Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального самоопределение
обучающихся 9-х классов 6
1.1 Содержание и сущность понятия «профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 11
1.3 Профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов как
психолого-педагогическая проблема 18
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения девятиклассников 32
2.1 Первичная диагностика профессионального самоопределения
обучающихся 9-х классов и анализ полученных результатов 32
2.2 Программа мероприятий, направленная на изменения уровня
профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов 36
2.3 Вторичная диагностика, результаты и оценка эффективности программы 41
Выводы по 2 главе 45
Заключение 48
Список использованных источников
Каждый год в нашей стране множество юношей и девушек завершают обучение в школе, они стремятся получить высшее или средне специальное образование, но сталкиваются с рядом трудностей. Их проблемы связаны с выбором института и направлением обучения, ведь часто молодые люди даже не знаю какую профессию хотят получить. Выпускники плохо представляют, как сложится их дальнейшая жизнь.
Для оценки реального состояния по данному направлению обратимся к исследованиям. Опираясь на исследования Красноярского краевого центра профориентации и развития квалификаций, можно сделать вывод, что профориентационная работа занимает одно из важнейших направлений работы в последние несколько лет. По данным этой же организации с 2016 года профориентационной работай охватывается более 600 тысяч человек ежегодно. Основной категорией граждан, на которых нацелена работа, являются обучающиеся общеобразовательных организаций. В 2018 году из 658 539 человек, 437 289 были школьниками, что является более 66% от общего числа людей [16].
Также краевым центром в 2021 году проведено исследование мотивов и намерений обучающихся, в котором приняло участие более 14 тысяч старшеклассников. И по результатам опроса доля неопределившихся в вопросе: «Чем заниматься после окончания школы» составляет 11,6% выпускников. Среди учеников 9-х классов 14,6%, что в 2 раза больше, чем в 11-х классах (6,7%) [17].
На основании данных исследований можно сказать, что тема актуальна в Красноярске, так как при приложении большего количества сил и средств, имеются старшеклассники, которые не получают помощи или им нужен другой подход. При любом из этих вариантов подросток в будущем сталкивается с проблемой выбора дальнейшего образования, профессии и будущего в целом.
Эта проблема возникает во многом из-за индивидуальности каждого из нас. Кому-то достаточно профориентации проводимой их учебным заведением, а кто- то так и не совершает обдуманный и самостоятельный выбор профессии. Ещё одной не мало важной особенностью, которая затрудняет выбор профессии, является регулярно меняющийся рынок труда, с появляющимися на нём новыми направлениями работы, специальностями и возрастанием востребованности старых.
Таким образом, целью исследования является - теоретически изучить проблему и практически обосновать эффективность программы, направленной на профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия «профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов».
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития профессионального самоопределения девятиклассников.
3. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов.
4. Оценить эффективность реализованной программы.
Объект исследования: профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов
Предмет исследования: профориентационная работа с обучающимися 9-х классов
Гипотеза - мы предполагаем, что профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов будет успешным при условии реализации специально разработанной программы с учетом интересов обучающихся, обогащением их сознания посредством усиления информационного компонента программы и рефлексии.
Активизация самостоятельного участия девятиклассников в профориентационной деятельности, во внеучебных занятиях.
Методы исследования:
1. Анализ, синтез, обобщение научной литературы
2. Диагностические:
2.1 Первичная диагностика: методика «Линии жизни» А.К. Лукиной; «Карта интересов» А.Е. Голомштока / методика «Профиль» (методика карты интересов А.Е. Голомштока в модификации Г. Резапкиной);
2.2 Вторичная диагностика: опросник «Профессиональные намерения»
В предстоящей работе будут рассмотрены теоретические компоненты темы, в которые входит терминологическая составляющая, характеристика возрастного периода, разбор особенностей профессионального самоопределения девятиклассников. Этот раздел будет входить в первую главу. Во второй будет содержаться анализ диагностик, обоснование и описание подобранных методик для проведения диагностики, перечень проводимых мероприятий с описанием и краткими результатами, в завершении главы будет оценена эффективность проделанной работы и подведены итоги
Ознакомившись и проанализировав теорию, изучив актуальность данного направления в современном обществе было решено изучить тему подробнее с практической её составляющей. В ходе изучения теории были рассмотрены позиции разных авторов, изучена информация, которая необходима для практической части исследования, а именно возрастные и личностные особенности возраста и проблема профессионального самоопределения девятиклассников.
Последующая практическая составляющая работы прошла в ходе практики в общеобразовательной организации. Исследование и работа по нему носило пролонгированных характер и соотносилась со сроками практики. Таким образом, работа проводилась в течении учебного года с октября по декабрь и с февраля по апрель. В ходе работы удалось провести ряд диагностик, для которых было взято 2 класса, один из них был рабочим и включал 23 девятиклассника, в этом классе реализовывалась программа, а второй являлся контрольным и включал 25 обучающихся, с ним сравнивались полученные результаты.
По окончанию программы была собрана обратная связь для учета её в оценке эффективности и выделении сильных и слабых сторон, а также проведена итоговая диагностика, которая служила основным источником в определении эффективности проделанной работы и отслеживании изменений. По её результатам было обнаружено, что программа оказала положительное влияние на старшеклассников в разных аспектах. Так по завершению программы было отмечено, что общий уровень профессионального самоопределения вырос, а вместе с ним и актуализация процесса профессионального самоопределения, расширение знаний о рынке труда и профессиональной деятельности, предъявляемых требованиях к специалистам, особенностям работы, общих аспектах, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Все это способствовало укреплению веры старшеклассников в свой выбор, адекватная оценка и соотнесение своих возможностей и предъявляемыми требованиями той профессией, которая интересна подросткам. Также подросткам предоставлены инструменты, которыми они могут пользоваться для получения информации и по окончанию программы.
С учетом всех положительных сторон программы были отмечены и слабые стороны, которые требуют доработки, для увеличения потенциала данной работы. Несмотря на это проделанная работа оценивается хорошо, так как наблюдается положительная динамика, и при устранении недоработок готова к реализации при учете особенностей подобранных материалов и упражнений или при их переработке.
1. Актуализация [Электронный ресурс] // Научная библиотека. - URL:
http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical/fc/slovar-192.htm#zag-22 (дата
обращения 15.04.2022)
2. Актуализация [Электронный ресурс] // b17. - URL:
https://www.b17.ru/dic/aktualizatsiya/(дата обращения 15.04.2022)
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 224-225: ил. - URL:http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/index.htm#207(дата обращения: 25.12.2020)
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - (Мастера
психологии). - СПб [и др.]: Питер, 2008. - 398 с.: ил. -
URL:http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich lichnost-i-ee-formirovanie 2008&bookhl(дата обращения 06.12.2020)
5. Выготский Л. С. Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 4. — М., 1984. — С. 258.
6. Голомшток А.Е. «Карта интересов» [Электронный ресурс] // Тестотека. - URL:http://testoteka.narod.ru/prof/1/02.html(дата обращения 20.10.2021)
7. Евстратова, Т.А. Основы молодежной политики: учебное пособие /
Т.А. Евстратова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. - 242 с.: ил. - Режим доступа: по подписке.
URL: https: //biblioclub .ru/index.php?page=book&id=473944(дата обращения
04.12.2020)
8. Иванова Е.М. Профориентационная профессиография : Методическое пособие / Под редакцией профессора В.А. Бодрова. М.: Высшая школа психологии, 2005. - 95 с., 10 с.
9. Калинин М. И. О коммунистическом воспитании и обучении. - М.: ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1945: ил. - URL:http: //communist- ml.ru/archives/23722(дата обращения: 05.12.2020)
10. Камионская Т. Б. Психологические особенности подростка. Как наладить доверительное общение с ребенком. Как позитивно разрешать конфликты. [Электронный ресурс] // DOCPLAER. - URL:https://docplayer.com/34905203-Psihologicheskie-osobennosti-podrostka-kak-naladit-doveritelnoe-obshchenie-s-rebenkom-kak-pozitivno-razreshat-konflikty.html(дата обращения: 22.12.2021)
11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения:
Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.: ил. -
URL:https://zakon.today/psihologiya-psihiatriya/psihologiya-professionalnogo-samoopredeleniya.html(дата обращения 08.12.2020)
12. Кретова Н. А., Вершинин С. И. Факторы профессионального
самоопределения личности // Научные исследования в образовании. [Электронный ресурс] //cyberleninka. -
URL:https://cyberlenmka.ru/article/n/faktory-professionalnogo-samoopredeleniya-lichnosti(дата обращения: 08.12.2020)
13. Лукина А. К. Самоопределение молодежи в современном мире: монография / А. К. Лукина, О. Н. Финогенова, М. А. Волкова [и др.]; под общ. ред. А. К. Лукиной. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. — с. 288
14. Методика «Линии жизни» (А.А. Кроник) [Электронный ресурс] // Ваш
психолог. - URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-
psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/2674-2018-08-24-08-07-49(дата обращения 21.10.2021)
15. Методы изучения и коррекции целостности жизненных перспектив личности [Электронный ресурс] // Ваш психолог. - URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/3004-metody-izucheniya-i-korrekczii-czelostnosti-zhiznennyx-perspektiv-lichnosti(дата обращения 21.10.2021)
16. Мониторинг актуального состояния и имеющихся ресурсов профориентационной деятельности в Красноярском крае [Электронный ресурс] // Красноярский краевой центр профориентации и развития
квалификаций. URL: https://www.kcp24.ru/sotsiologicheskie-
issledovaniya/monitoring-proforientatsionnoy-raboty-ministerstv/ (дата
обращения 23.04.2022)
17. Мониторинг профессиональных планов и намерений обучающихся
общеобразовательных организаций Красноярского края [Электронный ресурс] // Красноярский краевой центр профориентаци и развития квалификаций. - URL:https://www.kcp24.ru/sotsiologicheskie-issledovaniya/5-monitoring-professionalnykh-planov-i-namereniy-obuchayushchikhsya-obshcheobrazovatelnykh-organizats.php(дата обращения 08.12.2020)
18. Панина С. Т., Макарченко Т. А. Профессиональная ориентация // Юрайт. 2017.
19. Пец О. И. Профессиональная направленность [Электронный ресурс] //
КиберЛенинка. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-
napravlennost-lichnosti(дата обращения: 22.12.2021)
20. Профессиональное самоопределение и классификация профессий
[Электронный ресурс] // Лекция. -URL:https://lektsia.com/2x621 e.html(дата обращения 25.12.2020)
21. Резапкина Г. Методика «Профиль» [Электронный ресурс] // Тестотека. - URL:http://testoteka.narod.ru/prof/1/15.html(дата обращения 03.11.2021)
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство: Питер, 2002. - 781 с., с. 739-746
23. Самоопределение [Электронный ресурс] // Словари онлайн. - URL:
https://rus-big-psyho.slovaronline.com/6826-самоопределение (дата
обращения 21.12.2021)
24. Самоопределение [Электронный ресурс] // Словари онлайн. - URL:
https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/1489-самоопределение (дата
обращения 21.12.2021)
25. Самоопределение: виды, понятие. Этапы самоопределения.
[Электронный ресурс] // Студопедия.Нет.
URL:https://studopedia.net/4 5327 samoopredelenie-vidi-ponyatie-etapi-samoopredeleniya.html(дата обращения 24.12.2020)
26. Саукова, Е. В. Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в
психологии / Е. В. Саукова, А. А. Самсоненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 39 (329). — С. 60-62. — URL:
https://moluch.ru/archive/329/73807/(дата обращения: 03.05.2022).
27. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
28. Соловьева А.В. Семья как фактор профессионального самоопределения молодежи [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor-professionalnogo-samoopredeleniya-molodezhi(дата обращения: 22.12.2021)
29. Толочек В.А. Современная психология труда: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 479 с. - с. 334-340.
30. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/(дата обращения: 21.12.2021)
31. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.: ил. - URL: https://www.studmed.ru/view/shapovalenko-iv-vozrastnaya-
psihologiya 36ac1deade4.html?page=1(дата обращения: 22.12.2021)
32. Юсупова, Б. С. Понятие и сущность профессионального самоопределения / Б. С. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 315-317. — URL:https://moluch.ru/archive/259/59435/(дата обращения: 14.06.2022).