организация профессиональной ориентации обучающихся инженерных классов на основе использования STEAM-технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 ых классов посредством разработки ресурсной карты в среде IMindMap
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023



