Профилактика правонарушений у обучающихся в образовательной организации
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы профилактики правонарушений
обучающихся 8
1.1 Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних 8
1.2 Специфические особенности подросткового возраста и
предрасположенность к совершению правонарушений 13
1.3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях
образовательной организации (методологический аспект) 17
1.4 Диагностика предрасположенности к совершению правонарушений ... 22
2. Описание эксперимента 27
2.1 Описание базы исследования 27
2.1.1 Контингент 29
2.1.2 Этапы эксперимента 29
2.2 Методы исследования 31
2.3 Программа внеурочных занятий по профилактике правонарушений у
обучающихся 33
2.3.1 Цель программы 33
2.3.2 Мероприятия 34
2.3.3 План-конспект занятий 35
2.3.4 Экскурсия 39
2.3.5 Домашний просмотр фильмов 41
3. Результаты исследования 43
3.1 Анализ правонарушений в школе 43
3.2 Результаты анкетирования 44
3.3. Оценка по тесту «Ценностные ориентации» 46
Заключение и выводы 51
Список использованных источников 54
Приложения
1. Теоретико-методологические основы профилактики правонарушений
обучающихся 8
1.1 Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних 8
1.2 Специфические особенности подросткового возраста и
предрасположенность к совершению правонарушений 13
1.3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях
образовательной организации (методологический аспект) 17
1.4 Диагностика предрасположенности к совершению правонарушений ... 22
2. Описание эксперимента 27
2.1 Описание базы исследования 27
2.1.1 Контингент 29
2.1.2 Этапы эксперимента 29
2.2 Методы исследования 31
2.3 Программа внеурочных занятий по профилактике правонарушений у
обучающихся 33
2.3.1 Цель программы 33
2.3.2 Мероприятия 34
2.3.3 План-конспект занятий 35
2.3.4 Экскурсия 39
2.3.5 Домашний просмотр фильмов 41
3. Результаты исследования 43
3.1 Анализ правонарушений в школе 43
3.2 Результаты анкетирования 44
3.3. Оценка по тесту «Ценностные ориентации» 46
Заключение и выводы 51
Список использованных источников 54
Приложения
Острота социально-демографической ситуации, рост фиксируемых случаев беспризорности и безнадзорности детей, снижение воспитательного потенциала семьи в условиях происходящих в обществе экономических и социокультурных изменений, трансформация форм семьи, зачастую порождающая детское неблагополучие, побуждают общество и государство к поиску эффективных форм поддержки семьи с целью профилактики негативных социальных явлений. Анализ практики за последние годы выявил тенденцию роста количества общественных организаций, фондов, государственных центров, деятельность которых направлена на оказание материальной, социально-педагогической, психологической, педиатрической, юридической помощи и разносторонней поддержки семьи в интересах создания благоприятной среды для развития и воспитания ребёнка. В первую очередь они ориентируются на семьи социального риска. Активно развивается проектная деятельность в отношении организации различных видов поддержки таких семей.
Идея демократического правового государства, провозглашенная в ст. 1 Конституции Российской Федерации [1], предполагает наличие стабильной и мощной системы государственных органов, способной в полном объеме решать сложнейшие задачи предупреждения правонарушений несовершеннолетних при одновременном максимальном обеспечении прав и законных интересов личности. Это, в свою очередь, означает необходимость усиления дифференцированного подхода к регулированию общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности с участием лиц, не достигших совершеннолетия. Обществу жизненно необходима современная эффективная государственная политика в области детства, которая отвечает интересам национального развития. Государство уделяет этой теме большое внимание [10].
Серьезной проблемой для современной России являются правонарушения среди несовершеннолетних. Так, по данным управления правовой статистики Генпрокуратуры РФ, в 2016 году несовершеннолетними и при их участии было совершено 53 736 преступлений. Красноярский край на 4-м месте по подростковой преступности - подростками совершено 1836 преступлений [32]. Анализ статистических данных, характеризующих выявление, предупреждение и раскрытие правонарушений, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует о нестабильной криминогенной ситуации. Как правило, несовершеннолетние совершают грабежи, кражи, разбои, хулиганство и т.п. Недостатки семейного воспитания подчеркивают социальную ценность исследуемой проблемы. Озабоченность государства и общества вызывают растущие проявления безнравственности, безнадзорность и беспризорность, асоциальное поведение и индифферентность школьников. Такие проблемы подростковой среды лишают общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия. По мнению экспертов в вопросах противоправного поведения несовершеннолетних, при эффективной работе системы социальной профилактики можно предупреждать 6-8 преступлений и правонарушений подростков из десяти [10].
Степень изученности проблемы исследования. Проблемы профилактики правонарушений среди обучающихся в общеобразовательных учреждений нашли отражение в трудах Е.Г. Артамоновой, А.А. Беженцева, А.Г. Болеловой, Н.Н. Бойко, А.В. Живовой, В.В. Зарецкого, Н.И. Зуйковой, Ю.А. Климкиной, Т.И. Колесниченко, А.Ю. Коноваловой, Е.Е. Лекаревой, Ю.В. Мазеиной, Е.В. Масловской, Ю.Н. Марчук, А.Л. Мирзагитовой, О.В. Поликашиной, И.Р. Сорокиной, М.Н. Фролова и др. ученых и практиков.
Анализ специальной литературы по теме исследования показал, что в настоящее время существует сложившееся противоречие между необходимостью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
и недостаточным вниманием к реализации этой модели. Названное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в необходимости изучения теоретико-методологических и прикладных аспектов применения технологий профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Несовершеннолетний, склонный к правонарушениям испытывает множество социальных проблем, решать которые необходимо, причем к каждому несовершеннолетнему должен быть организован индивидуальный, дифференцированный подход, предполагающий использование наиболее эффективных педагогических технологий.
Объект исследования: Учебный и воспитательный процесс по ОБЖ.
Предмет исследования: программа профилактики правонарушений для обучающихся основной школы.
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов профилактики правонарушений среди обучающихся в общеобразовательной организации, проектирование и апробация программы по профилактике правонарушений в рамках внеклассной работы по ОБЖ.
Задачи исследования:
1) Проанализировать информационные источники по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних и исследовать методологический аспект профилактики правонарушений в условиях образовательной организации.
2) Провести диагностику в МБОУ Гимназия№ 96 им. В.П. Астафьева в предрасположенности правонарушений среди обучающихся 9-го класса.
3) Спроектировать программу по профилактике правонарушений и апробировать ее среди обучающихся 9-го класса.
Выявленные противоречия и проблемы позволяют сформулировать гипотезу исследования. Предполагается, что использование программы профилактики правонарушений позволить повлиять на нравственно-духовные ценности обучающихся 9-го класса в МБОУ Гимназии №96 им. В.П. Астафьева г. Железногорска, и тем самым уменьшить вероятность совершения ими правонарушений.
Методологическую основу исследования составили следующие положения:
- теория психолого-ориентированного и социально-психолого¬
педагогического подходов к социализации личности;
- социолого-ориентированного подхода;
- комплексного системного похода.
В исследовании использовались следующие методы: общенаучные - метод теоретического анализа специальной литературы по заявленной проблеме исследования, обобщения, системного анализа и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта; эмпирические - наблюдения; беседы; анкетирование, тестирование и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и апробирована модель профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательном учреждении.
Теоретическая значимость работы определяются актуальностью исследуемой проблемы; обоснованы теоретико-методологические подходы к внедрению технологий профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Практическая значимость: разработан и апробирован комплекс технологий профилактики правонарушения среди несовершеннолетних образовательного учреждения.
Теоретико-методологическая и нормативно-правовая база: официальные нормативные документы, регламентирующие организацию профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; научно-методические источники; материалы научных конференций, семинаров; интернет-ресурсы.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования, представлена введением, основной частью, представленной тремя главами, заключением, списком литературы, приложениями.
Идея демократического правового государства, провозглашенная в ст. 1 Конституции Российской Федерации [1], предполагает наличие стабильной и мощной системы государственных органов, способной в полном объеме решать сложнейшие задачи предупреждения правонарушений несовершеннолетних при одновременном максимальном обеспечении прав и законных интересов личности. Это, в свою очередь, означает необходимость усиления дифференцированного подхода к регулированию общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности с участием лиц, не достигших совершеннолетия. Обществу жизненно необходима современная эффективная государственная политика в области детства, которая отвечает интересам национального развития. Государство уделяет этой теме большое внимание [10].
Серьезной проблемой для современной России являются правонарушения среди несовершеннолетних. Так, по данным управления правовой статистики Генпрокуратуры РФ, в 2016 году несовершеннолетними и при их участии было совершено 53 736 преступлений. Красноярский край на 4-м месте по подростковой преступности - подростками совершено 1836 преступлений [32]. Анализ статистических данных, характеризующих выявление, предупреждение и раскрытие правонарушений, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует о нестабильной криминогенной ситуации. Как правило, несовершеннолетние совершают грабежи, кражи, разбои, хулиганство и т.п. Недостатки семейного воспитания подчеркивают социальную ценность исследуемой проблемы. Озабоченность государства и общества вызывают растущие проявления безнравственности, безнадзорность и беспризорность, асоциальное поведение и индифферентность школьников. Такие проблемы подростковой среды лишают общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия. По мнению экспертов в вопросах противоправного поведения несовершеннолетних, при эффективной работе системы социальной профилактики можно предупреждать 6-8 преступлений и правонарушений подростков из десяти [10].
Степень изученности проблемы исследования. Проблемы профилактики правонарушений среди обучающихся в общеобразовательных учреждений нашли отражение в трудах Е.Г. Артамоновой, А.А. Беженцева, А.Г. Болеловой, Н.Н. Бойко, А.В. Живовой, В.В. Зарецкого, Н.И. Зуйковой, Ю.А. Климкиной, Т.И. Колесниченко, А.Ю. Коноваловой, Е.Е. Лекаревой, Ю.В. Мазеиной, Е.В. Масловской, Ю.Н. Марчук, А.Л. Мирзагитовой, О.В. Поликашиной, И.Р. Сорокиной, М.Н. Фролова и др. ученых и практиков.
Анализ специальной литературы по теме исследования показал, что в настоящее время существует сложившееся противоречие между необходимостью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
и недостаточным вниманием к реализации этой модели. Названное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в необходимости изучения теоретико-методологических и прикладных аспектов применения технологий профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Несовершеннолетний, склонный к правонарушениям испытывает множество социальных проблем, решать которые необходимо, причем к каждому несовершеннолетнему должен быть организован индивидуальный, дифференцированный подход, предполагающий использование наиболее эффективных педагогических технологий.
Объект исследования: Учебный и воспитательный процесс по ОБЖ.
Предмет исследования: программа профилактики правонарушений для обучающихся основной школы.
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов профилактики правонарушений среди обучающихся в общеобразовательной организации, проектирование и апробация программы по профилактике правонарушений в рамках внеклассной работы по ОБЖ.
Задачи исследования:
1) Проанализировать информационные источники по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних и исследовать методологический аспект профилактики правонарушений в условиях образовательной организации.
2) Провести диагностику в МБОУ Гимназия№ 96 им. В.П. Астафьева в предрасположенности правонарушений среди обучающихся 9-го класса.
3) Спроектировать программу по профилактике правонарушений и апробировать ее среди обучающихся 9-го класса.
Выявленные противоречия и проблемы позволяют сформулировать гипотезу исследования. Предполагается, что использование программы профилактики правонарушений позволить повлиять на нравственно-духовные ценности обучающихся 9-го класса в МБОУ Гимназии №96 им. В.П. Астафьева г. Железногорска, и тем самым уменьшить вероятность совершения ими правонарушений.
Методологическую основу исследования составили следующие положения:
- теория психолого-ориентированного и социально-психолого¬
педагогического подходов к социализации личности;
- социолого-ориентированного подхода;
- комплексного системного похода.
В исследовании использовались следующие методы: общенаучные - метод теоретического анализа специальной литературы по заявленной проблеме исследования, обобщения, системного анализа и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта; эмпирические - наблюдения; беседы; анкетирование, тестирование и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и апробирована модель профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательном учреждении.
Теоретическая значимость работы определяются актуальностью исследуемой проблемы; обоснованы теоретико-методологические подходы к внедрению технологий профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Практическая значимость: разработан и апробирован комплекс технологий профилактики правонарушения среди несовершеннолетних образовательного учреждения.
Теоретико-методологическая и нормативно-правовая база: официальные нормативные документы, регламентирующие организацию профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; научно-методические источники; материалы научных конференций, семинаров; интернет-ресурсы.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования, представлена введением, основной частью, представленной тремя главами, заключением, списком литературы, приложениями.
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении включает целый ряд альтернативных мероприятий, реализуемых как взрослыми специалистами, так и самими подростками, особое место занимает социально-значимая деятельность.
По итогам констатирующего этапа была подтверждена необходимость разработки и реализации программы внеурочных занятий, направленных на профилактику правонарушений среди учащихся школы. Итоги анкетирования подтвердили необходимость разработки программы профилактики правонарушений среди обучающихся во внеурочное время, привлечение сотрудников правоохранительных органов в проведение профилактических мероприятий и вовлечение семейного окружения в профилактический процесс. Тестирование показало, что у испытуемых не сформированы ценностные ориентации, что также требует разработки и проведения профилактических мероприятий. Таким образом, часть гипотезы, выдвинутой в начале исследования подтвердилась, а именно: совершению правонарушений обучающимися способствует не достаточно сформированные духовно-нравственной воспитанности, навыки конструктивного социального поведения.
В ходе формирующего эксперимента проведены следующие профилактические мероприятия: внеклассное занятие на тему «Я и закон» с элементами интерактивной игры, правовая квест-игра, экскурсия в органы внутренних дел, домашние просмотры кинофильмов.
Результаты повторной диагностики подтвердили эффективность программы профилактики правонарушений среди учащихся ОУ во внеурочное время. В частности изменились духовно-нравственные ценности. В целом в исследуемых классах сократилось число правонарушений. Гипотеза исследования подтверждена опытно-экспериментальным путем, мероприятия, направленные на формирование и развитие духовно-нравственной воспитанности, навыки конструктивного социального поведения позволили достичь положительных результатов, результаты диагностики подтвердили эффективность работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении, при этом были обеспечены следующие условия: педагогическая деятельность решает задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, носит системный характер и способствует формированию у несовершеннолетних позитивного отношения к себе, своему нравственно¬правовому самосовершенствованию, окружающему обществу и своему месту в нем, а также активности в овладении новыми социальными ролями, необходимыми навыками конструктивного социального поведения; профилактическая работа организуется с учетом индивидуального своеобразия несовершеннолетнего и реальных проблем, возникающих у него в процессе адаптации к различным жизненным ситуациям; созданы условия, необходимые для реализации технологий работы по профилактике правонарушений с учащимися образовательного учреждения.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. В целом в школах проводится комплексная работа по профилактике правонарушении при тесном взаимодействии с различными специалистами, но при этом количество правонарушений остается на том же уровне.
2. Спроектирована и апробирована среди обучающихся 9-го класса программа по профилактике правонарушений которая включала: внеклассное занятие на тему «Я и закон» с элементами интерактивной игры, экскурсия в органы внутренних дел, домашние просмотры кинофильмов.
3. Оценка показа эффективность предложенной программы, результаты тестирования уровня духовно-нравственных ценностей, показали, что доля детей с высоким уровнем увеличилась с 67,3 до 89,8% , также уменьшилась доля обучающихся с социально обусловленным поведением на 6,1%; с делинквентным поведением - на 6,1%, с аддиктивным поведением - на 8,2%, с агрессивным поведением - на 14,3%, с суицидальным поведением - на 2,1%.
4. Анализ правонарушений среди обучающихся в исследуемом классе показал, что не совершено ни одного правонарушения, 5 обучающихся сняты с внутришкольного учета.
По итогам констатирующего этапа была подтверждена необходимость разработки и реализации программы внеурочных занятий, направленных на профилактику правонарушений среди учащихся школы. Итоги анкетирования подтвердили необходимость разработки программы профилактики правонарушений среди обучающихся во внеурочное время, привлечение сотрудников правоохранительных органов в проведение профилактических мероприятий и вовлечение семейного окружения в профилактический процесс. Тестирование показало, что у испытуемых не сформированы ценностные ориентации, что также требует разработки и проведения профилактических мероприятий. Таким образом, часть гипотезы, выдвинутой в начале исследования подтвердилась, а именно: совершению правонарушений обучающимися способствует не достаточно сформированные духовно-нравственной воспитанности, навыки конструктивного социального поведения.
В ходе формирующего эксперимента проведены следующие профилактические мероприятия: внеклассное занятие на тему «Я и закон» с элементами интерактивной игры, правовая квест-игра, экскурсия в органы внутренних дел, домашние просмотры кинофильмов.
Результаты повторной диагностики подтвердили эффективность программы профилактики правонарушений среди учащихся ОУ во внеурочное время. В частности изменились духовно-нравственные ценности. В целом в исследуемых классах сократилось число правонарушений. Гипотеза исследования подтверждена опытно-экспериментальным путем, мероприятия, направленные на формирование и развитие духовно-нравственной воспитанности, навыки конструктивного социального поведения позволили достичь положительных результатов, результаты диагностики подтвердили эффективность работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении, при этом были обеспечены следующие условия: педагогическая деятельность решает задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, носит системный характер и способствует формированию у несовершеннолетних позитивного отношения к себе, своему нравственно¬правовому самосовершенствованию, окружающему обществу и своему месту в нем, а также активности в овладении новыми социальными ролями, необходимыми навыками конструктивного социального поведения; профилактическая работа организуется с учетом индивидуального своеобразия несовершеннолетнего и реальных проблем, возникающих у него в процессе адаптации к различным жизненным ситуациям; созданы условия, необходимые для реализации технологий работы по профилактике правонарушений с учащимися образовательного учреждения.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. В целом в школах проводится комплексная работа по профилактике правонарушении при тесном взаимодействии с различными специалистами, но при этом количество правонарушений остается на том же уровне.
2. Спроектирована и апробирована среди обучающихся 9-го класса программа по профилактике правонарушений которая включала: внеклассное занятие на тему «Я и закон» с элементами интерактивной игры, экскурсия в органы внутренних дел, домашние просмотры кинофильмов.
3. Оценка показа эффективность предложенной программы, результаты тестирования уровня духовно-нравственных ценностей, показали, что доля детей с высоким уровнем увеличилась с 67,3 до 89,8% , также уменьшилась доля обучающихся с социально обусловленным поведением на 6,1%; с делинквентным поведением - на 6,1%, с аддиктивным поведением - на 8,2%, с агрессивным поведением - на 14,3%, с суицидальным поведением - на 2,1%.
4. Анализ правонарушений среди обучающихся в исследуемом классе показал, что не совершено ни одного правонарушения, 5 обучающихся сняты с внутришкольного учета.
Подобные работы
- Профилактика правонарушений среди обучающихся в общеобразовательных организациях
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Разработка программы профилактики правонарушений в условиях профессиональных образовательных организаций
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Развитие организационно-педагогических условий сохранения здоровья обучающихся в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Отряд по профилактике правонарушений как форма освоения правил безопасности жизнедеятельности в среднем профессиональном образовании
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - Антикоррупционная деятельность в образовательных организациях высшего образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Разработка программы профилактики наркомании в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019



