Реферат
Введение 4
1 Теоретические основы гастрономического туризма 6
1.1 Понятие и виды гастрономического туризма 6
1.2 Развитие гастрономического туризма в России и за рубежом 10
1.3 Особенности разработки гастрономических экскурсий 21
2 Анализ перспектив развития гастрономического туризма в городе
Красноярске 27
2.1 Анализ ресурсов гастрономического туризма города Красноярска 27
2.2 Анализ аттрактивности гастрономического туризма и перспективы его
развития 36
3 Разработка гастрономической экскурсии «Сибирская кухня» в
г. Красноярске 43
3.1 Краткая характеристика концепции «Сибирская кухня» 43
3.2 Проект гастрономической экскурсии 45
3.3. Расчет стоимости разработанного экскурсионного продукта 50
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложения А-Б 63-70
В современном мире в условиях стремительного развития индустрии туризма и возрастания конкуренции между дестинациями, субъекты туристского рынка находятся в постоянном поиске инновационных подходов и новых конкурентных преимуществ. Гастрономия обладает потенциалом, способным увеличить привлекательность туристского продукта и дестинации в целом. Гастрономический компонент соответствует актуальным тенденциям в моделях потребления людей, таким как запрос на аутентичность, креативность и впечатления [4].
Одной из составляющих индустрии туризма является питание, знакомясь с достопримечательностями территории, туристы посещают и предприятия гастрономии.
Путешествуя, человек соприкасается с культурой, историей, традициями, природой, особенностями другой страны, региона. Человек познает мир нетрадиционным способом, с помощью гастрономической экскурсии или тура. Турист может соприкоснуться с историей страны через кулинарные традиции и принятые способы принятия пищи. Основой гастрономического туризма является познавательная мотивация путешествия.
Гастрономический туризм в мире приобретает большую популярность. Туристы покупают специальные гастрономические туры с целью глубоко познакомиться с кухней какой-либо страны. Туризм взаимосвязанный с ресторанным бизнесом, поддерживает местных производителей, продвигает идею важности высокого качества и экологической безопасности питания. Важно поддержания и продвижения различных вариантов питания, что позволяет сохранить региональную идентичность территории и повысить ее туристскую привлекательность. Местная кухня способствует возникновению у туристов ощущения места, чувства дома, комфорта и безопасности.
Следовательно, рассмотрение данной темы является актуальным.
Целью исследования является разработка гастрономической экскурсии «Сибирская кухня» в г. Красноярске
Объектом исследования является гастрономический туризм, предметом исследования - проектирование гастрономической экскурсии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие гастрономического туризма и изучить его теоретические основы.
2. Проанализировать рынок гастрономического туризма г. Красноярска.
3. Определить востребованность гастрономической экскурсии.
4. Разработать гастрономическую экскурсию по местам сибирской кухни г. Красноярска.
Методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования; проведение социологического опроса; метод описания; метод обобщения и интерпретации полученных результатов.
Данная работа состоит из введения, трех глав, соответствующих трем этапам исследования, заключения и списка использованных источников.
В первой части работы были рассмотрены теоретические основы гастрономического туризма, перспективы развития гастротуризма в России и за рубежом, особенности организации гастрономических экскурсий.
Во второй части работы проведен анализ перспектив развития гастрономического туризма в г. Красноярске и определена о востребованность среди жителей, дана характеристика особенностей сибирской кухни.
Третья часть содержит проект гастрономической экскурсии.
В ходе данной работы были рассмотрены следующие задачи:
1. Впервые термин «кулинарный туризм» был зарегистрирован в 1998 году. Это также считается официальной датой возникновения гастрономического туризма. В общем виде под гастрономическим туризмом понимается посещение дестинаций, местная пища и напитки, которых являются главным мотивирующим фактором для путешествия. Гастрономический туризм представляет собой путешествие по странам и континентам с целью знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями. Гастрономический туризм имеет свои специфические черты, направления, типы туров и функции (дегустационную, развлекательную, познавательную, образовательную). За рубежом туристские организации признают большой потенциал кулинарного туризма в качестве мощного инструмента для продвижения дестинаций и регионов, что приводит к появлению турфирм, специализирующихся именно на этом виде туризма. Лидерами гастрономического туризма за рубежом являются Франция, Италия, Испания, США и страны Азиатского региона. Российский гастрономический туризм как отдельная отрасль находится в стадии становления. Предпосылками для его развития стали ежегодные сезонные ярмарки, фуд- фестивали, мероприятия, приуроченные к определенным региональным событиям, но в отдельную отрасль российский гастрономический туризм стал выделяться совсем недавно. Наиболее популярными направлениями гастротуризма в России являются: Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Севастополь, Новороссийск, Краснодар, Челябинск, Тула, Тюмень и Калужская область.
2. На сегодняшний день отрасль общественного питания города Красноярска представляет собой большое количество предприятий с различным уровнем обслуживания, качеством продукции, разнообразием используемого оборудования и предоставляемых услуг. С каждым годом количество объектов общественного питания становится всё больше, происходят значительные качественные изменения, внедряются новые технологии производства и предоставляемого сервиса. Развитие гастрономического туризма в Красноярске имеет поддержку со стороны государства. Разработан проект САГ - «гастрономическая карта Красноярского края». Она включает в себя список лучших продуктов, ресторанов традиционной кухни и мест для тематического туризма. Также туристско- информационным центром (ТИЦ) Красноярского края было разработано «Гастрономическое путешествие по центру Красноярска». Заведения гастрономии Красноярска проводят мастер -классы, дегустации, экскурсии. Отличительной особенностью отрасли гастрономии Красноярска является сибирская кухня, представляющая собой определенный тренд, включающий фирменные рецепты и местные кулинарные традиции. А концепция «Сибирской кухни» признана мировыми экспертами единственной в своем роде. В Красноярске имеются все ресурсы для развития гастрономического туризма: проведения мастер -классов в области гастрономии, включение посещения мастер-классов, дегустаций и экскурсионных программ в гастрономический тур. В будущем Красноярск может стать одним из популярных мест гастрономического туризма с заведениями, блюда которых способны удивить даже искушенную столичную и заграничную публику.
3. Востребованность гастрономических экскурсий с уклоном «сибирская кухня» в пределах города Красноярска была выявлена посредством проведения социологического опроса, в котором приняли участи 247 человек. Принять участие в гастрономической экскурсии изъявили желание 192 (78%) человека. Анализ полученных данных показал заинтересованность респондентов в разработке гастрономической «Сибирская кухня» экскурсии.
4. По итогам социологического опроса, с помощью существующей нормативно-правовой базы в отношении проектирования туристских услуг была разработана гастрономическая экскурсия «Сибирская кухня». Местом проведения экскурсии является город Красноярск, протяженность 28 км, продолжительность 10ч.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон Российской Федерации от 24.11.1996 №132-Ф3 (ред. от 04.06.2018) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. ГОСТ 30389-2013 услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200107325
3. ГОСТ 3261-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200110997
4. ГОСТ 32691-2014. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200111505
5. ГОСТ 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200077653
6. ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost- r-50681-2010
7. ГОСТ 50935-2007 Услуги общественного питания. Требования к
персоналу [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/gost-r-50935-2007
8. ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие
требования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200114767
9. ГОСТ 53423-2009 Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53423-2009
10. ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200092284
11. ГОСТ Р 55051-2012 Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-55051 -2012
12. ГОСТ Р 57635-2017 Туризм и услуги в сфере туризма. Рекомендации
по разработке требований охраны окружающей среды для средств размещения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://docs.cntd. ru/doc ument/1200146775
13. ГОСТ P 57807-2017. - Туристские услуги. Требования к
экскурсоводам (гидам) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1200157121
14. Батан, К.А. Анализ и перспективы развития рынка общественного питания в региональных условиях / К.А. Батан // Макроэкономические перспективы развития и рациональное размещение производственных сил. - 2016. - С. 388-391.
15. Балынин, К.А. Модели мирового винного туризма / К.А. Балынин // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития. - Новосибирск, 2017. - С. 96-100....67