Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты профилактики травматизма в образовательной организации 5
1.1 Школьный травматизм, его виды и классификации 5
1.2 Анализ психолого-педагогических и анатомо-физиологических
особенностей шестиклассников 9
1.3 Роль педагога в соблюдении требований к безопасности проведения
занятия в школе и предупреждения травматизма 16
Глава II. Разработка и реализация в опытно-экспериментальной работе комплекса мер профилактики травматизма обучающихся 11-12 лет, занимающихся мини-футболом в школьной секции 24
2.1. Методы исследования и организация исследования 24
2.2. Анализ и результаты исследования 29
2.3 Разработка рекомендаций по предупреждению травм на занятиях по
мини-футболу 41
Заключение 50
Список использованных источников 51
Все большое внимание в нашей стране уделяется развитию детского и юношеского мини-футбола. Эта игра имеет существенное отличие от обычного футбола, прежде всего по правилам игры (размеры площадки, количество игроков, игровое время, размеры ворот, параметры мяча, отсутствие положения «вне игры» и т.д.), по структуре перемещений (разница в преодолении игрового пространства), а самое главное, в имеющейся возможности периодического выключения из процесса игры (многократная замена игроков). В связи с этим, энергообеспечение двигательной деятельности футболиста в процессе всей игры будет существенно отличаться от аналогичных «большого» футбола, что существенно меняет способ тренировки спортсменов, а также требует коррекции методических подходов при планировании и подготовке футбольных команд к соревнованиям.
При поиске методов и средств развития тренировочного процесса юных футболисток необходимо делать акцент ни только на развитие физических навыков, но и на способ выполнения различных техник. Не правильное постановка тренировочного процесса может привести к непоправимым травма, которые могут завершить карьерный путь спортсмена и сделать из него инвалида.
Профилактика травматизма в тренировочном процессе особенно важно при тренировке детей, полученные травмы во время занятий в юном возрасте, могут оказать негативное влияние на развитие детей в будущем.
На современном уровне развития спорта добиться высоких спортивных результатов возможно лишь при правильной организации учебно-тренировочного процесса.
Таким образом, при равных показателях всех видов подготовки, но без отсутствия правильной профилактике травматизма во время занятий в конечном итоге можно получить детей-инвалидов. Поэтому очень важно разработать комплекс мер профилактики травматизма обучающихся, для предотвращения тяжелых последствия.
Несмотря на значительное увеличение исследований в данной области, все более осознается противоречие между необходимостью профилактики школьного травматизма на уроках физической культуры и на занятиях в школьных физкультурных секциях, и неразработанностью системы педагогических профилактических воздействий по преодолению этих явлений.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы меры профилактики травматизма занимающихся мини-футболом обучающихся в школьной секции?
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность комплекса мер профилактики травматизма обучающихся 11-12 лет, занимающихся мини-футболом.
Объект исследования - процесс физического воспитания в образовательной организации.
Предмет исследования - процесс профилактики травматизма обучающихся 11-12 лет, занимающихся мини-футболом.
Гипотеза. Занятия обучающимися 11-12 лет мини-футболом в школе будут менее травматичными, если:
- будут созданы необходимые комфортные психолого-педагогические условия для школьников на занятиях мини-футболом;
- будут учтены поведенческие особенности младших подростков на занятиях мини-футболом;
- будет реализован комплекс мер по профилактике травматизма на занятиях обучающихся 11-12 лет мини-футболом в школе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ аспектов профилактики травматизма в образовательной организации.
2. Разработать и реализовать в опытно-экспериментальной работе комплекс мер профилактики травматизма обучающихся 11-12 лет, занимающихся мини-футболом.
3. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и доказать результативность разработанного комплекса мер профилактики травматизма обучающихся 11-12 лет, занимающихся мини-футболом.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение опыта, анализ продуктов деятельности учителей и обучающихся, педагогическое тестирование, самооценка, экспертная оценка); социологические (анкетирование, опрос);
статистические (ранжирование, шкалирование); методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2020 г.) - анализ научной литературы по теме исследования, который позволил сформулировать: цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования.
Второй этап исследования (сентябрь 2020 г. - май 2021 г.) разработка и экспериментальная проверка результативности комплекса мер профилактики травматизма обучающихся, занимающихся мини-футболом в школьной секции.
На третьем этапе (май 2021 г.) был проведён анализ полученных данных и составлены практические рекомендации.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ СШ № 7 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 35 обучающихся 6-ых классов.
Теоретическая значимость заключается в том, что наше исследование поможет обогатить методику построения занятий со школьниками по мини-футболу.
Практическая значимость нашей работы характеризуется тем, что предложенный в ней комплекс мер профилактики травматизма в процессе занятий с младшими подростками, занимающимися мини-футболом, может использоваться тренерами и педагогами по физической культуре в их практической деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ СШ № 7 г. Красноярска.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников (50 источников), 57 страниц.
Травмы - это для ребенка тяжелое испытание и психологического, и физического плана. Даже при благоприятном исходе тяжелая травма у многих детей и подростков отбивает желание заниматься физической культурой и спортом. Кроме того, 8-10% тяжелых травм заканчиваются потерей общей и спортивной трудоспособности, т.е. приводят к инвалидности.
Таким образом, проанализировав данные, полученные в ходе исследования, в своей практической деятельности трене секции по мини - футболу должен руководствоваться инструкциями по технике безопасности и осуществлять контроль за соблюдением правил по технике безопасности и инструкций по охране труда учащимися. Тренер несет ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников. В свою очередь, учащимся также следует соблюдать все установленные и известные им инструкции и правила по технике безопасности во избежание травматизма на занятиях.
1. Алиев Э.Г. Организационно-педагогическое управление развитием мини-футбола в школе // Ученые записки университета Лесгафта.- 2016. - №12.
2. Алиев Э.Г. Анализ процесса трансформации владельцев профессиональных мини-футбольных клубов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2016. - №11.
3. Алыпов А.Г., Савчук А.Н. Особенности личностного и физического развития детей на этапе ранней спортивной специализации // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2018. - №2 (44).
4. Бакшеева З.К., Вахрушев С.А., Зайцева М.С., Михалева Л.П., Румынина Г.И., Строгова Н.Е., Фадеев В.Г. Методические основы подготовки студентов КГПУ им. В.П. Астафьева к профессиональной педагогической деятельности. Педагогическая компонента педагогической практики (уровень бакалавриата): учебно-методическое пособие/сост.; под общ.ред. В.А. Адольфа; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П. Астафьева. - Изд. 2-е, доп.и перераб. - Красноярск, 2017. - 184 с.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
6. Бгуашев А.Б., Карягина Н.В., Иоакимиди Ю.А. Методические основы интеграции предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» в общеобразовательной школе // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №5 (84).
7. Беликова Е.В., Дедловская М.В. Развитие координационных способностей футболистов 8-10 лет в условиях школьной секции // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2018. - №3.
8. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 362 с.
9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - М., 2016. - 290 с.
10. Гайнуллин Т.Р., Красулина Н.А., Бережнова З.З. Спорт и физическая культура как система ценностной ориентации молодёжи // Мат. XIII Всеросс. науч.-прак. интернет-конф. «Молодёжь в современном мире: проблемы и перспективы», 27 мая-2 июня 2017 г. - Уфа, 2017. - С. 143-146.
11. Гринин А.В. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2020. - №1 (45).
12. Гурьев С.В. Комплекс учебных и учебно-методических изданий по физической культуре для общеобразовательных учреждений // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: материалы VII межрегиональной научно¬практической конференции с международным участием. - М., 2017. - С. 17¬24.
13. Даниленко О.В., Корнева И.Н. Этиология детского травматизма и его профилактика // Евразийский Союз Ученых. - 2016. - №2-1 (23).
14. Даянова А.Р., Румянцева Э.Р. Особенности адаптации спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата к физическим нагрузкам // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - №3. - Том 16. - С. 73-75.
15. Дедловская М.В., Кузнецова Е.Д. Развитие скоростных способностей у детей среднего школьного возраста, занимающихся в секции по футболу // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2018. - №3.
16. Дембо А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. - М.: ФиС, 2016. - 330 с.
17. Детский травматизм в России - более 3 млн случаев в год
[Электронный ресурс]. URL: ййр5://соп5иИ-сс1.ги/йод1/9627.й1ш1(дата
обращения 25.01.2021)
18. Дмитриева Л.И. Исследование эмоциональных отклонений у подростков зарубежными и отечественными психологами // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №7 (12).
19. Елагина Н.Л., Скиридова А.С. Особенности обучающихся среднего школьного возраста и их учёт при повышении уровня физической подготовленности // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - №37.
20. Загвязинский В.И., Манжелей И.В. Общая панорама педагогического исследования по проблемам физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 3-5.
21. Казин Э.М., Смышляев Д.В., Тушина Г.И. Взаимосвязь показателей физической подготовленности и психосоциальных характеристик у подростков, занимающихся спортом // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - №4 (40).
22. Карабанова О.Н., Бородулин П.С., Трескин М.Ю. Теоретические и методические основы инновационной деятельности в преподавании физической культуры // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-2.
23. Король В.В., Пашкова В.А., Копылов С.А. Методические основы профилактики школьного травматизма // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - №3 (80).
24. Король В.В. Современные проблемы профилактики травматизма у школьников // Наука-2020. - 2018. - №9 (25).
25. Кузнецов Р.Р. Эффективность начальной физической и технической подготовки детей, занимающихся мини-футболом // Вестник спортивной науки. - 2015. - №2.
26. Ледовская О.А., Малютина М.В. Формирование скоростных способностей футболистов средствами легкой атлетики // Вестник ОГУ. - 2018. - №6 (218).
27. Мамонова О.В. Новые педагогические подходы в физическом воспитании обучающихся с особыми образовательными потребностями // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 2. - С. 48 - 50.
28. Матвеева В.А., Волков А.Е., Москаленко И.С. Учёт половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом // Символ науки: международный научный журнал. - 2017. - № 6. - С. 146-149.
29. Намазов А.К., Скороходов А.А., Намазов К.А. Влияние половых и возрастных особенностей при занятиях физической культурой и спортом // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения.
- 2020. - №2.
30. Николаенко В.В. Система детско-юношеских соревнований в
футболе: реальность и перспективы // Наука и спорт: современные
тенденции. - 2016. - №2 (3).
31. Оплетин А.А., Пельменев В.К Гендерные особенности в процессе саморазвития личности на занятиях по физической культуре // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2017. - № 3 (41). - С. 173-178.
32. Полякова С.В. Профилактика дорожно-транспортного
травматизма детей в России и зарубежных странах // Вестник ННГУ. - 2018.
- №6.
33. Пьянзин А.И. Анализ публикаций журнала «Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта» (2006-2016 гг.) // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - №3.
34. Рылова Н.В., Жолинский А.В. Показатели физического развития и состояние здоровья детей, занимающихся спортом // ПМ. - 2017. - №10 (111).
35. Сайкина Е.Г. Фитнес-технологии: понятие, разработка и
специфические особенности // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 1. - С. 50- 53.
36. Сидорина Н.А., Кузнецова А.С., Хавыло А.В. Проактивный подход к проблеме формирования культуры личной безопасности // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - №12 (178).
37. Сидорова Е.З. Отечественный и зарубежный опыт обеспечения безопасности образовательной среды // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2018. - №4.
38. Солодовник Е.М. Травматизм на уроках физической культуры: особенности, причины, профилактика // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №2-1.
39. Сосновская Ю.Н., Маркина Э.В. Проблемные вопросы, связанные с мониторингом информационной среды как методом предупреждения детского травматизма // Вестник экономической безопасности. - 2019. - №2.
40. Терехов А.И. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №28.
41. Тренировки FitCurves [Электронный ресурс]ПКЕ:
https://fitcurves.org/ofitcurves/trenirovki/(дата обращения: 22.03.2021)
42. Трухачев В.И. Созидаем здоровое будущее // ТиПФК. - 2016. - №9.
43. Федеральный Закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. -http://docs.pravo. ru/document/view/693/51343363 (дата обращения:
20.03.2021)
44. Черкасов С.Н. Егиазарян К.А. Аттаева Л.Ж. Современное состояние проблемы травматизма // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2017. - №1. - С. 8-11.
45. Шашков Константин Александрович Интегративная программа физической и технической подготовки команды в мини-футбол // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2016. - №2.
46. Шивринская С.Е., Ольнова И.В. Программно-нормативные основы «Школы мяча» как формы организации внеучебной двигательной деятельности младших школьников // Инновационная наука. - 2016. - №11-2.
47. Щуров А.Г., Могельницкий А.С., Матвеев С.В., Постоловский В.Г., Херодинов Б.И. О психолого-педагогических аспектах предупреждения подросткового травматизма // Ученые записки университета Лесгафта. - 2020. - №3 (181).
48. Эркабаев Д.Э., Юсупов Д.С. Теория и методология обучения физической культуре // European science. - 2019. - №6 (48).
49. Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten im Schulsport. - Berlin, 2015. - Pp. 140-158.
50. Wazny Z. Zur Entwicklung koordinativer Fagigkeuten Kinderalter. - Medizina und sport. - 2016. - № 4-6. - Pp. 181-185.