Введение 3
Глава 1 Модель «Перевёрнутый класс» как инновация в образовании 6
1.1 Содержательная характеристика модели «перевернутого класса» 6
1.2 Отличие урока по модели «Перевёрнутый класс» от традиционного урока 12
1.3 Требования к современному уроку иностранного языка 19
Выводы по Главе 1 23
Глава 2 Внедрение модели «Перевёрнутый класс» на уроках английского языка в 6 классе 25
2.1 Анализ актуальной ситуации 25
2.2. Результаты эксперимента по внедрению модели «Перевёрнутый класс» в 6 классе 29
Выводы по Главе 2 38
Выводы 39
Список литературы 44
Глоссарий 48
Приложение 1 51
Приложение 2 52
Приложение 3 53
Приложение 4 54
Приложение 5 55
Приложение 6 57
Приложение 7 58
Приложение 8 59
Приложение 9 61
Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от нее «шагать в ногу». Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса - и те, кто учит, и те, кто учится. Примером таких требований являются стандарты международного общества содействия технологиям в образовании.
Одной из главных тенденций образования сегодня становится индивидуализация, на которую нацелен стандарт ФГОС. Так как старая система представляет собой унифицированную подачу материала группе учеников, независимо от их умственных способностей, необходимость смены существующей системы образования становится понятной, если обратить внимание на научно доказанные факты, свидетельствующие о глубоких отличиях людей друг от друга. Также не последними здесь окажутся новые жизненные реалии и быстро меняющийся мир, в котором человеку предстоит развиваться и заниматься своим образованием в течение всей жизни, в отличие от догмы предыдущих лет «Одно образование — на всю жизнь». Исходя из этого, стоит обратить внимание на модель «Перевёрнутый класс», которая позволит сделать образовательную систему как можно более эффективной и персонализированной.
Сегодня школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель уже не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Теперь взамен пассивному прослушиванию информации, поступающей от учителя, и её репродуктивному воспроизведению возникла необходимость появления новой системы, которая могла бы увеличить количество усвоенного материала и улучшить его подачу. Поэтому и была предложена модель «Перевёрнутый класс» (далее — модель ПК), в которой классная и домашняя работа меняются местами.
Эта тема была выбрана потому, что модель ПК обратила на себя внимание своей новизной. Она появилась не так давно и, на мой взгляд, является достаточно современной и прогрессивной, особенно в нынешних реалиях, когда становится ясно, что образовательная система значительно устарела, и даже создание нового образовательного стандарта ФГОС в корне не изменило устоявшуюся среди учителей модель преподавания.
Актуальность этой дипломной работы заключается в том, что до сих пор создано крайне мало работ на эту тему, существует лишь небольшое количество статей, описывающих модель ПК, рассказы преподавателей на форумах, имеющих свой личный опыт работы по этой модели, а также статьи и книги от самих создателей модели ПК и опыт нескольких западных школ, внедривших эту систему преподавания в некоторых классах. В российском образовании эта модель ещё не распространена как явление, и только начинает делать шаги благодаря инициативным преподавателям.
Объект исследования — процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования — возможность внедрения модели
«Перевёрнутый класс» в обучение английскому языку на среднем этапе.
Цель исследования — теоретически обосновать использование модели «Перевёрнутый класс» в обучении иностранному языку и апробировать её на уроках английского языка в 6 классе.
Задачи исследования
1) Провести анализ научно-методической и учебной литературы, связанной с методами и средствами обучения по модели «Перевёрнутый класс» на уроках английского языка;
2) Раскрыть сущность образовательной модели «Перевёрнутый класс»;
3) Описать преимущества модели «Перевёрнутый класс» в свете требований ФГОС к современному уроку иностранного языка;
4) Проанализировать УМК по английскому языку на предмет наличия заданий для самостоятельной работы дома;
5) Провести педагогический эксперимент с внедрением этой модели на практике...
В данной дипломной работе в качестве объекта исследования рассматривался процесс обучения иностранному языку, в качестве предмета исследования выступало изучение возможности внедрения модели «Перевёрнутый класс» в обучение английскому языку на среднем этапе. Целью исследования было теоретическое обоснование использование модели ПК в обучении иностранному языку и её апробация на уроках английского языка в 6 классе.
В процессе написания работы был проведён анализ научно-методической и учебной литературы (см. Список литературы), связанной с методами и средствами обучения по модели «Перевёрнутый класс». В теоретической части была раскрыта сущность образовательной модели ПК и описаны её преимущества в свете требований ФГОС к современному уроку иностранного языка. В практической части работы был проведён анализ УМК по английскому языку и проведён педагогический эксперимент с внедрением модели ПК на практике.
Возникновение такой образовательной технологии, как модель ПК связано с необходимостью решения проблемы, как в ограниченный промежуток времени при ограниченных возможностях человека передать ученику увеличивающийся количественно и качественно объем знаний, умений, компетенций.
Модель «Перевёрнутый класс» имеет значительные отличия от традиционной системы преподавания. Но эти отличия можно считать преимуществом данной модели: роль учителя сменяется с активной на пассивную, но он по-прежнему продолжает руководить процессом обучения, становится фасилитатором, и лишь от его мастерства зависит организация учебного процесса и качество используемых методических материалов. Использование дистанционных образовательных технологий в обучении способствует установлению более доверительных отношений между преподавателем и обучающимися, ведь при таких условиях учитель может уделить внимание каждому ученику и побудить его к самостоятельному обучению и, таким образом, индивидуализации образования.
Однако внедрение модели ПК увеличивает количество работы для учителя. Это и поиск материалов, и временные затраты на переход к новой модели, и привыкание учащихся к новому виду обучения. Судя по опыту преподавателей, опробовавших преподавание по модели ПК, можно предположить, что со временем работа по новой системе войдёт в привычку и покажется проще, если выработать свой алгоритм преподавания и иметь большой багаж методических наработок.
У модели ПК имеется как ряд существенных преимуществ, так и свои недостатки. Однако при грамотном введении этой модели в использование на уроках, значение этих недостатков окажется не столь высоким, в противовес полученным результатам.
Одним из преимуществ обучения по модели ПК является возможность реализации требований стандарта ФГОС, которые были раскрыты в первой главе. В документе сформулирован как ряд общих требований к уроку, которые включают в себя подбор средств достижения результата адекватных поставленным целям, использование технологий, способствующих эффективному ведению урока, формирование УУД, формирование мотивации к изучению предмета иностранный язык. Эти требования были созданы для ведения урока по традиционной модели, однако модель ПК также помогает их реализовать, что соответствует современным стандартам обучения.
Проанализированный в процессе работы УМК Spotlight 6 был разработан для традиционных уроков английского языка, и не предусматривает большого количества самостоятельных заданий во время классного урока, поэтому преподавателю так или иначе придётся заняться поиском подходящих материалов для ведения урока по этой модели в сети интернет или разрабатывать их самому....
Нормативно-правовые акты, документы
1. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. - М.: Просвещение, 2012. - (Серия «Стандарты второго поколения»).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70188902/#block_108.
Литература на русском языке
3. Андреева Н.В. Шаг школы в смешанное обучение / Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. — Москва: Буки Веди, 2016.-280с.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. - 167 с.
5. Ваулина Ю. Е., Эванс В., УМК «Английский в фокусе» для 6 класса / Ю. Е. Ваулина, В. Эванс, Д. Дули, О. Е. Подоляко. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2013.
6. Жуков Т.М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. / Одаренный ребенок. - 2006. - № 1. - С. 46-51.
7. Ительсон Е.И. Условия эффективности методических приёмов / ж. «ИЯШ» № 6, 2012г., с.26
8. Казичева А.Е. Развитие умений метапредметного характера в процессе обучения английскому языку на переходном этапе из начальной школы в основную / ж. «ИЯШ» № 9, 2012г., с. 65
9. Макаренко А. С./ Педагогические воззрения / Трудрезервиздат, Москва, 1956 г. - С. 264
10. Никонова Н. Начинаем урок английского языка. / Издательство «Просвещение» «Иностранные языки». Журнал для учителя. Осень 2011, с. 22.
11. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006
12. Романов А. Н., Торопцов В. С., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения. / Юнити-Дана - 2000 - С. 304
13. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных подкастов / ж. «ИЯШ» № 9, 2012г., с. 71
14. Хуторской А. В. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 300 с.
15. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2006. - 304 с....(32)