ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СКЛОННОСТИ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие виктимного поведения в психологии 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста..10
1.3. Особенности профилактики виктивного поведения подростков 14
1.4. Склонность к виктимному поведению в подростковом возрасте 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ВИКТИМНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1. Организация и основные методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 31
2.3 Программа профилактики склонности к виктимному поведению в
подростковом возрасте 36
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Подростковый возраст - один из самых противоречивых и сложных периодов, время стремительных изменений в жизни ребенка. Неслучайно подростковый период называют «вторым рождением», так как именно в данном периоде происходит становление подростка как личности, формирование качеств и навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Кризисность и переломность подросткового возраста таит в себе немало проблем - нарушение общения со взрослыми, усиление конфликтов с родителями и учителями, повышенная тревожность и агрессивность как реакция на неблагоприятную внешнюю среду и попытка защитить себя. С подобными трудностями сталкиваются практически все подростки. Однако некоторые преодолевают их и переходят на новый этап жизненного развития, некоторые - нет, что может привести к самым неблагоприятным последствиям, формированию девиантного или виктимного поведения.
Профилактика виктимности является важным направлением в деятельности специалистов социально-педагогической области. Это связано с повышением уровня виктимизации населения, в частности подростков. А увеличение массива несовершеннолетних, склонных к виктимному поведению, является фактами проявлений агрессивного, и даже суицидального поведения подрастающего поколения, что вызывает тревогу у педагогов и психологов.
Вопросы виктимизации стали изучаться сравнительно недавно (с 40 -х годов ХХ столетия) и преимущественно в рамках криминологии и криминальной психологии (Ю.М. Антонян, В.Л. Васильев, М. Вольфган, Г.И. Долгова, Г. Элленберг, М.И. Еникеев, В.М. Минская, А.Б. Сахаров, Л.В. Франк, А. Яковлев и др.). Виктимное поведение исследовано в работах А.А. Реана, М.П. Долговых, Т.М. Вакулич, В.А. Лефтерова и др. Изучение виктимного поведения в подростковом возрасте находит отражение в работах Н.Б. Морозовой, Э.В. Мельниковой, М.А. Одинцовой, Е.В. Васкэ и др.
Целью исследования: изучить возможности профилактики виктимного поведения подростков в условиях школы.
Объект исследования: виктимное поведение.
Предмет исследования: профилактика виктимного поведения подростков в условиях школы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровые занятия, направленные на снижение уровня агрессивности, тревожности, а так же на развитие коммуникативных навыков, навыков ассертивного поведения и саморегуляции включенные в программу профилактики будут способствовать снижению уровня ролевой виктимности и склонности к виктимному поведению подростков.
Задачи исследования:
1. Сделать теоретический анализ проблемы исследования профилактики склонности к виктимному поведению подростков.
2. Выявить склонности к виктимному поведению подростков.
3. Разработать и апробировать программу профилактики виктимного поведения подростков в условиях школы.
4. Проанализировать выраженность склонности к виктимному поведению подростков после проведения разработанной программы профилактики, сделать выводы об ее эффективности.
Теоретико-методологическая база исследования представлена работами Д.В. Ривмана, И.Г. Малкиной-Пых, В.И. Полубинским, Ф. Райе, А.Е. Реан, В.Я. Рубальской, В.А. Тулякова, Л.В, Франка, В.И. Христенко и др.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы в работе используются следующие методы:
1. Теоретические: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование с использованием следующих методик:
- методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой;
- методика «Тип ролевой виктимности М.А. Одинцовой.
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
В исследовании приняли участие 40 подростков (14 до 15 лет) учащиеся средней общеобразовательной школы г. Ужура.
Исследование посвящено изучению профилактики виктимного поведения в подростковом возрасте в условиях школы.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что под «виктимностью» следует понимать совокупность свойств личности, которая предопределяет возможность становится жертвой социально опасных явлений и приводит к ущербу его эмоционально-психического или физического здоровья.
Нормальная виктимность определяется как приспособление, которое приводит к максимальной психологической адаптации. Увеличение значения виктимности по отношению к норме приводит к нарушению этой адаптации. Поэтому виктимизацию возможно определить как дезадаптацию или же деструкцию личности.
Существует множество различных точек зрения исследователей на определение возрастных рамок подросткового возраста. Обычно возрастные рамки подростничества определяются как (10 - 11) - 15 лет.
К изменениям, происходящим на подростковом этапе развития индивида, относят перестройку организма в результате процессов роста и полового созревания.
К главным основным основаниям появления виктимного поведения возможно отнести: индивидуально-психологические особенности и недостатки школьной социализации.
Профилактика виктимного поведения подразделяется на первичную и вторичную.
На основе выявленных результатов исследования была разработана программа профилактики виктимного поведения в условиях школы, состоящая из 10 занятий.
Апробация программы и обработка полученных данных диагностических результатов после ее проведения, дает возможность говорить о том, что разработанная программа является эффективной.
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели и решить задачи.
1. Абдулина, В.С. Организация коррекции виктимного поведения в работе современного психолога сферы образования/ В.С. Абдулина, А.Д. Швецова// Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами. 2021. С. 654 - 658.
2. Авраменко, Е.В. Проблема виктимности подростков и значение копинг-стратегий в профилактике виктимного поведения// Психология личности: актуальные исследования. 2020. С. 34 - 39.
3. Айкинбаева, Г.К. Психологические особенности подросткового возраста и его влияние на развитие самооценки, самосознания личности/ Г.К. Айкинбаева, Г.Т. Телегенова, А.А. Наурызбаева // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы VIII международной научно - практической конференции. 20147. С. 7 - 12.
4. Айламазьян, А.М. Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/А.М. Айламазьян. М.: Смысл, 1999.
5. Балумбаева, С.Ж. Проблема виктимного поведения подростков и его профилактика/ С.Ж. Балумбаева// Психология личности. 2019. С. 212 - 215.
6. Батраев, А.А. Проблема виктимного поведения подростков и его социально-психологическая профилактика// Психология личности: актуальные исследования. 2020. С. 47 - 50.
7. Васильев, В.Л., Мамайчук И.И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений/В.Л. Васильев, И.И. Мамайчук // Вопросы психологии. 1993. № 1.
8. Великанова, А.В. Виктимное поведение учащихся среднего и старшего школьного возраста/ А.В. Великанова// Грани педагогики безопасности. 2016. С. 21 - 23.
9. Волкова, В.В. Семейные детерминанты виктимного поведения/ В.В. Волкова// Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2011. № 2. С. 48 - 52.
10. Джиоева, О.Ф. Психологические барьеры общения в подростковом возрасте / О.Ф. Джиоева, К.А. Султанова// Азимут научных исследований: психология и педагогика. 2016. № 4 (17). С. 115 - 117.
11. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления./2-е издание, дополненное/ В.Г. Казанская Спб.: Питер, 2008. - 282 с.
12. Капустина, Т.И. Профилактика виктимного поведения подростков / Т.И. Капустина, Т.П. Вашанова // Педагогика безопасности: наука и образование. Сборник материалов международной научной конференции. (Екатеринбург, 14 ноября 2014) Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. С. 81 - 85.
13. Королева, А.Ф. Социально-психологические особенности подросткового возраста/ А.Ф. Королева, Н.С. Королева// Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 118-3. С. 76 - 78.
14. Кочеткова, И.В. Виктимность и виктимное поведение детей и подростков: причины и факторы возникновения/ И.В. Кочеткова// Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации. 2017. С. 89 - 95.
15. Манова, М.В. К вопросу о социально -психологических особенностях и проблемах подросткового возраста /М.В. Манова// Вестник гуманитарного института ТГУ. 2010. № 1. С. 47 - 53.
16. Матанцева, Т.Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки /Т.Н. Матанцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 8. С. 74-81.
17. Михайлюк, Е.Б. Социально-психологические факторы формирования виктимного поведения несовершеннолетних/ Е.Б. Михайлюк// Северо-Кавказский психологических вестник. 2011. № 1. С. 43 - 46.
18. Мосолова, Е.М. Особенности и методы коррекции самосознания подростков/Е.М. Мосолова// Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. Сборник материалов XV-й международной научно-практической конференции. 2017. С. 48 - 59.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип/ В.С. Мухина. М.: Академия, 1999. - 456 с.
20. Оськина, И.А. Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема/ И.А. Оськина// Педагогика безопасности: наука и образование. 2014. С. 126 - 131.
21. Психологическая диагностика. Учебное пособие. 3-е изд., перер. И доп./ Под ред. Акимовой М.К., Гуревича. СПб.: Питер, 2007.
22. Рябкова, И. Профилактика виктимного поведения подростков/ И. Рябкова// Инновационная наука. 2019. № 6. С. 211 - 214.
23. Субботина, Р.А. Личностные детерминанты виктимного поведения юношей и девушек / Р.А. Субботина // Интеграция образования. 2016. Т.20, №1. С. 51-61
24. Сухарев, А.А. Психологические аспекты исследования виктимного поведения/ А.А. Сухарев, Н.А. Спектор// Наука - образованию, производству, экономике. 2012. С. 74 - 76.
25. Техты, В.В. Психологические особенности подросткового возраста / В.В. Техты// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 46. С. 97 - 99.
26. Титова, А.С. Факторы, влияющие на психологическое состояние жертвы/ А.С. Титова// Виктимология. 2016. № 2 (8). С. 37 - 41.
27. Франк, Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии /Л.В. Франк. Душанбе, 1977. С. 97-101.
28. Христенко, В.Е. Психология жертвы: Учебное пособие/В.Е. Христенко. Харьков: Консум, 2001. - 256 с.
29. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология
развития и возрастная психология)/ И.В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2005.
- 349 с.
30. Шигашов, Д.Ю. Механизмы виктимизирующего
воспитания/Д.Ю. Шигашов и Ю.А. Фесенко// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. № 1. С. 48 - 54.
31. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб., 2009. - 672 с.
32. Юнацкевич, П.И. Основы организации общественной безопасности /П.И. Юнацкевич. М: Юрист, 2005.
33. Яценко, Т.Е. Психологическая сущность категории «виктимное поведение» с позиции субъектно-средового подхода/ Т.Е. Яценко// Вестник Барановичского государственного университета. Серия: педагогические науки, психологические науки, филологические науки (литературоведение). 2019. № 7. С. 127 - 134.
34. Greenberg Martin S., Ruback R. Barry. After the crime. Victim decision making. - 1992.
35. Ruback R. Barry, Thompson Martie P. Social and Psychological Consequences of Violent Victimization. - 2001.
36. Davis Robert C., Lurigio Arthur J., Herman Susan. Victims of crime.
- 2013.