ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СКЛОННОСТИ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие виктимного поведения в психологии 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста..10
1.3. Особенности профилактики виктивного поведения подростков 14
1.4. Склонность к виктимному поведению в подростковом возрасте 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1. Организация и основные методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 31
2.3 Программа профилактики склонности к виктимному поведению в
подростковом возрасте 36
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Подростковый возраст - один из самых противоречивых и сложных периодов, время стремительных изменений в жизни ребенка. Неслучайно подростковый период называют «вторым рождением», так как именно в данном периоде происходит становление подростка как личности, формирование качеств и навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Кризисность и переломность подросткового возраста таит в себе немало проблем - нарушение общения со взрослыми, усиление конфликтов с родителями и учителями, повышенная тревожность и агрессивность как реакция на неблагоприятную внешнюю среду и попытка защитить себя. С подобными трудностями сталкиваются практически все подростки. Однако некоторые преодолевают их и переходят на новый этап жизненного развития, некоторые - нет, что может привести к самым неблагоприятным последствиям, формированию девиантного или виктимного поведения.
Профилактика виктимности является важным направлением в деятельности специалистов социально-педагогической области. Это связано с повышением уровня виктимизации населения, в частности подростков. А увеличение массива несовершеннолетних, склонных к виктимному поведению, является фактами проявлений агрессивного, и даже суицидального поведения подрастающего поколения, что вызывает тревогу у педагогов и психологов.
Вопросы виктимизации стали изучаться сравнительно недавно (с 40 -х годов ХХ столетия) и преимущественно в рамках криминологии и криминальной психологии (Ю.М. Антонян, В.Л. Васильев, М. Вольфган, Г.И. Долгова, Г. Элленберг, М.И. Еникеев, В.М. Минская, А.Б. Сахаров, Л.В. Франк, А. Яковлев и др.). Виктимное поведение исследовано в работах А.А. Реана, М.П. Долговых, Т.М. Вакулич, В.А. Лефтерова и др. Изучение виктимного поведения в подростковом возрасте находит отражение в работах Н.Б. Морозовой, Э.В. Мельниковой, М.А. Одинцовой, Е.В. Васкэ и др.
Целью исследования: изучить возможности профилактики виктимного поведения подростков в условиях школы.
Объект исследования: виктимное поведение.
Предмет исследования: профилактика виктимного поведения подростков в условиях школы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровые занятия, направленные на снижение уровня агрессивности, тревожности, а так же на развитие коммуникативных навыков, навыков ассертивного поведения и саморегуляции включенные в программу профилактики будут способствовать снижению уровня ролевой виктимности и склонности к виктимному поведению подростков.
Задачи исследования:
1. Сделать теоретический анализ проблемы исследования профилактики склонности к виктимному поведению подростков.
2. Выявить склонности к виктимному поведению подростков.
3. Разработать и апробировать программу профилактики виктимного поведения подростков в условиях школы.
4. Проанализировать выраженность склонности к виктимному поведению подростков после проведения разработанной программы профилактики, сделать выводы об ее эффективности.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами Д.В. Ривмана, И.Г. Малкиной-Пых, В.И. Полубинским, Ф. Райе, А.Е. Реан, В.Я. Рубальской, В.А. Тулякова, Л.В, Франка, В.И. Христенко и др.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы в работе используются следующие методы:
1. Теоретические: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование с использованием следующих методик:
- методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой;
- методика «Тип ролевой виктимности М.А. Одинцовой.
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
В исследовании приняли участие 40 подростков (14 до 15 лет) учащиеся средней общеобразовательной школы г. Ужура.
Исследование посвящено изучению профилактики виктимного поведения в подростковом возрасте в условиях школы.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что под «виктимностью» следует понимать совокупность свойств личности, которая предопределяет возможность становится жертвой социально опасных явлений и приводит к ущербу его эмоционально-психического или физического здоровья.
Нормальная виктимность определяется как приспособление, которое приводит к максимальной психологической адаптации. Увеличение значения виктимности по отношению к норме приводит к нарушению этой адаптации. Поэтому виктимизацию возможно определить как дезадаптацию или же деструкцию личности.
Существует множество различных точек зрения исследователей на определение возрастных рамок подросткового возраста. Обычно возрастные рамки подростничества определяются как (10 - 11) - 15 лет.
К изменениям, происходящим на подростковом этапе развития индивида, относят перестройку организма в результате процессов роста и полового созревания.
К главным основным основаниям появления виктимного поведения возможно отнести: индивидуально-психологические особенности и недостатки школьной социализации.
Профилактика виктимного поведения подразделяется на первичную и вторичную.
На основе выявленных результатов исследования была разработана программа профилактики виктимного поведения в условиях школы, состоящая из 10 занятий.
Апробация программы и обработка полученных данных диагностических результатов после ее проведения, дает возможность говорить о том, что разработанная программа является эффективной.
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и решить задачи.