Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТАФОРИЧЕСКИЕ СРАВНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА "СТРАХ" В СЕРИИ КНИГ С. КИНГА "ТЁМНАЯ БАШНЯ"

Работа №150108

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Метафорическое сравнение как изобразительное средство языка 7
1.1. Подходы к определению изучаемого феномена, его положение в системе изобразительно-выразительных средств 7
1.2. Структура, варианты, роль и отличительные особенности феномена 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Понятие концепта в лингвистике 19
2.1. Определение понятия "концепт", его структуры и основных характеристик 19
2.2. Средства выражения и типология концептов. Эмоциональный концепт . 27
Выводы по второй главе 35
Глава 3: Эмпирическое исследование образных сравнений 37
3.1. Определение роли и характерных особенностей применения метафорических сравнений при реализации авторского замысла 38
3.2. Классифицирование собранных данных 45
Выводы по третьей главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение 1: Список метафорических сравнений 61

В современном мире, переполненном авторскими посланиями и попытками воздействовать на личность, скрытыми в средствах массовой информации, фильмах и литературе, всё большую актуальность приобретает вопрос выделения, исследования и понимания изобразительно-выразительных средств. Метафоры и смежные с ними метафорические сравнения являются одними из наиболее распространённых и широко представленных видов выразительных средств, а, следовательно, теоретическое и практическое понимание данного феномена представляет собой необходимое условие для проведения лингвистического и стилистического анализа текста.
Помимо этого, актуальность данной дипломной работы проявляется в подробном изучении таких дискуссионных вопросов, как определение места метафорического сравнения в системе изобразительно-выразительных средств, трудности в их классификации и дифференциации и возможные смысловые и экспрессивные группы значений.
Данная дипломная работа также посвящена вопросам рассмотрения лингвистических концептов и метафорического сравнения как изобразительно-выразительного средства и средства реализации определенного концепта на примере отдельно взятого произведения. Данная тема становится всё более актуальной ввиду своей принадлежности к быстро развивающейся когнитивной лингвистике - направлению в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.
Актуальность исследования обусловлена и тем, что на данный момент при рассмотрении отдельно взятых концептов авторы научных работ проявляют тенденцию к изучению частотности непосредственной вербализации концепта или совокупности фразеологических единств, таких, как пословицы и поговорки, как средств реализации концепта.
Теоретической базой исследования послужили работы таких учёных, как Гальперин А.И., Знаменская Т.А., Кузнец М.Д., Скребнев Ю.М., Арнольд И.В., Ахманова О.С., Розенталь Д.Э., Кухаренко В.А., Томашевский Б.В., Щенько И.В., Карасик В.И., Аскольдов С.А., Маслова В.А., Прохоров Ю.Е., Воркачев С.Г., Залевская А.А., Слышкин Г.Г., Вежбицкая А., Апресян, Ю.Д., Попова З.Д., Стернин И.А. и других.
Цель работы - изучение особенностей метафорического сравнения как стилистического приёма и средства реализации концепта "страх" в английском языке на материале серии произведений одного автора.
Задачи:
1. Проанализировать теоретический материал по проблеме исследования;
2. Уточнить определение понятий "концепт" и "сравнение", определить особенности образного сравнения, включая его основные структурные варианты, а также особенности концепта;
3. Проанализировать аутентичный текстовый материал, собрав статистические данные, на базе которых сделать вывод о частотности феномена, его типологии и роли в авторской реализации концепта "страх".
Объектом исследования является сравнение как выразительное средство, а предметом - метафорические сравнения как средство реализации концепта "страх" в серии книг С. Кинга "Тёмная башня".
Новизна нашей работы заключается в исследовании реализации концепта не путём непосредственной вербализации либо отражения в пословицах и поговорках, а при помощи определенного изобразительно-выразительного средства.
Теоретической значимостью данного исследования может быть названо его потенциальное использование в последующих научных изысканиях, а также продолжение ряда научных работ.
Практической значимостью данного исследования может быть названа возможность дальнейшего использования в качестве базы для исследований по более узким аспектам данной темы, а также в качестве иллюстративного материала в будущей педагогической деятельности.
Материалом исследования является совокупность метафорических сравнений в отдельно взятой серии произведений....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С развитием возможностей для межкультурных коммуникаций и знакомства с иноязычной литературой как никогда актуальной становится проблема восприятия метафорических высказываний.
Именно поэтому целью нашей работы было проведение анализа темы метафорических сравнений как средства реализации отдельно взятого концепта на конкретном примере.
В ходе написания дипломной работы нами были подробно рассмотрены вопросы определения образного сравнения, его места в структуре изобразительно-выразительных средств, способов выражения в тексте и отличительных особенностей.
Тема сравнения включает в себя множество спорных вопросов, и выбранные нами для рассмотрения в данной работе - не исключение.
К примеру, учёные затрудняются определить положение сравнения в системе изобразительно-выразительных средств. Некоторые считают, что оно является тропом, то есть употреблением слова или выражения, при котором для явления подыскивается новое имя, употребляемое в переносном значении, которое может закрепиться за словом. Другие полагают, что это одна из разновидностей фигур речи, то есть способов организации высказывания. Но существует и третья группа лингвистов, утверждающих, что сравнение занимает промежуточное положение между этими явлениями, и именно эта точка зрения наиболее близка нам, поскольку отражает двойственную природу сравнения в его языковом и речевом вариантах.
Также подверглись изучению вопросы определения концепта, его структуры и основных характеристик, способов выражения и типологии. В результате активного развития когнитивной лингвистики и разностороннего осмысления понятия концепт исследователи пришли к пониманию, что под концептом подразумевается обобщённая совокупность различных видов ментальных явлений, выполняющих функцию структурирования знаний в человеческом сознании. Данные ментальные явления, являющиеся единицами мышления, могут значительно отличаться по своему содержанию и структуре.
Основными признаками концепта мы полагаем следующие: концепт должен существовать в сознании, находить своё отражение в языке на различных планах, испытывать приложение оценочных предикативов со стороны индивидов, являться когнитивно-обобщённой сущностью и обладать адаптивным потенциалом. В качестве основных критериев классификаций можно выделить содержательный признак, выраженность национального характера, степень распространенности, объективированность, абстрактность, значимость, тип взаимосвязей в концептосфере и предметная область.
При выполнении работы нами была изучена специальная литература, включающая научные статьи по рассматриваемым вопросам, учебники и словари, а также проведен анализ метафорических сравнений в контексте эмоционального концепта страх на примере серии Стивена Кинга "Тёмная башня".
Были выделены типы употреблённых авторских сравнений, разделённые на три классификации, раскрыты значения и индивидуальные особенности употребления авторских сравнений, а также определены особенности применения совокупности метафорических сравнений как средства реализации концепта страх.
Исследование показало, что метафорические сравнения занимают значимое место в системе экспрессивных средств, являются часто употребляемыми амплификациями и играют важную роль в осуществлении авторской апелляции к концепту страх.
В любом случае, данная работа заложила основу для дальнейших научных изысканий по близким вопросам.


1. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М., 2002.
2. Апресян, Ю.Д. Избранные труды. Т.2 Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю.Д. Апресян. - М., 1995.
3. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. - М., 1974.
4. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 384 с.
5. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под ред В.П. Нерознака. М., 1997.
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов: изд.2-е, стереотипное. Издательство "Советская энциклопедия", М.,-1969
7. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.
8. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2002.
9. Брандес М. П. Стилистика текста. Теоретический курс. М.: Прогресс-Традиция, ИНФВРА-М, 2004
10. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999.
11. Вежбицкая, А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики /А. Вежбицкая. - М.: Языки русской культуры, 2001.
12. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари,1996.
13. Воркачев С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. Волгоград, 2007.
14. Воркачев С. Счастье как лингвокультурный концепт. М, 2004
15. Гальперин А.И. Очерки по стилистике английского языка: Издательство литературы на иностранных языках, М., 1958 (сканирование, распознавание, вычитка - Куракин А. 2004г)...(60)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ