Введение 3
1. Теоретико-методологические основы профилактики правонарушений
обучающихся 8
1.1 Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних 8
1.2 Специфические особенности подросткового возраста и
предрасположенность к совершению правонарушений 13
1.3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях
образовательной организации (методологический аспект) 17
1.4 Диагностика предрасположенности к совершению правонарушений ... 22
2. Описание эксперимента 27
2.1 Описание базы исследования 27
2.1.1 Контингент 29
2.1.2 Этапы эксперимента 29
2.2 Методы исследования 31
2.3 Программа внеурочных занятий по профилактике правонарушений у
обучающихся 33
2.3.1 Цель программы 33
2.3.2 Мероприятия 34
2.3.3 План-конспект занятий 35
2.3.4 Экскурсия 39
2.3.5 Домашний просмотр фильмов 41
3. Результаты исследования 43
3.1 Анализ правонарушений в школе 43
3.2 Результаты анкетирования 44
3.3. Оценка по тесту «Ценностные ориентации» 46
Заключение и выводы 51
Список использованных источников 54
Приложения
Острота социально-демографической ситуации, рост фиксируемых случаев беспризорности и безнадзорности детей, снижение воспитательного потенциала семьи в условиях происходящих в обществе экономических и социокультурных изменений, трансформация форм семьи, зачастую порождающая детское неблагополучие, побуждают общество и государство к поиску эффективных форм поддержки семьи с целью профилактики негативных социальных явлений. Анализ практики за последние годы выявил тенденцию роста количества общественных организаций, фондов, государственных центров, деятельность которых направлена на оказание материальной, социально-педагогической, психологической, педиатрической, юридической помощи и разносторонней поддержки семьи в интересах создания благоприятной среды для развития и воспитания ребёнка. В первую очередь они ориентируются на семьи социального риска. Активно развивается проектная деятельность в отношении организации различных видов поддержки таких семей.
Идея демократического правового государства, провозглашенная в ст. 1 Конституции Российской Федерации [1], предполагает наличие стабильной и мощной системы государственных органов, способной в полном объеме решать сложнейшие задачи предупреждения правонарушений несовершеннолетних при одновременном максимальном обеспечении прав и законных интересов личности. Это, в свою очередь, означает необходимость усиления дифференцированного подхода к регулированию общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности с участием лиц, не достигших совершеннолетия. Обществу жизненно необходима современная эффективная государственная политика в области детства, которая отвечает интересам национального развития. Государство уделяет этой теме большое внимание [10].
Серьезной проблемой для современной России являются правонарушения среди несовершеннолетних. Так, по данным управления правовой статистики Генпрокуратуры РФ, в 2016 году несовершеннолетними и при их участии было совершено 53 736 преступлений. Красноярский край на 4-м месте по подростковой преступности - подростками совершено 1836 преступлений [32]. Анализ статистических данных, характеризующих выявление, предупреждение и раскрытие правонарушений, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует о нестабильной криминогенной ситуации. Как правило, несовершеннолетние совершают грабежи, кражи, разбои, хулиганство и т.п. Недостатки семейного воспитания подчеркивают социальную ценность исследуемой проблемы. Озабоченность государства и общества вызывают растущие проявления безнравственности, безнадзорность и беспризорность, асоциальное поведение и индифферентность школьников. Такие проблемы подростковой среды лишают общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия. По мнению экспертов в вопросах противоправного поведения несовершеннолетних, при эффективной работе системы социальной профилактики можно предупреждать 6-8 преступлений и правонарушений подростков из десяти [10].
Степень изученности проблемы исследования. Проблемы профилактики правонарушений среди обучающихся в общеобразовательных учреждений нашли отражение в трудах Е.Г. Артамоновой, А.А. Беженцева, А.Г. Болеловой, Н.Н. Бойко, А.В. Живовой, В.В. Зарецкого, Н.И. Зуйковой, Ю.А. Климкиной, Т.И. Колесниченко, А.Ю. Коноваловой, Е.Е. Лекаревой, Ю.В. Мазеиной, Е.В. Масловской, Ю.Н. Марчук, А.Л. Мирзагитовой, О.В. Поликашиной, И.Р. Сорокиной, М.Н. Фролова и др. ученых и практиков.
Анализ специальной литературы по теме исследования показал, что в настоящее время существует сложившееся противоречие между необходимостью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
и недостаточным вниманием к реализации этой модели. Названное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в необходимости изучения теоретико-методологических и прикладных аспектов применения технологий профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Несовершеннолетний, склонный к правонарушениям испытывает множество социальных проблем, решать которые необходимо, причем к каждому несовершеннолетнему должен быть организован индивидуальный, дифференцированный подход, предполагающий использование наиболее эффективных педагогических технологий.
Объект исследования: Учебный и воспитательный процесс по ОБЖ.
Предмет исследования: программа профилактики правонарушений для обучающихся основной школы.
Цель работы - изучение теоретических и практических аспектов профилактики правонарушений среди обучающихся в общеобразовательной организации, проектирование и апробация программы по профилактике правонарушений в рамках внеклассной работы по ОБЖ.
Задачи исследования:
1) Проанализировать информационные источники по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних и исследовать методологический аспект профилактики правонарушений в условиях образовательной организации.
2) Провести диагностику в МБОУ Гимназия№ 96 им. В.П. Астафьева в предрасположенности правонарушений среди обучающихся 9-го класса.
3) Спроектировать программу по профилактике правонарушений и апробировать ее среди обучающихся 9-го класса.
Выявленные противоречия и проблемы позволяют сформулировать гипотезу исследования. Предполагается, что использование программы профилактики правонарушений позволить повлиять на нравственно-духовные ценности обучающихся 9-го класса в МБОУ Гимназии №96 им. В.П. Астафьева г. Железногорска, и тем самым уменьшить вероятность совершения ими правонарушений.
Методологическую основу исследования составили следующие положения:
- теория психолого-ориентированного и социально-психолого¬
педагогического подходов к социализации личности;
- социолого-ориентированного подхода;
- комплексного системного похода.
В исследовании использовались следующие методы: общенаучные - метод теоретического анализа специальной литературы по заявленной проблеме исследования, обобщения, системного анализа и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта; эмпирические - наблюдения; беседы; анкетирование, тестирование и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и апробирована модель профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательном учреждении.
Теоретическая значимость работы определяются актуальностью исследуемой проблемы; обоснованы теоретико-методологические подходы к внедрению технологий профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Практическая значимость: разработан и апробирован комплекс технологий профилактики правонарушения среди несовершеннолетних образовательного учреждения.
Теоретико-методологическая и нормативно-правовая база: официальные нормативные документы, регламентирующие организацию профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; научно-методические источники; материалы научных конференций, семинаров; интернет-ресурсы.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования, представлена введением, основной частью, представленной тремя главами, заключением, списком литературы, приложениями.
Профилактика правонарушений в образовательном учреждении включает целый ряд альтернативных мероприятий, реализуемых как взрослыми специалистами, так и самими подростками, особое место занимает социально-значимая деятельность.
По итогам констатирующего этапа была подтверждена необходимость разработки и реализации программы внеурочных занятий, направленных на профилактику правонарушений среди учащихся школы. Итоги анкетирования подтвердили необходимость разработки программы профилактики правонарушений среди обучающихся во внеурочное время, привлечение сотрудников правоохранительных органов в проведение профилактических мероприятий и вовлечение семейного окружения в профилактический процесс. Тестирование показало, что у испытуемых не сформированы ценностные ориентации, что также требует разработки и проведения профилактических мероприятий. Таким образом, часть гипотезы, выдвинутой в начале исследования подтвердилась, а именно: совершению правонарушений обучающимися способствует не достаточно сформированные духовно-нравственной воспитанности, навыки конструктивного социального поведения.
В ходе формирующего эксперимента проведены следующие профилактические мероприятия: внеклассное занятие на тему «Я и закон» с элементами интерактивной игры, правовая квест-игра, экскурсия в органы внутренних дел, домашние просмотры кинофильмов.
Результаты повторной диагностики подтвердили эффективность программы профилактики правонарушений среди учащихся ОУ во внеурочное время. В частности изменились духовно-нравственные ценности. В целом в исследуемых классах сократилось число правонарушений. Гипотеза исследования подтверждена опытно-экспериментальным путем, мероприятия, направленные на формирование и развитие духовно-нравственной воспитанности, навыки конструктивного социального поведения позволили достичь положительных результатов, результаты диагностики подтвердили эффективность работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении, при этом были обеспечены следующие условия: педагогическая деятельность решает задачи профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, носит системный характер и способствует формированию у несовершеннолетних позитивного отношения к себе, своему нравственно¬правовому самосовершенствованию, окружающему обществу и своему месту в нем, а также активности в овладении новыми социальными ролями, необходимыми навыками конструктивного социального поведения; профилактическая работа организуется с учетом индивидуального своеобразия несовершеннолетнего и реальных проблем, возникающих у него в процессе адаптации к различным жизненным ситуациям; созданы условия, необходимые для реализации технологий работы по профилактике правонарушений с учащимися образовательного учреждения.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. В целом в школах проводится комплексная работа по профилактике правонарушении при тесном взаимодействии с различными специалистами, но при этом количество правонарушений остается на том же уровне.
2. Спроектирована и апробирована среди обучающихся 9-го класса программа по профилактике правонарушений которая включала: внеклассное занятие на тему «Я и закон» с элементами интерактивной игры, экскурсия в органы внутренних дел, домашние просмотры кинофильмов.
3. Оценка показа эффективность предложенной программы, результаты тестирования уровня духовно-нравственных ценностей, показали, что доля детей с высоким уровнем увеличилась с 67,3 до 89,8% , также уменьшилась доля обучающихся с социально обусловленным поведением на 6,1%; с делинквентным поведением - на 6,1%, с аддиктивным поведением - на 8,2%, с агрессивным поведением - на 14,3%, с суицидальным поведением - на 2,1%.
4. Анализ правонарушений среди обучающихся в исследуемом классе показал, что не совершено ни одного правонарушения, 5 обучающихся сняты с внутришкольного учета.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. N 9. - Ст. 851
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник
международных договоров СССР. Выпуск XLVI. - 1993.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета. № 121. 30.06.1999.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. N 303. 31.12.2012.
5. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 04.06.2012. № 23. Ст. 2994
6. Алексеева О.Н. К вопросу о профилактике совершения
административных правонарушений несовершеннолетними //
Административно-правовое регулирование правоохранительной
деятельности: теория и практика. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию доктора юридических наук, профессора Виктора Васильевича Денисенко. 2016. С. 385-391.
7. Амельчакова В.Н., Дорошенко О.М. К вопросу о профилактике и противодействия правонарушениям несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 211-215.
8. Аптикиева Л.Р., Бурсакова М.С. Диагностика криминогенной направленности личности подростка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (163). С. 189-194.
9. Балабанцева Е.И., Бельянинова К.М. Профилактика правонарушений несовершеннолетних // Государственное управление III тысячелетия: проблемы и перспективы: сборник научных статей. Ответственный за выпуск О. А. Чернова. Хабаровск, 2015. С. 3-8.
10. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: НОУ БПО «МПСИ», 2012. 296 с.
11. Болелова А.Г., Артамонова Е.Г. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: современные подходы // Образование личности. 2015. № 2. С. 90-97.
12. Болелова А.Г., Лекарева Е.Е. Ранняя профилактика правонарушений в образовательных организациях: время действовать // Альманах Казанского федерального университета 2016. С. 38-41.
13. Бойко Н.Н. Роль социально-психологического консилиума в профилактике правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 11. С. 61¬64.
14. Буторина Т.Н., Кодолов Б.А. О теоретической основе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Теоретические и практические аспекты осуществления и защиты прав и свобод: сборник материалов IV Всероссийской научно-теоретической конференции. 2015. С. 17-22.
15. Ветошкин С.А. Соблюдение конституционных прав
несовершеннолетних при профилактике безнадзорности и правонарушений // Евразийский союз ученых. 2015. № 1-2 (18). С. 151-153.
16. Гильмутдинова А.Н., Фастовец Л.А. Некоторые меры профилактики
правонарушений несовершеннолетних // Юридические и социально - педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 11-13.
17. Гончарова Н.А. Ценностные детерминанты личности
несовершеннолетних правонарушителей // Отечественный журнал социальной работы . 2012. № 2. С. 39-44.
18. Грудцына Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Образование и право. 2011. № 3(19). С. 132-153.
19. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем. М.: Типография ООО «Малый бизнес», 2010. 92 с.
20. Диринг В.В., Сапронова Н.А. Занятие физической культурой и спортом как одно из направлений профилактики безнадзорности несовершеннолетних // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Сборник научных трудов. Редактор Лизунова Г.Ю.. 2017. С. 102-104.
21. Живова А.В. Организация внеклассной работы как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 128-132.
22. Залящев Г.С. Особенности ценностной сферы несовершеннолетних правонарушителей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. №2(6). С. 1382-1386.
23. Зарецкий В.В. Работа в образовательной среде по профилактике употребления наркотиков и психоактивных веществ: оценка и мониторинг // Социальная педагогика. 2011. № 5. С. 20-34.
24. Зуйкова Н.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как предмет социального партнерства субъектов права на образование // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014. № 12-2. С. 33-35.
25. Интерактивные методы социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних: сборник методических рекомендаций / Под ред. И. В. Зеленской. Барнаул, 2010. 80 с.
26. Каракашева С.Ж. Профилактика правонарушений несовершеннолетних // Вестник научных конференций. 2015. № 2-7 (2). С. 40-43.
27. Карнозова Л.М. Реагирование на правонарушения несовершеннолетних в Российской Федерации // Вестник восстановительной юстиции. - 2013. №
10. С. 69-73.
28. Киреев В.В. Методика профилактики правонарушений, связанных с нарушением общественного порядка среди несовершеннолетних // Наука, техника и образование. 2015. № 1 (7). С. 45-48.
29. Климкина Ю.А. Правовое воспитание как средство профилактики правонарушений среди несовершеннолетних лиц // Academy. 2016. № 9 (12).
С. 17-18.
30. Колесниченко Т.И. Правовое образование как фактор профилактики правонарушений несовершеннолетних // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-3. С. 83-86.
31. Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.
32. Красноярский край в списке лидеров по подростковой преступности.
Красноярский краевой медиа-портал «Столица 24». [Электронный ресурс]. URL: http://stolitca24.ru/news/krasnoyarskiy-kray-v-spiske-liderov-po-
podrostkovoy-prestupnosti/ (дата обращения: 27.03.2017).
33. Курчатова Д.А., Королева Э.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как социальная проблема // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 29. С. 81-85.
34. Леонтьева Т.И., Лукоянова Э.Р. Модель взаимодействия институтов гражданского общества, семьи и субъектов профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних через формирование служб медиации // Сборник статей международных научных конференций: сборник докладов студентов, аспирантов и профессорско- преподавательского состава по результатам научных конференции. 2016. С. 466-469.
35. Мазеина Ю.В., Иванкова А.С. Ценность правового просвещения в системе профилактики правонарушений среди подростков // Вестник Шадринского гос. пед. ин-та: науч. журн. 2013. № 1. С. 214-218.
36. Мальцева Л.В. Преступность среди несовершеннолетних и ее предупреждение // Общество: Политика, экономика, право. 2011. № 4. С. 105.
37. Мангушева Р.М. Роль тренера-преподавателя в процессе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 287-289.
38. Масловская Е.В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в региональных учреждениях школьного образования // Молодежь России: проблемы и тенденции социально-правовой социализации: сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола. Верховный суд РФ; Северо-Западный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия». 2015. С. 121-126.
39. Марчук Ю.Н. Профилактика правонарушений среди
несовершеннолетних в образовательном учреждении // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы. Сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица: в 2-х частях. Уральский государственный педагогический университет. 2014. С. 123-128.
40. Медведева С.Н. К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних // Общество и право. 2013. № 2 (44). С. 129-132.
41. Мещеряков А.К. Патриотическое воспитание как элемент системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: материалы IX Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на-Кубани. 2016. С. 204-207.
42. Мирзагитова А.Л. Педагогические условия профилактики
правонарушений среди несовершеннолетних // Юридические и социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений
несовершеннолетних и молодежи: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 18-20.
43. Миталипов А.К. Педагогические пути предупреждения
правонарушений среди подростков // Известия Кыргызской академии образования. 2015. № 2 (34). С. 111-113.
44. Мозговая Т.П. Институционализация восстановительного подхода в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних: условия и перспективы // Наука и Мир. 2014. Т. 2. № 2 (6). С. 198-199.
45. Морозова Т.А. Проект по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних // Социальное проектирование: теория и практика: материалы VII заочной Международной научно-практической конференции. 2014. С. 234-243.
46. Мыльникова А.В. Современные подходы к профилактике правонарушений несовершеннолетних // Теория и практика социальной работы: история и современность: сборник научных трудов. Барнаул, 2016. С. 180-184.
47. Павлова К.Ю. Профилактика правонарушений в отношении несовершеннолетних как аспект устойчивого социального развития // Наука XXI века: тенденции и перспективы: сборник материалов международной научной конференции. Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора А.И. Барановского. 2014. С. 98-103.
48. Перфильева А.М., Поликашина О.В. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов, в рамках Недели науки на факультете правового и социально-педагогического образования ПГГПУ: в 2 томах. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; АНО Институт поддержки семейного воспитания. 2016. С. 38¬41.
49. Платонова К.В. Опытно-экспериментальная проверка организации
социально-педагогической профилактики правонарушений
несовершеннолетних // Проблемы теории и практики современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2016. С. 182-186.
50. Поликашина О.В. О роли образовательных организаций в профилактике правонарушений несовершеннолетних // Наука и школа. 2016. № 6. С. 41-46.
51. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: практическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе / авт.-сост. Л. Н. Смотрова, П. А. Шацков. Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. 80 с.
52. Профилактика делинквентности как формы отклоняющегося поведения несовершеннолетних: Методические рекомендации. М.: АСОУ, 2011. 32 с.
53. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. С. 25-29.
54. Соловьев А.Г. Оценка нарушений социально-педагогической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации // Наркология. 2012.
№ 17. С.40-44.
55. Сорокина И.Р., Глухов Д.Н. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательной среде // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 4. С. 35-37.
56. Фролов М.Н. Психолого-педагогическая профилактика
правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы / М.Н. Фролов // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 738-740.
57. Челышева И.Б. Психолого-педагогические характеристики
подросткового возраста // Научный поиск. 2012. № 2.5. С. 28-31.
58. Чернышова Л.В. К вопросу о профилактике правонарушений несовершеннолетних посредством формирования семейных ценностей // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. Материалы II Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции. Ответственный за выпуск М.Ю. Литвина; ФГБОУ ВПО "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет". 2015. С. 169-170.
59. Черторицкая О.Ю. Организация работы по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в
общеобразовательной организации // Вестник научных конференций. 2017. № 1-5 (17). С. 175-177.
60. Чудин Н.М., Шестакова С.Ю. Школа как инструмент решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. 2014. № 1. С. 427-436.
61. Шамсутдинова, Д.В., Гайфутдинова, А. М. Мониторинг негативных тенденций в поведении подростков и меры их профилактики и коррекции / Д.В. Шамсутдинова, А.М. Гайфутдинова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. [Электронный ресурс]. URL: www.science- education.ru/113-10876(дата обращения: 12.03.2017).
62. Шелег О.А. К вопросу о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // III Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии» Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2015. С. 177-179.
63. Шулятьева С.Б., Игнатьева Е.В., Лукашевич М.В., Кулеш И.С., Лакман Е.И., Малюкова М.А. Эффективные формы и методы работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних // Образование: традиции и инновации. Материалы XIII международной научно¬практической конференции. Ответственный редактор Н.В. Уварина. 2017. С. 190-192.